Бахта (посёлок в Красноярском крае)
Географические координаты 62,27 Н -89,09 Е. Почтовый индекс 663245.
Зимовье Бахтинское, деревня Бахта, станок Бахта, поселок Бахта.
Дата основания – 1608 год. Существует и ныне в качестве поселка Бахта на межселенной территории Туруханского района.
Основание зимовья в устье реки Бахта – 1608 год.
В фонде «Енисейская губернская земская управа» КАКК, ф.904 опись 1 дело 40 листы 58-69, указано, что д. Бахта основана в 1745 году на правом берегу Енисея. Первый засельщик Сав.Андронов.
В Книге И.Пестова «Записки об Енисейской губернии» 1831 года «Дорога от Енисейска до Туруханска» есть таблица селений и зимовий с указанием почтовых верст по исчислению от Туруханской границы до Туруханска Енисейска между станциями – 33 и по сведениям туземных жителей -40 между Лебедевым и Новоселовым зимовьями находится
В Списке населенных пунктов Российской империи, изданном в Санкт-Петербурге в 1864 году по сведениям 1859 года в разделе П Туруханский край Енисейского округа на 1 (Верхнеимбатском) участке под номером 535 указан казенный станок Бахтинский с положением при реке Енисей на расстоянии 606 верст от окружного города (Енисейска), 478 верст от участка квартального (видимо, Туруханска), с числом домов 5, числом жителей 25 мужского пола и 27 женского.
В Кратком описании приходов Енисейской епархии сказано, что в деревне Бахта Верхнеимбатского прихода была часовня Петро-Павловская, построенная в 1872 году семьей местного крестьянина Хохлова. Петр Хохлов за постройку и украшение часовни получил благословение Синода.
В Списке населенных пунктов Енисейской губернии, Красноярск, Енисейское районное переселенческое управление, 1911 год, есть станок на реке Енисей Бахта Верхне-Инбацкого участка Туруханского края с числом дворов 10, числом душ мужского пола 46, женского -54, с расстоянием от Енисейска -604, от Туруханска – 486. Данные на 1903 год
В Кратком описании приходов Енисейской епархии, изданном в 1916 году, говорилось, что в Верхне-Инбатский Успенский приход, получивший свое начало в 1719 году, кроме с.Верхне-Инбатского входит 20 деревень, вверх по Енисею, деревня Бахта в 101 верстах. Все деревни заселены давно, лет 150-200 тому назад. По сведениям, полученным от местных старожилов, можно полагать, что жители деревень – потомки ссыльных из разных губерний и областей Европейской и Азиатской России.
По данным Архива Красноярского края, Ф.904. Оп.1, д.40, л.58-69, в 1917 году в деревне Бахте, расположенной на правом берегу Енисея, в 608 верстах от Енисейска и 448 верстах от Туруханска, проживал 131 человек (68 мужчин и 63 женщины). Была часовня.
В ведомости количества домашних животных оседлого населения Туруханского края в краевом архиве без указания года, Р-259, опись 1, дело 12, лист 9 указано хозяйств -16, лошадей-43, коров -32 оленей нет, собак – 31
По переписи 1926-27 годов, приведенной Г.Н.Тарасенковым в книге «Туруханский край. Экономический обзор с историческим очерком», К, 1930 г. станок Бахта находится на реке Енисей, входит в Туруханский район Туруханского края, между станками Мирное (Мирно) и Каменный (Новоселово) с числом хозяйств – 22, в нем душ обоего пола 145, находится от Туруханска на расстоянии 483 км, от Красноярска – 1110 км, в нем торговый пункт, школы, медицинского пункта, почты, радиостанции и телеграфа нет.
На конец 1932 года население станка Бахта составляло 270 человек, по данным отдела образования детей из них было от 4 до 7 лет – 29 человек, 8-12 лет – 21 человек, 12-15 лет – 16 человек. В Бахте существовала низшая школа (также она называлась однокомплектная школа 1 ступени), в ней обучалось в 1932 году 27 человек.
Деревня Бахта (622,7 км от Енисейска на север), правый берег, расположена на безлесом холме, верхняя сторона которого отделена от возвышенности разлогом небольшой речки. Другая сторона холма полого спускается к реке Бахта. Берег против середины деревни довольно приглубый и позволяет судам с осадкой до 1,5 м. приваливать к нему. (Лоция реки Енисей от Енисейска до Дудинки 1953 г, стр.249)
На 1 января 1954 года в Бахте проживает 243 человека. В Мирновский сельсовет входят станки Лебедь, Мирное, Бахта.
07.10.1966 решением Туруханского райисполкома переименованы: Баишенский сельсовет с центром Фарково в Фарковский с центром д.Фарково, Елогуйский с центром д.Келлог, в Келлогский с центром д.Келлог, Зыряновский с центром д.Сургутиха в Сургутихинский с центром с.Сургутиха, Мирновский с центром д.Баиха в Бахтинский (д.Бахта), Усть-Курейский (д.Серково) в Серковский (д.Серково), Сумароковский с (Бор) в Борский (п.Бор), Чапогиро-Эвенкийский (Совречка) в Совреченский (Совречка), Горошинско-Ангутинский в Горошинский.
По данным сборника РСФСР Административно-территоривальное деление на 1 июля 1968 года, в составе Туруханского района Бахтинский, Борский, Верещагинский, Верхнеимбатский, Вороговский, Горошихинский, Келлогский, Костинский, Серковский, Совреченеский, Сургутихинский, Туруханский и Фарковский сельские советы.
В Справочнике Красноярский край: административно-территориальное деление, по данным на 1 января 1972 года обозначен Бахтинский сельский Совет депутатов трудящихся Туруханского района с центром в деревне Бахта, расстояние до районного центра 502 км, до Красноярска 972 км и входящей в сельсовет деревней Лебедь с расстоянием до центра сельсовета 48 км, до Красноярска 924 км. Авиатраснспортом Туруханск-Бахта 405 км. По Енисею от устья реки до Бахты 1401 км, от Красноярска 1018 км.
По данным сборника Красноярский край: административно-территориальное деление по состоянию на 1 июля 1983 года в состава Бахтинского сельского Совета Туруханского района находятся деревня Бахта, центр, с расстоянием 502 км до районного центра, и 972 км до Красноярска, деревня Лебедь на расстоянии 48 км от цента сельсовета, и 924 км до Красноярска и поселок Мирное на расстоянии 30 км до центра сельсовета и 1002 км до Красноярска.
В 1983 центр Бахтинского сельсовета (+Лебедь, Мирное).
Законом Красноярского края 3 13-2925 от 28.01.2005 упразднено муниципальное образование Бахтинский сельский Совет.
Законом Красноярского края № 13-2925 от 28.01.2005 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» и по справочнику Красноярский край: муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения, 2007 года поселок Бахта находится в Туруханском районе на межселенной территории, его удалённость от районного центра 490 км.
По данным Госстатистики численность населения в Бахте на 01.01.2008 года –235 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года – 220 человек.
