- Разное

Дивногорье монастырь официальный сайт – Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь / Монастырский вестник

Содержание

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь / Монастырский вестник

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками. В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже — санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.

  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

  1. восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

  2. реставрация колокольни,
  3. восстановление братского корпуса,

  4. ремонт тракторов и автомобилей,

  5. ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

  6. хозяйственные нужды.

Реквизиты.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

ИНН 3614003288 КПП 361401001

р/сч. 40703810013160100132

Дополнительный офис №700

ЦЧБ ОАО «Сбербанк России»

к/с 30101810600000000681

БИК 042007681


monasterium.ru

Как добраться — Запланируйте визит

На автомобиле:

Воронеж — хутор Дивногорье
150 км, время в пути 2 — 2,5 часа.

Москва — хутор Дивногорье
650 км, время в пути 6-8 часов.

На электричке:

С 4 мая 2019 года прямые электрички в Дивногорье ходят каждую субботу. С вокзала Воронеж-1 электропоезд отправляется в 9.19, на о.п. Дивногорская, где расположен Свято-Успенский мужской монастырь, электричка прибывает в 11.33, а на о.п. 143 км, где находится музей-заповедник, — в 11.38.

Обратно электричка отправляется в 16.00 с о.п. 143 км, в 16.04 — с о.п. Дивногорская. На конечную станцию — вокзал Воронеж-1 — электропоезд прибывает в 18.20.

Если вы хотите отправиться в Дивногорье на электричке и попасть на организованную экскурсию, нужно оставлять свои заявки с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00 по телефонам: +7 (473) 265-16-58, +7 (473) 265-16-40 (доб.606). Подробности — на сайте перевозчика https://ppkch.ru/

В любое другое время добраться из Воронежа в Дивногорье на электричке можно с пересадкой в Лисках. Из Лисок в Дивногорье можно попасть на любой из электричек: «Лиски—Алексеевка» или «Лиски—Острогожск». Обратите внимание: нужно выйти на станции «Остановочная платформа 143 км». Время в пути: 30 минут.

Воронеж — Лиски

Лиски — Дивногорье

Дивногорье — Лиски

Лиски — Воронеж


Приведенное расписание актуально на 1 июля 2018 года. Расписание движения электричек до Дивногорья, актуальное на дату вашей поездки, рекомендуем уточнять в справочной ж/д вокзала или на сайте pass.rzd.ru.

На автобусе:

Через хутор Дивногорье проходит автобус «Лиски—Ковалево». Отправление от привокзальной площади города Лиски (перед ж/д вокзалом).
Время в пути: 1 час 30 минут.
Расписание движения автобуса рекомендуем уточнять в справочной автовокзала в Лисках.  

Схема проезда


Распечатать схему проезда

www.divnogor.ru

Большие Дивы — Архитектура

Пещерный комплекс в Больших Дивах с церковью Сицилийской иконы Божией Матери

Пещерный комплекс в Больших Дивах расположен в основании мелового останца-дивы. Комплекс имеет два яруса, объединенных лестничным переходом. Нижний ярус состоит из пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери и обводной галереи с рядом расширений, верхний — включает три помещения хозяйственно-жилого назначения. В галерее 8 расширений-камер — аркосолий, с небольшими киотами. Они могли использоваться для захоронений. Внутри и снаружи храм был украшен фресками, которые от влажности быстро пришли в плачевное состояние.

Первое документальное упоминание о пещере в Больших Дивах относится к 1831 г., когда здесь была обретена Сицилийская икона Божией Матери. Согласно же монастырскому преданию, задолго до этих событий пещерный храм был создан основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом. С 1856 г. комплекс находился в ведении Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Для присмотра за пещерами и обеспечения доступа к ним редких посетителей здесь была поставлена деревянная сторожка, где проживал монах. Тысячи паломников посещали Большие Дивы в XIX в. на праздник Успения. Интересно, что вплоть до начала 1930-х гг. здесь велись богослужения. В ХХ в. комплекс был сильно разрушен. Его реставрация началась с созданием музея-заповедника «Дивногорье». Общая протяженность комплекса 300 м. Посещение возможно только во время экскурсии.

Сицилийская икона Божией Матери

Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего происхождения. Впервые в русской иконографической традиции этот образ появляется в 1092 г. В Дивногорье икону принесли иноки Ксенофонт и Иоасаф. По преданию, икона сама вознеслась на меловой столб-диву, указав, что будет оберегать это святое место. Когда это было, предание умалчивает, возможно, в начале XVII в.

Лишь в 1831 г., когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры, Сицилийская Икона Божией Матери была «обретена» над входом в пещеру в Больших Дивах как чудотворная. 14 июля 1831 года считается днем «обретения» иконы. Древняя икона, к сожалению, не сохранилась, её возили по городам, и во время одной из поездок она была утеряна. Ещё в XIX в. с неё писались списки, один из них сейчас находится в церкви в Больших Дивах. Данный список писан на дереве и был покрыт металлическим окладом. В 2009 г. икона возвратилась в храм после реставрации. Считается, что Сицилийская Икона Божией Матери спасает людей от болезней и стихийных бедствий. Православная церковь отмечает праздник иконы 18 (5) февраля. Помимо «Сицилийской» икона имеет ещё два названия — «Исцелийская» и «Дивногорская», а списки её находятся также в Дивногорском Свято-Успенском монастыре, в Каменке, Россоши и других храмах.

www.divnogor.ru

Малые Дивы — Архитектура

История Дивногорского Свято-Успенского мужского монастыря

На территории Дивногорского мужского Свято-Успенского монастыря расположен пещерный комплекс в Малых Дивах. В комплекс входит пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи, обводная галерея с двумя часовнями и келейные помещения. Галерея, направленная в сторону наземных помещений, в настоящее время отрезана завалом. Из интересных мест стоит отметить «Голгофу» — участок галереи, где образ горы подчеркнут поднимающимися и спускающимися ступенями и символизирует место распятия Иисуса Христа. Комплекс упоминается в документах с 1653 г., хотя есть предположения и о более раннем его возникновении. Монастырь был основан в середине XVII в. выходцами с левобережной Украины во главе с игуменом Гурием. Период расцвета монастыря приходится на XIX в. Тогда в алтаре уже был дубовый престол, а иконостас был одноярусный, писанный на листовом железе. Над иконостасом была написана Тайная Вечеря. В 1858-1860-х гг. схимонах Марселий выкопал себе склеп внутри комплекса, где и был похоронен. В советское время здесь был дом отдыха, а позднее противотуберкулезный санаторий. Посещение пещер никак не регламентировалось, что привело к появлению многочисленных надписей. Комплекс отреставрирован лишь частично. Его общая протяженность — 351 м. Организацией экскурсий занимается братия Дивногорского монастыря.

Скальный комплекс хозяйственно-бытовых помещений в Малых Дивах

Один из живописных меловых столбов в Малых Дивах до сих пор называют звонницей или колокольней. Это название останец получил за свою форму, сохранившуюся после обвала монашеской кельи. Представить его первоначальную форму и назначение довольно сложно. Сохранившийся дверной проем, который отождествляют с «аркой звона» являлся входом на верхний ярус. Подъем к двери осуществлялся по приставной деревянной лестнице. Сразу за входом находилось первое небольшое помещение, из него через другой проем можно было выйти во второе помещение верхнего яруса. Возможно, здесь можно было не только жить, но и прятаться — в случае нападения можно было легко втянуть лестницу внутрь, а уходя из жилища надолго, спрятать ее. Первый ярус также состоял из двух помещений. Нигде в течение более чем 300 лет это скальное сооружение не упоминается целостным. Возможно, это древнейший пещерный памятник Дивногорья.

Подъем на скальный комплекс запрещен, так как опасен для жизни и может привести к обвалу и разрушению памятника.

www.divnogor.ru

Пещеры Придонья: Дивногорский Успенский монастырь: muph — LiveJournal

Местечко Дивногорье не в первый раз упоминается в моем блоге. Однако, в основном, в контексте описания района Больших Див, а вот Малые Дивы сегодня я покажу впервые. Ссылки на предыдущие фоторепортажи, как обычно, внизу поста.

Дело было зимой. В летний период в этих краях слишком много туристов и паломников. Во всяком случае для моего понимания комфорта. В общем, в компании с Жекой, по согласованию с администрацией музея-заповедника «Дивногорье», я приехал и снял виртуальный тур по церкви Сицилийской иконы Божией Матери. В процессе съемки завязалась душевная беседа с охранником музейного комплекса Николаем Степановичем. Я поинтересовался, а нельзя ли как-то устроить съёмку и в монастырских пещерах в Малых Дивах? Николай Степанович кому-то позвонил, а потом сообщил, что для этого нужно получить благословение самого настоятеля монастыря. Через 15 минут начинается вечерняя служба и мы можем попытаться успеть перед её началом перехватить отца Максима и попытаться получить разрешение и ключ от пещерного храма.


02. Времени до начала службы оставалось мало и Николай Степанович решил показать нам кратчайший путь до монастыря по грунтовым дорогам. Сел в свою «классику» и погнал так, что я еле успевал притапливать за ним. Доехав до максимально возможной для проезда на автомобиле точки, он попрощался с нами и сказал: «Я поехал обратно, а вам туда, вниз». Мы поблагодарили и пошли. Ну, как сказать пошли… Заскользили или типа того. Было бы снега побольше, можно было бы спуститься на пятой точке.

03. Постепенно выбрались на тропинку.
Время до начала службы оставалось впритык, поэтому мы почти бежали, щёлкая мимолётные кадры.

04. Вот она наша цель — пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Службы в ней не проводятся, поэтому пока пробегаем мимо дальше — к каменной соборной церкви Успения Божией Матери.

05. Архивное дореволюционное фото, снятое примерно с той же точки.

06. Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз — каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой — в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщает: «Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно,- толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проделаны в куполе, по образцу древних церквей.«

07. Но пророча храму долгое существование, автор ошибся. После революции, в 1918 году, как это тогда было принято, началось глобальное разорение монастыря. Газеты описывали это событие так: «Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей«. В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в Дону. Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), рассказывали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря утопили в Тихой Сосне (впадает в Дон неподалёку). Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери. Жечь «религиозный хлам» решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Что интересно, большевики всё же понимали красоту и необычность этого места и Дивногорская обитель не стала руинами или складом, как многие монастыри и церкви — чуть позже здесь разместили дом отдыха, а потом противотуберкулёзный санаторий.

08. Над входом в бывший монастырский двор висит портрет Максима Горького и написано: «Человек у нас имеет право на ученье, на отдых и на труд«. Справа от входа другой эпический лозунг: «Нас вырастил Сталин — на верность народа, на труд и на подвиг нас вдохновил

09. На фото, датируемом апрелем 1941 года, видно, что купол к этому времени был еще цел. Однако, в 1950-годы Успенский собор приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: «Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку«.

10. Таким образом, историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря РПЦ на восстановление соборного храма ушло несколько лет. Внутрь мы заходили, но не фотографировали, а на флешке нашелся лишь невнятный случайный кадр, сделанный в притворе, где мы ожидали настоятеля. Однако и он даёт представление о том, что по сути это уже не восстановленный храм, а типичный новодел. По крайне мере в том, что касается внутреннего убранства. Впрочем, конечно же, это лучше чем ничего, хотя адекватности реставрационных работ, проводимых здесь, начиная с 1992 года, я еще неоднократно коснусь ниже.

11. А сейчас, после разговора с отцом Максимом, вместе с сопровождающим нас послушником (или бельцом?) по имени Александр, мы отправляемся ко входу в пещерную церковь Рождества Ионна Предтечи. А раз уж мы уже немного углубились в исторические дебри, пока Александр пытается открыть замёрзший замок, я вкратце расскажу вам историю этой церкви. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. Чуть ли не в первые века христианства. В основном, эти гипотезы строятся на некоторых архитектурных особенностях пещер. Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною«. В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили первые пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.

12. В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца, которая позже сгорела и была заменена Успенским храмом. Далее, что касается наземных церквей монастыря, следует вернуться к описанию фото 06. Итак, 1653 год принято считать официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы.

13. В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянную стеною, воздвигнутой для защиты от татар«. В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.

14. Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице — адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши«. Говорят, что Пётр Первый стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами.

15. А по Дону шли к Азову русские корабли. Сейчас здесь довольно мелко, предупреждающих знаков почти не осталось, и отдельные баржи здесь могут провести только те бывалые капитаны речного флота, кто проработал здесь всю жизнь и знает фарватер не понаслышке.

16. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 году Дивногорский монастырь подлежал упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Однако в 1786 году Дивногорский монастырь был всё же закрыт, а его братия переведена в другие обители. В 1828 году последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Дело в том, что Коротоякский монастырь, находящийся неподалёку, каждый год затапливало половодьем с Дона и монастырь нёс крупные убытки и разрушения. В итоге, после сорокалетнего запустения обитель вновь восстанавливается, начинается бурная строительная деятельность, в результате которой и был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв. Между тем, в ходе ликвидации монастыря в 1786 году исчезла икона Божьей Матери, которую якобы принесли с собой Ксенофонт и Иоасаф. Местное духовенство «вспомнило» о пропаже только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.

17. В основании же Дивы, а которой была обнаружена икона, нашли вход в пещеру, где позже была открыта ещё одна пещерная церковь, освящённую позже, естественно, в честь Сицилийской иконы Божьей Матери. С иконы же было сделано несколько списков. Один из них дошел до наших дней и сейчас является экспонатом храма в Больших Дивах. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Всё это, повторюсь, можно увидеть, посмотрев мой виртуальный тур.

18. К слову сказать, меловых останцов (див), когда-то было больше. Часть из них была уничтожена про строительстве железной дороги ещё в 19-м веке, а при расширении колеи в середине 20-го процесс был продолжен.

19.Современный вид примерно с той же точки.

20. Надо заметить, что отдыхающий в доме отдыха «Дивногорье» пролетариат Дивы любил.

21. Таких групповых фото сейчас уже не делают. Обратите внимание на позирующих в пустом оконном проёме девушек и представьте, сколько автографов было оставлено отдыхающими на стенах пещерного храма.

22. Но давайте уже, наконец, войдем внутрь и осмотримся. Мы видим следы явной реставрации и первое что бросается в глаза — стены и колоны в храме не меловые, а чем-то оштукатурены.

23. Давайте разбираться. Генплан музеефикации и функционального использования территории музея-заповедника «Дивногорье» 1991 года предусматривал несколько вариантов использования комплекса в Малых Дивах при условии обязательного вывода санатория из помещений бывшего монастыря. Существовавшая в то время турбаза «Шатрище» должна была быть включена в сферу инфраструктуры музея-заповедника для размещения целевых туристов, прибывающих на несколько дней. Естественно, архитектурные объекты предполагалось отреставрировать и музеефицировать, причем в планы музеефикации включались не только церкви в Больших и Малых Дивах, но также пещера «Ухо» неподалёку. К каждой из них должны были провести лестницы, оборудовать храмы освещением и благоустроить площадки перед входом. Но далеко не всем этим планам было суждено осуществиться. В 1992-1993 гг. специалистами Эстонского филиала института горного дела им. А.А. Скочинского по приглашению музея были сделаны опоры для восстановления двух утраченных восточных колонн пещерного храма во имя Рождества Иоанна Предтечи.

24. В 1996 году галерею расчистили от завалов, а в 1998-ом была проведена реставрация алтарной части, включая проход в него через южный вход. В ответ на обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 года комплекс Дивногорского монастыря был передан Воронежской епархии, а 25 декабря того же года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

25. Если вы внимательно смотрели на предыдущее фото, то наверняка увидели несколько круглых отверстий на стенах и потолке пещеры. Это анкера, установленные эстонскими специалистами для закрепления неустойчивых меловых блоков.

26. Такая же установка железобетонных анкеров с заделкой шайбы, хвостовика и гайки в специально выбуренные ниши была произведена ранее и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божьей Матери (еще раз отсылаю всех к просмотру виртуального тура). Чаще всего использовались анкера длиной 1,35 и 2,25 м. Только в узких ходах, где установка более длинных анкеров невозможна их длина составила 0,9 м.

27. Для заделки отверстий под анкера и ликвидации настенных надписей необходимо было разработать состав раствора и технологию его применения. В результате лабораторных исследований были исследованы 9 различных по составу растворов, в которые в различных пропорциях и соотношениях входили шпаклевка, цельное или снятое молоко, раствор обойного клея, мел, известь, песок, вода. Самыми прочными по сцеплению и соответствующими по цвету оказались составы, состоящие лишь из воды, гашеной извести, приготовленной из меловых отложений Дивногорья, и мела. И если в Больших Дивах мы сейчас наблюдаем гладкие белоснежные стены и потолок, то к большому сожалению, анкера и автографы посетителей на стенах церкви Рождества Иоанна Предтечи остались не заделаны.

28. В общем, в 2002 году пещерный храм в Малых Дивах все ещё находился в аварийном состоянии. Это касалось и интерьера, и кладки фасада храма, и входа, и скального массива над ними. Состояние интерьеров после проведенных противоаварийных мероприятий, связанных с укреплением ветхих участков массива анкерами, было стабильным. В центральной части храма была полностью утрачена северная пара столбов, а сохранившиеся южные столбы имели значительные утраты своего объема (фото 22). Отмеченные на обмерах 1992 года участки сводов, имитирующие крестовые своды в 2002 году уже практически не читались. Убранство и декорированная отделка помещения церкви были полностью утрачены.

29. Реставрационные работы проводились в 2002-2005 годах ЗАО «СП ВИПЛАСТ» под руководством главного инженера Г.А. Голышева и прораба А.Б. Шмелькина. Ясно, что отреставрированные и восстановленные внутри церкви колонны имеют в плане отклонения в размерах от проектных. По согласованию с заказчиком (РПЦ) была изменена и форма царских ворот и входов в боковые помещения (Обмерные чертежи, 2005).

30. В настоящее время, как снаружи, так и внутри, храм находится в неудовлетворительном состоянии. Комплекс реставрационных работ был выполнен без учета специфики мела. В связи с этим сегодня внутренний интерьер пещерного храма предстает перед посетителями в достаточно печальном виде. Наращенные и оштукатуренные колонны трескаются и осыпаются. Выложенная по инициативе настоятеля монастыря на меловой пол плитка выглядит инородно. Проведённые работы изменили характер интерьера, его объём, освещенность и циркуляцию воздуха.

31. Если обратили внимание на оконце, затянутое полиэтиленом на предыдущем фото клироса, то вот оно же с обратной стороны.

32. Для большего понимания устройства пещерной церкви прилагаю план-схему.
На ней хорошо видно, что раньше проход на правый клирос (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) был открытым.

33. Это что касается уже проделанных реставрационных работ.
В настоящее время монашеская братия занимается алтарём и понемногу расчищает завалы в галереях.

34. При этом сотрудники музея-заповедника всерьез озабочены такой инициативностью монахов. В прошлом году они самостоятельно установили маковку на одну из див и специалисты-геологи этим фактом были крайне недовольны из соображений безопасности.

35. При проведении реставрационных работ необходимо учитывать ошибки прошлого. По рекомендациям А.А. Гунько категорически не следует тампонировать все тектонические трещины, вскрытые галереями. Полный тампонаж приведет к нарушениям циркуляции воздуха в дальней части системы. Ряд трещин можно будет тампонировать только после проведения цикла микроклиматических исследований. Необходимо сохранить коренные архитектурные элементы в часовне и на стыковых участках галереи, ограничившись лишь очисткой от копоти. Одним из необходимых условий дальнейшего исследования храма является расчистка наклонной галереи «храм — трапезная» (на фото ниже слева). Возможно, там будут открыты неизвестные помещения.

36. Немного добавлю про устройство церкви. Вокруг храма (см. схему выше) вырублена галерея, которая начинается из южной стены в притворе и выходит в середину северного нефа. Ход состоит из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела, а в двух местах образуют шести и четырехгранную часовни. На фотографии потолок одной из них.

37. За алтарной частью расположена лестница, названная монахами «Голгофой».

38. Из галереи также можно попасть в просторное помещение, в котором читаются остатки дымохода. В него также ведет отдельный вход. Сегодня в ходу есть несколько мест пересечения трещин, в которых некоторые крупные блоки заклинены мелкими обломками мела. Для предотвращения обрушения их необходимо подпереть вертикальными стойками.

39. На этом рассказ о истории и современном состоянии пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи можно считать законченным. Но раз уж сегодня было много сказано о этапах реставрации, добавлю немного интересных и малоизвестных широкой общественности фактов о начальных этапах восстановительных работ и в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах (принадлежит музею-заповеднику). Данный храм был обезображен не столько временем, сколько человеком. Многочисленные неорганизованные посетители нанесли различные настенные надписи режущими инструментами. Интересно, что лишь несколько лет отделяет начало реставрационных работ от самого серьезного разрушения. В 1983 году двое семнадцатилетних отморозков из Острогожска подрубили опорную колонну фасада, в результате чего произошло его обрушение. Один из молодых людей погиб, а уникальный памятник утерял свой изначальный вид. А в июне-августе 1987 года группой спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова была установлена опора – металлическая ремонтина из двутаврового профиля № 34 для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом.

40. Именно спелеологами велись опасные работы на высоте. С.В. Никольский изготавливал металлические конструкции, О. Ичаловский занимался газосваркой. Так же здесь работали студенты из Липецка и Воронежа и школьники из Харькова и Орла. Значимую помощь оказал воронежский клуб «Турист». Помощь продуктами и стройматериалами оказывал колхоз «Дивногорье». Поскольку, как отмечалось выше, обрушилась правая часть фасада церкви и над входом образовался уступ в виде нависающего скального карниза, для создания надежной опоры под нависающей частью было необходимо восстановить боковую стену у центрального входа. Высота возводимой из специально вырезанных меловых блоков стены получилась 7,7 метра. С помощью таких же блоков нарастили объем колонн внутри храма. Далее, как описано выше, неустойчивые части мелового массива были закреплены анкерами, а их хвостовики с шайбой тщательно заделаны специальным раствором. Завершали реставрацию с 1993 по 1995 годы воронежские специалисты из ООО «Реставратор». В 2011 году международным проектом Cave Lighting был разработан и воплощен проект его художественного освещения и сопровождения экскурсий церковной музыкой. Об этом я подробно писал здесь. Таким образом, благодаря усилиям музея-заповедника «Дивногорье» пещерный комплекс в Больших Дивах сегодня является одним из наиболее популярных туристических и паломнических объектов Воронежской области. Если кто еще не был, настоятельно рекомендую.

По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.
Фотографиии: Андрей Кирнов, архив музея-заповедника «Дивногорье», личный архив С. Никольского, краеведческий раздел Большого Воронежского форума (bvf.ru)

Ещё про Дивногорье и окрестности:


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.


muph.livejournal.com

Музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области — Nice Places

Музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области

Попав в Дивногорье, что уютно расположилось в Лискинском районе Воронежской области у слияния Дона и реки Тихая Сосна, невольно воспроизводишь в памяти все когда-то прочтенные строки великих русских писателей и поэтов о величии и небывалой красоте земли русской.
Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием.

Воронежская область на всю Россию известна своим чудом. Дивногорье… Уже само название говорит о чем-то дивном, диковинном, чудесном, уникальном… Действительно, дивиться здесь есть чему. Само название этого изумительно красивого места обязано меловым столбам, сотворенным самой матушкой Природой. Именно за свой неповторимый вид и причудливые формы эти нерукотворные колонны в народе получили название «дивы».

История Дивногорья

Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием. Ибо такое гармоничное слияние уникальных природных памятников, неповторимой исторической ценности, памятников архитектуры нужно особо бережно сохранить для наших детей. Впервые упоминание о Дивногорьи и красоте этих мест встречается в путевых заметках Пимена – Московского митрополита, который в 1389 году направлялся по Дону в Константинополь.

В древние времена живописную местность Дивногорья заселяли алано-булгары, древние венгры, потомки сарматов. А само Дивногорье служило границей Хазарского каганата, о чем и ныне свидетельствуют построенные в 9-10 веках приграничные крепости на Дону. Летопись хазарских племен в здешних местах завершилась после нанесения смертельного удара в 965 году русским князем Святославом. Воспоминание о ходе той битвы красноречиво говорят развалины Маяцкого городища на семидесятиметровом возвышении над поймами рек Дона и Тихой Сосны.

#13#

Позднее, Дивногорье стали заселять славянские племена, давшие ему название «Дикое поле». Очарование высеченных самой Природой белых меловых «Див», соседство тёмного дремучего леса, двух полноводных рек-кормилиц, множество неизведанных тайников-пещер как магнитом притягивали к себе верующих, ищущих умиротворения и гармонии. По некоторым археологическим данным есть версия, что христианство в Дивногорьи существовало ещё до татаро-монгольского ига, а на территории Нижнего Дона – даже раньше Крещения Руси святым Владимиром, благодаря удобному сообщению водным путём с Грецией.

Храмы и монастыри на территории Дивногорья

Некоторое подтверждение данной версии дают православные предания о двух монахах-греках, бежавших из Сицилии от притеснений католиков и основавших на территории «Дикого поля» пещерный храм иконы Сицилийской Божией Матери, названный по иконе, которую они принесли с собой. Данную церковь, которая дала начало Дивногорскому монастырю, монахи вырыли вручную в меловом основании одной из шести уцелевших Больших Див.

#5#

Воронежским духовенством данный монастырь был признан лишь в 1856 году, а храм иконы Сицилийской Божией Матери был освящен позже, причем дважды – в 1862 году и 1903. Вход же в храм был оформлен крестом над меловым столпом и красивым киотом в стиле барокко, который можно увидеть и сейчас. Жемчужина этого храма – икона Сицилийской Божией Матери в середине XIX века была очень популярна у населения из-за вспыхнувшей в окрестных селах эпидемии холеры, которую, по преданию, остановила эта чудотворная икона. Позже, икона была украдена при отправке на реставрацию в Москву. Сейчас в святыне можно увидеть только лишь список (копию) этого стародавнего образа.

#16#

Есть в Дивногорье еще один православная достопримечательность – Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, на территории которого тоже есть пещерная церковь – храм Иоанна Предтечи. По некоторым историческим данным, монастырь этот основали в середине XVII века (1653 г.) несколько монахов во главе с игуменом Гурием. О том времени есть упоминание в Лицевом летописном своде в виде изображений пяти Малых Див с дверями храма и киотами над ними, а также из письма самого игумена Гурия царствующему тогда Алексею Михайловичу: «…построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».

#15#

Советская власть в 1924 году закрыла обитель, а в 1927 – весь монастырский комплекс стал санаторием для героев революции. За это время новыми хозяевами сжигались иконы, разворовывалась утварь и монастырское имущество, осквернялись пещеры. За все время существования Советского союза красивый исторический памятник использовался только как дом отдыха. И лишь в 1997 году территория и строения Дивногорского Успенского мужского монастыря были переданы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день все основные постройки монастырского комплекса действуют, полностью восстановлены и отреставрированы, только еще пещерные храмы находятся в процессе реставрации.

Дивногорье в нынешнее время

Современное Дивногорье – это уникальный музей, раскинувшийся под открытым небом и привлекающий все больше и больше туристов. Каждому гостю в этих красивейших местах можно найти занятие по душе. Именно тут неповторимая местность для новых исторических или архитектурных открытий, именно здесь активный отдых на лоне первозданной природы будет особенно запоминающимся и ярким, именно в Дивногорьи дышится так легко и непринужденно благодаря древним святым местам, очаровывающих и завораживающих своей многовековой историей, в конечном итоге, именно тут понимаешь всем сердцем как велика и многогранна русская история, как благодатна и ни с чем не сравнима Земля Русская.

#20#

Не упустите чудесного шанса побывать в этих прекрасных местах.

Метки:Природные объекты, Церкви и монастыри

www.nice-places.com

Полезная информация — Запланируйте визит

Собираясь в Дивногорье, помните, что музей-заповедник — это особая территория. Мир заповедной природы заслуживает заботы, любви и уважения. И сохранить его мы можем только вместе с вами.
• Ходите по тропе
В траве прячутся маленькие звери и букашки, гнезда птиц. Если случайно наступить на них, нарушится хрупкое естественное равновесие природной экосистемы. Также в траве водятся ядовитые змеи, чей укус способен нарушить хрупкое равновесие человеческого организма. Не забирайтесь на меловые останцы-дивы — они от этого разрушаются. 
• Оставляйте после себя чистоту
Гуляя по маршруту, унесите с собой весь свой мусор (а если встретите по пути чужой — то и его тоже!) в специально отведенное для него место. 
• Палатки и костры — в рекреационной зоне
Устроить привал, бивуак, туристическую стоянку или лагерь, остановиться на ночлег и развести огонь можно только в специально предусмотренном для этого месте — рекреационной зоне. Для костров используйте привезенные с собой специальные угли. Всегда — в любую погоду и при любых условиях — гасите за собой костер. Для пожара достаточно одной маленькая искорки или оставшегося в пепле уголька. 
• Сухой закон
У нас запрещено проносить и употреблять спиртные напитки, включая пиво и слабоалкогольные напитки.
• Главное — безопасность
Запрещается пронос оружия, огнеопасных, взрывчатых, ядовитых, пахучих и радиоактивных веществ, колющих и режущих предметов.
• Сохраните деревья и кустарники
Даже если дерево или куст кажутся отжившими свой век или выглядят засохшими, их стволы и корни остаются важным звеном природной цепи. Также разрушительны для заповедной природы и самовольные посадки любых растений. 
• Никакой самодеятельности
На территории музея-заповедника запрещено: проводить несанкционированные групповые экскурсии, в том числе с участием туристических компаний; расклеивать объявления, наносить надписи на любые объекты, распространять рекламно-информационные материалы; организовывать несанкционированную торговлю. 
• Фото — лучший сувенир
У нас нельзя собирать археологические, ботанические и другие коллекции. Обратите внимание, что на проведение профессиональной фото- и видеосъемки в коммерческих и журналистских целях требуется специальное разрешение администрации музея-заповедника. 
• Автографам — нет
Не делайте надписи на стенах пещер, на камнях или деревьях, это плохая «память» о вас на долгие времена.
• Вы в гостях
А животные, даже самые крошечные, — у себя дома. Не надо их пугать или преследовать, пусть им будет спокойно и безопасно жить на своей заповедной территории. Охота в музее-заповеднике запрещена. 
• Гербарий подождет
Пусть цветы и лекарственные растения растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. 
• У природы своя музыка
Если в заповеднике не шуметь и не кричать, то можно услышать удивительные звуки: пение птиц, шелест ветра в листве, журчание воды в реке.
На всей территории музея-заповедника «Дивногорье» действует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». За нарушение установленного режима музея-заповедника «Дивногорье» предусмотрены меры наказания:
1. Статья 8.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».
2. Статья 262 Уголовного кодекса РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

www.divnogor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *