Крейсер «Михаил Кутузов» — корабль-памятник в Новороссийске.: cheslav_kara — LiveJournal
Крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов» — единственный сохранившийся представитель самой массовой серии советских крейсеров, составлявших ядро советского надводного флота во второй половине 1950-х — 1960-х гг. Теперь он — корабль-музей на вечной стоянке в городе-герое Новороссийске.Состояние славного корабля ныне, мягко говоря, не самое лучшее. Но какие-то ремонтные работы на нём ведутся, что немного радует (на фото, кстати, хорошо заметна разница между покрашенными и не покрашенными участками).
Легкие крейсера типа «Свердлов» (проект 68-бис) — последние (и самые многочисленные — построено 14 ед.) советские артиллерийские крейсера. Одни из лучших кораблей своего класса (а по мнению многих — еще и самые красивые) в мире. Но — опоздавшие со своим появлением на десяток лет. Тем не менее, они активно несли службу во всех морях и океанах, много лет являясь «лицом» ВМФ СССР.
Далее 35 фото (все кликабельны; октябрь 2018г):
Крейсер «Михаил Кутузов», двенадцатый корабль в серии, был заложен 22 февр.1951г в Николаеве, вошел в состав Черноморского флота 31 янв.1955г. Нёс службу в основном в Черном и Средиземном морях (особенно активно с 1955г до конца 1960-х), а также в Атлантике. Обеспечивал присутствие ВМФ СССР в ходе арабо-израильских конфликтов, неоднократно заходил в иностранные порты, на крейсере бывали с визитами многие мировые лидеры.
Непосредственного участия в боевых действиях не принимал, но 29 октября 1955г 27 матросов крейсера погибли в ходе спасательных работ на линкоре «Новороссийск». В 1958г доставил Вечный огонь из Севастополя в Новороссийск.
В 1987г выведен в резерв. С 2002г — корабль-музей в Новороссийске.
За время службы корабль прошел 211 900 миль (св.392 тыс. км — почти 10 экваторов Земли).
Водоизмещение полное — 18 640т; размерения — 210 х 22,8 х 7,8 м; скорость до 32 узлов; ЭУ — паровые турбины (ок.120 тыс. л.с.), 2 винта; экипаж — 1130-1200 чел. Дальность плавания — 7400 миль, автономность — 30 суток.
Имели бронезащиту, в частности: главный пояс — 100 мм, барбеты башен — 130 мм, лоб башен — 175 мм, бронепалуба — 50 мм.
Вооружение — 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100 мм СМ-5-1с, 16х2 37 мм В-11М, 8х2 30 мм АК-230 (добавлены при модернизации).
В 1979-86гг крейсер прошел модернизацию по проекту 68-А. Были установлены зенитные автоматы АК-230 и существенно обновлено радиоэлектронное вооружение:
Главный калибр крейсера составляют 12 152,4 мм /58-калиберных орудий Б-38 в трехорудийных башнях МК-5-бис.
Артсистема Б-38 была разработана в 1938-40гг, однако в основном стала использоваться уже после ВОВ — ею вооружались крейсера пр.68К и 68бис.
Это мощное, надежное, дальнобойное орудие (масса снаряда от 48 до 55 кг, дальность стрельбы св. 30 км (162 каб.)), однако определённым недостатком его являлось картузное заряжание, ограничивавшее скорострельность 7 выстр/мин.
Общий боезапас главного калибра на «Михаиле Кутузове» составлял 2202 выстрела, т.е. 183 выстрела на ствол.
Вторая башня:
Башни МК-5-бис имеют толщину лобовой брони 175 мм, крыши — 75 мм, боковых стенок — 65 мм. Барбет защищает 130 мм броня. Расчет башни около 60 человек.
Каждая башня имела 8-м дальномер ДМ-8-2, 2 визира МБ-6, радиодальномер «Штаг-Б» (на 2й и 3-й башнях — белый колпак сверху) и с помощью башенного автомата стрельбы (БАС) могла вести огонь самостоятельно в случае необходимости (основной, конечно, была схема с централизованным управлением):
Носовая надстройка:
Верхняя часть носовой надстройки. Видны окна флагманского мостика. По сторонам от него — добавленные при модернизации 4 спаренных 30-мм зенитных автомата АК-230 с радиолокационным наведением (еще 4 таких установлены чуть позади 1й трубы).
Выше расположен носовой командно-дальномерный пост. КДП2-8 являлся главным командным постом управления огнем, обслуживался расчетом из 8 человек и был оснащен двумя 8-м дальномерами ДМ-8-1 и визиром центральной наводки ВМЦ-5.
Выше КДП видна антенна артиллерийской РЛС «Залп-М2» (с белым полотнищем). По сторонам от неё — белые «орехи» РЛС МР-104 «Рысь» управления огнем автоматов АК-230.
Фок-мачта. Большой «балкон» (с ребрами жесткости) ниже КДП — пост командира зенитного дивизиона (ПКЗД):
Район 1-й трубы:
Вид вдоль левого борта в сторону кормы. На первом плане, у борта, видна левая носовая 100-мм спаренная универсальная артустановка СМ-5-1с.
Всего на корабле имеется 6 таких палубно-башенных установок, составляющих зенитную артиллерию дальнего боя.
Дальность стрельбы — до 26 км, досягаемость по высоте — до 18 км, масса снаряда — 15,6-15,9 кг, скорострельность до 18 выстр/мин. Общий боезапас 100-мм орудий 3852 выстрела (321 на ствол).
Группа малокалиберной зенитной артиллерии левого борта. Видны торчащие из-за прикрытий стволы 37-мм спаренных автоматов В-11М (2 на палубе надстройки и 1 ярусом выше). Над ними пара АК-230. Новые автоматы существенно превосходили старые по своей эффективности (2000 выстр/мин против 360, радиолокационное наведение). Фактическая дальность стрельбы у обоих систем примерно одинакова — около 4000 м.
Справа — стабилизированный пост наводки СПН-500. Он оснащен РЛС «Якорь-М», дальномером ДМС-4, визирами и т.д. и использовался для управления огнем 100-мм универсальных артустановок (главным образом по воздушным целям):
Вид на носовую надстройку со стороны кормы:
Кормовая часть.
На верхней площадке грот-мачты — РЛС воздушных целей МР-510 «Киль-У»
Грот-мачта и вторая труба. Здесь расположены 4 (по 2 на борт) кормовые 100-мм СМ-5-1с. Между трубой и кормовым КДМ находятся 2 37-мм В-11М:
Большие белые сферы на грот-мачте — укрытия антенн систем космической связи «Кристалл-К»
Левая средняя 100-мм СМ-5-1с. Под белым колпаком — радиодальномер «Штаг-Б»:
Левая кормовая СМ-5-1с, за ней кормовой КДП. Он идентичен носовому и является резервным командным постом управления огнем главного калибра.
За КДП находится площадка с батареей из 6 37-мм зенитных автоматов В-11М.
Третья башня:
Четвертая башня:
Кормовая оконечность. Ремонт явно требуется.
Поднимаемся на борт.
Четвертая башня. На открытых участках палубы — деревянный настил.
Поднимаемся на палубу полубака. Вид в нос от 3-й башни вдоль правого борта. Слева вверху — кормовая батарея 37-мм автоматов:
Вид в корму от СПН-500 правого борта. Справа на площадке (между трубами, под грузовой стрелой) размещались катера и шлюпки:
Барбет второй башни и его окрестности:
Вид с бака на носовые башни. Видно, насколько сильно поврежден деревянный настил палубы:
Носовая оконечность:
К сожалению, немногие внутренние помещения доступны для осмотра. Начинаем с офицерской кают-компании (она находится на верхней палубе под носовой надстройкой):
Затем проходим по коридору левого борта в сторону кормы, заглядывая в некоторые помещения по пути.
Барбет левой носовой 100-мм установки:
Двухместная офицерская каюта:
Аппаратная РЛС «Якорь-М» (той, что на СПН-500):
Амбулатория:
Матросский кубрик. Этот — один из самых маленьких (на 27 человек) и комфортабельных (есть иллюминаторы):
Камбуз:
Собственно коридор левого борта:
Планы палуб:
Крейсер находится у Морского вокзала Новороссийска (набережная Адмирала Серебрякова, 2А).
Посещение только в составе экскурсии (формируется на месте где-то раз в час).
Время работы — со среды по воскресенье с 10 до 18 часов.
Точка на Яндекс-картах
Координаты 44.721, 37.782
Сайт музея
Статья в Википедии
Крейсера пр.68бис на russianships.info
О модификации 68А.
Севастополь хочет забрать у Новороссийска крейсер «Кутузов»
С такой инициативой недавно выступил руководитель Севастопольской историко-культурной просветительской ассоциации «Морское собрание», капитан 2-го ранга Владимир Стефановский. По его мнению, находясь в Новороссийске, крейсер пребывает на задворках истории, а не на своем законном месте – в главной базе флота, где прослужил около полувека.
Напомним, что в 1998 году решением председателя Совета министров РФ Евгения Примакова крейсер «Михаил Кутузов» был спасен от утилизации, приобрел статус корабля-музея и в 2001 году отведен в Новороссийск.
При этом крейсер является памятником мировой истории, включен в реестр ЮНЕСКО и стал музейным центром регионального значения.
О развернувшейся «борьбе за крейсер» знают все, кто хоть как-то может повлиять на судьбу корабля, – от региональных властей до командования флотом и Министерства обороны. Теперь задействована и еще одна инстанция – Президент РФ Владимир Путин, к которому группа севастопольцев обратилась за поддержкой.
Как считает председатель севастопольского «Морского собрания», крейсер для новороссийцев – лишь красивая игрушка, медаль с чужой груди.
Текст письма Президенту Владимир Стефановский заканчивает такими словами: «Установленный у входных ворот города крейсер «Михаил Кутузов» стал бы символом великой морской державы, историческим символом Русского флота, хранителем памяти русских флотоводцев, знаком признательности создателю флота России Петру I. Вопрос этот требует государственного урегулирования, и мы уверены, что независимо от затрат и проблем он будет решен, и символ великой морской державы – крейсер «Михаил Кутузов» – утвердится в городе русской славы Севастополе…».
Недавно на одном российском сервисе был проведен опрос: какой самый интересный морской музей России? Большинство россиян первое место отдало Военно-историческому музею Черноморского флота в Севастополе, на втором месте расположился Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, а на третьем — крейсер боевой славы «Михаил Кутузов». Кстати, согласно приказу министра обороны РФ, с 2012 года крейсер включен в штат Центрального военно-морского музея.
Судьба крейсера волнует ветеранов флота не только Севастополя, но и Новороссийска, где корабль уже успел стать одним из самых ярких символов города. Для прояснения ситуации с кораблем-музеем мы обратились к руководителю творческого объединения «Маринист», которое было создано на борту «Михаила Кутузова», заслуженному учителю России Виктору Пахомову.
– Виктор Борисович, уже не первый раз из Севастополя доносятся призывы вернуть им крейсер. Почему проявляется такой интерес к кораблю, который уже два десятилетия находится в Новороссийске в качестве мемориального объекта?
– На мой взгляд, инициатор всех этих обращений просто пиарит себя, для чего и эксплуатирует эту стезю. За высокопарными фразами не просматривается никакой технической возможности для такого решения на сегодняшний день. Стефановский просто не думает ни о каких последствиях. Это типаж такого человека, который еще Николай Гоголь вывел в своем бессмертном «Ревизоре» в образе Бобчинского и Добчинского.
– Разве крейсер не имеет никакого отношения к новороссийской истории?
– Всем известно, что на крейсере в 1958 году в Новороссийск из Севастополя был доставлен Огонь вечной славы, а Новороссийск долгие годы шефствовал над кораблем, который совершал неоднократные заходы в наш порт.
– Новороссийцы уверены, что именно благодаря их городу корабль и удалось сохранить, ведь, останься «Михаил Кутузов» на Украине, он, скорее всего, давно уже был бы порезан на металл.
– В свое время ситуация с кораблем действительно решалась на самом верху, но в его судьбе весьма деятельное участие приняли командир Новороссийской военно-морской базы, вице-адмирал Евгений Орлов, глава Новороссийска Валерий Прохоренко и губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко. Новороссийск очень подходит для подобного музейного объекта: у нас есть несколько мест, где его разместить. Хотя, на мой взгляд, его нынешнее местоположение у морского вокзала очень удачно со всех точек зрения. Что касается самого крейсера как мемориального объекта, то на сегодняшний день это крупнейший подобный корабль в Восточном полушарии.
– В военно-исторической судьбе Новороссийск еще с XIX века в одной связке с Севастополем, и, по-моему, он никогда не претендовал на то, чтобы затмить славу главной базы Черноморского флота. В Севастополе разве нет кораблей, которые могли бы стать историческим символом города?
– Конечно, есть. Но крейсеров проекта 68-бис, к которому принадлежит «Михаил Кутузов», нет. А желание заполучить его связано с тем, что при создании этого типа кораблей было применено много технических и технологических новинок, и он не зря считается вершиной корабельной архитектуры, признанной во всем мире. Всего было построено 14 таких кораблей. Кроме «Кутузова», корабли этого проекта носили и другие, не менее прославленные имена – «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин». Эти корабли были утилизированы еще в ХХ веке.
Увы, в нашей стране до сих пор нет практики сохранения действительно уникальных кораблей и судов. Очень многие из них имели отношение к Севастополю, и корабли со славной военной историей – «Красный Крым», «Красный Кавказ», «Ворошилов» и некоторые другие, ковавшие победу на Черном море, закончили свой путь в качестве надводной мишени для очередных ракетных стрельб.
Мы сами отказались от такой «живой» военной истории, не сохранив практически ни одного корабля Черноморского флота времен Великой Отечественной войны. И такая ситуация ведь не только с надводными кораблями, в числе которых утилизированы легендарные гвардейские крейсеры, но и с подводными лодками, принимавшими участие в боевых действиях флота.
«Наезд» Стефановского – не новое явление для общественности нашего города-героя. Я не знаю ни одного новороссийца – ветерана ВМФ, который бы высказался в его поддержку. Мнение одно: «Михаилу Кутузову» – место в нашей Цемесской бухте!
В ближайших планах, как стало известно корреспонденту, провести масштабный ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. При этом заведующий кораблем-музеем, капитан 2-го ранга Сергей Назаров отмечает, что полномасштабная реставрация будет состоять из двух этапов – за доковым ремонтом последует ремонт надстроек и палубы. Решение о проведении такой реконструкции было принято еще пять лет назад, в августе 2015 года. На корабле разработана большая программа по музеефикации объекта, основная часть которой начнется после завершения докования.
Готовый маршрут для прогулки по Новороссийску
Новороссийск вызывает у меня противоречивые чувства. Он очень красив издалека, но во время прогулки трудно не обращать внимания на цементный завод и грузовые баржи.
Александра Домина
гуляла по Новороссийску
Новороссийск находится на побережье Черного моря, рядом с курортными городами Анапой и Геленджиком. С одной стороны город и бухту окружает Маркотхский хребет, с другой возвышается гора Колдун. Пейзажи тут красивые, но назвать Новороссийск курортом сложно. Мне он больше запомнился как портовый и промышленный город. Туристы бывают в Новороссийске во время отдыха в Краснодарском крае. Здесь длинная набережная и много памятников, по которым можно изучить историю города прямо на прогулке.
Мы с друзьями живем в Сочи и чаще приезжаем не в сам Новороссийск, а в его окрестности: поселок Абрау-Дюрсо или на небольшие винодельни. Я советую совместить прогулку по городу с посещением виноградников или обедом в ресторане с видом на бухту.
Мой маршрут проходит в основном вдоль набережной — это самая красивая часть Новороссийска.
Что вы увидите
Как доехать до центра
В Новороссийске нет аэропорта — сюда приезжают на поезде, автобусе или машине. Вокзал находится в 3 км от начала маршрута. Добраться до первой точки маршрута можно на маршрутке № 32, билет стоит 25 Р. Выйти нужно на остановке «Кинотеатр „Смена“». Можно доехать на такси за 165 Р.
25 Рстоит проезд в общественном транспорте
Автовокзал находится в центре города. Путь от него до начала маршрута пешком займет около 16 минут. На автобусе, с учетом ожидания, дорога займет примерно столько же. Если предпочитаете общественный транспорт, садитесь на маршрутки № 18 или 24 и езжайте до остановки «Улица Энгельса».
Маршрут
Улица Новороссийской Республики — красивая широкая улица, разделенная прогулочным бульваром. Это местный аналог Невского проспекта в Петербурге или Рамблы в Барселоне, только достопримечательностей меньше.
В сквере стоит памятник бывшему главе СССР Леониду Брежневу — единственный в России, если не считать памятник в некрополе в Московском Кремле. Искать статую не обязательно, если у вас нет ностальгии по брежневским временам. Но в «Трипэдвайзоре» многие удивляются тому, что памятников в России сотни тысяч, а Брежневу — всего один. Такая вот уникальность.
Улица Новороссийской Республики спускается прямо к морю. В нижней ее части есть каскадные фонтаны. Отсюда открывается красивый вид на порт и крейсер «Михаил Кутузов».
В марте улица не так живописна, как летом: деревья стоят голыеВечером на фонтанах работает подсветка и вода становится разноцветной. Фото: Garmasheva Natalia / ShutterstockКрейсер «Михаил Кутузов» — корабль-музей. Это крейсер 1951 года, который 48 лет ходил в составе Черноморского флота. С 2002 на нем располагается филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Таким же филиалом является крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Туристы могут прогуляться по палубе и рассмотреть в деталях зенитные установки, посетить каюты, капитанскую рубку, все помещения крейсера.
250 Рстоит взрослый билет на крейсер «Михаил Кутузов»
Билет стоит 250 Р для взрослых и 100 Р для школьников, пенсионеров и инвалидов. Музей работает с 10:00 до 18:00. Выходные дни — понедельник и вторник, я попала как раз на выходной. Но корабль впечатляет и с берега.
Говорят, крейсер-музей надо ремонтировать, но потрепанность ему идет, он ходил по морям с 1951 годаПамятник «Дарующая воду» рядом с крейсером напоминает о том, что до 1971 года питьевую воду в Новороссийск привозили в танкерах из Туапсе. Жители специально приходили за ней с бутылками и бидонами. Водопровод построили только в 1971 годуНабережная Адмирала Серебрякова — главная прогулочная зона Новороссийска. Она протянулась вдоль бухты на три километра. Здесь много памятников, которые рассказывают об истории города не хуже, чем гид или музей.
Недалеко от крейсера «Михаил Кутузов» стоит памятник основателям Новороссийска. Здесь на 12 металлических плитах написаны самые значимые даты городской истории: образование города, признание его центром Черноморской губернии, открытие порта, создание первого цементного завода, даты военных событий и современной истории. Это удобно: за 10 минут можно многое узнать про город.
Дальше на набережной типичные туристические памятники в виде сердечек и русалочек соседствуют с монументами в честь исторических событий. Здесь есть торпедный катер времен Великой Отечественной войны, старинная пушка, бронзовый крокодил Гена и морские коньки, памятник погибшим морякам, неизвестному солдату. Настоящая галерея городского символизма.
Путешествия по России: 10 идей на любой бюджет
Узнайте, как тратить в отпуске меньше
А увидеть больше. Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем 10 важных статей об экономии в путешествии
Один из самых грустных памятников — «Исход», посвященный трагедии гражданской войны и бежавшим из России белогвардейцам во время Новороссийской катастрофы в марте 1920. Тогда Новороссийск был основной базой эвакуации Белой армии. Из города смогли уплыть около 33 тысяч человек. Оставшиеся были убиты красноармейцами.
Памятник создан по мотивам фильма «Служили два товарища». В кино герой Владимира Высоцкого — поручик Брусенцов — ведет своего коня на корабль, покидающий Россию. Коня не пускают, Брусенцов уплывает, а животное бросается вслед за кораблем и хозяином. Брусенцов не выдерживает и стреляет в себя. Уходили корабли именно из Новороссийска.
При этом в другой части набережной, в сквере у площади героев, есть обелиск с формулировкой «в честь освобождения Новороссийска от белогвардейских банд». Так что памятники здесь — учебник истории с альтернативными точками зрения.
Мемориал «Малая Земля» — монумент на окраине Новороссийска, посвященный битве моряков-десантников за освобождение города. В 1943 году здесь высадились 274 десантника, которые удерживали плацдарм 225 дней — до полного освобождения города от немецких войск.
Монумент огромный. Внутри есть небольшой музей и галерея славы, которые рассказывают историю моряков Малой Земли. Если не знать о его существовании, можно пройти мимо и не попасть внутрь. Именно так произошло со мной: о галерее славы я узнала уже после визита в Новороссийск. От новороссийцев слышала, что наибольшее впечатление производит инсталляция с бронзовым сердцем: красная подсветка и звуки создают эффект того, что оно бьется. Вход в музей для взрослых стоит 100 Р, для школьников — 80 Р, для дошкольников и инвалидов — 40 Р.
Где отдохнуть летом 2020: 14 проверенных отелей на Черном море
Рядом с мемориалом есть музей военной техники под открытым небом. Это бетонная площадка, на которой стоит около 30 экспонатов: зенитки, торпеды, танки, минометы, гаубицы, морские мины. Билет стоит 50 Р, для школьников — 30 Р.
Форма мемориала символизирует нос корабля, врезавшийся в берегТаксист, живущий в городе 15 лет, узнал про музей военной техники от меняСуджукская коса — огромный хороший городской пляж. В теплое время можно искупаться, в межсезонье — прогуляться вдоль моря и вновь оценить вид на Новороссийск.
Самый популярный памятник здесь посвящен герою Андрея Миронова из «Бриллиантовой руки» — Геше Козодоеву. Мне он показался милым и забавным. Наверное, летом с ним фотографируется каждый второй. Но на самом деле эту сцену снимали не в Новороссийске, а в Туапсе.
Весной на Суджукской косе красиво и пустынно, здесь прозрачное море и кинематографичный вид на холмы противоположной стороны бухты. Если любите природу и места без людей — вам сюда.
Винодельня «Мысхако» находится на окраине Новороссийска. Отсюда до центра города около 8 км. Такси от Суджукской косы довезет за 16 минут и 200 Р.
Винодельне 150 лет, она одна из самых старых в России. На экскурсии показывают производство: от цеха переработки винограда до выдержки и розлива. Рассказывают про историю виноделия в крае и тонкости процесса производства вина.
Еще здесь есть исторический дегустационный зал, где выпивал Брежнев, и небольшие подвалы. Там не только выдерживалось вино, но и скрывались солдаты во время войны.
Экскурсия — это маленький винный ликбез. Во-первых, можно убедиться, что виноделие в России есть и вино делают довольно неплохое. Экскурсоводы развеют мифы: например, расскажут, что порошкового вина не существует. Еще можно узнать все процессы производства напитка, научиться основам дегустации и не чувствовать себя профаном на винной вечеринке. В местном магазине продают вина. Цены там ниже, чем в других. Прошлым летом экскурсия с дегустацией стоила 700 Р. В июне 2020 года на сайте винодельни нет цен.
Как устроен винный туризм в России
Рядом с Новороссийском есть и другие винодельни. «Мысхако» находится ближе всех и теснее всего связана с историей города.
Эти бочки — исторический экспонат и фон для фотографий, вино в них уже не выдерживаютЭто только часть зала выдержки. В бочках вино выдерживают от трех месяцев до нескольких летДетали
Достопримечательности на окраинах Новороссийска легко осмотреть с помощью такси. Я советую съездить на винодельню «Шато-пино», чтобы посидеть в ресторане с видом на Новороссийск с высоты одного из холмов. Отсюда открывается вид на весь город, море, виноградники. Здесь можно попробовать улиток эскарго — при винодельне есть своя улиточная ферма. Шесть запеченных улиток стоят 360 Р. Цены в ресторане «Шато-пино» выше среднего, но, если не брать деликатесы или стейк, можно уложиться в 500—700 Р: есть салат за 260 Р, супы от 280 Р, горячее от 390 Р.
Правда, пару раз нам с друзьями попадались там неприветливые официантки. Однажды нам подали испорченное вино и отказались заменить бутылку, за которую мы уже заплатили. Но другого ресторана с таким видом в окрестностях нет.
Еще можно съездить в Абрау-Дюрсо. Это винный завод и мини-курорт на берегу озера Абрау в 20 км от Новороссийска. Проезд на маршрутке обойдется в 45 Р. Там можно погулять у озера и посмотреть, как производят игристое вино.
В Абрау-Дюрсо есть арт-центр «Галерея света». Там в нескольких залах демонстрируют разные аудиовизуальные инсталляции. В одном зале можно наблюдать на стене свое движущееся отражение в виде разноцветных линий. Многие любят потанцевать здесь, наблюдая, как отражение устраивает световую пляску. В другом зале — десятки зеркал со световыми узорами. В третьем световые инсталляции выглядят так, как если бы заплясали картины Ван Гога. Еще там можно сделать необычные селфи. На «Трипэдвайзоре» пишут, что особенно весело ходить в «Галерею света» с детьми. Билет стоит 500 Р.
Где в России отдохнуть с детьми на море и не разориться
Еда. В Новороссийске много столовых, где можно пообедать за 200—300 Р. Есть обычный фастфуд, всегда можно съесть пиццу или гамбургер.
Мы зашли наугад в «Бла-бла-кафе» на набережной и остались довольны. Там приятный интерьер, вежливый персонал, в меню есть паназиатская кухня. Кафе находится рядом с гостиницей «Новороссийск», недалеко от мыса Любви. Салаты и закуски стоят от 260 Р, горячее от 380 Р.
Перекусить и выпить бокал местного вина по приемлемым ценам можно в «Винном баре 55» на улице Советов, 55. Здесь есть брускетты от 150 Р, сытные салаты за 350—390 Р, черноморские мидии, улитки. Бокал вина из местной винодельни стоит от 120 Р.
Транспорт. Больше всего в Новороссийске мне запомнилось, как матерился таксист, когда ему не удалось объехать пробку через дворы из-за шлагбаума. Судя по его словам, половину из которых не пропустит редполитика, пробки для Новороссийска — очень большая проблема.
В городе работают маршрутки, автобусы и троллейбусы. Проезд в общественном транспорте стоит 25 Р. На мой взгляд, удобней перемещаться на такси. Поездка по городу стоит от 100 Р, работают все федеральные службы такси, не придется искать ближайшую остановку.
Велосипеды в аренду можно взять прямо на набережнойПогода. Новороссийск славится ветрами. Осенью, зимой и весной здесь иногда дует сильный ветер под названием бора, или норд-ост. Несколько лет назад ветер сорвал крыши с домов. Бывают настоящие ураганы, во время которых полиция просит людей не выходить из дома. Ветер в прямом смысле сбивает с ног. 25 марта 2020 года на причале Новороссийска ветер сдул в море женщину, которая шла на работу в морпорт. Ее успели спасти пограничники. Летом таких ветров нет. Если едете в Новороссийск в межсезонье, смотрите прогноз погоды.
Сувениры. Большинство сувениров в Новороссийске — с морской тематикой. Брелоки, магниты, колокольчики стоят от 100 Р. Каких-то особенных сувениров здесь нет. Как и со всего юга России, в подарок везут чаи, сладости, специи.
Поскольку рядом с городом пять виноделен, отсюда часто везут бутылку заводского вина. Самые известные — «Абрау-Дюрсо» и «Мысхако». Я рекомендую «Мысхако», потому что «Абрау» продаются в любом городе России. Попробовать вина можно на винодельне, а купить дешевле всего — в магазине при винзаводе.
650 Ря заплатила за бутылку вина
Траты за день в Новороссийске — 2530 Р
Экскурсия по винодельне | 750 Р |
Бутылка вина в подарок | 650 Р |
Обед в кафе | 400 Р |
Вход в музеи | 400 Р |
Такси на винодельню | 200 Р |
Такси в центр | 130 Р |
Экскурсия по винодельне
750 Р
Бутылка вина в подарок
650 Р
Обед в кафе
400 Р
Вход в музеи
400 Р
Такси на винодельню
200 Р
Такси в центр
130 Р
Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.
Про линкор «Новороссийск» — Весь маленький мир — ЖЖ
Тут, нынче, заинтересованнные граждане муссируют новость, что один
«Линкор «Новороссийск»» на Яндекс.Фотках
Ну, собственно, эта версия не нова, озвучена, в том числе, и сразу после гибели линкора. Типа, итальянцы, и, в частности, командир итальянских диверсантов-подводников времён Второй Мировой князь Валерио Боргезе, очень жаждали отомстить нехорошим русским — напомним, «Новороссийск» — это бывший итальянский линкор «Юлий Цезарь» (Giulio Cesare), переданный СССР в счёт репараций после войны:
Так вот, отечественные конспиролухи тут же оживились, и теперь стучат кулаком не хуже, чем незабвенный Никита Сергеич ботинком по трибуне: Агааааа!!! Мы же говорили!!! Теперь ату проклятых макаронников! Кстати, Никита Сергеич, в чьё правление и случился данный инцедент, не мудрствуя лукаво, по его итогам отправил в отставку и командующего Военно-морским флотом Кузнецова, и командующего Черноморским флотом Пархоменко (второго — совершенно заслуженно, ибо далпайоп, мог отдать соответствущие приказы, и линкор не перевернулся бы, похоронив в себе 614 моряков — корабль можно было отбуксировать, и посадить на мель, однако Пархоменко со своим штабом побоялись «погнуть винты»…), и, до кучи, ещё парочку адмиралов.
Версии есть и другие — внешний взрыв оставшихся лежать на дне моря, со времён войны, донных немецких мин. Но дело не в этом. Возникает вопрос: зачем, действительно, итальянцам это было нужно? С окончания войны прошло десять лет, с момента передачи линкора СССР — семь, при чём то, что его передадут, было известно заранее. Самое главное: наши его даже НЕ РАССМАТРИВАЛИ в качестве полноценной боевой единицы, он — корабль постройки аж 1911 года! Его даже сами итальянцы вообще никак не эксплуатировали с 1943 года, он стоял в порту на приколе. К пятидесятым он, понятно, устарел по самое некуда. И в советских ВМФ его использовали исключительно, как учебный корабль. Хотя да, пару раз покрасовались перед берегами Турции — исключительно для того, что бы НАТО-вцы увидели, как советские моряки быстро осваивают иноземную технику…
Вопрос престижа? Опять же, непонятно, к чему такие заморочки, когда уничтожить линкор можно было задолго до событий октября пятьдесят пятого — из Италии в Союз его отправили только в декабре 1948-го. Так что… похоже, дедушка-ветеран Уго Д’Эспозито действительно решил — аааа, терять нечего, скоро на тот свет, чего б перед старостью не получить свои пять минут славы?
Несколько фотографий линкора. Ещё в его итальянский период, в гавани Таранто, 1938-й год:
«Линейный корабль «Giulio Cesare»» на Яндекс.Фотках
Главный калибр:
«Линейный корабль «Giulio Cesare»» на Яндекс.Фотках
А это — десятью годами позже, тоже в Таранто, 1948-й, незадолго до передачи СССР:
«Линейный корабль «Giulio Cesare»» на Яндекс.Фотках
СССР. На внешнем рейде Севастополя:
«Линкор «Новороссийск»» на Яндекс.Фотках
За год до гибели…
То, что время линкоров, как крупных артиллерийских кораблей, безвозвратно прошло, военым морякам всех флотов стало понятно ещё к середине Второй Мировой — на смену линкору пришли новые фавориты: подводные лодки, и авианосцы. Думаю, даже советским адмиралам это тоже было ясно, хотя некоторые современные историки и рисуют их эдакими полными идиотами — дескать, хотели строить свои, советские, линкоры, назло всем врагам… Ну, я так не думаю, ведь видели же они общемировую тенденцию — после окончания войны на воду был спущен один-единственный линкор — английский «Вэнгард», а остальные оставшиеся во флотах, консервировались, списывались, и беспощадно резались на металл. Думаю, эту тенденцию и в Италии понимали. Так что… Не верю я дедушке. История с «Новороссийском», пока до конца не распутанная, продолжается. Добавим мистики: ровно за сорок лет до взрыва «Новороссийска», в октябре 1916 года, на этом же севастопольском рейде взорвался, и затонул русский линкор «Императрица Мария»…
Стала известна причина гибели линкора «Новороссийск» в 1955 году — Российская газета
В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте после чудовищного взрыва затонул линкор «Новороссийск». По последним данным, которые озвучил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов, причина гибели — старая немецкая мина. А итальянские диверсанты, на которых грешили эксперты многие десятилетия, не имеют отношения к гибели советского линкора.
Затонувший в Севастополе линейный корабль был спущен в Генуе в 1910 года, нес службу под флагом итальянских ВМС и носил имя Giulio Cezare («Джулио Чезаре», он же «Юлий Цезарь»). В 1949 году флот Италии разделили между странами-победителями. «Цезарь» вошел в состав Черноморского флота, став «Новороссийском».
Его трагедия по масштабу и жертвам входит в число самых драматических катастроф нашего военно-морского флота. Погибли сотни матросов и офицеров.
Читать строки о той трагедии и сегодня нельзя без слез. Часть команды оказалась заблокированной внутри отсеков, где были воздушные подушки. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Только на третьи сутки водолазы перестали слышать стуки…
Версий гибели корабля было немало. Почему предположение о том, что «Новороссийск» подорвали итальянские военно-морские диверсанты, было столь живучим? Не укладывалось в голове, что линкор может погибнуть лишь из-за того, что место стоянки не очистили от старых мин. А командование оказалось неспособным спасти флагман Черноморского флота, который хоть и получил чудовищную пробоину, но находился не в море, а в сотне метров от берега.
Вина итальянских боевых пловцов казалась настолько очевидной, что в перестроечные годы некоторые родственники погибших моряков намеревались подать иски к правительству Италии: потребовать денежную компенсацию.
Хотя все доказательства возможной вины диверсантов всегда были лишь на уровне слухов и домыслов.
Что мы знаем о той трагедии?
Число жертв
По разным источникам — от 607 до 829 человек. Ранены — 139.
В момент взрыва и при затоплении носовых отсеков сразу же погибли от 50 до 100 человек. Остальные — уже в ходе борьбы за живучесть, при опрокидывании и затоплении линкора. Причем 32 погибших были из аварийных партий крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов», которые пришли на помощь «Новороссийску». Спасти из отсеков затопленного корабля удалось лишь девять человек: семь вытащили через прорезанную в кормовой части днища отверстие, еще двух вывели водолазы.
Основные версии
— Атака карликовой подлодки;
— Теракт итальянских, английских или даже советских (чтобы скомпрометировать адмирала Николая Кузнецова) диверсантов;
— Подрыв заряда, спрятанного в корпусе линкора перед передачей его СССР;
— Под днищем взорвалась старая донная немецкая мина, отчего сдетонировала соседняя — произошел двойной взрыв.
В Севастополе помнят о трагедии 29 октября 1955 года. Фото:
За и против
Небольшая подлодка противника теоретически могла проникнуть в бухту: из-за халатности вход в ночь трагедии не был перекрыт. Корабли дивизии охраны водного района в нужном месте отсутствовали, сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Все так. Но послать диверсантов — это одно, а отправить в бой субмарину НАТО — совсем иное. В случае провала последствия для Италии были бы крайне скверные.
Диверсанты — теоретически могли. Советских не рассматриваем ввиду явной бредовости версии. Да, у адмирала Флота Советского Союза (эквивалент званию «маршал») Кузнецова не складывались отношения с Жуковым и с Никитой Хрущевым. Да, в декабре 1955 года из-за гибели линкора «Новороссийск» Кузнецова сняли с должности.
Но невозможно представить ситуацию, при которой недруги адмирала пошли бы на такие жертвы среди своих.
Вина англичан тоже не выдерживает критики. Им-то это зачем? Только потому, как пишут в Интернете, что линкор мог стрелять из орудий ядерными снарядами по Британии?
У итальянцев мотивы были. Особенно упорно подозревали диверсантов князя Боргезе. В 1949 году он вышел из тюрьмы (сидел за военные «подвиги»). Кстати, на свободу князя выпустили в том числе и благодаря хлопотам русской жены. Слыл непримиримым антисоветчиком и виртуозом диверсий. Лично его вина во взрыве бомб в послевоенной Европе не доказана, но его люди были замешаны в громких терактах. Такой человек мог попытаться уничтожить линкор, «захваченный» русскими. И даже без приказа, по своей инициативе. Но как собрать отряд, найти сумасшедшего капитана судна, который их высадит в море у Севастополя, а главное — как под водой доставить в советский порт тонну взрывчатки?
«Заминированный» корабль. Эту старую версию недавно озвучил украинский генерал Игорь Романенко. В контексте: нельзя принимать из Крыма украинские корабли, т.к. россияне «могут заложить скрытые заряды, как это делали немцы и итальянцы».
«Паранойя» — лаконичный ответ российских военных.
А применительно к «Новороссийску» такая закладка невозможна, иначе при подрыве края пробоины были бы загнуты во вне. А не наоборот, как это имело место.
Мина. И до подрыва линкора, и после на дне бухты находили немецкие донные мины типа LMB и RMH. Для понимания: LMB — вес 986 кг; заряд взрывчатки — 690 кг; корпус — алюминий или пресс-штоф (в Севастополе находили только мины с корпусом из алюминия). Видит цель на дистанции до 35 метров.
Но ее аккумулятор, без которого не может работать магнитно-акустический взрыватель, должен был умереть через несколько лет. Так как заложить мину в Севастопольскую бухту немцы могли не позже 1944 года (при отступлении). Но как объяснить, что ее батарея продержалась до 1955-го?
Но без загадок жизнь скучна. И если мина погубила линкор, то можно не воспринимать диверсантов князя Боргезе в качестве суперменов, для которых не было невыполнимых миссий. А значит, перестанем наконец-то делать рекламу фашизму и фанатикам. Все польза.
Досье «РГ»
Князь Юнио Валерио Боргезе — создатель диверсионной «10-й флотилии» ВМС Италии. Был женат на прапраправнучке Александра I — графине Дарье Олсуфьевой. Дарья родила ему четверых детей. Диверсанты Боргезе потопили более 30 кораблей, в основном британских. Его «10-ю флотилию» в 1945 году расформировали, Боргезе приговорили к пожизненному заключению. Вышел на свободу в 1949 году. Умер в 1974-м в Кадисе, Испания.
Из истории катастроф
— 20 октября 1916 года на дредноуте «Императрица Мария» по неустановленным причинам взорвались пороховые погреба, корабль затонул -225 погибших, сотни изувеченных. Погибла «Мария» в той же Севастопольской бухте, что и «Новороссийск» — вот и простор для фантазии любителей мистики.
— 7 ноября 1941 года немецкий торпедоносец атаковал в Черном море теплоход «Армения». Судно затонуло за четыре минуты. В живых остались всего 8 пассажиров. О числе погибших историки до сих пор спорят, называя цифры от 4,5 тыс. до 10 тыс. Погрузка на «Армению» шла в спешке, списков не было. Перевозили раненых, медперсонал 23 госпиталей, сотрудников «Артека».
Порт Новороссийск (Россия) — заходы, отходы, ожидаемые суда
Порт Новороссийск расположен в России по адресам 44.6892N, 37.8291E. 33 судна прибыли за последние 24 часа и Ожидается, что в ближайшие 30 дней прибудет 34 корабля.
Сведения о порте
Координаты | 44.6892N / 37.8291E |
Страна | Россия |
Местное время | — |
LOCODE | RUNVS |
Прибытие (круглосуточно) | 33 |
Ожидается (30 дней) | 34 |
Температура | — |
Ветер | — |
Ожидаемые корабли в Новороссийске
8 августа, 16:30 | MV ICE POINT Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2007 | 30119 | 50922 | 183 х 32 |
8 августа, 17:00 | AGENA Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2011 | 23248 | 37583 | 184 х 27 |
8 августа, 19:00 | 2009 | 61248 | 115949 | 250 х 44 | |
9 августа, 03:00 | МСК АНАИТА Контейнеровоз | 1997 | 29022 | 34907 | 196 х 32 |
9 августа, 04:00 | НЕПТУН ТЕЛИСИС Автовоз | 2006 | 27788 | 7210 | 165 х 26 |
9 августа, 06:00 | 2012 | 31598 | 57300 | 190 х 32 | |
9 августа, 09:00 | ЯННИС П. Танкер для сырой нефти | 2010 | 81347 | 158149 | 274 х 48 |
9 августа, 10:00 | 2008 | 10784 | 16988 | 151 х 21 | |
9 августа, 12:00 | SEAMERIT Танкер для нефтепродуктов | 2002 | 23236 | 39441 | 183 х 27 |
9 августа, 13:00 | HISTRIA AZURE Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2007 | 25938 | 40394 | 180 х 32 |
9 августа, 18:00 | 1995 | 23263 | 42183 | 180 х 31 | |
9 августа, 20:00 | РУЛОНОВ I Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2005 | 25400 | 40046 | 176 х 31 |
9 августа, 21:00 | 1986 | 2206 | 1500 | 65 х 26 | |
9 августа, 23:00 | NISSOS PAROS Танкер для сырой нефти | 2012 | 61320 | 115723 | 250 х 44 |
10 августа, 02:30 | ПИРЕЙ ТРЕЙДЕР Контейнеровоз | 2006 | 18480 | 23732 | 177 х 28 |
10 августа, 03:00 | НЕТБУРГ Генеральное грузовое судно | 1998 | 5742 | 8302 | 122 х 16 |
10 августа, 03:00 | 1994 | 37550 | 70087 | 225 х 32 |
Новороссийск, Россия (РУНВС) — Στοιχεία Λιμένα
Στοιχεία Λιμένα
Συντεταγμένες | 44.6892N / 37.8291E |
Χώρα | Россия |
Местное время | — |
LOCODE | RUNVS |
Прибытие (круглосуточно) | 33 |
Ожидается (30 дней) | 34 |
Температура | — |
Ветер | — |
ξιμο ✕ παναφορά
Ожидаемые корабли в Новороссийске
8 августа, 16:30 | MV ICE POINT Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2007 | 30119 | 50922 | 183 х 32 |
8 августа, 17:00 | AGENA Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2011 | 23248 | 37583 | 184 х 27 |
8 августа, 19:00 | 2009 | 61248 | 115949 | 250 х 44 | |
9 августа, 03:00 | МСК АНАИТА Контейнеровоз | 1997 | 29022 | 34907 | 196 х 32 |
9 августа, 04:00 | НЕПТУН ТЕЛИСИС Автовоз | 2006 | 27788 | 7210 | 165 х 26 |
9 августа, 06:00 | 2012 | 31598 | 57300 | 190 х 32 | |
9 августа, 09:00 | ЯННИС П. Танкер для сырой нефти | 2010 | 81347 | 158149 | 274 х 48 |
9 августа, 10:00 | 2008 | 10784 | 16988 | 151 х 21 | |
9 августа, 12:00 | SEAMERIT Танкер для нефтепродуктов | 2002 | 23236 | 39441 | 183 х 27 |
9 августа, 13:00 | HISTRIA AZURE Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2007 | 25938 | 40394 | 180 х 32 |
9 августа, 18:00 | 1995 | 23263 | 42183 | 180 х 31 | |
9 августа, 20:00 | РОЛИКИ I Танкер-химовоз / нефтепродукты | 2005 | 25400 | 40046 | 176 х 31 |
9 августа, 21:00 | 1986 | 2206 | 1500 | 65 х 26 | |
9 августа, 23:00 | NISSOS PAROS Танкер для сырой нефти | 2012 | 61320 | 115723 | 250 х 44 |
10 августа, 02:30 | ПИРЕУС ТРЕЙДЕР Контейнеровоз | 2006 | 18480 | 23732 | 177 х 28 |
10 августа, 03:00 | НЕТБУРГ Генеральное грузовое судно | 1998 | 5742 | 8302 | 122 х 16 |
10 августа, 03:00 | 1994 | 37550 | 70087 | 225 х 32 | |
10 августа, 05:00 |