В поселке проживает Михаил Тарковский, прозаик, поэт (р. 1958). Книги «Замороженное время», «За пять лет до счастья», «Енисей, отпусти!», «Тойота-Креста». Работает охотником.
В 2008 году о поселке и его жителях режиссером Д.А. Васюковым (Москва) снят документальный четырех серийный фильм «Счастливые люди». Чтобы показать всю красоту и правду жизни бахтинцев, группа кинематографистов прожила с героями фильма целый год. Фильм получил национальную премию – Лавровую ветвь на российском кинофестивале неигрового кино: фильм победил в номинации “Лучший сериал, цикл документальных фильмов 2008 года”.
Поселок Бахта – одно из самых интересных мест на Енисее. Он расположен на песчаном берегу, причала в Бахте нет, но, несмотря на это, здесь останавливаются любые суда – земснаряд значительно углубил дно. У самой воды много рыбацких лодок, а рядом с ними – самодельные будки, в которых хранится нехитрое рыболовное снаряжение. Наверх ведет изрытая, с двумя глубокими колеями дорога.
В отвесном песчаном берегу множество круглых отверстий: это гнезда стрижей; сотни птиц кружат у обрыва; кажется, что это хаотическое, необдуманное, никому не нужное кружение; это мнение ошибочное – каждый стриж занят делом: ловит мошек и несет их своим птенцам. Загадка в другом: как стриж среди многих сотен отверстий безошибочно находит свое?
Шагаю по деревянному тротуару, и вижу только своих – с теплохода, как будто только они здесь живут! А где же местные жители? Их немного, и они все при деле: кто на сенокосе, кто на рыбалке, кто занят домашним хозяйством. Николай Кокухин, Апостольский рейс, из сборника «Сибирские владыки, том 3, Красноярск, 2006 год.
Фото Михаила Тарковского и администрации Туруханского района
Читайте также:
gapeenko.netТаежное село Бахта: «Счастливые люди»
Известный немецкий режиссёр Вернер Херцог снял документальный фильм «Счастливые люди» о жизни в русском таёжном селе. Съёмочная группа во главе с россиянином Дмитрием Васюковым прожила полтора года среди 300 отшельников, в основном старообрядцев. Немец верно подметил: русский человек счастлив тогда, когда он убежал от государства.
Бахта – это село в Красноярском крае, в 1400 км по Енисею от Красноярска. С начала XVII века начинает заселяться сначала беглыми русскими крепостными, потом русскими старообрядцами. Недалеко отсюда – а местность эта называется Туруханский край – отбывал ссылку Иосиф Сталин, всего в здешней тайге в ссылке и на каторге побывали свыше 100 членов различных левых партий.
Место для ссылки, и вправду, было выбрано идеально – бежать отсюда некуда, 8 месяцев в году – ледяная пустыня, до ближайшего населённого пункта 300 км, до железной дороги – больше 1 тыс. км.
(Каторжники в Туруханске, начала ХХ века)
Ощущение отшельничества, почти полной оторванности от жизни государства наложило отпечаток на здешних жителей: им нет никакого дела до того, что происходит вокруг. Даже во время Великой Отечественной отсюда не удалось набрать и треть призыва: мужики ушли в тайгу, якобы на долгую охоту, а военком из краевого центра, пару раз съездив в эту глушь впустую, бросил попытки забрить хоть кого-то для гибели на полях сражений.
Самым известным местным обитателем считается Михаил Тарковский – внук поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссёра Андрея Тарковского. Он переселился сюда в 1986 году, здесь Тарковский написал цикл стихов и рассказов.
Устройство жизни в Бахте подчинено охотничьему циклу. Тарковский так описывал его:
«Начало октября уходит на заготовку рыбы и привады. Рыба идет в пищу себе и собакам, а глухарь, рябчик, тетерев – ещё и на приваду для соболя. Большую часть зимы охотник проводит на промысле, остаток – дома, в поселке. Сено, хозяйство, поездка в Красноярск – пушнину сдать, а вернётся – уже весна. Конец апреля – поездка в тайгу по насту на снегоходе, май – весновка. Вскрытия Енисея, первой рыбы и утки ждут, как праздника. В июне охотник вновь на своем участке – рубит избушку, заготавливает дрова на зиму. В июле – покос. В августе – рыбалка. В сентябре – вновь подготовка к охоте».
Съёмочная группа Вернера Херцога увидела в здешней жизни последние остатки «натуральной счастливой жизни», сегодня почти утерянной европейской цивилизацией. «Счастливые люди» – это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так – счастливые люди. Потому что они действительно счастливые люди. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране» – пояснял сорежиссер фильма «Счастливые люди» Дмитрий Васюков.
Тайга и вольница быстро меняют человека. К примеру, столичный житель, выходец из богемной среды Михаил Тарковский в Бахте быстро стал старорежимным человеком. «У меня одна тема – русская, православная, историческая, патриотическая, как угодно можно называть, политика это или не политика. Остальное всё – по хрену. А новости какие-то мелкие совершенно не интересуют. Телевизор для меня – это 25-й кадр и зомбирование», — пояснял он.
(Писатель Михаил Тарковский в родной Бахте)
Вернер Херцога поразило царящее в старообрядческой деревне анархо-либертарианство: «Здесь нет правительства, налогов, полиции, социальных ограничений. Люди здесь живут в полной и абсолютной свободе».
Были и другие примеры, один из них – Старообрядческая республика Зуева, организованная на оккупированных немцами территориях в 1941 году. Бургомистром деревни Саскорки, расположенной в глухих лесах под Полоцком, в сентябре 1941 года был назначен пользовавшийся большим уважением среди населения старообрядец Михаил Евсеевич Зуев.
В 1930-х годах он два раза сидел в тюрьме за антисоветскую деятельность(5 и 3 года соответственно), и только в 1940 году вернулся из застенков НКВД в свою деревню. Два его сына тоже были арестованы НКВД за вооружённую борьбу против советской власти. Один сын в итоге погиб в сталинских лагерях, второму удалось в начале 1960-х уехать в Австралию.
(Вернер Херцог на съёмках фильма «Счастливые люди»)
М.Е.Зуев встречал сначала немцев с большой радостью и исполнял свои обязанности бургомистра с большим рвением, убеждая население всячески поддерживать своих освободителей. Деревня, в которой он жил, была расположена в лесной, болотистой местности, в стороне от всяких дорог, и немецкие части за всё время войны в неё ни разу не заходили. После выбора Зуева бургомистром жителями деревни, он сам ездил в Полоцк оформить своё назначение.
Так мирно и довольно спокойно жили около 3 тысяч старообрядцев до ноября 1941 года, пока осенью к ним в деревню не явилась группа людей, состоящая из 7 вооружённых человек. Группа эта объявила Зуеву, что они партизаны и что деревня обязана их содержать. Среди этих людей Зуев узнал одного жителя Полоцка, который был известен, как работник НКВД, замучивший в своё время немало честных людей.
(Житель Бухты)
Зуев поместил вновь прибывших в одну избу, снабдил их продовольствием, а сам пошёл советоваться со стариками, как быть. На совете старики приняли решение убить всех партизан, а оружие их спрятать.
Приобретя таким способом оружие, они почувствовали себя бодрей.
Скоро в деревню пришла новая группа вооружённых партизан и опять потребовала продовольствия. Зуев дал им его, но просил пришедших немедленно уйти. Партизаны, действительно, ушли, но явились на другой день, теперь требуя лошадей. Зуев вывел команду молодых старообрядцев с винтовками и прогнал их. На ночь он предусмотрительно выставил караулы и не пожалел об этом. Партизаны на этот раз явились в бОльшем числе, но, встреченные огнём, вынуждены были отступить.
В это время и в соседних, наиболее глухих и далёких деревнях, начали образовываться небольшие партизанские отряды, состоявшие из остатков истребительных отрядов, окруженцев, местных деревенских коммунистов – возглавляемые работниками НКВД.
Михаил Евсеевич вынужден был организовать в своей и двух соседних деревнях отряды самозащиты, придал им военный характер, вооружил винтовками, отнятыми у партизан. Ночами они выставляли караулы, и, в случае тревоги, быстро собирались у угрожаемого пункта, отбивая нападения партизан. Так продолжалось до конца декабря 1941 года. За это время у жителей республики было 15 стычек с партизанами.
Так бы и отсиживался Зуев в своей деревне, если бы боеприпасы не пришли к концу, что вынудило его в 20-х числах декабря 1941 года обратиться за помощью к полоцкому коменданту. Тот выслушал Зуева и ответил, что сам он не может решить этот вопрос и должен посоветоваться с начальством, почему и просит Зуева придти к нему ещё раз через неделю.
(Жители Бухты сплавляют брёвна)
Второе свидание Зуева с немцами состоялось через неделю, после Нового Года, когда Зуев был представлен немецкому генералу, командовавшему тылом армии. Генерал был хорошо знаком с русскими делами и знал, что старообрядцы являются ярыми противниками советской власти и крепко спаяны между собой, поэтому он согласился снабдить Зуева оружием (кроме автоматического), но объяснил, что делает это против принятых правил.
Через несколько дней Зуев получил 50 русских винтовок с достаточным количеством патронов. Одновременно Зуеву было сказано, чтобы ни в коем случае не рассказывал, от кого достал оружие.
Получив оружие, Зуев приступил к вооружению своих отрядов. Соседние деревни прислали к нему ходоков с просьбой взять и их под свою защиту, Зуев согласился, и стал, таким образом, расширять свои владения. В начале 1942 года он предпринял поход в отдаленные деревни, прогнал обосновавшихся там партизан и ввёл эти деревни в состав своей республики. К этому же времени начали появляться и перебежчики, – люди, случайно попавшие к партизанам, – которые просили Зуева взять их под своё покровительство.
К весне 1942 года Зуеву удалось ещё купить у венгерских вспомогательных частей 4 русских пулемёта.
Дисциплина в его отрядах была железная. За малые проступки провинившихся сурово наказывали и сажали в погреб на хлеб и на воду, а также пороли; за большие — расстреливали. Приговор по крупным делам вело собрание старообрядцев, состоявшее из старцев и уважаемых людей. Расстрельный приговор должны были вынести 2/3 состава вече.
(Михаил Тарковский спускает к воде долблёнку)
Несколько раз в течение зимы 1942-1943 годов ему удалось отбить нападения крупных партизанских отрядов и спасти от грабежа не только свою деревню, но и две соседних. Партизаны стали обходить район Зуева.
В мае 1942 года впервые в его деревню явился эстонский отряд полиции. Начальник отряда заявил Зуеву, что они ищут партизан и поэтому должны будут некоторое время прожить в его деревне. Зуев ответил эстонскому офицеру, что никаких партизан в районе нет.
А следовательно, и полиции здесь делать нечего. Пока дело ограничивалось словами, эстонец настаивал, но как только к дому подошел собственный отряд Зуева и Михаил Евсеевич решительно заявил, что применит силу, в случае, если полиция не уйдет – эстонцы подчинились и ушли.
Немецкий комендант Полоцка полковник фон Никиш, к которому Зуев на другой день явился с рапортом о происшедшем, просил Зуева взять рапорт обратно, обещая, что если СС, которому подчинялись полицейские отряды, предъявит претензию, то он, комендант, постарается дело уладить. Комендант всё больше начинал ценить Зуева, тем более что последний регулярно снабжал Полоцк дровами, сеном, молоком и дичью. В районе, которым управлял Зуев, царило полное спокойствие, и никаких хлопот он немцам не доставлял.
Партизаны, услышав о столкновении Зуева с эстонскими карателями, предложили ему помощь, но он категорически отказался.
Комендант Полоцка прислал к Зуеву офицера, предлагая ему приехать в Полоцк для переговоров. Зуев и на это предложение не согласился. Он заявил, что готов платить немцам установленный продовольственный налог, если они оставят в покое его район, и не будут вмешиваться в его дела. Немцы быстро согласились и к Зуеву больше не заглядывали.
Когда немцы оставили Полоцк, Зуев со своими людьми ушёл на Запад.
(Церковь в Бухте)
Все плакали, покидая родные места. На 4 подводах везли старинные книги. Через несколько часов их догнал комендант Полоцка, отступавший со своей комендатурой. Уйдя из окруженного Полоцка, они решили пробиваться к Зуеву, рассчитывая вместе с ним, хорошо знающим лес, выйти из окружения. После почти месячного похода Зуев вывел всех сначала в Польшу, а затем в Восточную Пруссию. Вместе с Зуевым ушло около 2 тысяч старообрядцев.
Пробыв некоторое время в Германии, Зуев отправился к Власову и, в конце концов, попал во 2-ю дивизию РОА.
Точно не известно, как закончилась судьба Михаила Евсеевича. По одним данным, он уехал из Франции в 1949-м году в Бразилию. По другим, сдался в апреле 1945-го англичанам, и после этого его след теряется.
Около 200 старообрядцев попали в зону советской эвакуации, были вывезены в СССР и получили сроки от 5 до 25 лет ГУЛАГа (вышли по амнистии в 1955-56 гг.).
Ещё около 1000 человек в 1946 году из Гамбурга уехали в Южную Америку. Треть из них затем при поддержке министра юстиции Роберта Кеннеди в 1960-м году уехали в Нью-Джерси.
По материалам источника: http://ttolk.ru/?p=16139
slavynka88.livejournal.com
Поселок Бахта — Интернет-энциклопедии Красноярского края
В 2013 г. в поселке Бахта при участии М. А. Тарковского был организован Музей таежных традиций — традиционных промыслов Сибири.
Поселок Бахта расположен на крутом берегу Енисея в месте его слияния с рекой Бахта, в Туруханском районе Красноярского края. Расстояние от Бахты до районного центра, села Туруханск, составляет 490 км, до Красноярска по Енисею — 1 400 км. Добраться до поселка можно по Енисею или на вертолете, а ближайшая к населенному пункту железнодорожная станция — город Лесосибирск.
Бахта относится к межселенной территории вместе с селами Бакланиха, Верещагино, Фарково, поселками Ангутиха, Келлог, Мадуйка, Советская Речка, Сухая Тунгуска, Татарск, Черноостровск, Янов Стан, Курейка и деревнями Горошиха, Канготово, Старотуруханск, Сургутиха, Мирное, Лебедь и Костино. По данным Всероссийской переписи 2010 г., в Бахте проживало 220 человек.
Первое упоминание о Бахте относится к 1608 г., когда в устье реки Бахта было заложено зимовье. Основано поселение в 1745 г., первым поселенцем был Сав Андронов. Поселок заселялся беглыми русскими крепостными и старообрядцами.
В 1950-х гг. сюда с Байкала завозился баргузинский соболь, который прижился в этих местах. В XX в. жившие в поселке охотники работали на государство: добывали пушнину, ягоду, рыбу, имели план и обеспечение под него — провиантом, заброской вертолетом.
В 2010 г. в поселке Бахта при участии М. А. Тарковского был построен храм во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских. В 2013 г. здесь был организован Музей таежных традиций — традиционных промыслов Сибири.
В настоящее время в поселке работают средняя школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, библиотека, метеостанция, хлебопекарня, почта, вертолетная площадка.
Градообразующее производственное предприятие одно: производственный участок Борского филиала «Туруханскэнерго». Основными занятиями населения по-прежнему являются охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов.
my.krskstate.ru
1989 км по Енисею на теплоходе. Часть 2: Енисейск-Ворогово-Бор-Бахта.
Енисейск. 413 км от Красноярска по Енисею.Енисейск — один из последних населенных пунктов к северу от Красноярска, до которого можно добраться по дороге. В далеком прошлом — главный город региона, культурный и экономический центр. Потерял свою значимость после назначения Красноярска центром Енисейской губернии в 1822 году. А после строительства железной дороги через Красноярск Енисейск и вовсе стал обычным провинциальным городком. Тем не менее за то время, пока город находился в рассвете, было построено множество объектов, ставших историческими и архитектурными памятниками. Город включен в список 115 исторических городов-памятников России, а в 2000 году исторический центр Енисейска включили еще и в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
За 30-40 минут стоянки судна удалось пробежаться по улице Ленина. Стало понятно, что Енисейск заслуживает отдельного вдумчивого изучения. К тому же дело было под самый вечер, солнце заходило, что отразилось и на фотографиях. В общем, во всей красе Енисейск увидеть не удалось.
Богоявленский собор. Был построен в 1712 году, разрушен в годы советской власти, сейчас, видимо, восстанавливается.
Бывшая читальня Баландина. Здесь была публичная библиотека.
Усадьба Замараева.
Здание мужской гимназии. Памятная табличка гласит, что 22 сентября 1913 года здесь выступал Фритьоф Нансен.
Улица Ленина.
Вывеска.
Дом купца Захарова.
Магазин Хнюнина и Коновалова.
Дом купца Бородкина.
Улица Бабкина.
Дом Дементьева.
Дом Баландина.
Ленин.
Мемориал.
Вход в парк с турникетом.
Определенно осталось желание еще раз побывать в этом городе, имея в запасе день-два. Очень хороший материал с фотографиями есть здесь (http://kraevushka.livejournal.com/121002.html), жаль, что я наткнулся на него уже после поездки.
Ворогово. 795 км от Красноярска по Енисею.
Село с численностью населения порядка 800-900 человек, что не мешает ему быть одним из самых больших населенных пунктов Туруханского района и центром сельсовета. В 1614 г. мангазейские казаки поставили здесь зимовье, а в 1636 г. по указу царя была основана деревня, названная по имени Ивана Ворогова — одного из первых ее жителей. Большинство населения живет тем, что дарит тайга, охотой и рыбной ловлей. В сравнении с другими селами района, Ворогово можно назвать «цивилизованным». Здесь и магазины, и клуб, и больница, и школа. И, даже, если правильно помню, сотовая связь до сюда добивает.
Причаливаем.
На палубе толпится любопытный народ.
На берегу нас ждал мини-рынок, организованный местными крестьянами — так они встречают каждый теплоход. Как мне сказал кто-то на борту: «Иди, купи что-нибудь, ведь для них это единственный способ заработать деньги.» Выбор невелик: молочные продукты, выпечка и рыба, зато все домашнее, без добавок и красителей. Меня предупреждали, что такие рынки будут еще по дороге, но ни в одном другом населенном пункте никто ничего больше так и не предлагал.
Засмущалась и испортила хороший кадр:
Соц-арт. Поддерживался когда-то культурный уровень.
В селе есть целое одно пластиковое окно.
Лучик солнца в темном царстве.
Промтовары.
Мемориал сделали из привозных материалов.
А детскую площадку из подручных.
Памятник культурного наследия.
Суровые мужики.
Когда уже настала пора возвращаться на судно, я заговорил с одним стариком. Он представился как Бакланов Евгений Михайлович, или Михалыч, или Уголовник старый. Он, поинтересовавшись не из газеты ли я случайно, порывался отвезти меня сфотографировать старые, разрушившиеся дома. Наверное он полагал, что если другие увидят снимки этих домов, то это вызовет общественный резонанс, и все узнают как тяжела жизнь в поселках.
Ворогово уже 370 лет. И все эти годы перемены обходят это место стороной.
Бор. 889 км от Красноярска по Енисею.
Бор — очень крупный по местным меркам населенный пункт. Жителей порядка 2,5 тысяч, имеется даже аэропорт. Поселок расположен в березовом лесу, на возвышенности. Тремя километрами ниже по течению Подкаменная Тунгуска впадает в Енисей.
Попасть в сам поселок не удалось (до него еще нужно идти), потому что с минуты на минуту должен был появиться скоростной катер из Красноярска и капитан объявил совсем короткую стоянку. Буквально несколько минут погулял на берегу, отмахиваясь от комариных туч.
Судя по всему отсюда качается вода в село.
Коровки:
Вот это типаж, так должен выглядеть настоящий купец:
А вот и альтернативный транспорт из Красноярска:
Бахта. 1023 км от Красноярска по Енисею.
Бахта — это крупный правый приток Енисея и одноименная деревня в устье этого притока.
На Енисее есть несколько полу-удачных поселков, у которых даже нет причала, но теплоход все равно делает возле них остановку. Обычно местные жители сами подплывают к теплоходу забрать своих, но иногда, как это произошло в Бахте, спускают лодку. Дело было в полночь, отдельные дома поселка еле проглядывались из темноты.
На Бахте очень хорошие условия для рыбалки, особенно на тайменя. Сюда даже возможно организовать тур (в интернете немало предложений).
31 июля — 3 августа 2010 г.
(Смотрим другие части рассказа об этой поездке.)
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.
vartumashvili.livejournal.com
Таёжное село Бахта: Счастливые люди
Известный немецкий режиссёр Вернер Херцог снял документальный фильм «Счастливые люди» о жизни в русском таёжном селе. Съёмочная группа во главе с россиянином Дмитрием Васюковым прожила полтора года среди 300 отшельников, в основном старообрядцев.Немец верно подметил: русский человек счастлив тогда, когда он убежал от государства, а в Бахте он нашёл модель анархо-либератарианского общества.
Бахта – это село в Красноярском крае, в 1400 км по Енисею от Красноярска. С начала XVII века начинает заселяться сначала беглыми русскими крепостными, потом русскими старообрядцами, скрывавшимися от романовского Молоха. Спустя век царизм проник и туда, и лучше ему ничего не пришло в голову, как сделать эти места ссылкой для политзаключённых. Недалеко отсюда – а местность эта называется Туруханский край – отбывал ссылку Иосиф Сталин, всего в здешней тайге в ссылке и на каторге побывали свыше 100 членов различных левых партий.
Место для ссылки, и вправду, было выбрано идеально – бежать отсюда некуда, 8 месяцев в году – ледяная пустыня, до ближайшего населённого пункта 300 км, до железной дороги – больше 1 тыс. км.
(Каторжники в Туруханске, начала ХХ века)
Ощущение отшельничества, почти полной оторванности от жизни государства наложило отпечаток на здешних жителей: им нет никакого дела до того, что происходит вокруг. Даже во время Великой Отечественной отсюда не удалось набрать и треть призыва: мужики ушли в тайгу, якобы на долгую охоту, а военком из краевого центра, пару раз съездив в эту глушь впустую, бросил попытки забрить хоть кого-то для гибели на полях сражений.
Самым известным местным обитателем считается Михаил Тарковский – внук поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссёра Андрея Тарковского. Он переселился сюда в 1986 году, здесь Тарковский написал цикл стихов и рассказов.
Устройство жизни в Бахте подчинено охотничьему циклу. Тарковский так описывал его:
«Начало октября уходит на заготовку рыбы и привады. Рыба идет в пищу себе и собакам, а глухарь, рябчик, тетерев – ещё и на приваду для соболя. Большую часть зимы охотник проводит на промысле, остаток – дома, в поселке. Сено, хозяйство, поездка в Красноярск – пушнину сдать, а вернётся – уже весна. Конец апреля – поездка в тайгу по насту на снегоходе, май – весновка. Вскрытия Енисея, первой рыбы и утки ждут, как праздника. В июне охотник вновь на своем участке – рубит избушку, заготавливает дрова на зиму. В июле – покос. В августе – рыбалка. В сентябре – вновь подготовка к охоте».
Съёмочная группа Вернера Херцога увидела в здешней жизни последние остатки «натуральной счастливой жизни», сегодня почти утерянной европейской цивилизацией. «Счастливые люди» – это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так – счастливые люди. Потому что они действительно счастливые люди. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране» – пояснял сорежиссер фильма «Счастливые люди» Дмитрий Васюков.
Тайга и вольница быстро меняют человека. К примеру, столичный житель, выходец из богемной среды Михаил Тарковский в Бахте быстро стал старорежимным человеком. «У меня одна тема – русская, православная, историческая, патриотическая, как угодно можно называть, политика это или не политика. Остальное всё – по хрену. А новости какие-то мелкие совершенно не интересуют. Телевизор для меня – это 25-й кадр и зомбирование», — пояснял он.
(Писатель Михаил Тарковский в родной Бахте)
Вернер Херцога поразило царящее в старообрядческой деревне анархо-либертарианство: «Здесь нет правительства, налогов, полиции, социальных ограничений. Люди здесь живут в полной и абсолютной свободе».
Блог Толкователя уже не раз писал, что анархизм – это природное состояние русского человека, наконец-то освобождённого от гнёта жестокого, колониального государства. Либералы же обычно рисуют русского как раба, а государственники всех мастей (от имперцев-царистов до сталинистов) – как расходный материал, бездушный винтик, чьё предназначение – тихо сгинуть, чтобы на его костях была воздвигнута Машина.
Третьего пути русскому не дают. Но как только наш человек освобождается от государственной машины, где попеременно (а чаще вместе) правят либералы и имперцы, он быстро выстраивает свой свободный мир. Блог Толкователя рассказывал о таких примерах: Желтугинская республика, краеведческий кружок анархиста Галкина в Гуслицах (см. сноски на оба текста внизу). Были и другие примеры, один из них – Старообрядческая республика Зуева, организованная на оккупированных немцами территориях в 1941 году.
(Вернер Херцог на съёмках фильма «Счастливые люди»)
Бургомистром деревни Саскорки, расположенной в глухих лесах под Полоцком, в сентябре 1941 года был назначен пользовавшийся большим уважением среди населения старообрядец Михаил Евсеевич Зуев.
В 1930-х годах он два раза сидел в тюрьме за антисоветскую деятельность(5 и 3 года соответственно), и только в 1940 году вернулся из застенков НКВД в свою деревню. Два его сына тоже были арестованы НКВД за вооружённую борьбу против советской власти. Один сын в итоге погиб в сталинских лагерях, второму удалось в начале 1960-х уехать в Австралию.
М.Е.Зуев встречал сначала немцев с большой радостью и исполнял свои обязанности бургомистра с большим рвением, убеждая население всячески поддерживать своих освободителей. Деревня, в которой он жил, была расположена в лесной, болотистой местности, в стороне от всяких дорог, и немецкие части за всё время войны в неё ни разу не заходили. После выбора Зуева бургомистром жителями деревни, он сам ездил в Полоцк оформить своё назначение.
Так мирно и довольно спокойно жили около 3 тысяч старообрядцев до ноября 1941 года, пока осенью к ним в деревню не явилась группа людей, состоящая из 7 вооружённых человек. Группа эта объявила Зуеву, что они партизаны и что деревня обязана их содержать. Среди этих людей Зуев узнал одного жителя Полоцка, который был известен, как работник НКВД, замучивший в своё время немало честных людей.
(Житель Бухты)
Зуев поместил вновь прибывших в одну избу, снабдил их продовольствием, а сам пошёл советоваться со стариками, как быть. На совете старики приняли решение убить всех партизан, а оружие их спрятать.
Приобретя таким способом оружие, они почувствовали себя бодрей.
Скоро в деревню пришла новая группа вооружённых партизан и опять потребовала продовольствия. Зуев дал им его, но просил пришедших немедленно уйти. Партизаны, действительно, ушли, но явились на другой день, теперь требуя лошадей. Зуев вывел команду молодых старообрядцев с винтовками и прогнал их. На ночь он предусмотрительно выставил караулы и не пожалел об этом. Партизаны на этот раз явились в бОльшем числе, но, встреченные огнём, вынуждены были отступить.
В это время и в соседних, наиболее глухих и далёких деревнях, начали образовываться небольшие партизанские отряды, состоявшие из остатков истребительных отрядов, окруженцев, местных деревенских коммунистов – возглавляемые работниками НКВД.
Михаил Евсеевич вынужден был организовать в своей и двух соседних деревнях отряды самозащиты, придал им военный характер, вооружил винтовками, отнятыми у партизан. Ночами они выставляли караулы, и, в случае тревоги, быстро собирались у угрожаемого пункта, отбивая нападения партизан. Так продолжалось до конца декабря 1941 года. За это время у жителей республики было 15 стычек с партизанами.
Так бы и отсиживался Зуев в своей деревне, если бы боеприпасы не пришли к концу, что вынудило его в 20-х числах декабря 1941 года обратиться за помощью к полоцкому коменданту. Тот выслушал Зуева и ответил, что сам он не может решить этот вопрос и должен посоветоваться с начальством, почему и просит Зуева придти к нему ещё раз через неделю.
(Жители Бухты сплавляют брёвна)
Второе свидание Зуева с немцами состоялось через неделю, после Нового Года, когда Зуев был представлен немецкому генералу, командовавшему тылом армии. Генерал был хорошо знаком с русскими делами и знал, что старообрядцы являются ярыми противниками советской власти и крепко спаяны между собой, поэтому он согласился снабдить Зуева оружием (кроме автоматического), но объяснил, что делает это против принятых правил.
Через несколько дней Зуев получил 50 русских винтовок с достаточным количеством патронов. Одновременно Зуеву было сказано, чтобы ни в коем случае не рассказывал, от кого достал оружие.
Получив оружие, Зуев приступил к вооружению своих отрядов. Соседние деревни прислали к нему ходоков с просьбой взять и их под свою защиту, Зуев согласился, и стал, таким образом, расширять свои владения. В начале 1942 года он предпринял поход в отдаленные деревни, прогнал обосновавшихся там партизан и ввёл эти деревни в состав своей республики. К этому же времени начали появляться и перебежчики, – люди, случайно попавшие к партизанам, – которые просили Зуева взять их под своё покровительство.
К весне 1942 года Зуеву удалось ещё купить у венгерских вспомогательных частей 4 русских пулемёта.
Дисциплина в его отрядах была железная. За малые проступки провинившихся сурово наказывали и сажали в погреб на хлеб и на воду, а также пороли; за большие — расстреливали. Приговор по крупным делам вело собрание старообрядцев, состоявшее из старцев и уважаемых людей. Расстрельный приговор должны были вынести 2/3 состава вече.
(Михаил Тарковский спускает к воде долблёнку)
Несколько раз в течение зимы 1942-1943 годов ему удалось отбить нападения крупных партизанских отрядов и спасти от грабежа не только свою деревню, но и две соседних. Партизаны стали обходить район Зуева.
В мае 1942 года впервые в его деревню явился эстонский отряд полиции. Начальник отряда заявил Зуеву, что они ищут партизан и поэтому должны будут некоторое время прожить в его деревне. Зуев ответил эстонскому офицеру, что никаких партизан в районе нет.
А следовательно, и полиции здесь делать нечего. Пока дело ограничивалось словами, эстонец настаивал, но как только к дому подошел собственный отряд Зуева и Михаил Евсеевич решительно заявил, что применит силу, в случае, если полиция не уйдет – эстонцы подчинились и ушли.
Немецкий комендант Полоцка полковник фон Никиш, к которому Зуев на другой день явился с рапортом о происшедшем, просил Зуева взять рапорт обратно, обещая, что если СС, которому подчинялись полицейские отряды, предъявит претензию, то он, комендант, постарается дело уладить. Комендант всё больше начинал ценить Зуева, тем более что последний регулярно снабжал Полоцк дровами, сеном, молоком и дичью. В районе, которым управлял Зуев, царило полное спокойствие, и никаких хлопот он немцам не доставлял.
Партизаны, услышав о столкновении Зуева с эстонскими карателями, предложили ему помощь, но он категорически отказался.
Комендант Полоцка прислал к Зуеву офицера, предлагая ему приехать в Полоцк для переговоров. Зуев и на это предложение не согласился. Он заявил, что готов платить немцам установленный продовольственный налог, если они оставят в покое его район, и не будут вмешиваться в его дела. Немцы быстро согласились и к Зуеву больше не заглядывали.
Когда немцы оставили Полоцк, Зуев со своими людьми ушёл на Запад.
(Церковь в Бухте)
Все плакали, покидая родные места. На 4 подводах везли старинные книги. Через несколько часов их догнал комендант Полоцка, отступавший со своей комендатурой. Уйдя из окруженного Полоцка, они решили пробиваться к Зуеву, рассчитывая вместе с ним, хорошо знающим лес, выйти из окружения. После почти месячного похода Зуев вывел всех сначала в Польшу, а затем в Восточную Пруссию. Вместе с Зуевым ушло около 2 тысяч старообрядцев.
Пробыв некоторое время в Германии, Зуев отправился к Власову и, в конце концов, попал во 2-ю дивизию РОА.
Точно не известно, как закончилась судьба Михаила Евсеевича. По одним данным, он уехал из Франции в 1949-м году в Бразилию. По другим, сдался в апреле 1945-го англичанам, и после этого его след теряется.
Около 200 старообрядцев попали в зону советской эвакуации, были вывезены в СССР и получили сроки от 5 до 25 лет ГУЛАГа (вышли по амнистии в 1955-56 гг.).
Ещё около 1000 человек в 1946 году из Гамбурга уехали в Южную Америку. Треть из них затем при поддержке министра юстиции Роберта Кеннеди в 1960-м году уехали в Нью-Джерси.
Похожей по устройству была и Республика Россоно – она создана в 1941-43 годах в лесах между Идрицей и Россонами красноармейцами-дезертирами, бывшими русскими карателями и полицаями,»с демократической формой правления, врагами которой были объявлены и немцы, и советская власть».
(цитируется по «Бобров в журнале «Возрождение» (Париж), 1949 год, №№11-12; бывший сотрудник Абвера Д.Каров, брошюра «Партизанское движение в СССР 1941-1944 гг.», Мюнхен, Институт изучения СССР, 1952 г.)
Кстати, сразу после окончания Великой Отечественной русское крестьянство жило надеждой на устройство новой жизни, люди верили, что они кровью наконец-то заслужили свободу. Сводки НКВД и МГБ в 1945-м полны таких донесений:
«В Америке, говорят, уже решили распустить все колхозы в СССР, Молотов поэтому и покинул конференцию в Сан-Франциско», – рассуждали колхозники Воронежской области. «Колхозы будут распущены в соответствии с требованиями Черчилля и Трумена», – вторили им крестьяне Ставрополья.
Информатор из Курской области докладывал наверх, что среди колхозников ходят разговоры о том, что «Англия и Америка предъявили нашему правительству ультиматум – или распустите колхозы, или пойдем на Россию войной; что в Сан-Франциско Молотов сначала было отказался ликвидировать колхозы, а потом вернулся и согласился; что американцы будут проверять с самолёта, верно ли, что колхозы распущены».
Никакой свободы, конечно, русские люди тогда не получили. Свобода в нашей стране, как показала история, может быть построена только в глухом углу – «без разрешения». «Счастливые люди» – это как раз про них, убежавших от государства и взявших власть в свои руки.
Источник: Блог Толкователяmosmonitor.ru
Древняя и юная Бахта — Gapeenko.net
Бахтинское зимовье на карте севера России появилось спустя год после Туруханского и Верхнеимбатского – в 1608 году. И это стало прекрасным поводом для современников отметить его четырехсотлетие. Поселок расположен на крутом берегу Енисея в месте его слияния с величавой горно-таежной речкой Бахтой. Основное занятие население – охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов.
Часть трудоспособного населения занята в жилищно-коммунальном хозяйстве, оставшаяся – на метеостанции, хлебопекарне, почте, вертолетной площадке и в бюджетной сфере – школе, детском саду, клубе, библиотеке, медпункте. Живет здесь около трехсот человек: бок о бок русские и кеты.
Возможно, что в скором времени в Бахте появится и уникальный историко-этнографический музей. Не один год школьники под руководством учителей и по инициативе своего односельчанина, известного писателя Михаила Тарковского собирали уникальные экспонаты. К примеру, чтобы сделать туес, надо знать в какое время и почему лучше добывать для него бересту. Чтобы не были утрачены шлифовавшиеся веками «хитрости» изготовления лыж, нарт или лодки- долбленки «ветки», надо секреты их создания обязательно передать подрастающему поколению.
Предметы охотничьего промысла и быта первых поселенцев, старинные монеты, кости мамонта, найденные в окрестностях поселка, документы и награды бахтинцев-участников Великой Отечественной войны стали экспонатами открывшегося пока в здании школы музея. Основу формирования коллекции положил уникальный камень с отверстием явно искусственного происхождения, найденный Михаилом Тарковским. Должно быть, он мог использоваться нашими предшественниками как якорь для рыболовной сети.
Долгое время экспонаты хранились в домах и подворьях, теперь стали, наконец, достоянием общественности. Коренной бахтинец, бывший охотник, ветеран Великой Отечественной войны Илья Афанасьевич Плотников передал в дар музею подвеску в виде культовой птицы. Такие гагары подвешивались к поясу шамана при проведении культовых обрядов. Любой краеведческий музей, пожалуй, мог бы позавидовать обилию предметов, связанных со старинными приемами добычи рыбы и зверя. Здесь и наряд охотника, и специальный пояс для хранения боеприпасов (патронташ), и, именуемое подмогой – приспособление для переноса тяжелой охотничьей утвари. Рядом затвор, копье, острога для ловли рыбы, подсадные деревянные утки для привлечения своих живых собратьев (профили).
Не менее интересны предметы быта, собранные не только в самой Бахте, но и в окрестных деревнях Мирное и Лебедь: утюги, прялка, сечка для рубки капусты, кованый колун, пила, лучковое сверло, скобель для выделки камуса (меха с оленьих копыт), оснастка для обручей и уторник – бондарный инструмент, с помощью которого изготавливается дно бочки.
Юные экскурсоводы Евгений Хохлов и Николай Гребенщиков с легкостью оперируя непривычными для дилентатов-посетителей терминами, рассказывают о процессе сбора охотника перед выходом в тайгу, или, к примеру, изготовлении туесов. Оказывается, не только сам туес, но и его крышку сделать совсем не просто – обратите внимание на способ крепления берестяной полоски для ручки. А «дерёво» – это специально заготовленные в апреле из прямослойного дерева самодельные доски для изготовления уникальных северных охотничьих лыж. Спустя месяцы уже летом после доведения рубанком до толщины в полсантиметра деревянная заготовка с загнутым под горячим паром верхом служит основой для широких легких и удобных лыж. Обтянутые оленьей шкурой они позволяют охотнику легко скользить по снежному насту.
Алина Хохлова, третья из экскурсоводов, со знанием дела рассказывает об этапах изготовления ветки – долбленой охотничьей лодки и наглядно демонстрирует, как из простого бревна появляется устойчивое и надежное средство передвижения охотника по воде.
На специальном стенде фотографии и фамилии тех, кто сражался за свободу и независимость нашей Родины против фашистов – бахтинцев и жителей покинутых уже близлежащих деревень Мирное и Лебедь.
Как самых дорогих гостей встречали ребята первыми посетителями ветеранов войны Илью Афанасьевича Плотникова и Анатолия Семеновича Хохлова, главу района Симону Григорьевну Юрченко. Гостям музея предлагается ознакомиться с творчеством участников литературного объединения «Ты талантлив» и поделками из дерева и соленого теста, служащего основой для ярких красочных картинок на деревенские темы.
Мне остается добавить, что вместе с Михаилом Тарковским организацией музея занималась преподаватель школы Галина Николаевна Гребенщикова, а творческим объединением школьников руководит учитель литературы Елена Ивановна Хохлова. В планах педагогов открыть Дом ремесел, научив ребят старинному промыслу изготовления туесов.
Приехавшая на празднование юбилея поселка и торжественное открытие школьного музея глава района Симона Юрченко пообещала, что музей переселится в отдельное здание, бревна для его сруба уже заготовлены и вскоре будут доставлены в поселок.
Хотели бы бахтинцы, чтобы у них была построена и православная церковь. А пока в поселке полным ходом идет телефонизация: специалисты «Северных телерадиокоммуникаций» должны установить в квартирах и учреждениях более сорока телефонов. «С их вводом, говорит ведущий работы туруханец Сергей Зубов, – появится не только телефонная связь между абонентами внутри поселка и по межгороду, но и надежное и быстрое соединение пользователей интернета».
Устойчивая телефонная связь – это не единственный подарок бахтинцам к юбилею. Словно в сказке, сюрпризы начались накануне празднования. У дебаркадера остановился теплоход «Александр Матросов» с российскими и зарубежными туристами. И сельчане приняли предложение гостей сыграть товарищеский матч по футболу, выйдя на спортивное поле в центре поселка в единой форме с гербом Туруханского района. При активной поддержке болельщиков обеих команд матч все-таки завершился победой бахтинцев 5:2. В награду победителям вручены сувениры и сделана совместная фотография на память.
А на следующее утро к берегу причалила сказочная яхта под парусами. Краткую остановку яхтсмены из Омска, следующие маршрутом до Диксона, сделали в Бахте, прокатив вдоль берега группу молодежи, оказавшейся в тот момент на берегу и приглашенную капитаном яхты Борисом Щербаковым.
Я уже упомянула, что в центре поселка напротив школы расположено спортивное поле с воротами для футбола, волейбольной и баскетбольной площадками. Младшей детворе накануне праздника работники отделения Борского филиала «Туруханскэнерго», возглавляет который Алексей Иванович Халимон, установили качели. Ребята из трудового отряда старшеклассников под руководством администратора села Владимира Хохлова рядом с клубом обустроили под открытым небом сцену, установили скамейки, сделали праздничную иллюминацию. В фойе клуба разместили выставки работ юных умельцев. А в актовом зале особенно много посетителей было у выставки, оформленной заместителем директора школы по воспитательной работе Ириной Хохловой, из ставших уже историческими фотографий из семейных альбомов.
Чтобы праздник удался, трудились от мала до велика: ведущие концерта красноярские студенты Илья Хохлов и Ольга Стаситите и участницы художественной самодеятельности, работники клуба и ребята из трудового отряда старшеклассников. Активное участие во всем принимал и писатель Михаил Тарковский, приехавший в поселок два десятилетия назад после окончания географического факультета Московского пединститута научным сотрудником биостанции. После ее закрытия он стал штатным охотником-промысловиком в госпромхозе, теперь уже охотником-арендатором. Михаил живет также как и односельчане – герои его повестей, рассказов, пишет прекрасные стихи и обещает, что непременно расскажет об уже ушедших из жизни сельчанах и своих современниках в готовящейся к изданию книге о людях Туруханского района.
Читайте также:
gapeenko.net
Бахта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бассейн ЕнисеяБахта́ — река восточной Сибири в Красноярском крае, правый приток Енисея[2]. В устье располагается одноимённый посёлок Бахта (в XIX веке имел название Бахтинский[3]).
Основные сведения
Длина 498 км[4], площадь бассейна 35,5 тыс. км²[4]. Протекает по Среднесибирскому плоскогорью, впадает в Енисей ниже по течению от впадения в него реки Подкаменная Тунгуска. Течёт в узкой долине среди тайги, имеет быстрое течение и порожистое русло. В низовьях судоходна.[5]
Питание снеговое и дождевое. Замерзает в середине октября, вскрывается в середине мая.[4]
Геологическое строение бассейна
В геологическом плане, бассейн р. Бахта, в основном приурочен к структуре Сибирской платформы — окраине Тунгусской синеклизы. И только небольшая его часть — собственно течение Бахты на протяжении 25 км до её устья находится в периферийной зоне Западно-Сибирской молодой плиты. Таким образом, особенностью рассматриваемой территории является принадлежность к двум крупным морфоструктурам: Сибирской платформе (Тунгусской синеклизе) и Западно-Сибирской плите.
Формирование Тунгусской синеклизы завершилось в триасовом периоде, с образованием трапповых формаций в конце палеозоя. Синеклиза выполнена туфолавовыми образованиями нижнего триаса, мощность которых в данном месте варьируется от 0,5 км до 2 км. В среднем мезозое и раннем кайнозое, охватывающих юрский, меловой и палеогеновый периоды, происходит оживлённое тектоническое движение, которое после затухло. В это время вся платформа была подвержена подъёму, что повлекло за собой компенсирующее погружение смежных областей и вдоль Енисея, по системе региональных разломов наблюдается опускание земной коры — образуется молодая Западно-Сибирская платформа. На территории, по которой протекает Бахта в своём нижнем течении, откладываются лагунные, дельтовые прибрежно-континентальные и аллювиальные отложения. В юре — раннем меле данная территория продолжает опускаться. А в позднем меле — палеогене происходит конечное формирование современного образа Сибири и рассматриваемой поверхности.
Геоморфология бассейна
Геоморфологическое районирование бассейна реки БахтаСогласно геоморфологическому районированию Воскресенского С. С., бассейн реки Бахта располагается в геоморфологической стране «равнины — плоскогорья и низменности Восточной Сибири», провинции Сибирское плоскогорье, области Североэвенкийское плато и делится на три района: Усть-Катангский (нижняя часть течения р. Бахта, начиная с её выхода на Западно-Сибирскую плиту вплоть до устья), Нижнетунгусский (северная центральная часть) и Бахтино-Учаминский (основная часть бассейна). Область Североэвенкийского плато является невысокой территорией — в пределах 3х рассматриваемых районов относительные высоты здесь не превышают 250 м, а средние абсолютные высоты — 700 м. Вся территория сложена отложениями тунгусской серии и траппами. Многочисленные трапповые плато, гряды различных размеров и некки (столбообразные тела, выполняющие жерла вулканов и состоящие из различных эруптивных материалов) образуют междуречья верхнего яруса (700—800 м). Междуречья же нижнего яруса (до 500 м) сложены пирокластами и осадочными породами. Во многих местах сохранились морены и флювиогляциальные отложения, а древние понижения они покрывают полностью. Усть-Катангский район — плато с наложенными формами ледниково-аккумулятивного седиментогенеза. Характер поверхности здесь сглажен ледниками и относительные высоты достигают только 120 м в своём максимуме. Район соответствует Западно-Сибирской плите и находится на самом низком гипсометрическом уровне рассматриваемой территории. Нижнетунгусский район представляет собой расчленённое плато. Сильное расчленение этой территории чётко отображается в показателях относительных высот — до 350 м, которые являются максимальными в бассейне Бахты. В плане абсолютных высот, район также является самым высоким в пределах бассейна р. Бахта: преобладающие абсолютные высоты здесь составляют 750 м. Район соответствует южной части Тунгусского плато, окраине территории, которая была подвержена в среднем мезозое — раннем кайнозое поднятию и входившая в Девонский вулканический пояс и после попавшая под воздействие активных эрозионно-денудационных процессов. Бахтино-Учаминский район представлен плато с формами препарирования секущими трапповыми телами. Относительные высоты хотя и достигают 250 м, но основным их порядком являются 150 м. Район соответствует зоне контакта Восточной платформы и Западно-Сибирской плиты, попавшей под воздействие пермского вулканизма, покрывшего эту территорию базальтами, диабазами и туфами, что в последующее время привело к формированию здесь трапповых формаций.
Отдельно стоит отметить наличие здесь своеобразных форм рельефа: карг и каменных мостовых. Обычно, говоря о водных наносах, выделяют три их типа: растворенные, влекомые и взвешенные, но, видимо, для этой территории целесообразно выделить четвёртый тип — ледовые. Причиной данного предположения является генезис данных форм рельефа. Карги представляют собой каменные косы, ориентация которых, соответствует направлению течения реки. Во время схождения ледостава лед начинает двигаться, и как бы сползать с берегов реки в воду. В это же время по пути движения происходит аккумуляция влекомого льдом обломочного материала, что и приводит к формированию вытянутых каменных кос, то есть карг. Каменные мостовые тоже являются следствием аккумуляции влекомого обломочного материала, накапливающегося на берегах рек во время таяния льда. Этот материал откладывается на поверхности поймы и затем во время следующего холодного сезона утрамбовывается новым слоем льда, делая поверхность поймы, похожей на мостовую.
Примечания
- ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 16. Ангаро-Енисейский район. Вып. 1. Енисей / под ред. Г. С. Карабаева. — Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 823 с.
- ↑ Не следует путать реку в Восточной Сибири с рекой Бахта́ в Чистопольском районе Татарстана.
- ↑ Енисейская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года / Маак Р.. — Центральный статистической комитет Министерства внутренних дел, 1864. — С. 28.
- ↑ 1 2 3 Бахта // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Большая Советская Энциклопедия // С.И.Вавилов II. — Москва: ПГК им.Молотова. — Т. 4 //Б — БЕРЕЗКО//. — С. 331.
Литература
Ссылки
Фильмография
wikipedia.green