- Разное

Крейсер кутузов новороссийск: Крейсер «Михаил Кутузов»

Содержание

Боевой путь корабля

Боевой путь корабля

Легкий артиллерийский крейсер проекта 68бис «Михаил Кутузов» (заводской № С-385) был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве (ныне Украина) 22 февраля 1951 года. 29 ноября 1951 года состоялся спуск корпуса крейсера на воду.

9 августа 1954 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день считается днем рождения крейсера. 31 января 1955 года крейсер был зачислен в состав боевых кораблей Черноморского флота. Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота — в городе-герое Севастополе. Как боевая единица крейсер находился в составе кораблей 1-й линии постоянной готовности по октябрь 1988 года и после произведенной модернизации был выведен из состава сил постоянной готовности и переведен в резерв 3-й категории, т.е. законсервирован. В состоянии консервации крейсер находился до 28 августа 1998 года, затем он был выведен из состава боевых кораблей флота и переведен в разряд «военного имущества» и на базе крейсера был создан филиал музея ЧФ.

23 августа 2001 года с помощью буксира крейсер «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход из Севастополя в порт Новороссийск.

25 августа 2001 года крейсер прибыл в Новороссийск, где был поставлен на вечную стоянку у причала Морского вокзала города.

Вернувшись в 1950-е годы, отметим, что в мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1.

29 октября 1955 года в Севастополе на внутреннем рейде взорвался линкор «Новороссийск». Для оказания помощи терпящему бедствие линкору с крейсера «Михаил Кутузов» была выделена аварийно-спасательная партия, состоящая из 35 человек, 27 из них погибли…

Летом 1957 года крейсер совершил переход Севастополь — Ленинград — Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского Флота на Неве. Было пройдено 4500 миль.

14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен Вечный огонь из Севастополя, с Малахова кургана. Вечный огонь был зажжен на площади Героев в городе Новороссийске.

В июне 1964 года «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль (БПК) «Сознательный», БПК «Комсомолец Украины» вышли в Средиземное море для проведения боевой службы.

31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флагманским кораблем 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

В марте — апреле 1970 года крейсер принимает участие в общефлотских учениях «Океан», в которых были задействованы все флоты.

В 1968-1973 годах крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно принимал участие в оказании «братской военной интернациональной помощи» арабским странам: Сирии, Ливану, Египту в войне против Израиля.

Дальние походы стали настоящей школой для многих поколений моряков, а палуба крейсера превратилась в кузницу боевых офицеров и адмиралов флота (17 адмиралов, 78 капитанов 1 ранга), более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.

Экипаж крейсера достойно пронес советский Военно-морской флаг по многим морям и океанам, успешно выполняя все поставленные перед ним задачи. Осуществляя свою миссию, служившую укреплению мира, доверия и дружбы между народами, корабль посетил порты Югославии, Албании, Египта, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии. В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб, шел более 220000 миль.

Шефство над крейсером «Михаил Кутузов» в 60-80-е годы прошлого века осуществляла комсомольская организация города Новороссийска. Многие здешние призывники прошли школу мужества и получили путевку в жизнь на борту крейсера. «Михаил Кутузов» очень часто заходил в Цемесскую бухту. Поэтому не случайно место последней стоянки крейсера — Новороссийск.

Прогулка по палубе

Прогулка по палубе

                                          Носовая часть

Сегодня «Михаил Кутузов» базируется в порту города Новороссийска и является кораблем-музеем. Корабль обладает внушительными габаритами и выглядит гигантом даже на фоне гор. Расстояние между самой высокой и самой нижней точками корабля — клотиком и килем — 59 метров. Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и поэтому не видны. Но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.

                                         Башни главного калибра МК-5бис

Уникальными являются башни главного калибра (ГК) МК-5бис, основное оружие крейсера. От предыдущей модификации башни выгодно отличали дистанционный привод наведения орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Каждую башню обслуживало от 52 до 68 человек.

Орудия Б-38 калибра 152,4 мм могли поражать морские цели на дальностях до 165 кабельтовых. Высокая точность стрельбы обеспечивалась системой выработки данных «Молния АЦ-6», работой командно-дальномерного поста (КДП) управления главным калибром, РЛС «Киль» и «Залп».

Основной способ стрельбы башнями ГК был смешанный — одновременно применяли данные от артиллерийской РЛС (АРЛС) «Залп» по дистанции и данные по направлению от КДП. Когда башня стреляла на «самоуправлении» (резервный способ стрельбы), использовались данные от дальномеров, установленных на самой башне, и данные от РЛ дальномера «Штаг-Б», он тоже находился на башне.

В начале 80-х годов, после принятия на вооружение дистанционных 152-мм гранат, башни главного калибра крейсера смогли вести огонь по воздушным целям. При разрыве дистанционной гранаты образовывалось облако осколков в форме эллипсоида размером 800 на 400 метров.

Таким образом, МК-5бис стала первой в отечественном флоте универсальной установкой главного калибра.

Заряжание орудий было полуавтоматическим: снаряды и заряды в картузах подавались в боевое отделение элеваторами. Затем снаряды (вес от 52 до 57 кг) досылались в канал ствола электромеханическим прибойником (снаряд входил в канал ствола и «садился» на нарезы на скорости 12 м/с). Заряды (вес от 16 до 24 кг) подавались вручную.

Всего в первой, второй и третьей башнях использовали по 23 электродвигателя, а в четвертой башне — 20 (башня конструктивно расположена ближе всего к погребам с боезапасом).

Операции по перегрузке снарядов и зарядов со стеллажей на транспортер и с него в шахту элеватора осуществлялись вручную.

37-мм зенитные установки В-11

Вокруг надстройки находятся 16 спаренных 37-мм зенитных установок В-11, обладающих скорострельностью до 170 выстрелов в минуту. Чтобы при таком высоком темпе ведения огня не происходило перегрева, установки имели свою систему охлаждения. Эти орудия могли поразить надводную цель (например, плавающие мины) на расстоянии до 4 км, воздушную — до 3 км.

По сути, конструкция представляла собой два автомата типа 70-К (самая популярная автоматическая артустановка советского ВМФ в период Второй мировой войны), расположенных в одной люльке. Система В-11 оказалась настолько удачной, что в период с 1946 по 1957 год было произведено 1872 таких установок.

Каждую из них обслуживали семь человек. Подача обойм (по три патрона в каждой), вертикальная и горизонтальная наводка, механизм стабилизации — все происходило вручную, а значит, не отличалось высокой эффективностью.

30-мм зенитные установки АК-230

Во время последней модернизации на борту «Михаила Кутузова» были смонтированы 30-мм зенитные установки АК-230 с автоматическим наведением по данным радиолокатора — одни из первых советских высокоскорострельных зенитных орудий. На корабле расположено 8 таких установок скорострельностью 1000 выстрелов в минуту.

100-мм башни универсального калибра СМ-5-1С

Стомиллиметровые двухорудийные башни универсального калибра СМ-5-1С предназначены для стрельбы по морским, воздушным и береговым целям.

На корабле находятся шесть таких установок — три по каждому борту.

Под боевым отделением башни имеются стеллажи, на которых вертикально укладывались снаряды первых выстрелов. После объявления боевой или учебной тревоги личному составу требовалось около 45-60 секунд, чтобы занять свои посты. Снаряды для первых залпов хранились в подбашенном отделении. Четыре человека по команде подавали боезапас со стеллажей непосредственно в башню.

Кормовая часть

В кормовой части крейсера размещен третий якорь — стоп-анкер, который использовали при необходимости во время якорной стоянки.

Грот-мачта

Вершину второй мачты крейсера венчает антенный пост РЛС обнаружения воздушной и надводной целей «Киль», дальность обнаружения воздушной и надводной целей — до 180 км. Ниже расположены антенный пост станции космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась устойчивая оперативная связь с КП флота в дальнем плавании крейсера, — прототип современной мобильной связи.

В ходе модернизационного ремонта 1979-1986 годов помимо модернизации артиллерийского вооружения крейсер был оснащен самой современной техникой и аппаратурой связи и управления, что давало ему возможность выполнять функции корабля управления. Установили систему космической связи «Кристалл-М», КСБУ «Центавр», МВЦ-300 «Кентавр».

Минное вооружение

В кормовой части крейсера на палубе установлены минные дорожки. Они позволяли принять на борт до 68 морских мин различных модификаций.

В настоящее время минные дорожки частично демонтированы. Каждая мина в боевом состоянии весила до 750 кг, сбросом ее в воду занималась команда раскатки (назначалась из личного состава кормовых башен главного калибра). Матросы команды катили тележку с миной в сторону кормы, к специальным скатам. В том месте, где дорожка заканчивалась, мина сбрасывали на ходу корабля за борт.

Ветераны попросили вернуть крейсер «Михаил Кутузов» в Севастополь — Российская газета

Ветераны Черноморского флота попросили вернуть из Новороссийска в Севастополь последний артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов». В конце 1990-х они спасли его от разделки на металлолом и считают, что место ему — в главной базе Черноморского флота. Ветераны-черноморцы обеспокоены будущим корабля, построенного 66 лет назад. Он уже почти 20 лет не проходил доковый ремонт и до сих пор не переоборудован для проведения экскурсий.

Чуть не пустили на иголки

«Михаил Кутузов» — последний представитель эпохи артиллерийских крейсеров, на смену которым пришли корабли с ракетным оружием. После Великой Отечественной войны в СССР за короткий срок было построено 14 легких крейсеров проекта 68-бис. На несколько десятилетий они стали основной боевой силой страны в океанской зоне. Корабль-крепость одним своим видом внушал уважение противнику и отбивал желание проверить его на прочность. При его проектировании был учтен военный опыт. Советские корабелы впервые применили новый тип брони, снабдили корабль бронированным поясом, двойным дном, 16-ю герметичными отсеками. Даже при затоплении трех соседних отсеков корабль оставался в строю.

Главное оружие крейсера — четыре установки МК-5бис, в каждой из которых — три орудия калибра 152,4 миллиметра. Они выпускали семь снарядов в минуту и били на расстояние до 30 километров.

Крейсеры проекта 68-бис служили на всех флотах вплоть до конца 1980-х годов, пять из них базировались на Черноморском флоте. А уже к середине 1990-х все кроме одного были разрезаны на металлолом или проданы за границу.

— «Михаил Кутузов» тоже подлежал разделке. Но общественность Севастополя, ветераны крейсера во главе с полковником Лукой Шапошниковым выступили против этого, — рассказывает председатель историко-культурной ассоциации «Морское собрание» Владимир Стефановский. — Обратились к президенту, министру обороны, главкому ВМФ — ничего не помогло. «Нет денег, на разделку!», — такой был ответ президента Бориса Ельцина.

Ветераны не сдались, пошли на прием к премьер-министру Евгению Примакову.

— Что интересно: ни адмиралы, ни главнокомандующий не поддержали идею сохранения крейсера. А Примакову хватило всего лишь звания юнги, чтобы понять, что крейсер необходимо оставить для истории как памятник отечественного кораблестроения, — говорит Стефановский.

Увели подальше

В 1998 году распоряжение главкома ВМФ об утилизации отменили. «Михаил Кутузов» остался в Севастополе в качестве первого на Черноморском флоте корабля-музея. Был передан музею ЧФ, стоял у причала в районе Ушаковой балки, украшая панораму Севастопольской бухты. А вскоре нависла новая угроза.

— В 2001 году истекал срок аренды военно-морской базы, осложнились отношения с украинскими властями, — говорит Стефановский. — В Новороссийске готовились к тому, что флоту придется покинуть Севастополь. Это, конечно, была бы трагедия. И поскольку крейсер было решено сохранить для истории, его перевели в августе 2001 года в Новороссийск.

Перед этим корабль в Севастополе поставили в самый большой плавдок на Черноморском флоте ПД-30 (длина крейсера — 210, а плавдока — 250 метров), чтобы подготовить к переходу.

В Новороссийске «Михаил Кутузов» получил место мемориальной стоянки у пассажирского причала N33, где находится и поныне. Сначала он был приписан к одной из войсковых частей, а 2012 году стал филиалом Центрального военно-морского музея.

После воссоединения Крыма с Россией ветераны попросили вернуть крейсер домой, ведь причина, по которой его передислоцировали, исчезла.

— Мы сразу стали добиваться возвращения, но пока безрезультатно. Крымскую кампанию нельзя считать завершенной, пока «Михаил Кутузов» не будет возвращен домой, — считает Стефановский.

Почему «Кутузов»?

— Это самый лучший корабль своего класса, — говорит бывший командир крейсера капитан I ранга в отставке Анатолий Супонин. — Его мощь решала многие вопросы. Он служил в Севастополе, здесь в основном живут ветераны крейсера, растут и учатся будущие военные моряки. Севастополь — главная военно-морская база Черноморского флота, где как не здесь ему быть. Тут высшее военно-морское училище, президентский кадетский корпус, детская морская флотилия. Принимать присягу на просоленной деревянной палубе крейсера «Михаил Кутузов» — такое запомнится на всю жизнь!

«Михаил Кутузов» с момента постройки базировался в городе и прослужил на ЧФ более 40 лет. Был флагманом в годы холодной войны, почти всю службу провел в Средиземном море. В 1967 году пришел на помощь Египту в разгар арабо-израильской войны. И хоть в боевых действиях не участвовал, но своим грозным видом сдерживал разжигание конфликта.

— Но не из-за боевых эпизодов корабль считают памятником, — продолжает Стефановский. — «Михаил Кутузов» — замыкающий эпохи артиллерийских кораблей, самый совершенный в этом ряду, за все 300 с лишним лет истории российского флота. Есть еще крейсер «Аврора», но его нельзя считать гордостью отечественного кораблестроения потому, что он построен по английскому проекту, крейсер Talbot — его родной брат. А «Кутузов» наш полностью. Крейсеры проекта 68-бис являются школой кораблестроения и морской выучки. Он должен быть возвращен в Севастополь в качестве символа морской крепости великой державы. Находиться в торговом порту ему не по рангу.

Между тем

Ветеранские организации Севастополя уже шестой год ведут переписку с городскими и федеральными властями о возвращении «Михаила Кутузова», но получают отказы. В ответах Минобороны РФ, командования ВМФ и ЧФ, Центрального военно-морского музея говорится, что корабль за 19 лет стал визитной карточкой Новороссийска, его посещают около 120 тысяч человек в год, ведется большая военно-патриотическая работа со школьниками. Живущие там ветераны ВМФ просят оставить корабль в Новороссийске, где не так много памятников, в отличие от Севастополя.

Вместо него решено сделать музей на СКР «Сметливый». Но ветераны-черноморцы уверены, что никакой другой корабль не заменит «Михаила Кутузова» в Севастополе — городе корабелов и героев морских сражений, исторической морской крепости.

Крейсеру нужен ремонт

Техническое состояние крейсера вызывает у ветеранов особую тревогу. С 2001 года он не проходил доковый ремонт, выполнялась лишь покраска надводной части корпуса. Помещения не приспособлены для проведения экскурсий, обычно они ограничиваются только верхней палубой и кают-кампанией.

По сообщению Минобороны, в 2019 году прошло совещание, где обсуждалась подготовка технического задания на ремонт и переоборудование в музей. Итоги этой работы пока не представлены. Ранее в Центральном военно-морском музее говорили о планах отремонтировать корабль в Новороссийском СРЗ, у которого имеется подходящий плавдок ПД-190. Однако после аварии на ПД-50 в Мурманске осенью 2018 года ремонт кораблей большого водоизмещения в плавдоках был ограничен.

Крейсер «Михаил Кутузов» мог бы принять сухой док на Северной стороне Севастополя, длина которого — 290 метров. В этом году после длительного перерыва в «северном доке» возобновили ремонт боевых кораблей. Кроме этого, в конструкторских бюро Севастополя хранится техническая документация на этот крейсер, ведь он долгое время базировался и проходил ремонты в главной базе флота.

Справка «РГ»

«Михаил Кутузов» построен в 1951-1954 годах в Николаеве, вступил в состав ЧФ в 1955. Длина корабля 210 метров, ширина — 23 метра, водоизмещение 18 тысяч тонн. Развивал скорость 32 узла. В мирное время экипаж составлял около 800 человек, а в военное — 1200.

В Новороссийске отремонтируют крейсер «Михаил Кутузов»

Последний раз корабль, которому в этом году исполняется 65 лет, ремонтировали 30 лет назад.

— Главный символ и главная достопримечательность Новороссийска крейсер «Кутузов» останется в городе-герое, — сообщил на своей странице в Instagram мэр Игорь Дяченко.

Как рассказал заведующий музеем «Корабля боевой славы Михаил Кутузов» Сергей Назаров, в этом году судно поставят на доковый ремонт в новороссийском СРЗ, а затем работы продолжатся у причала №33. Будут применяться современные технологии. Сварочные и газорезательные работы – минимальные. Вопрос реконструкции назрел давно, последний раз корабль ремонтировали 30 лет назад.

Окончательное решение проводить работы по реконструкции крейсера в Новороссийске было принято во время визита замминистра обороны РФ – начальника главного военно-политического управления вооруженных сил РФ, генерала-полковника Андрея Картаполова.

В 2019 году крейсеру «Кутузову» исполняется 65 лет. 17 лет корабль-музей находится в Новороссийске.

— На время проведения ремонта самый большой в России корабль-музей будет по-прежнему проводить экскурсии для жителей и гостей города. Реконструкцию крейсера планируют провести за два года, — добавил Дяченко.

«Михаил Кутузов» — двенадцатый корабль проекта 68-бис и последний артиллерийский крейсер этой серии. В 1955 году он был зачислен в состав Черноморского флота. Выполнял задания в Средиземном и Черном морях, Центральной Атлантике. За время службы корабль участвовал во многих значимых военных событиях. Например, в двух арабо-израильских войнах в 1967 и 1973 годах, во время которых исполнял роль командного пункта главного военного советника Советского Союза в Египте. Всего корабль совершил 15 дальних походов.

Из боевого состава Черноморского флота крейсер вывели в 1998 году. На тот момент корабль прошел почти 212 тысяч миль. В 2002 году его передислоцировали в Новороссийск и образовали на борту филиал Музея Черноморского флота. Сейчас крейсер входит в состав Центрального военно-морского музея как филиал в Новороссийске.

Крейсер «Михаил Кутузов», фото, обзор, как добраться

Город-герой, город-порт, город воинской славы – всё это Новороссийск со своими славными боевыми и трудовыми традициями. В нём много различных интересных мест, которые следует посетить. Одним из них, ярким символом Новороссийска, является крейсер-музей «Михаил Кутузов» – бесстрашный ветеран Холодной войны, навсегда бросивший якорь в Цемесской бухте. По данным ЮНЕСКО, он входит в десятку лучших боевых кораблей, которые были спущены на воду в двадцатом веке.

Военный корабль-музей пропитан солёными ветрами морей, буквально дышит историей и предоставляет посетителям возможность знакомства с основными моментами истории военного флота ушедшей эпохи.

История флагмана, олицетворявшего мощь флота СССР

Проектирование крейсера серии 68 началось ещё в довоенные годы, а по окончанию войны с учётом полученного опыта боевых действий на море продолжилось уже, как проект 68-бис. Основные проектные работы велись Центральным КБ №17 под руководством Александра Сергеевича Савичева. Закладка судна состоялась в 1951 году на верфи кораблестроительного завода Николаева. Тогда он ещё назывался изделием №385. В 1954 году строительство было закончено, а уже через год крейсер занял своё место в составе Черноморского флота. Название ему дали в честь прославленного полководца, командующего русской армией, победившей Наполеона в войне 1812 года. В период Холодной войны крейсер был грозой для вероятного противника.

Длина корабля – двести десять метров, ширина – двадцать два метра, высота – пятьдесят два с половиной метров, а толщина брони – пятьдесят девять миллиметров. Два якоря корабля весят по семь тонн, а якорные цепи – каждая по тридцать тонн! Мощный энергетический узел позволял крейсеру развивать скорость до тридцати пяти узлов. Вооружение состояло из двенадцати 152-мм пушек, размещённых по четырём трёхорудийным башням, двенадцати универсальных орудий 100-мм и двенадцати зенитных установок. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами с возможностью автоматического наведения. Спецификой технологии серии 68-бис было создание корпусов из сваренных между собой отдельных секций, весом по сто пятьдесят тонн. Это означает, что броневые листы использовались не только для защиты, но и как несущие конструкции. Благодаря такому техническому решению к традиционно двойному дну и изолированным бортовым отсекам, выполняющим задачи по защите от последствий попадания торпед или мин, крейсер получал дополнительную защиту.

Крейсер пришвартован на центральной набережной Новороссийска.

Следует отметить, что функционально крейсер мог использоваться достаточно широко. Кроме своего основного назначения – прикрытие атаки эскадренных миноносцев и торпедных катеров, он имел специальное оборудование для постановки мин и мог принимать на борт сто тридцать две мины, для установки минных заграждений. Вес мины составлял более семисот килограммов, а перемещалась она на специальных рельсах. Одну из таких мин можно сегодня увидеть на палубе крейсера-музея. Кроме этого, крейсер мог выполнять задачи, как в открытом море, так и поблизости побережья. На его борту могли быть размещены два батальона морской пехоты. Время нахождения в автономном плавании составляло до тридцати суток. На корабле есть кают-компании на шестьдесят мест, клуб, пятьдесят шесть одно- и двух местных кают, узел связи, типографии, методический отсек, кубрики ля матросов.

«Михаил Кутузов» имеет богатый послужной список. За годы службы корабль прошёл более двухсот двадцати тысяч миль. На его счету пятнадцать морских походов повышенной дальности. За свою историю он посетил различные страны черноморского и средиземноморского бассейнов. В 1957 году он совершил переход вокруг Европы и принял участие в параде, проходившем в Ленинграде. В 1967 году он пребывал в зоне вооружённого конфликта и оказывал помощь Египту, а в 1968 году – Сирии.

В 1961 году, когда снимался фильм «Увольнение на берег», на крейсере жил Владимир Высоцкий. Он играл роль матроса Петра. Для того чтобы вжиться в образ артисты месяц жили вместе с матросами по их распорядку, спали в кубриках, питались одной и той же пищей, поднимались по тревоге, стояли на вахте. После трудовых дней в минуты отдыха Высоцкий выступал перед командой со своими песнями. Тогда же Владимиру Высоцкому посчастливилось повстречать Гагарина и Титова. При подготовке к визиту высоких гостей вся съёмочная группа вместе с актёрами была выслана на берег, а Высоцкий так хорошо вошёл в роль матроса, что был принят за члена команды.

В 1987 году крейсер, закончив службу, был выведен в резерв и это просто чудо, что он дожил до наших дней.

Ветераны крейсера спасли морскую легенду от переплавки. В 1996 году остро стоял вопрос утилизации судна, однако ветераны крейсера встали на его защиту. Они убедили руководство страны создать в нём музей. Так, благодаря настойчивости ветеранов, в 2002 году крейсер последний раз пришвартовался у набережной Новороссийска, став замечательным музеем. Надо сказать, что он остался единственным из всего выпуска серии 68-бис, которых было четырнадцать. Остальные крейсеры утилизированы.

Экскурсия в музей «Михаил Кутузов»

Начинается любая экскурсия с удара в рынду – судовой колокол, который весит восемьдесят шесть килограммов. В открытом море его звон слышен в радиусе четырнадцати километров. В ходе экскурсии можно посетить кают-компанию, увидеть большую коллекцию фотографий и несколько макетов военных кораблей. Можно зайти в один из кубриков для отдыха матросов, побывать в машинном и медицинском отсеках, в каюте командира корабля, походить по довольно узким коридорам и представить себе как здесь проходили службу матросы и офицеры. Не обойдётся экскурсия без посещения камбуза с огромными варочными котлами, ведь команда была не маленькой – одна тысяча двести человек. Как таковой столовой для матросов на крейсере не было. Они принимали пищу за раскладными столами, которые устанавливались в проходах кубриков. На шесть-восемь матросов назначался так называемый «бочковой». В его обязанности входила доставка из камбуза пищи, которая находилась в специальных больших контейнерах – бочках.

Самостоятельно на корабль не допускают, только в составе группы в десять пятнадцать человек.

Экскурсия по судну вызывает различные ощущения. Огромные масштабы и вооружение вызывают настоящее восхищение и гордость за страну, протянутые по мрачным коридорам многочисленные кабели и висящие щитки – страх, а начинающий прогнивать пол палубы крейсера и ржавеющие детали – горечь и обиду, что символ могущества страны, наводивший в годы Холодной войны ужас на потенциального противника, оказался практически брошенным. Правда, по утверждению руководства музея, в ближайшее время планируется рассмотрение вопросов о музеефикации и проведении серьёзного ремонта.

Экскурсии проводятся по мере формирования группы. Экскурсоводы акцентируют внимание, что во время передвижения по кораблю следует смотреть под ноги и одновременно следить, чтобы не зацепиться головой. Они также в шутливой форме предупреждают, что если отклониться от основного маршрута, то можно заблудиться, ведь экскурсия охватывает только малую часть помещений крейсера.

Во время посещения крейсера необходимо соблюдать требования безопасности. Приближаться к ограждениям на борту, а тем более прикасаться к ним категорически запрещается. Леера старые и довольно тонкие, поэтому под нагрузкой могут лопнуть.

Севастополь хочет забрать у Новороссийска крейсер «Кутузов»

С такой инициативой недавно выступил руководитель Севастопольской историко-культурной просветительской ассоциации «Морское собрание», капитан 2-го ранга Владимир Стефановский. По его мнению, находясь в Новороссийске, крейсер пребывает на задворках истории, а не на своем законном месте – в главной базе флота, где прослужил около полувека.

Напомним, что в 1998 году решением председателя Совета министров РФ Евгения Примакова крейсер «Михаил Кутузов» был спасен от утилизации, приобрел статус корабля-музея и в 2001 году отведен в Новороссийск.

При этом крейсер является памятником мировой истории, включен в реестр ЮНЕСКО и стал музейным центром регионального значения.

О развернувшейся «борьбе за крейсер» знают все, кто хоть как-то может повлиять на судьбу корабля, – от региональных властей до командования флотом и Министерства обороны. Теперь задействована и еще одна инстанция – Президент РФ Владимир Путин, к которому группа севастопольцев обратилась за поддержкой.

Как считает председатель севастопольского «Морского собрания», крейсер для новороссийцев – лишь красивая игрушка, медаль с чужой груди.

Текст письма Президенту Владимир Стефановский заканчивает такими словами: «Установленный у входных ворот города крейсер «Михаил Кутузов» стал бы символом великой морской державы, историческим символом Русского флота, хранителем памяти русских флотоводцев, знаком признательности создателю флота России Петру I. Вопрос этот требует государственного урегулирования, и мы уверены, что независимо от затрат и проблем он будет решен, и символ великой морской державы – крейсер «Михаил Кутузов» – утвердится в городе русской славы Севастополе…».

Недавно на одном российском сервисе был проведен опрос: какой самый интересный морской музей России? Большинство россиян первое место отдало Военно-историческому музею Черноморского флота в Севастополе, на втором месте расположился Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, а на третьем — крейсер боевой славы «Михаил Кутузов». Кстати, согласно приказу министра обороны РФ, с 2012 года крейсер включен в штат Центрального военно-морского музея.

Судьба крейсера волнует ветеранов флота не только Севастополя, но и Новороссийска, где корабль уже успел стать одним из самых ярких символов города. Для прояснения ситуации с кораблем-музеем мы обратились к руководителю творческого объединения «Маринист», которое было создано на борту «Михаила Кутузова», заслуженному учителю России Виктору Пахомову.

– Виктор Борисович, уже не первый раз из Севастополя доносятся призывы вернуть им крейсер. Почему проявляется такой интерес к кораблю, который уже два десятилетия находится в Новороссийске в качестве мемориального объекта?

– На мой взгляд, инициатор всех этих обращений просто пиарит себя, для чего и эксплуатирует эту стезю. За высокопарными фразами не просматривается никакой технической возможности для такого решения на сегодняшний день. Стефановский просто не думает ни о каких последствиях. Это типаж такого человека, который еще Николай Гоголь вывел в своем бессмертном «Ревизоре» в образе Бобчинского и Добчинского.

– Разве крейсер не имеет никакого отношения к новороссийской истории?

– Всем известно, что на крейсере в 1958 году в Новороссийск из Севастополя был доставлен Огонь вечной славы, а Новороссийск долгие годы шефствовал над кораблем, который совершал неоднократные заходы в наш порт.

– Новороссийцы уверены, что именно благодаря их городу корабль и удалось сохранить, ведь, останься «Михаил Кутузов» на Украине, он, скорее всего, давно уже был бы порезан на металл.

– В свое время ситуация с кораблем действительно решалась на самом верху, но в его судьбе весьма деятельное участие приняли командир Новороссийской военно-морской базы, вице-адмирал Евгений Орлов, глава Новороссийска Валерий Прохоренко и губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко. Новороссийск очень подходит для подобного музейного объекта: у нас есть несколько мест, где его разместить. Хотя, на мой взгляд, его нынешнее местоположение у морского вокзала очень удачно со всех точек зрения. Что касается самого крейсера как мемориального объекта, то на сегодняшний день это крупнейший подобный корабль в Восточном полушарии.

– В военно-исторической судьбе Новороссийск еще с XIX века в одной связке с Севастополем, и, по-моему, он никогда не претендовал на то, чтобы затмить славу главной базы Черноморского флота. В Севастополе разве нет кораблей, которые могли бы стать историческим символом города?

– Конечно, есть. Но крейсеров проекта 68-бис, к которому принадлежит «Михаил Кутузов», нет.  А желание заполучить его связано с тем, что при создании этого типа кораблей было применено много технических и технологических новинок, и он не зря считается вершиной корабельной архитектуры, признанной во всем мире. Всего было построено 14 таких кораблей. Кроме «Кутузова», корабли этого проекта носили и другие, не менее прославленные имена – «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин». Эти корабли были утилизированы еще в ХХ веке.

Увы, в нашей стране до сих пор нет практики сохранения действительно уникальных кораблей и судов. Очень многие из них имели отношение к Севастополю, и корабли со славной военной историей – «Красный Крым», «Красный Кавказ», «Ворошилов» и некоторые другие, ковавшие победу на Черном море, закончили свой путь в качестве надводной мишени для очередных ракетных стрельб.

Мы сами отказались от такой «живой» военной истории, не сохранив практически ни одного корабля Черноморского флота времен Великой Отечественной войны. И такая ситуация ведь не только с надводными кораблями, в числе которых утилизированы легендарные гвардейские крейсеры, но и с подводными лодками, принимавшими участие в боевых действиях флота.

«Наезд» Стефановского – не новое явление для общественности нашего города-героя. Я не знаю ни одного новороссийца – ветерана ВМФ, который бы высказался в его поддержку. Мнение одно: «Михаилу Кутузову» – место в нашей Цемесской бухте!

В ближайших планах, как стало известно корреспонденту, провести масштабный ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. При этом заведующий кораблем-музеем, капитан 2-го ранга Сергей Назаров отмечает, что полномасштабная реставрация будет состоять из двух этапов – за доковым ремонтом последует ремонт надстроек и палубы. Решение о проведении такой реконструкции было принято еще пять лет назад, в августе 2015 года. На корабле разработана большая программа по музеефикации объекта, основная часть которой начнется после завершения докования.

Крейсер-музей «Михаил Кутузов» исчезнет с набережной Новороссийска в 2019 году

 Роман Быков / Югополис

В 2018 года на крейсере-музее «Михаил Кутузов», который считается одним из символов Новороссийска, началась подготовка к масштабному ремонту. Сейчас здесь проводятся покрасочные работы боковых надстроек борта и водолазное обследование носовой части корпуса корабля.

Планируется, что осенью 2019 года крейсер отправят на доковый ремонт, работами займутся специалисты НСРЗ. Ремонт продлится около двух месяцев, на этот период судно исчезнет со своего места на набережной, где оно было пришвартовано с 2001 года, сообщает издание «Наша газета Новороссийск».

Как сообщал «Югополис» ранее, «Михаил Кутузов» может затонуть в Новороссийске без срочного ремонта. Состояние кормовой части плавучего музея оценивается специалистами как критическое.

«Михаил Кутузов» — двенадцатый корабль проекта 68-бис и последний артиллерийский крейсер этой серии. В 1955 году он был зачислен в состав Черноморского флота. Выполнял задания в Средиземном и Черном морях, Центральной Атлантике. За время службы корабль участвовал во многих значимых военных событиях. Например, в двух арабо-израильских войнах в 1967 и 1973 годах, во время которых исполнял роль командного пункта главного военного советника Советского Союза в Египте. Всего корабль совершил 15 дальних походов.

Из боевого состава Черноморского флота крейсер вывели в 1998 году. На тот момент корабль прошел почти 212 тысяч миль. В 2002 году его передислоцировали в Новороссийск и образовали на борту филиал Музея Черноморского флота. Сейчас крейсер входит в состав Центрального военно-морского музея как филиал в Новороссийске.

Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Крейсер «Михаил Кутузов » — одна из главных достопримечательностей Новороссийска. В 2002 году он был пришвартован у площади Форум и превращен в музей. Если вы приедете в Новороссийск, то вам необходимо попасть на борт этого крейсера.

Крейсер «Михаил Кутузов» спущен на воду в 1952 году. Строился по проекту 68-бис, который в те годы был признан одним из лучших в строительстве боевых кораблей большого водоизмещения.После войны СССР не мог строить линкоры, но крейсеры проекта 68бис немного уступали им по своим характеристикам.

Впервые в истории мирового судостроения корпус корабля изготовлен цельносварным способом, без заклепок. Элементы бронирования входили в состав корпуса при его изготовлении. Корпус корабля имел двойное дно и был разделен на 23 герметичных отсека. Размеры корпуса составляют 210 метров в длину и 22 метра в ширину.По своим мореходным характеристикам крейсер до сих пор остается одним из лучших в мире.

Экскурсии на крейсере «Михаил Кутузов» в Новороссийске проводятся ежечасно

Размеры корпуса крейсера «Михаил Кутузов» составляют 210 метров в длину и 22 метра в ширину

Крейсер «Михаил Кутузов» базировался в Севастополе.За время службы он прошел более 200 тысяч морских миль в водах разных морей. Во время арабо-израильских войн 1967-68 годов он находился в Восточном Средиземноморье, чтобы помогать Египту и Сирии.

В 1999 году крейсер «Михаил Кутузов» передан в музей Черноморского флота и с 2002 года стоит на набережной Новороссийска. Для туристов он открыт в виде палубы, где можно увидеть вооружение и экипировку крейсера, а также интерьер корабля.

Крейсер Михаил Кутузов Картина Виктора Борзенко

Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68 бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. С 2002 г. — корабль-музей. Заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе им. Н.И. Носенко, завод № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднятом Военно-морском флаге, зачисленном в состав Краснознаменного Черноморского флота. приказ министра обороны СССР от 31 января 1955 года.Он посетил Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах, Варну (Болгария) в 1964 году, Алжир в 1968 году. помощь вооруженным силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооруженным силам Сирии. Во время взрыва линкора «Новороссийск» «Михаил Кутузов» был ближайшим кораблем к линкору. Из 93 человек, отправленных с крейсера на помощь экипажу «Новороссийска», погибли 27 моряков.В 1961 году на крейсере снимали фильм «Береговой отпуск». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, сыгравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году «Кутузов» посетил Юрий Гагарин. В 1987 году переведен в запас ВМФ. Исключенный из состава ВМФ 3 июля 1992 года находился на отстойнике в Севастополе, власти рассматривали создание на нем музея или продажу на слом. В 1990-х находился в Новороссийске на его нынешнем месте. 23-25 ​​августа 2001 г. вошел в состав военно-морской базы Новороссийск, в / ч 99005.28 июля 2002 года, в День Военно-морского флота, был открыт корабль-музей. С начала первого похода прошел 211 900 миль и совершено 15 дальних морских походов. Крейсер является филиалом Музея Военно-Морского Флота, в настоящее время действует, экскурсии. Крейсер находится в Новороссийске, Россия. Это моя родина. После одной из выставок рама была слегка поцарапана при транспортировке. На нем небольшие царапины. Само полотно не пострадало. По этой причине столь значимая картина выставлена ​​на продажу за символическую стоимость.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер «Михаил Кутузов»


Телефон: +7 (9384) 03-44-82

Адрес: 353900, Краснодарский край,

Время работы: *

Интернет:
www.russianmuseums.info/M2638 — официальный сайт
Центральный военно-морской музей — W126, официальный сайт www.navalmuseum.ru/

E-Mail:

Рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблем проекта 68 бис.Заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе, спущен на воду 9 августа 1954 года. После серии испытаний корабль принят в состав Черноморского флота. Зоной ответственности стало Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу до вывода из эксплуатации в 1998 году. К этому моменту судно прошло 211 900 миль и посетило порты Югославии, Албании. , Сирия, Египет, Тунис, Алжир

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны — в 1967 и 1973 годах.Оба раза он был в порту Александрии в качестве командного пункта главного военного советника Советского Союза в Египте.

В 2002 году крейсер «Михаил Кутузов» вошел в состав Центрального военно-морского музея как филиал. Корабль воинской славы «Михаил Кутузов» стоит в порту Новороссийск.

Рядом с музеем:
ресторан (ы) или кафе

для музейных работников

Административный телефон:
+7 (9384) 03-44-82

Основание и день открытия:
открыт: 01.10.2012

Статус организации:
Федеральный

Организационная форма:
Некоммерческая

Тип организации:
культура для общества

Классификация:
История, наука и техника


Номер сотрудника:
58 (кураторов: 7)

Среднее количество посетителей в год:
68000

Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2021 Крейсер «Михаил Кутузов»

Copyright (c) 1996-2021 Русские музеи.инфо


«Крейсер Михаил Кутузов» Алексей Костин

Страна автора

AllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГайтиХерд-Айленд a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Центральный военно-морской музей Императора Петра Великого.Крейсер «Михаил Кутузов»

Центральный военно-морской музей «Император Петр Великий». Крейсер «Михаил Кутузов»
Центральный военно-морской музей Императора Петра Великого. «Михаил Кутузов» Крейсер
Адрес: Набережная Адмирала Серебрякова, 2 А Новороссийск, Краснодарский край,
Телефон: 8 (9384) 03-44-82
Эл. адрес: navalmuseum_dm @ mil.RU
Музеи
Тип отделения: Филиал
Профиль: Исторический
Подчинение: Федеральный (ведомственный)
Форма собственности: Государственные учреждения
Головное учреждение: Центральный военно-морской музей Императора Петра Великого
Веб-сайт: http: // navalmuseum.RU

Россия пытается восстановить гигантский атомный линейный крейсер — не получается

«Петр Великий» 1997 г.

ВМФ России

Российский флот на протяжении почти десяти лет пытается удвоить, с одного до двух, свой активный флот огромных линейных крейсеров с ядерными двигателями.

Нехорошо. Распад Советского Союза в 1991 году, из-за которого российские верфи лишились финансирования и вынудил флот оставить три из четырех линейных крейсеров класса Kirov , все еще наносит ущерб планированию флота.

По крайней мере с 2013 года российский флот пытается отремонтировать и модернизировать Admiral Nakhimov , третий в своем классе 827-футовый Kirov s. Если и когда будет готов Адмирал Нахимов , она присоединится к своей младшей сестре Петр Великий , находящейся на вооружении Северного флота.

Два старших Kirov s, лежавшие на стоянке десятилетиями, в этом году могут отправиться на рубку.

В конце прошлого года были основания полагать, что работа над крылатыми ракетами Admiral Nakhimov завершится через пару лет. В августе рабочие верфи Севмаш в Северодвинске спустили 35-летнее судно на набережную верфи.

Сплав стал важной вехой в миллиардных усилиях по ремонту и модернизации Admiral Nakhimov с помощью новой электроники, новейшей крылатой ракеты «Оникс» и свежего ядерного топлива.

Имея в составе двух самолетов Kirov , Москва должна иметь возможность развернуть один из них в любой момент времени. Крупнейшие в мире надводные корабли Kirov — продукты амбициозного проекта «Орлан» — могли сопровождать российский авианосец и десантные корабли или составлять ядро ​​мощных надводных группировок, включая эсминцы, фрегаты и корветы.

Сплав на набережную стал большим шагом вперед в усилиях по восстановлению Адмирал Нахимов стоимостью более 1 миллиарда долларов.Предполагается, что флот получит обновленный крейсер в 2022 году.

Всего восемь месяцев спустя плохие новости. Поставка сдвинулась вправо не раньше 2023 года. Этот холод, который вы чувствуете, исходит от старых рабочих верфей, которые более двух десятилетий назад потратили годы, пытаясь восстановить самый старый Kirov , прежде чем Москва отменила эти усилия. Любая задержка могла быть плохим предзнаменованием для адмирала Нахимова .

«Основная проблема с « Адмирал Нахимов », а также со всеми крейсерами проекта« Орлан »- четыре построены, два списаны — это ядерные двигатели, в которых используется высокообогащенный уран», — сказал Павел Лузин, независимый эксперт. по русским военным.”

В российской промышленности отсутствуют мощности и опыт для производства надежных газотурбинных двигателей для больших судов. Украина действительно обладает потенциалом и опытом, но по очевидным причинам, связанным с вторжением России в Крым в 2014 году, Киев заблокировал экспорт.

Это означает, что рабочие более или менее должны довольствоваться основной техникой, в частности двигателями, которая уже установлена ​​на старых Kirov s. Эта техника относится к 1980-м годам. «Короче говоря, эти двигатели создают массу проблем», — сказал Лузин.«Вот почему с конца 1990-х Россия смогла содержать только один крейсер, Петр Великий, ».

Задержки с Адмирал Нахимов имеют эффект подделки. Петр Великий сама нуждается в ремонте и модернизации, но промышленность может работать только на одном крейсере единовременно.

Планируется, что Петр Великий войдет во двор, а Адмирал Нахимов покинет двор. Пока Адмирал Нахимов застрял на набережной, Петр Великий должен ждать.Чем дольше она ждет, тем хуже становится ее состояние.

Даже если верфь сможет завершить работу над Admiral Nakhimov , приближается день, когда гигантские военные корабли станут не более чем воспоминанием в российском флоте. Рассмотрим состояние Адмирал Кузнецов , единственный авианосец Москвы.

По мере того, как большие старые корабли ржавеют, их места займут новые и меньшие. «Фрегаты и корветы — это самые большие типы военных кораблей, которые Россия может производить перед лицом проблемы с двигателями», — пояснил Лузин.

Но этим меньшим кораблям не хватает выносливости, как у их более крупных предков. «Без крейсеров и эсминцев с управляемыми ракетами возможности России по проецированию мощи за границу ограничены».

Подпишись на меня в Твиттере. Посмотрите мой веб-сайт или другие мои работы здесь. Отправьте мне надежный совет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *