- Разное

Арктические территории россии – Арктика без опасности — информационно-образовательный портал МЧС России

Перспектива освоения российской Арктики. Новая стратегия развития международного арктического региона

Арктика — прекрасный, полярный, суровый и очень богатый край. Это известно, не только в России, но и далеко за ее пределами. В Арктике можно обнаружить практически любой вид природных ресурсов, и добыча полезных ископаемых может вскоре пойти здесь небывалыми темпами. Грамотные стратегии деятельности помогут использовать многие преференции, которые готова сегодня предоставить Арктика. 

Под покровом льдов и арктических пустынь сосредоточено до 20% нефтяных и более половины газовых отечественных запасов, месторождения редких металлов, золота, угля и других полезных ископаемых. Арктика дает приют множеству редких и эндемичных животных, среди которых немало обитателей морских глубин, а также растений и насекомых. Она хранит запасы воды и других природных ресурсов, располагает огромным рекреационным потенциалом.

После перестройки и последовавшего за ней распада СССР благополучное поступательное развитие Арктики резко затормозилось. Исследовательские работы и наблюдения, получившие мощный импульс в советский период, были практически прекращены: было потеряно множество полярных станций, пришли в упадок порты и инфраструктура Северного морского пути, опустели населенные пункты. Однако сегодня происходит возрождение СМП, а современные стратегии, ориентированные на развитие Арктики, обещают этому суровому краю новые перспективы.

Дальнейшее развитие этих территорий обсуждаются в рамках Арктического совета — межправительственного форума циркумполярных государств, действующего с 1996 года. В состав Арктического совета входят восемь приарктических стран, некоторые другие государства принимают участие в деятельности Совета в качестве наблюдателей.

Огромную роль в дальнейшем развитии Арктики играет Северный морской путь — единственная магистраль, являющаяся связующим звеном для всех субарктических и арктических районов России. У СМП имеется ряд неоспоримых преимуществ перед другими транспортными маршрутами с востока на запад и с запада на восток. Если прокладывать маршрут по Северному морскому пути, дистанция между портами может оказаться в два раза короче. В связи с нападениями пиратов на грузовые суда в Аденском заливе, возросшими рисками при доставке грузов и растущими расходами судовладельцев на охрану, стали актуальны другие морские маршруты, среди которых Северный морской путь.

Российские исследования и работы на арктических территориях и СМП несколько опережают положение дел у соседей по этому региону, но для сохранения преимуществ нужны серьезные шаги, направленные на оптимизацию решений насущных задач. С этой целью в 2010 году был разработан план развития Арктической зоны России (включая будущее северной морской трассы) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Он рассматривает основные риски и угрозы, приоритетные направления развития, механизмы и этапы реализации поставленных задач:

  • обеспечение военной безопасности, защиты государственной границы (в том числе по Северному морскому пути) и сотрудничество с другими приарктическими государствами;
  • развитие транспортного сообщения, строительство дорог, развитие авиации.
  • развитие связи, спутниковых систем, сети Интернет;
  • стратегия решения экологических проблем;
  • сохранение образа жизни коренных народов и мест их традиционного проживания;
  • освоение минерально-сырьевых ресурсов региона;
  • развитие туризма, включая особенности путешествия по водам региона.
Стратегия совершенствования рисует достаточно благоприятные перспективы на будущее Арктики. На сегодняшний день можно говорить не только о возвращении интереса к арктическому региону, но и о реальных шагах, предпринимаемых для выполнения программы формирования арктических территорий:
• восстанавливаются полярные станции;
• возобновлено строительство портов;
• строятся новые ледоколы;
• разработана концепция создания контейнеровозов для круглогодичной навигации в условиях Северного морского пути;
• созданы заповедники и национальные парки, в том числе предлагающие туристические маршруты.

На этом пути пока еще немало проблем, но процесс катализируется растущим интересом к Арктике со стороны государства, бизнеса, науки и общества. Значительное внимание к проблемам развития региона связано с началом с глобального потепления. Дело в том, что местные акватории могут освобождаться ото льда на срок от одного до нескольких месяцев, а это, в свою очередь, открывает новые возможности для судоходства.

Увеличение срока безледного перемещения по Северному морскому пути позволит создать более выгодные условия для круглогодичного движения морского транспорта, не говоря уже о значительной деловой активности в этой части планеты.

Конечно, проблем на данном направлении немало:

• сложность проведения и защиты государственных границ в зоне Северного морского пути;

• суровые климатические условия Арктики;
• экологическое наследие советского периода: только за первый год работ по экологической реабилитации Арктики собрано порядка 5 тонн техногенных отходов, из них 4,5 тысячи — на островных территориях;
• сложность в транспортном обеспечении;
• неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальных объектов.

Следует отметить, что проблемы Арктики на сегодняшний день влияют на жизнь людей всего мира. Стратегия освоения этого региона должна быть разработана с учетом международных правовых норм по защите биоресурсов, единственной в своем роде экосистемы, уникального морского и сухопутного мира животных и растений.

В Госдуме еще только разработан проект закона «О Северном морском пути», которым подтверждается статус Севморпути как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации в арктической зоне, где базируются силы главного, Северного флота РФ, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности России. А между тем Арктика, с ее труднодоступными, но несметными богатствами и буферным положением между основными мировыми центрами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры. Проведенные здесь прежде морские границы все более настойчиво оспариваются. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Севморпуть, а для международного управления им создать трансарктический консорциум.

В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66о33″ с.ш.), площадь которого составляет 21 млн. кв. км. В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств — России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.

Арктика играет особую роль в глобальных процессах, определяющих климат Земли. Северный Ледовитый океан сильно влияет на циркуляцию воды в Мировом океане и движение воздушных масс. Поэтому слежение за изменениями циркуляции воды и воздуха здесь должно производиться постоянно.
Россия на протяжении своей истории (от новгородской вольницы и арктических походов поморов до покорителей Северного полюса) всегда стремилась на Север. Результатом этой многовековой деятельности стало освоение приполярной зоны на протяжении без малого половины (44 %) дуги Полярного круга, что приблизительно вдвое больше, чем у следующей за ней Канады. 85 % российского шельфа приходится именно на Арктику.

Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа — 47,3 трлн. куб. м, газового конденсата — 44 млрд. баррелей. Наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов, по оценкам, располагает Россия. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 % всех запасов Арктики. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа* интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн., т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км — это наиболее перспективные участки.

В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40 %), хрома и марганца (90 %), платиновых металлов (47 %), коренных алмазов (100 %), вермикулита (100 %), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50 %), флогопита (60-90 %). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из них 599 млрд. т – энергетических и более 81 млрд. т — коксующихся. Здесь же добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти.

Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. дол, причём две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов — 1,5-2 трлн. дол. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона.
Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции.

goarctic.ru

История освоения Арктики. Справка — РИА Новости, 15.04.2010

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже  в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. 

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири   от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию  в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.».

В 1826 г. Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912  г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912  г. судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай  Зубов  выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре  Россия стала лидером  в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию «Северный полюс 31» закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция «Северный полюс». 

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция «Северный полюс — 37». На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются  ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России),  Государственный Океанографический Институт (ГОИН),  Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия «Арктика-2007», целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

 

 

ria.ru

Подкомиссия ООН подтвердила принадлежность территорий по заявке России на шельф в Арктике — Международная панорама

МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Подкомиссия ООН в рамках рассмотрения российской заявки на расширение шельфа Арктики заявила о геологической принадлежности территорий, включенных в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России, Роснедра ожидают решение по заявке в рамках следующих двух-трех сессий. Об этом на коллегии Роснедр сообщил глава агентства Евгений Киселев.

«В рамках работ, которые выполнялись Роснедрами и Минприроды России в этом году, в частности, на сессиях подкомиссии ООН подготовлены материалы, которые позволят на 49-й сессии подкомиссии принять решение, которое является чрезвычайно важным для нас. Подкомиссия заявила о геологической принадлежности территорий, которые мы включаем в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента Российской Федерации. Это важнейшее заявление, которое в какой-то степени определяет успешность нашей заявки», — сказал Киселев.

Вместе с тем он добавил, что остаются технические вопросы, связанные с обоснованиями морфологии по конкретным элементам российской заявки. «Я полагаю, что в рамках последующих двух-трех сессий эти вопросы будут решены и мы добьемся положительного результата в этом направлении», — добавил глава Роснедр.

История вопроса

В январе первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов сообщал ТАСС, что Россия надеется, что ключевая позиция подкомиссии ООН по российской заявке на расширение шельфа Арктики будет сформирована на ближайшей сессии, которая завершится в марте, после чего потребуется ее защита уже перед комиссией ООН.

Россия в августе 2015 года направила в комиссию ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн кв. км.

В планах России — присоединение хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. По самым низким оценкам, это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд т условного топлива.

Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране.

На различные участки дна Северного Ледовитого океана также претендуют Норвегия, США, Канада и Дания. Интерес государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд т условного топлива, из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа на практически неизученных зонах шельфа очень высока.

На текущий момент заявку на расширение границ континентального шельфа Арктики, помимо России, подала только Дания.

tass.ru

Арктика | Журнал Популярная Механика

В августе 2015 года Российская Федерация подала в ООН новый вариант заявки на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. На этом основании страна может расширить ареал своего экономического приоритета над дополнительными акваториями и природными ресурсами их недр.

Однако вместе с Россией на «дополнительные» районы Северного Ледовитого океана претендуют и другие страны. Еще в декабре 2014 года заявку на расширение внешней границы шельфовой зоны подала Дания. Есть претензии у Канады, США, Норвегии и даже у стран, которые к берегам Ледовитого океана не выходят.

Север становится вожделенным призом, который может и принести огромные богатства, и осложнить жизнь новыми проблемами. При этом сама Арктика меняется столь стремительно, что планы и идеи, актуальные еще несколько лет назад, на глазах становятся бессмысленными. Поэтому прежде всего она нуждается в изучении и понимании.

Свои границы, континентальные шельфы, исключительные экономические зоны в Арктике имеют восемь государств: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия. Около 83 млрд баррелей (10 млрд т) сырой нефти — в основном близ побережья Аляски. Около 1550 млрд кубометров природного газа — в основном вдоль российской границы. Около 780 млрд тонн каменного угля, в том числе более 81 млрд тонн коксующегося угля.

Арктика: начало

Парадокс в том, что нет даже единого мнения, где именно начинаются границы арктической зоны. Казалось бы, логично считать такой границей Северный полярный круг, то есть 66-ю параллель. Однако она проходит по самому северу Европы, зато южная часть Гренландии, две трети Аляски и почти вся Чукотка расположены южнее нее и, получается, по этому критерию Арктикой считаться не могут.

Поэтому в 1950-х годах появилось предложение считать южной границей Арктики 60-ю северную параллель. Она проходит через Магадан, по югу Аляски, касается самой южной части Гренландии… Однако в Европе на этой параллели в ряд устроились такие города, как Берген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург… вряд ли их можно назвать полярными. Но если широтность не может считаться однозначным признаком принадлежности к арктической зоне, нам нужны дополнительные критерии, и один из них — средняя температура июля.

Удивительные города, в которых не живут люди

Удивительные города, в которых не живут люди

В Арктике температурный режим имеет особенное значение — так, низкие температуры ограничивают зону выращивания злаков и возможность вести привычное сельское хозяйство. Именно поэтому ряд американских и европейских ученых в те же 1950-е отнесли к Арктике почти треть Норвегии, Финляндии, Карелию, регионы вокруг Гудзонова залива в Канаде и большую часть Сибири. Однако июльская изотерма в +10°C извивается весьма прихотливо — в Тихом океане она огромным пузырем выдавливается на юг, вплоть до Алеутских островов.

Известны предложения по проведению границы Арктики по южному переходу тундры в лесотундру и тайгу — сегодня это несложно сделать, имея на руках снимки из космоса. Граница может учитывать и другие факторы: освещенность, погодный дискомфорт и т. п. — и вопрос о ней совсем не праздный. Он напрямую связан с оформлением льгот и надбавок, связанных с работой в особо сложных условиях, которые приняты у всех северных стран. В результате разные государства используют собственные критерии для проведения границ Арктики. Например, в России учитывается связь с Северным морским путем. Берег Ледовитого океана, без сомнения, уже Арктика.

Удивительные города, в которых не живут люди

Тревожные берега

Береговая линия Северного Ледовитого океана сформировалась, по геологическим масштабам, буквально «вчера». Этот океан — самый молодой на планете. Существует мнение, что его вообще можно считать продолжением Атлантического. Грандиозный Срединно-Атлантический хребет, начинаясь еще у Антарктиды, тянется прямо в Арктику, где разбивается на отдельные «ответвления», такие как хребет Гаккеля.

Ледовитый океан выделяется еще и тем, что имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают не менее 40% всей его площади. Со стороны Евразии он изрезан затопленными долинами рек — начиная от Северной Двины и Печоры на западе до Индигирки и Колымы на востоке, — которые уходят на глубину почти до 100 м. Видимо, в прошлом уровень Ледовитого океана был гораздо ниже, чем сейчас. Считается, что 5 млн лет назад он был мельче на целых 300 м, после чего резко набрал уровень и снова спадал уже позднее, около 11−12 тысяч лет назад, на 130 м.

Поэтому и многие низинные берега, и мелководье Ледовитого океана — это участки тундры, затопленные уже на веку человечества. Они сложены многолетнемерзлыми породами и отличаются крайней нестабильностью: чувствительны и к механическим воздействиям, и к изменению температурного режима. Их перспектива — таяние, которое будет сопровождаться активным выделением газов, в первую очередь метана.

Удивительные города, в которых не живут люди

Наследие ледниковья

Метан будет выделяться в основном при разрушении газогидратов — комплексов метана и воды. Они накапливались многие века в ходе медленного разложения органики на большой и холодной глубине, где давление превышает 25 атм., а температура не забирается выше нуля. После того как дно поднялось, какое-то время они еще сохраняли стабильность, но нагревание рано или поздно приводит к их распаду. Поэтому сегодня устойчивость берегов и прибрежных зон Ледовитого океана оказывается под большим вопросом.

Несколько лет назад выделения метана были замечены на дне Восточно-Сибирского шельфа. Исследования показали, что залегающие там газогидраты пребывают в «пограничном состоянии». Достаточно придонной воде нагреться менее чем на градус, как метан начнет выделяться в атмосферу гораздо интенсивнее. А ведь его «парниковый потенциал» оценивается в десятки раз выше, чем у углекислого газа.

По счастью, есть у Арктики и другие берега — надежные, скальные массивы — берега Скандинавии и Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки, острова Канады и Гренландия… Ну а самым противоречивым местом севера можно назвать Исландию, страну льда и огня, единственный крупный остров, через который проходит рифтовый хребет и который находится на двух тектонических плитах.

Удивительные города, в которых не живут люди

Сокровища севера

Сколько же в Арктике полезных ресурсов — например, углеводородов? Точных цифр нет ни у кого, и разброс в оценках значителен. Например, американские геологи предполагают, что за Полярным кругом (включая запасы шельфа и сухопутных месторождений) находится примерно 400 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 20% всех технически извлекаемых запасов.

Однако эти ресурсы арктической зоны распределены неравномерно. У берегов Аляски больше нефти, а вот у России — львиная доля северных запасов природного газа. Неудивительно, что мировым лидером в области добычи нефти на арктическом шельфе (в море Бофорта) являются США, а Россия только начала работы в Печорском море, на месторождении Приразломное. Зато на суше, в приполярной зоне Западной Сибири, успешно добываются и нефть, и газ — здесь вообще сосредоточено около 90% всей добычи природного газа в России и порядка 80% — нефти.

Кроме углеводородов, на шельфе (особенно в руслах затопленных долин древних рек) возможны обширные залежи твердых полезных ископаемых, включая такие вожделенные, как алмазы и золото. Вопрос в том, где территориально находятся эти месторождения, то есть кто и на каких основаниях может вести их разведку и разработку.

Удивительные города, в которых не живут люди

Трудности определений

Правовая принадлежность полезных ископаемых арктического шельфа определяется рядом международных конвенций. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, простирающиеся за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».

Почти строго геологическое определение, входящее в юридический документ, раскрывается пунктами 4−6 этой статьи, в которых описывается порядок установления подводной границы материков. Ключевыми являются измерения глубин, которые позволяют определить угол наклона и толщину материкового плато, уходящего к океанскому дну. Для проведения где-то новой границы мы должны доказать, что слой осадочных пород здесь, не прерываясь, связывается с нашим материком и что толщина его составляет не меньше 1% от расстояния до подножия склона.

Удивительные города, в которых не живут люди

Для получения детальных геологических данных требуются сложные исследования, включающие эхолокацию, подводное сейсмоакустическое профилирование, донный пробоотбор, опорное бурение… Именно нехватка таких данных и послужила раньше, в 2001 году, основанием для отвода первой российской заявки на изменение границ ее шельфа. Однако в нынешнем году ученые считают, что строгих доказательств собрано уже достаточно.

Подводный приз

Основные аргументы России заключаются в том, что хребты Ломоносова и Менделеева, равно как и поднятие Альфа и Чукотское, являются останками древней континентальной коры и имеют прямое «родство» с прилегающим шельфом. Но какой суше эти хребты роднее? Датчане и канадцы полагают, что хребет Ломоносова связан, скорее, с Гренландией (датчане) и Землей Элсмира (канадцы). Остается открытым и вопрос о наличии в нем крупных разломов — ведь границы шельфа прибрежных стран могут быть проведены только до них.

Впрочем, даже если доводы России будут приняты, это еще не означает конца игры. ООН не проводит границы: если специальная комиссия решит, что все доказательства российская сторона собрала и правильно оформила, она даст рекомендацию на проведение переговоров с соседними странами, которых также касается данный вопрос. Не исключено, что длиться они будут еще очень долго. Впрочем, сегодняшние конкуренты могут и пойти на неожиданные соглашения и альянсы: уж слишком много находится «посторонних», желающих прийти в Арктику.

Удивительные города, в которых не живут люди

В центральной части Ледовитого океана расположены глубоководные котловины, которые в принципе не могут оказаться в чьей-либо экономической зоне. Самые крупные из них — Канадская котловина, а также котловины Нансена, Амуденсена и Макарова, где глубины могут превышать 5 км. Здесь могут спокойно оперировать не только страны, имеющие выход к арктическому побережью, но и вообще кто угодно. Не случайно большую научно-исследовательскую работу разворачивает Китай, который приобрел ледокол и проводит собственные полярные экспедиции.

Цена шельфа

В том, что «надо идти на шельф», еще несколько лет назад не сомневался никто. Нефтяная сокровищница возбуждала умы не только северных стран — даже Индия, Китай, Япония, Корея и Сингапур грезили хотя бы субподрядным участием в неминуемом разделе «арктического пирога». Однако падение цен на нефть в 2014 году несколько охладило горячие головы.

Удивительные города, в которых не живут люди

«Технически извлекаемые» запасы — не значит коммерчески выгодные. При себестоимости нефти выше определенного уровня ее добыча становится просто нерентабельной. Если грунты морского дна слабые, газонасыщенные, а регион сейсмический, то себестоимость разработки такого месторождения взлетит просто до небес. Поэтому береговые месторождения выглядят не намного более надежным бизнесом. Пример такого удачного места — полуостров Ямал, который внедряется в Карское море и служит природной платформой для добычи газа.

Кстати, есть в этом регионе еще один малоизвестный резерв углеводородов — Баженовская свита. Это пачка древних отложений мощностью от 20 до 60 м, сформировавшихся на грани юрского периода, и это самые большие в мире запасы «сланцевой нефти». Известна Баженовская свита с конца 1960-х, хотя интереса долгое время не вызывала: вокруг было достаточно традиционных месторождений. Однако сланцевый бум в США заставил и Россию внимательнее отнестись к своим запасам, тем более расположенным так удачно, на уже освоенных территориях со всей необходимой инфраструктурой.

Удивительные города, в которых не живут люди

Прочие ценности

Освоение Арктики не обязательно связано с погоней за нефтью. Для некоторых стран север — это новый шанс снизить свою зависимость от углеводородов. Ведь здесь сосредоточены грандиозные запасы металлических руд — черных, цветных, редких, редкоземельных и драгоценных. Индий и платина, палладий и ниобий, хром, марганец, рений, вольфрам, молибден, литий, никель, медь — современным технологиям нужна вся таблица Менделеева, и в горах Приполярья все это есть. Исторически освоение полярных богатств началось в Северной Европе. Еще в середине XVII века на севере Швеции была обнаружена железная руда высочайшего качества. В конце XVII века горняки дошли и до Кольского полуострова, где начали добывать медную руду и серебро. А в 1868 году в долине реки Ивалойоки в Лапландии обнаружилось золото. Это дало старт «золотой лихорадке», за время которой сформировались традиции финских старателей. Именно они были в числе пионеров, которые несколько десятилетий спустя отправились на Клондайк.

Об огромных минеральных богатствах Кольского полуострова, Таймыра, Восточной Сибири российские геологи заговорили еще в начале ХХ века. Николай Урванцев, отправленный в устье Енисея искать месторождения угля, обнаружил платину, никель, медь — роскошный Норильский комплекс месторождений. В 1920-х Александр Ферсман открыл богатейшие залежи медно-никелевых руд и апатитов Кольского полуострова. Экспедиции Юрия Билибина и Валентина Цареградского подарили стране золото Колымы.

Удивительные города, в которых не живут люди

Совершенно уникальна группа месторождений Томтор восточнее Таймыра. Открытый еще в 1959 году массив долгое время не вызывал особого интереса, пока — в самом конце 1980-х — не стало ясно, что он скрывает настоящее богатство. Нибоий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, титан — Томтор стоит в ряду крупнейших рудоносных провинций мира.

Понемногу раскрывается и огромная кладовая Гренландии. Уже сегодня на острове эксплуатируются месторождения свинцово-цинковых руд Марморилийка, где залегает 10% всех мировых запасов этих металлов. Здесь добывают уран, хром, готовятся к разработке молибдена… Арктика — это огромные запасы ископаемых, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экономики нового типа и избавлении человечества от «нефтяной зависимости». Если, конечно, природа даст нам время.

Удивительные города, в которых не живут люди

Теплое будущее

Арктика играет огромную роль в нашей жизни, даже если сами мы этого не замечаем. В определенной степени это «кухня погоды»: взаимодействуя с воздушными потоками из субтропических широт, она формирует климат всего умеренного пояса. Именно отсюда с завидным постоянством спускаются на юг гигантские ледники, сметая все на своем пути…

При этом Арктика остается удивительно уязвимой. Изменение температуры всего на один-два градуса меняет здесь всё. В полярных областях «плюс-минус один» — это сохранение или исчезновение снега, льда, мерзлоты. Это жизнь или гибель для многих видов растений и животных, адаптированных эволюцией к обитанию на холоде. Природа Арктики крайне хрупка, связи ее экосистем сложны и плохо предсказуемы. Арктика во многом еще остается Terra Incognita. Где еще можно до сих пор совершать классические географические открытия? А ведь не далее как летом 2015 года российская экспедиция к архипелагам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли обнаружили девять островов размерами до 2 км, которых не было на самых современных картах, а один ранее известный залив оказался проливом… Похоже, мы еще долго будем корректировать карты севера и еще дольше — наносить значки новых месторождений полезных ископаемых.

Статья «Арктика раздоров и надежд» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2016).

www.popmech.ru

Проектный офис развития Арктики (ПОРА)

«Полярный индекс» – совместный проект Экспертного центра «ПОРА» и кафедры Экономики природопользования Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, направленный на максимально широкое распространение принципов устойчивого развития применительно к российской Арктике.

В рамках проекта составляется два связанных между собой, но при этом самостоятельных рейтинга устойчивого развития – регионов Арктической зоны РФ и компаний, работающих на этой территории.

В основе методики расчета рейтингов регионов и компаний лежит теория устойчивого развития, разработанная под эгидой ООН как универсальная модель развития человеческих сообществ – от отдельных территорий и предприятий до мира в целом.

В отличие от подавляющего большинства существующих рейтингов территорий и компаний, проект «Полярный индекс» методологически основан на «концепции триединого итога»: устойчивое развитие понимается как баланс его экономической, экологической и социальной составляющих.

Представленный в июне 2018 года «Полярный индекс. Компании» стал первым специализированным рейтингом устойчивого развития компаний, география деятельности которых затрагивает Арктическую зону России. В пятерку лидеров рейтинга вошли ПАО «Лукойл», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ», ПАО «Роснефть» и ПАО «АК «Алроса».

Во втором рейтинге проекта «Полярный индекс. Регионы» оценивается устойчивость развития всей российской Арктики на макроуровне. Объектом исследования являются регионы, полностью или частично входящие в состав Арктической зоны РФ. В пятерке лидеров рейтинга – Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Красноярский край.

4 декабря 2018 года состоялось заседание Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «ПОРА», на котором был представлен народный рейтинг устойчивого развития российской Арктики.

«Народный Полярный индекс» – это попытка получить обратную связь от жителей Арктики, узнать их собственную оценку качества жизни на российском Севере. 3600 респондентов просили оценить экономические, социальные и экологические аспекты их жизни, поделиться своими ожиданиями. Лидерами народного рейтинга стали Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий автономные округа.

Продолжением проекта может стать более глубокое социологическое исследование в арктических регионах, включающее в себя проведение фокус-групп. Это позволит выявить наиболее актуальные проблемы, волнующие жителей Севера России.

В конце 2018 года начат новый этап развития проекта, подразумевающий выход на международный уровень. Разработаны и представлены рейтинги «Полярный индекс Баренц-региона», в которых оценивается устойчивое развитие компаний и провинций четырех арктических государств. Отчет по рейтингам Баренц-региона представлен на русском и английском языке.

Баренцев Евро-Арктический регион или, сокращенно, Баренц-регион – самое большое по величине межрегиональное интеграционное объединение в Европе, в которое входят 13 административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции, расположенных вблизи Баренцева моря.

6 июня 2019 года был представлен второй ежегодный рейтинг «Полярный индекс. Компании» 2019 года. Новый рейтинг был расширен с 17 до 21 участника. В пятерку лидеров рейтинга вошли компании ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Новатэк».

При расчете рейтинга были учтены отзывы от представителей компаний, регионов, экспертного сообщества, полученные по итогам публикации пилотного рейтинга компаний 2018 года. Методология рейтинга обсуждалась на целом ряде научных и экспертных площадок. В частности, «Полярный индекс» был представлен на заседаниях дискуссионного клуба ПОРА, Клуба разработчиков рейтингов, на площадках Общественной палаты России, на Ломоносовских и Хачатуровских чтениях, а также во время отраслевых мероприятий и международных научных конференций.

По результатам дискуссии, в рейтинге 2019 года была полностью сохранена методика первого этапа расчета. В нем рассчитывается индекс устойчивого развития компаний на базе системы количественных показателей. Данные берутся из их публичной отчетности и являются строго объективными. При этом была увеличена точность второго, экспертного этапа. Был расширен круг экспертов с 51 до 88 человек с привлечением местных специалистов, представляющих все регионы Арктической зоны РФ.

Экспертный центр «ПОРА» и кафедра Экономики природопользования Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова готовы к открытому обсуждению методики подсчета среди экспертов, администраций регионов и других заинтересованных лиц.

Контактная информация:

+7 (495) 777 91 64

[email protected]

porarctic.ru

Об экспертном и общественном обсуждении Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года

Эксперты Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) провели 10 стратегических сессий во всех регионах Арктической зоны РФ. Свыше 400 региональных экспертов приняли участие в обсуждении. На цифровой платформе «Арктика 2035» было собрано более 650 предложений по развитию Арктики.

Избранный формат коммуникации с представителями органов власти, экспертным сообществом и широкой общественностью посредством стратегических сессий в регионах и создания интернет-платформы в рамках подготовки программного документа государственного уровня выявил значительный потенциал содержательного взаимодействия. Общественный запрос на подобный контакт с Правительством страны обусловлен необходимостью разрешения ряда системных проблем, учета местной специфики (как арктической, так и по каждому из регионов), стремлением граждан к деятельному участию в решении задач местного и федерального масштаба. Этот ресурс доброй воли и практического знания способен стать одной из опор в новую эпоху освоения Арктики.

В числе наиболее острых проблем Арктики стоит отметить следующие:
отток трудоспособного населения из АЗРФ и вымывание кадрового потенциала ее регионов, угроза перехода на вахтовый способ хозяйствования в Арктике;
деиндустриализация и сырьевая ориентация экономики АЗРФ, ее недостаточная диверсифицированность;
транспортные проблемы и необходимость восстановления значительной части путей сообщения различного типа, существовавших на конец 20-го века;
недостаточный уровень развития здравоохранения и его слабая доступность на удаленных территориях;
комплекс жилищных проблем, включая переселение на «большую землю», переселение из ветхого жилья, обеспечение жильем молодых семей, повышение уровня удобств имеющегося жилого фонда.

Важными темами являются также повышение уровня оплаты труда, вопросы пенсионного обеспечения, распространения льгот на молодых специалистов. Для коренных народов основополагающим положением является безусловное право на традиционное природопользование.

Существенное отличие готовящейся Стратегии от действующего документа в том, что новая Стратегия будет финансово обеспечена. Важными факторами для осмысления предложений и их учета в подготовке и реализации Стратегии являются не только перечень предложений, но и возможность построить на их основании иерархию значимости проектов для каждого региона. Выделение ключевых направлений и распределение этапности финансирования будут способствовать успешности шагов в развитии Арктики.

Каждый из арктических регионов требует запуска нескольких крупных проектов панарктического или местного значения. При условии, что мегапроект Северного морского пути и в более широком значении Северного морского транспортного коридора позволяет развивать либо имеющиеся, либо потенциальные компетенции и мощности в его интересах. Каждый из таких местных или межрегиональных проектов может стать центром притяжения целой системы бизнесов, социальной инфраструктуры, генерировать долгосрочные выгоды для своей и смежных территорий. У каждого из арктических регионов есть подобные проекты.

Например, для Мурманской области критически важна газификация региона, и строительство терминала СПГ позволяет рассчитывать на получение определенных объемов углеводородов для региона. Для арктической части Карелии перспективы заложены в модернизации порта Беломорск и создании на его базе одного из логистических центров в российской Западной Арктике. Архангельской области необходимо воссоздание на новом уровне кораблестроительной отрасли и подотрасли судоремонта с возможностями обслуживания иностранных судов, то есть экспорта ремонтных услуг. Для арктической Якутии и республики в целом строительство моста через Лену создаст широчайший спектр возможностей для развития как межрегионального, так и международного сотрудничества. При этом новые проекты должны играть свою роль в развитии всего региона и соседних северных территорий.

Проведенные стратегические сессии позволили не только обсудить актуальные проекты, но и выявили ряд скрытых возможностей, в том числе в реализации межрегиональных проектов. К примеру, завершение строительства автодороги Нарьян-Мар — Усинск — Печора — Ухта — Сыктывкар создаст новый уровень связанности не только для Ненецкого автономного округа и Республики Коми, но и обеспечит появление новой стратегической магистрали для всего Российского Севера. Уже начались работы по реконструкции железнодорожной ветки из Воркутинского района на Ямал как примыкающего объекта к Северному широтному ходу.

Многие проекты, отталкиваясь от потребностей развития Арктики, выводят на необходимость реализации общероссийских новаций. В числе таковых технологические нововведения и, можно сказать, «модернизационная волна». В стране должно произойти масштабное обновление основных фондов, должны появиться новые модели привычных самолетов малой авиации и судов речного флота, а также инновационные разработки — воздушные, водные и сухопутные беспилотники, специальная робототехника для ведения добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых, для городского хозяйства, для человеческого быта.

Достаточно таких примеров: в местной авиации пора заменить ветерана Ан-2 на новый двухмоторный самолет, разработки которого ведутся рядом авиаторов на свои средства; речному флоту необходимы обновленные суда, в том числе работающие на сжиженном природном газе. Это не говоря об оборудовании для разведки и добычи нефти и газа, а в последующем и газогидратов в высоких широтах. Задачи освоения Арктики способны придать импульс для научных и прикладных разработок. С опорой на этот системный спрос российская наука может выйти на новый уровень.

Объем и качество собранных в рамках стратегических сессий и работы платформы «Арктика 2035» предложений подчеркивают огромный интерес к арктическому региону со стороны всех жителей нашей страны. Север становится ключевым глобальным проектом развития России. Сегодня Арктике уже не нужно доказывать свою ценность и результативность. Открытия эпохи романтиков 1960—1970-х годов прошлого века создали базу развития страны более чем на полвека. Новая волна инвестиций призвана обеспечить нынешнее и будущие поколения как минимум до конца текущего столетия.

Будущее российской Арктики. Обобщенные рекомендации к Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года

Арктическая зона Российской Федерации — уникальное межрегиональное образование, располагающееся в границах разных федеральных округов и субъектов Федерации. Арктика крайне важна для российского государства как в качестве источника сырьевой мощи, так и в виде идеологического стержня нашего общества.

Развитие этого макрорегиона требует скоординированных усилий государства, бизнеса и общества: усилий государственного аппарата разного уровня, включая различные федеральные министерства и ведомства, а также региональные администрации; стараний государственных и частных компаний, работающих в Арктике; устремленности общественных организаций, нацеленных на улучшение условий жизни человека в Арктике. Именно внимание к качеству жизни человека в Арктике, или антропоцентричность, должно стать краеугольным камнем Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Повышение качества жизни наших соотечественников в Арктике до уровня общероссийского — наиважнейшая задача. Решение этой комплексной задачи позволит не только удержать население в Арктике, но и сформировать положительный миграционный поток в макрорегион. Арктика вступает не просто во вторую волну освоения. Вместо покорения ледяной пустыни российскому обществу предстоит обживать Север. Города, заложенные в предыдущие этапы развития Арктической зоны, необходимо всесторонне обустраивать.

Вместо экстенсивного периода развития российская Арктика требует перехода к периоду интенсивного развития. Такое развитие необходимо проводить на принципах устойчивого развития, которое включает в себя баланс экономического роста, развития социальных благ и сохранения достойной экологической обстановки. Устойчивое развитие ради будущих поколений россиян. Для достижения устойчивости важно дополнить парадигму развития Арктики как сырьевой базы страны курсом на продвижение инновационного, высокотехнологического, индустриального и креативного сегментов экономики.

Развитие Арктической зоны РФ наиболее эффективно в применении механизмов государственно-частного партнерства, когда все стороны получают искомый результат. В макрорегионе могут появляться крупные инфраструктурные проекты, города Арктики обретут новую жизнь, самые важные проблемы, такие как обеспеченность услугами здравоохранения, транспортная доступность и ветхое жилье, уйдут в прошлое. Также канут в небытие неравенства, которым подвержены жители Арктики, — цифровое неравенство, неравенство доступа к государственным услугам и информационное неравенство.

Развитие Арктики должно сопровождаться широкомасштабной информационной работой, направленной на формирование нового образа Арктической зоны РФ как внутри страны, так и за ее пределами. Именно российская Арктика должна стать примером и ориентиром по развитию северных территорий во всем мире. «Россия» и «Арктика» должны звучать вместе и звучать гордо! Международное сотрудничество в Арктике должно вестись на принципах добрососедства и общности стоящих вызовов, в решении которых у России главенствующая роль.

Арктика имеет огромное историко-культурное наследие, связанное с доблестной историей освоения территории российским государством и жизненным укладом представителей коренных малочисленных народов Севера. Как отмечал В. В. Путин: «Непреложным фактом является то обстоятельство, что умелое использование культурного наследия, сохранение его, без всякого сомнения, являются важнейшим фактором развития государства и его укрепления». Историко-культурное наследие является несырьевым драйвером развития экономики макрорегиона, которое сыграет важную роль в формировании структуры экономики и занятости территории, а также даст важный импульс к формированию любви к малой родине. Развитие туристской инфраструктуры и программа сохранения историко-культурного наследия должны стать магнитами Арктики.

Развитие Арктики требует новых технологий. Это ставит перед государством задачи по созданию полноценного комплекса арктических стандартов и ГОСТов, необходимых для повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции и услуг, оказываемых населению. Необходимо разработать методику применения таких стандартов как на национальном, так и на международном уровнях.

Развитие такого сложного макрорегиона, как Арктика, невозможно без особого подхода к администрированию всех процессов. Для этого важно провести совершенствование системы планирования и управления Арктической зоной РФ. Ей необходим единый координатор развития, которым является Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Именно Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года должна стать ориентиром для других ведомств, развивающих крупные проекты в регионе, включая Северный морской путь.

Северный морской путь должен послужить сильнейшим катализатором развития инфраструктуры прибрежных арктических территорий. Это позволит осуществить переход на качественно новый уровень системы мониторинга ледовой обстановки и климатических изменений в целом, а также даст импульс к развитию других областей. Это и возрождение авиационной промышленности, наращивание многофункциональных спутниковых систем, восстановление структуры локальных метеостанций, создание глобального информационно-аналитического центра, который позволит держать под контролем и оперативно реагировать на любые изменения и возможные угрозы безопасности государства.

Северный морской путь, самобытная культура народов Севера, уникальная природа, арктические продукты и диета — все это должно стать новыми общероссийскими брендами, характеризующими Арктику. Арктику как территорию жизни и развития. Пора по-новому жить, работать и отдыхать в Арктике.

Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА)

goarctic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *