- Разное

Купола мечети: Купол, куб, колонны: какой быть современной мечети | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Содержание

Купол, куб, колонны: какой быть современной мечети | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

До недавнего времени мечети и молельные дома мусульман располагались в Германии, да и в других западноевропейских странах, обычно на окраинах городов, в рабочих районах, где живет много иностранцев, или даже в промышленных зонах.

Молельный дом во Франкфурте-на-Майне

Строительство «настоящей» мечети в черте города стоит дорого и, мягко говоря, без особого восторга воспринимается соседями. На 2600 мусульманских молельных домов в ФРГ приходится 206 мечетей с минаретом. Сейчас ситуация меняется.

Мечеть в супермаркете

Художнику Тарику Садума, живущему в Нидерландах, как-то попался на глаза пластиковый пакет с логотипом сети голландских супермаркетов Albert Heijn: размашистая буква «a» сливалась с «h». Это было отдаленно похоже на написанное арабскими буквами слово «аллах». Вместе с Бастианом Франкеном, тоже художником, Садума этот логотип видоизменил, придав ему большее сходство с написанием имени всевышнего бога мусульман, потом наклеил на кафель в помещении бывшего супермаркета — и получилась мечеть.

Эта идея вызвала в 2001 году большие дискуссии. Для европейцев с их христианскими корнями сакральное помещение и супермаркет — вещи совершенно несовместимые. Но в Амстердаме решили иначе. В Нидерландах, Германии, Франции, скандинавских странах молитвенные дома мусульман часто очень тесно соседствуют с магазинами, парикмахерскими, мастерскими… На верхнем этаже творят молитву, а на первом — закупаются.

Мечеть Фейсал в Исламабаде

Одна из самых больших мечетей мира, национальная мечеть Фейсал в пакистанском Исламабаде, построена по проекту турецкого архитектора Ведата Далокая. Похожее на гигантский бедуинский шатер, это модернистское строение по стилю напоминает проекты Ле Корбюзье. Решив участвовать в конкурсе на лучший проект мечети, который проводился в 1969 году, Далокай в поисках правил строительства мечети проштудировал Коран. Слово «мечеть» упоминается около 30 раз, но подробных указаний, как именно ее следует строить, архитектор не нашел. Поэтому решил отказаться даже от традиционного купола.

Старинные мечети представляют собой залы с колоннами. Такие мечети существуют с VIII века нашей эры, поясняет Валери Хаммербахер (Valerie Hammerbacher), куратор выставки, посвященной сакральной архитектуре ислама, в берлинской галерее ifa. Легенда гласит, что в строительстве первой мечети участвовал сам пророк Мухаммед. Внутренний двор его жилого дома, обсаженный рядами пальм, был переоборудован в молитвенный зал.

Этот окруженный пальмами двор дома Пророка был прообразом молитвенных залов не одно столетие, подчеркивает Хаммербахер. Их следы можно увидеть и в современной архитектуре мусульманских сакральных сооружений — например, в Дубае, где в очень современной соборной мечети колонны заканчиваются элементами, стилизованными под пальмовые листья.

Наряду с особенностями архитектуры мечетей Персии и Центральной Азии выставка знакомит с еще одним историческим типом мечети — османской (анатолийской) купольной мечетью. Источником вдохновения для ее создателя, знаменитого архитектора XVI века Синану, который, кстати, возможно, был армянином, послужило гениальное творение византийского зодчества — храм Святой Софии в Константинополе, превращенный в мечеть. Среди сохранившихся до наших дней великолепных творений этого великого мастера — и мечеть Джума-Джами в Евпатории, когда-то главная мечеть Крымского ханства.

Разнобой стилей

Старинные образцы архитектуры мечетей — это отнюдь не музейное прошлое. 80 процентов мечетей до сих пор строится по старым образцам. Историк-искусствовед Кристиан Вельцбахер (Christian Welzbacher), один из организаторов берлинской выставки, указывает на то, что в развитии архитектуры культовых исламских сооружений единого направления нет. С одной стороны, следование традициям приводит к тому, что новые мечети выглядят так, словно построены 500 лет назад. С другой стороны, наблюдается стремление к новизне, к экспериментам, вплоть до полного отказа от традиций.

Мечеть в Дуйсбурге

Так, мечеть Истикляль (Мечеть Независимости) в Джакарте, которая проектировалась и строилась более полувека назад, выглядит, как административное здание с куполами, одна из мечетей Анкары напоминает бункер и обходится без минарета. Современные мечети, построенные 30-40 лет назад в Мюнхене и Загребе, отличаются интересным решением куполов.

В Кельне сейчас строят новую центральную мечеть, купол которой образуют не то три соединенные ладони, не то три лепестка какого-то диковинного цветка. Предметом жарких споров вокруг этого строительства стала, в частности, высота минаретов. Есть в немецком градостроительстве старое правило, запрещающее строить здания выше колокольни главного храма. Оно стало камнем преткновения, но в конце концов проект изменили, и минареты будут ниже, чем планировалось.

Центральная мечеть в Кельне

Молодой немецкий архитектор турецкого происхождения Мурат Коркмазйюрек (Murat Korkmazyürek), автор проекта мечети в Эхтердингене под Штутгартом, с пониманием относится к тому, что многие немцы протестуют против строительства «классических» мечетей. «Их архитектура выглядит чуждой в немецком городе», — говорит он. И строит мечеть в форме куба. Заказчик — мусульманская община — проект одобрила. Молодым он понравился сразу. Старшее поколение было настроено скептично, но архитектор сумел убедить и скептиков.

Мечети: история купола

мечеть Шейхзаде – начало «золотого века» исламской архитектуры. Архитектор Синан. Стамбул

С древнейших времен крыши в форме куполов были широко распространены на Ближнем Востоке. Причиной тому отсутствие достаточного количества древесины. Очень легко сложить потолок из глиняных  кирпичей, либо постепенно сдвигая их внутрь, либо укладывая их в круги с уменьшающимся диаметром. Есть еще и гипотеза о влиянии кочевников с их шатрами.

Купола в архитектуре широко использовались ещё римлянами и византийцами.

Арабы в первые века существования халифата строили мечети с плоскими потолками, подобными потолкам мечетей Мекки и Медины.

Купола в раннеисламской архитектуре использовались для обозначения  расположения киблы в здании мечети. Позднее их стали воздвигать над основным молитвенным залом, и этот принцип соблюдается до сих пор. Кроме всего прочего купол служит как бы аллегорией небесного свода, воздвигнутого над землей.

Первой мечетью с куполом стала знаменитая Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме, построенная в 691 году. Купол  был сделан из дерева и покрыт медью или свинцом для защиты от непогоды.

После нее последовала Мечеть Омейядов в Дамаске, построенная в 715 году.

С тех пор купола стали отличительно особенностью мечетей, хотя их возводили и во дворцах, в частности над залами для приемов, а также над зданиями медресе и бань (хаммамов).

В Турции первые мечети появились в 11 веке, но вплоть до 12 века над ними не строили куполов.

Османская архитектура, имеющая свои яркие отличительные особенности, возникает в  14 веке. Ее основой стала архитектура сельджуков, на которую, в свою очередь оказала влияние иранская и византийская архитектуры. Османская архитектура стала сочетанием  средиземноморской и ближневосточной архитектурных традиций.

Кочевые тюркские племена принесли с собой традицию строить дома из камня, а не из кирпича или дерева.

В Анатолии, убедившись  в необходимости строить большие закрытые здания, в которых можно было укрываться от холода и непогоды   сельджуки столкнулись с проблемами строительства больших куполов.

У османских мечетей купола покрывали главный молельный зал, а двор окружался крытыми галереями (портиками), также с небольшими куполами.

Мечети в городах Улукамис, Никсар, Кайсери имеют купола. Купола часто воздвигались над михрабами, и в мечети могло быть три купола. А вот Большая мечеть в Диярбакыре имеет плоскую крышу. Главная проблема при строительстве куполов заключалась в том, что само здание в плане было четырехугольным, а купол – круглым.

Ее решили тремя способами. В основе первого из них лежит использование  перекрёстных балок, которыми укреплялись углы здания, которые служили опорой купола, второго —  висячий  треугольный сегмент, который сужается в основании, но расширяется  наверху, образуя  круг,  который является основанием  купола, третьего — ломанная треугольная поверхность, которая формировала поддерживающий пояс ниже купола.

Третий способ был изобретен анатолийскими турками.

Архитектура османских мечетей после завоевания Константинополя не подвергалась быстрым изменениям. Столкнувшись с недостатком мест для поклонения, турки превратили ряд христианских храмов в мечети, включая знаменитую Айя Софию, пристроив к ним михрабы и переориентировав их на Мекку. Кроме этого были возведены мечети в Бурсе, Изнике и Эдирне.

Исследователи средневековой османской архитектуры разделились в своем мнении относительно  того, послужила  ли Айя София неким эталоном для строительства мечетей в так называемом османском стиле или нет. Не подлежит сомнению тот факт, что османские архитекторы использовали византийское архитектурное наследие, но они творчески развивали  его, изобретая новые архитектурные  формы. Во всяком случае, купол Айи Софии производил на османских архитекторов особое впечатление.

Первая Великая мечеть в Стамбуле – мечеть Баязида была построена в конце 15 века. Она отличается от Айи Софии в том числе и формой и количеством куполов. Однако реальные изменения в стиле произошли во времена великого османского зодчего Мимара Синана в 16 веке. В своих ранних постройках – мечетях Михримах и Махмуда-паши он пытался насадить купол прямо на портики, проходившие по внешней стороне стен. В те времена он экспериментировал с  возведением полукуполов при строительстве наиболее впечатляющей из всех возведенных им мечетей – мечети Сулейманийя. Синан создал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи — перекрытия в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, ниже которых располагались более мелкие своды и арки.

Мечеть Сельмийе в Эдирне считается  эталонной работой Синана. В ней он воплотил все свои знания и опыт, накопленные за долгие годы работы и предыдущего строительства мечетей. Купол  мечети опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Сегодня трудно представить себе мечеть в османском стиле без купола.

Турецкий историк архитектуры Абдуллах Куран считал хрестоматийным примером османского зодчества Голубую Мечеть в Стамбуле со множеством куполов,  возведенную архитектором Ахмедом Агой. 

Особо стоит отметить стиль мечетей Бурсы – первой столицы государства османов. Для них были характерны или несколько небольших куполов или один купол. Например, мечеть Фируз-аги в Стамбуле, расположенная недалеко от мечети Султанахмет является ярким образцом мечети с одним куполом с позднее возведенным портиком, увенчанным тремя маленькими куполами.

Еще одна мечеть, являющаяся отличительной особенностью Эдирне – мечеть Уч Шерефели, построенная во второй четверти 15 века с огромным куполом, перекрывающим все здание и четырьмя маленькими  — по два с каждой стороны от основного купола.

Величественные мечети средневековья до сих пор остаются одним из главных украшений городов в мусульманских странах, привлекая многочисленных туристов и фотографов.

Их купола заметны издалека, освещаемые щедрым ближневосточным  солнцем.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

На изготовление купола самой большой мечети в Крыму пойдет 20 тонн свинца — Общество

СИМФЕРОПОЛЬ, 2 июля. /ТАСС/. Строители уложат 20 тонн свинца на куполе самой большой в Крыму Соборной мечети, которая строится в Симферополе, сообщил ТАСС зампредседателя комитета по делам национальностей Госдумы Руслан Бальбек.

Спецпроект на тему

Ранее в ходе встречи с общественниками в Симферополе 18 марта Путин сообщил, что пригласил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на открытие Соборной мечети в Крыму, и тот, по мнению президента РФ, очень положительно отнесся к этому предложению.

«К укладке покрытия на куполе приступили. Это самый большой купол среди мечетей в Крыму по величине. Его диаметр составляет 18 метров. На покрытие пойдет 20 тонн свинца, который является традиционным материалом для покрытия мечетей. К примеру, в Ханском дворце в Бахчисарае свинцом покрыты дюрбе (мавзолеи)», — сообщил Бальбек. Он добавил, что работы по укладке планируется завершить в течение месяца.

В помещениях мечети продолжается внутренняя отделка, в административном корпусе на 80% завершены фасадные работы. Строители также приступили к благоустройству территории, проводится разбивка клумб, готовится к пуску фонтан во внутреннем дворике, выполненный в восточном стиле с бассейном 10 на 10 метров.

Согласно проекту, общая площадь Соборной мечети в Симферополе составит 5,7 тыс. кв. м, вместимость — 2,6 тыс. человек. Сооружение состоит из двух частей — основного здания с куполом и внутренним двором с колоннадами и шадырваном (местом для омовения перед совершением намаза). Строительство мечети началось в октябре 2016 года. Открыть мечеть планируют в апреле 2020 года.

В республике проживают порядка 300 тыс. человек, исповедующих ислам, в основном это крымские татары. Всего на полуострове около 2 млн жителей. По данным Духовного управления мусульман Крыма, за последние пять лет в республике было построено, восстановлено и реставрировано около 20 мечетей, в том числе и те, которым более 300 лет. В целом на территории региона 350 мечетей.

На главный купол соборной мечети Крыма уложили более 20 т свинца — Общество

СИМФЕРОПОЛЬ, 27 августа. /ТАСС/. Строители уложили более 20 т свинца на главный купол соборной мечети Крыма, работы были выполнены за полтора месяца, сообщил во вторник ТАСС Зия Алиев, начальник планово-технического отдела генерального подрядчика строительства мечети, компании «СГМ-групп».

Ранее в ходе встречи с общественниками в Симферополе 18 марта Путин сообщил, что пригласил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на открытие соборной мечети в Крыму, и тот, по мнению президента РФ, положительно отнесся к этому предложению.

«Мы завершили укладку свинца на главном куполе. Всего пошло более 20 т, укладка осуществлялась на высоте 22 м, диаметр купола — 18 м, он является самым большим в Крыму. Работы были выполнены примерно за полтора месяца», — сообщил Алиев.

Он отметил, что свинец является традиционным материалом для покрытия культовых мусульманских сооружений. Из свинца выполнены кровли старинных мечетей и мавзолеев на территории полуострова.

Собеседник агентства сообщил, что строители приступили к монтажу фасадного камня на четырех минаретах и малых куполах, ведутся подготовительные работы к благоустройству территории. В частности, в октябре 2019 года начнется укладка гранитной плитки на территории мечети. Всего предстоит уложить более 10 тыс. кв. м плитки. Она будет двухцветной, в серых и белых тонах.

Заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов сообщил ТАСС, что ведутся переговоры с мастерами из Турции, имеющими опыт в росписи мечетей с использованием сусального золота, для росписи внутреннего убранства мечети в Крыму.

«Это будут специалисты, у которых есть опыт работы, которые смогут выполнить безукоризненно и качественно выполнить работы: каллиграфически выписать суры из Корана с элементами крымско-татарской национальной росписи», — отметил он.

Главная мечеть Крыма

Зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от Крыма Руслан Бальбек, посетивший место строительства, сообщил ТАСС, что сейчас готовность всех объектов мечети составляет 80%.

«Срок сдачи — апрель 2020 года, строители к этому движутся активно. Строительство уникальное, впервые российский подрядчик осуществляет строительство культового объекта такого масштаба. Мечеть станет одной из самых больших в Восточной Европе», — сказал Бальбек.

Согласно проекту, общая площадь соборной мечети в Симферополе составит 5,7 тыс. кв. м, вместимость — 2,6 тыс. человек. Сооружение состоит из двух частей — основного здания с куполом и внутренним двором с колоннадами и местом для омовения перед совершением намаза. Строительство мечети началось в октябре 2016 года. Открыть мечеть планируют в апреле 2020 года.

В республике проживают порядка 300 тыс. человек, исповедующих ислам, в основном это крымские татары. Всего на полуострове около 2 млн жителей. По данным Духовного управления мусульман Крыма, за последние пять лет в республике было построено, восстановлено и реставрировано около 20 мечетей, в том числе и те, которым более 300 лет. В целом на территории региона 350 мечетей.

Золотой купол Большой мечети в Алжире создан с применением системы Riverclack®

Строительство Большой Мечети в Алжире подходит к концу. Заключительный этап связан с покрытием купола, что находится прямо над Молитвенным залом «Джума-эль-Джазэр».

Фотография предоставлена компанией Riverclack


Высота 26 метров, диаметр 51 метр– это лишь часть параметров, что подчеркивают внушительность конструкции. Основа купола находится на отметке 44 метра от уровня земли (абсолютная высота купола 70 метров) – подлинный великан в золотом одеянии, царственно покоящийся на капителях колонн Молитвенного зала.

Фотография предоставлена компанией Riverclack


Структурный стальной «скелет» состоит из ряда пересекающихся 8 полуарок, расположенных перпендикулярно друг к другу. Оболочка самих арок имеет 21 сегмент 5 разных геометрических форм. Чтобы покрыть 4000 кв.м. металлической конструкции купола было использовано два вида материалов: стекло у основания (1000 кв.м.) и алюминий для покрытия остальных 3000 кв.м.
 

Фотография предоставлена компанией Riverclack


Полную водонепроницаемость алюминиевой кровли гарантирует система Riverclack® с эксклюзивной окраской “Graceful Gold”. В ближайшее время на кровлю с помощью специальных суппортов будут установлены декоративные элементы из фиброцемента. Для реализации сферической формы купола потребовались инновационные кровельные картины Rivercalck® Sihouette (Силуэт), специально разработанные для устранения трудностей, связанных с двойной кривизной.

Фотография предоставлена компанией Riverclack


В процессе проектирования перед компанией Iscom Spa, помимо кровельного пирога, стояла задача разработать ряд других решений, среди которых – расположение водосборного лотка у остекленной поверхности и организация выхода на кровлю прямо со шпиля на вершине купола.
 

Фотография предоставлена компанией Riverclack


Во время разработки проекта технический отдел Iscom Spa, контролируя каждую деталь, тесно сотрудничал с Группой Contec.

Заказчик: CSCEC
Генподрядчик: ANARGEMA
Система: Riverclak® панели Силуэт из окрашенного алюминия PVDF, цвет “Graceful Gold”
Площадь: 3.000 m2
Проект: KSP – KUK
Авторский надзор : EGIS

Необычные мечети России: история и современность

Старинная Джума-Джами, которую возводили по подобию византийской Святой Софии, «Ляля-Тюльпан» в форме цветка и крымская мечеть хана Узбека с развалинами самого древнего медресе в Европе. Рассказываем про необычные мечети России — их историю, архитектуру и внутреннее убранство.

Мечеть хана Узбека. Старый Крым, Республика Крым. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»

Мечеть в Старом Крыму заложили в 1314 году. Тогда полуостров был провинцией Золотой Орды, которой руководил хан Узбек, — крымская мечеть стала носить его имя.

Здание построили простое, прямоугольное в основании, накрыли двускатной крышей. Недалеко от входа возвели невысокий минарет. Материалом для стен послужил местный бутовый камень и привозной гранит.

Внутри мечети сохранился образец средневековой резьбы по камню. Гранитные стены михраба (ниши, где обычно молится имам) покрыты резным орнаментом и цитатами из Корана.

За мечетью находятся руины самого древнего медресе в Европе. Его пристроили в 1332 году по заказу одной из крымских благотворительниц тех лет — Инджибек Хатун. Многие столетия в медресе располагалась большая библиотека, но почти все книги утеряны. До наших дней уцелело редкое издание Корана 1850 года с гравюрами и рисунками на полях. Сейчас оно хранится в Государственном Эрмитаже.

Мечеть хана Узбека работает и в наши дни, ее посещают туристы и представители других конфессий.

Мечеть Джума-Джами. Евпатория, Республика Крым. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Джума-Джами построили в середине XVI века по проекту турецкого архитектора Ходжи Мимара Синана Аги. Он создал крупнейшие культовые сооружения в Константинополе и всю жизнь мечтал построить мечеть, которая бы превосходила по красоте и величию византийский собор Святой Софии. Евпаторийская Джума-Джами, увенчанная широким куполом с витражными окнами, походила на него внешне. С двух сторон здания возвышались два минарета, однако позже они разрушились. Их восстановили только в середине ХХ века.

В Джума-Джами новые крымские правители проходили обряд посвящения, расписывались в особом документе и уже затем отправлялись в столицу ханства — Бахчисарай. Во дворе мечети до революции хоронили военачальников, погибших в крымских войнах. Мраморные надгробия можно увидеть и в наши дни.

В годы советской власти сооружение использовали как склад, а в 1985 году здесь расположился музей атеизма. Мусульманам здание вернули в 1990 году.

До сих пор Джума-Джами остается крупнейшей мечетью в Крыму, посещать ее могут представители всех конфессий. По выходным здесь проводят экскурсии.

Суннитская мечеть. Владикавказ. Фотография: Ирина Водяник / фотобанк «Лори»

Суннитской мечети в Северной Осетии немногим больше ста лет — ее начали строить в 1900 году. Проект подготовил русский архитектор польского происхождения Иосиф Плошко. Средства на строительство выделил меценат из Баку Муртуза Мухтаров, поэтому ее иногда так и называют — мечеть Мухтарова.

Здание возвели в арабском стиле. Ажурный декор на фасаде и башнях-минаретах напоминал украшения древней Аль-Азхар в Каире. Стены из белого бакинского известняка наружной стороны обложили красным кирпичом с завода Леонарда Штейнгеля и Владимира Грозмани. Художник Франц Долежаль украсил мечеть изнутри — расписал ее орнаментами и арабской вязью. Первую проповедь здесь прочитал татарский мулла Садык Радимкулов в 1908 году.

После революции здесь располагался клуб и склад, а в 1934 году власти и вовсе хотели снести здание. Но на защиту святыни самовольно встала вооруженная татарская рота 84-кавалерийского полка. Здание сохранили, а в 1960 году государство признало его памятником архитектуры, здесь располагался музей. Мечеть передали верующим в 1996 году.

Мечеть «Ляля-Тюльпан». Уфа. Фотография: Рамиль Юсупов / фотобанк «Лори»

Из мечети «Ляля-Тюльпан» в Уфе транслируют проповеди верховного муфтия страны.

Возвели здание в 1998 году по проекту архитектора Вакиля Давлетшина. Внешний облик мечети напоминает цветок тюльпана — символ тюркских народов. На бутоны похожи и минареты.

Мечеть построили на склоне, главный вход ведет сразу на третий этаж, где находится молельный зал для прихожан. Он может вместить около 500 человек. На нижних этажах располагаются классы медресе, гостиница для приезжих студентов, специальные помещения для обрядов и конференц-зал.

Интерьер украсили в традиционном восточном стиле: белые мраморные стены расписали растительными орнаментами, балконы оградили резными парапетами. В отделке использован не только мрамор, но и зеленый поделочный камень серпентин.

Мечеть Кул-Шариф в Казани. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»

Соборная мечеть Татарстана — одна из самых молодых в России, ее открыли в 2005 году. Она носит имя мусульманского мыслителя и воина Кул Шарифа, который возглавлял оборону Казани в середине XVI века. Когда войска Ивана Грозного вошли в город, Кул Шарифа убили, а старую мечеть с восемью минаретами, которая стояла на этом месте, сожгли и разрушили. По легенде, очертания мечети повторили в облике храма Василия Блаженного в Москве, который возвели в честь покорения Казанского ханства: в нем центральный купол тоже окружают восемь луковичных главок.

Современная мечеть Кул-Шариф построена по новому проекту, над ним работали сразу несколько архитекторов. Мечеть оформили в цветах разрушеной Аль-Кабир в Болгаре — с бирюзовыми крышами и белыми мраморными стенами. Этот редкий вид отделочного камня при определенном освещении дает розовый оттенок.

Центральный купол создали в форме чешуйчатой Казанской шапки — царской короны, изготовленной в честь покорения Казани. Похожую носили и татарские ханы до XVI века.

Мечеть Кул-Шариф вмещает около 1500 верующих, но на площади перед ней могут молиться еще 10 тысяч человек. Сегодня в здании также находится Музей ислама. Здесь хранится старинный рукописный Коран, учебники медресе разных лет, номера женского журнала XIX века «Сююмбике» и мусульманские наряды дореволюционной России.

Центральная Джума-мечеть. Махачкала. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Соборная Джума-мечеть в Махачкале — крупнейшая в России, в ней могут разместиться около 15 тысяч прихожан. Здание построили в 1997 году по подобию Голубой мечети в Стамбуле, однако Джума-мечеть меньше и покрыта не голубыми, а белыми изразцами. Внутренние стены отделаны майоликовой плиткой, своды куполов расписаны традиционными орнаментами и арабской вязью.

Молельные залы освещают объемные люстры из тонкого дамасского стекла. Самая крупная из них весит одну тонну, ее закрепили под сводами центрального купола.

Сегодня в Джума-мечети проводят совместные праздничные молитвы, отсюда республиканские каналы транслируют проповеди духовного лидера Дагестана. Также в здании работает библиотека богословской литературы и медресе.

Мечеть имени Ахмата Кадырова («Сердце Чечни») в Грозном. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Мечеть «Сердце Чечни», которая носит имя первого президента республики Ахмата Кадырова, располагается в живописном парке на берегу реки Сунжи в Грозном.

Ее возвели в 2008 году в стиле старинных культовых сооружений Османской империи. Четыре минарета, которые находятся по углам основного здания, поднимаются на высоту 63 метра, в России выше них только башни Московской и Нижнекамской соборных мечетей. Под главным куполом «Сердца Чечни» может встать 10-этажный дом. Несмотря на внушительные размеры, она вмещает меньше прихожан, чем соборная мечеть в Махачкале, — 10 тысяч человек, но в летних галереях и на прилегающей площади могут молиться еще столько же верующих.

Внутри и снаружи стены «Сердца Чечни» покрыты редким минералом — травертином. Из такого же сложен древнеримский Колизей. В интерьерной отделке использовали также белый мрамор с острова Мармара в Мраморном море. На люстры ушло несколько тонн бронзы и сотни килограммов австрийских кристаллов. А цитаты из Корана на сводах мечети написаны специальной краской с напылением из чистого золота.

Сегодня мечеть входит в Исламский комплекс вместе с Российским исламским университетом, построенным рядом, и зданием Духовного управления мусульман республики.

Автор: Лидия Туляганова

Купол скалы – святое место мусульман в Иерусалиме

Купол скалы расположен в том месте, которому поклоняются иудеи, христиане и мусульмане. Здание воплощает в себе удивительное богатство религиозных связей. На южной стороне Храмовой горы царь Соломон за тысячу лет до появления на земле Иисуса построил храм для Ковчега Завета – самого святого символа присутствия Бога среди евреев. Четыре столетия спустя храм был разрушен вавилонянами, но царь Ирод Великий воздвиг еще более внушительный храм, который позже сравняли с землей римляне. Случилось это через тридцать лет после распятия Христа.

От храма Ирода практически ничего не осталось – лишь огромная скальная плита, разрушить которую воины Рима попросту не смогли.  Эту скалу на горе Мориа, где Авраам, праотец Израиля, был готов принести своего сына Исаака в жертву Яхве, доказав таким образом свою преданность, некоторые люди иудейского вероисповедования долгое время считали центром мира.


Фото: Айрат Измаилов

Для мусульман это та самая скала, к которой пророк Мохаммед был принесен во время своего ночного путешествия из Святой Мечети (Кааба) в Мекке, чтобы затем отправиться в таинственную аль-Акса, или «дальнюю мечеть». Архангел Джибрил (Гавриил) разбудил его, усадил на крылатое животное – наполовину осла, наполовину мула — и они прибыли в Иерусалим. Там спустилась лестница и Джибрил поднял Мохаммеда к вратам небес. Однако перед этим ему дали взглянуть на ад: пророк увидел страдания грешников в ужасном пламени. На небесах Мохаммед встретил Иисуса и Иоанна Крестителя, потом праотцов Иосифа, Моисея и Авраама, после чего предстал перед Аллахом, который и вручил ему пять заповедей ислама. Ночное путешествие и вознесение Мохаммеда – основной момент исламской веры. Он отмечается многими мусульманами молитвами целую ночь.

В конце VII века мусульмане захватили Иерусалим и отрыли Скалу вознесения из камней, а халиф Дамаска приказал построить на ней восьмиугольную мечеть – она-то и стала святыней для паломников. Снаружи здание покрыто золотой мозаикой. Позже, в период правления турок-османов, мозаику заменил персидскими плитками ярко-синего, чисто-белого и насыщенно-зеленого цвета – ее мы и видим сегодня.

Купол мечети увенчан исламским полумесяцем – его видно практически со всех точек Иерусалима. Сначала он был золотым, но, в конце концов, стал позолоченным. Все здание украшают каллиграфические стихи из Корана.

Внутри Купола скалы находятся Святая скала с отпечатками ног пророка Мохаммеда. У одной из колон расположен реликварий – там хранятся волосы из бороды пророка.


Фото: rock-cafe.info

Мечеть Купол скалы соседствует со Стеной Плача – к этим святым местам и стекаются толпы паломников со всего света, арабского и еврейского мира. Это соседство стало своего рода символом трудноразрешимых противоречий между иудеями и мусульманами. Еврейские фундаменталисты стремятся возвести на скальной площадке новый — как они утверждают, еще более восхитительный храм. Мусульмане, разумеется, этому очень сильно противятся.


Фото: rock-cafe.info

В последние десятилетия было несколько попыток разрушить Купол скалы со стороны еврейских экстремистов и фундаменталистов, но силы безопасности Израиля их успешно пресекли.

Введение в архитектуру мечетей — Smarthistory

Мимар Синан, двор мечети Сулеймание, Стамбул, 1558

Мечеть во многих формах от Индонезии до Соединенного Королевства является типичным исламским зданием. Мечеть, по-арабски масджид, является местом сбора мусульман для молитвы. Масджид просто означает «место прострации». Хотя большинство из пяти ежедневных молитв, предписанных в исламе, можно совершать где угодно, все мужчины должны собираться вместе в мечети для пятничной полуденной молитвы.

Мечети также используются в течение недели для молитв, учебы или просто как место для отдыха и размышлений. Главная мечеть города, используемая для пятничной общей молитвы, называется джами масджид, что буквально означает «пятничная мечеть», но ее также иногда называют конгрегационной мечетью на английском языке. Стиль, планировка и убранство мечети могут многое рассказать нам об исламе в целом, а также о периоде и регионе, в котором была построена мечеть.

Схема реконструкции Дома Пророка, Медина, Саудовская Аравия

Дом пророка Мухаммеда считается первой мечетью.Его дом в Медине на территории современной Саудовской Аравии представлял собой типичный дом 7-го века в арабском стиле с большим внутренним двором, окруженным длинными комнатами, поддерживаемыми колоннами. Этот стиль мечети стал известен как гипостильная мечеть, что означает «много колонн». В большинстве мечетей, построенных в арабских странах, этот стиль использовался веками.

Общие черты

Архитектура мечети в большей степени определяется региональными традициями того времени и места, где она была построена. В результате стиль, планировка и оформление могут сильно различаться.Тем не менее, из-за общей функции мечети как места совместной молитвы, определенные архитектурные особенности появляются в мечетях по всему миру.

Сан (двор)

Самая основная необходимость в архитектуре мечетей при общинах заключается в том, чтобы они могли вместить все мужское население города (женщины могут присутствовать на пятничной молитве, но не обязаны это делать). Для этого в мечетях прихожан должен быть большой молельный зал. Во многих мечетях к нему примыкает открытый двор, называемый сан.Во внутреннем дворе часто можно найти фонтан, его воды являются желанной передышкой в ​​жарких краях и важны для омовений (ритуального очищения), проводимых перед молитвой.

Михраб и минбар, мечеть султана Хасана, Каир, 1356-63 гг. (Фото: Дэйв Берковиц, CC BY 2.0)

Михраб (ниша)

Михраб, Великая мечеть Кордовы, гр. 786 (фото: Бонго Вонго, CC BY-SA 2.0)

Еще одним важным элементом архитектуры мечети является михраб — ниша в стене, указывающая направление на Мекку, к которой молятся все мусульмане.Мекка — город, в котором родился Пророк Мухаммед, и дом самого важного исламского объекта — Каабы. Направление Мекки называется кибла, и поэтому стена, в которой установлен михраб, называется стеной киблы. Независимо от того, где находится мечеть, ее михраб указывает направление на Мекку (или настолько близко к этому направлению, насколько наука и география смогли определить его). Следовательно, михраб в Индии будет на западе, а в Египте — на востоке. Михраб обычно представляет собой относительно неглубокую нишу, как в примере из Египта выше.В примере из Испании, показанном справа, ниша михраба принимает форму небольшой комнаты, это встречается реже.

Минарет (башня)

Одним из наиболее заметных аспектов архитектуры мечети является минарет, башня, примыкающая к мечети или примыкающая к ней, с которой объявляется призыв к молитве.

Mimar Sinan, Minaret, Мечеть Сулеймание, Стамбул, 1558

Минареты бывают самых разных форм — от знаменитого спирального минарета Самарры до высоких карандашных минаретов Османской Турции.Не только функциональный по своей природе, минарет служит мощным визуальным напоминанием о присутствии ислама.

Кубба (купол)

В большинстве мечетей также есть один или несколько куполов, которые по-арабски называются кубба. Хотя это и не является ритуальным требованием, как михраб, купол действительно имеет значение в мечети — как символическое изображение небесного свода. Внутреннее убранство купола часто подчеркивает этот символизм, используя замысловатые геометрические, звездчатые или растительные мотивы для создания захватывающих дух узоров, призванных внушать трепет и вдохновлять.Некоторые типы мечетей включают в свою архитектуру несколько куполов (как в Османской мечети Сулеймание, изображенной в верхней части страницы), в то время как другие имеют только один. В мечетях с одним куполом он неизменно возвышается над стеной киблы, самой святой частью мечети. Великая мечеть Кайруан в Тунисе (не изображена) имеет три купола: один над минаретом, один над входом в молитвенный зал и один над стеной киблы.

Поскольку это направленный фокус молитвы, стена кибла с ее михрабом и минбаром часто является самым богато украшенным местом мечети. Богатое украшение стены киблы очевидно на этом изображении михраба и минбара в мечети султана Хасана в Каире, Египет (см. Изображение выше на странице).

Мебель

Светильник для мечети, 14 век, Египет или Сирия, выдувное стекло, эмаль, позолота, 31,8 x 23,2 см (Музей Метрополитен)

Есть и другие элементы декора, общие для большинства мечетей. Например, над михрабом часто появляется большой каллиграфический фриз или картуш с заметной надписью.В большинстве случаев каллиграфические надписи представляют собой цитаты из Корана и часто включают дату открытия здания и имя покровителя. Еще одной важной особенностью украшения мечети являются подвесные светильники, которые также видны на фотографии мечети Султана Хасана. Свет является важным элементом мечетей, поскольку первая и последняя ежедневные молитвы совершаются до восхода солнца и после захода солнца. До появления электричества мечети освещались масляными лампами. Сотни таких ламп, подвешенных внутри мечети, создавали бы сверкающее зрелище, с мягким светом, исходящим от каждой из них, подчеркивая каллиграфию и другие украшения на поверхности ламп. Хотя это и не является постоянной частью здания мечети, лампы вместе с другой мебелью, например коврами, составляли важный, хотя и эфемерный, аспект архитектуры мечети.

Шефство над мечетью

Михраб, 1354–1355 гг., Сразу после периода Ильханидов, медресе Имами, Исфахан, Иран, полихромная глазурованная плитка, 343,1 x 288,7 см (Музей Метрополитен)

Большинство исторических мечетей не являются отдельно стоящими зданиями. Многие включали благотворительные учреждения, такие как бесплатные бесплатные столовые, больницы и школы.Некоторые покровители мечетей также решили включить свой собственный мавзолей в комплекс мечетей. Благотворительные учреждения — важный аспект исламской культуры, отчасти благодаря третьему столпу ислама, который призывает мусульман жертвовать часть своего дохода бедным.

Открытие мечети будет рассматриваться как благочестивый поступок со стороны правителя или другого богатого покровителя, и имена покровителей обычно включаются в каллиграфическое украшение мечетей. В таких надписях также часто прославляют набожность и щедрость покровителя. Например, михраб, который сейчас находится в Метрополитен-музее, имеет надпись:

.

И он [Пророк], мир ему и благословение, сказал: «Кто построит для Бога мечеть размером с гнездо глухаря, исходя из благочестия, [Бог построит ему дворец в раю] . »

Покровительство мечетям было не только благотворительным актом, но также, как и архитектурный патронаж во всех культурах, возможностью для саморекламы.Социальные службы при мечетях османских султанов являются одними из самых обширных в своем роде. В Османской Турции комплекс, окружающий мечеть, называется куллие. Куллие мечети Султана Сулеймана в Стамбуле является прекрасным примером этого явления, включая бесплатную кухню, больницу, несколько школ, общественные бани и караван-сарай (похожий на общежитие для путешественников). В комплекс также входят два мавзолея султана Сулеймана и членов его семьи.

Süleymaniye Kulliyesi (вид на кухни и караван-сарай), Стамбул


Smarthistory изображений для преподавания и обучения:

Больше изображений Smarthistory…

мечеть | Детали, особенности, архитектура и информация

Мечеть , арабский масджид или jāmiʿ , любой дом или открытое место для молитв в исламе. Арабское слово , масджид означает «место поклонения Богу», и то же слово используется в персидском, урду и турецком языках. Можно выделить два основных типа мечетей: masjid jāmiʿ , или «коллективная мечеть», большая контролируемая государством мечеть, которая является центром общинного богослужения и местом пятничных молитв; и небольшие мечети, находящиеся в частном владении различных групп общества.

Мечеть Пророка в Медине, Саудовская Аравия, содержащая гробницу Мухаммеда.Это одно из трех самых святых мест ислама.

© Mawardibahar / Dreamstime.com

Подробнее по этой теме

Ислам: Мечеть

Основная религиозная жизнь мусульман сосредоточена вокруг мечети. Во времена Пророка и первых халифов мечеть была центром …

Первые мечети были построены по образцу места поклонения пророка Мухаммеда — двора его дома в Медине — и представляли собой просто участки земли, отмеченные как священные. Хотя мечеть как таковая претерпела множество архитектурных изменений, здание остается по существу открытым пространством, как правило, с крышей, вмещает miḥrāb и minbar с иногда прикрепленным к нему минаретом. miḥrāb , полукруглая ниша, предназначенная для имама , ведущего молитву, указывает на qiblah , то есть направление на Мекку. minbar , место на верхней ступеньке справа от miḥrāb , используется проповедником ( khaṭīb ) в качестве кафедры.На заре ислама правители произносили речи с минбара . Иногда есть также maqsūrah , ящик или деревянный экран рядом с miḥrāb , который изначально был разработан для защиты правителя поклоняющегося от убийц. Циновки или ковры покрывают пол мечети, где ритуальная молитва ( ṣalāt ) выполняется рядами мужчин, которые кланяются и падают ниц под руководством имама .

Снаружи мечети возвышается минарет ( maʾdhanah ), который изначально был любым возвышенным местом, но теперь обычно является башней. Муэдзин ( muʾadhdhin , «глашатай») использует его для провозглашения призыва к поклонению ( adhān ) пять раз в день. Место для омовения с проточной водой обычно примыкает к мечети, но может быть отделено от нее.

Начиная с собственного дома Мухаммеда, мечети стали использоваться для многих общественных функций — военных, политических, социальных и образовательных. Школы и библиотеки часто были при средневековых мечетях (например, мечеть Аль-Азхар в Каире). Мечеть также функционировала как суд до тех пор, пока в наше время во многих исламских странах не были введены светские законы.В то время как многие социальные, образовательные и политические функции мечети были переданы другим учреждениям в наше время, она остается центром значительного влияния. В некоторых случаях к мечети прикрепляется мактаб (начальная школа), в основном для преподавания Корана, а неформальные занятия по праву и доктрине проводятся для жителей близлежащих районов.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Мечеть во многом отличается от церкви.Церемонии и службы, связанные с свадьбой и рождением детей, обычно не проводятся в мечетях, и обряды, которые являются важной и неотъемлемой функцией многих церквей, такие как исповедь, покаяние и конфирмация, там не существуют. Молитва совершается при помощи поклонов и простираний, без каких-либо стульев или сидений. Мужчины босиком стоят рядами за имамом и следят за его движениями. Богатые и бедные, известные и обычные люди — все вместе встают и кланяются в одни ряды.Женщины могут участвовать в молитвах, но они должны занимать отдельное место или комнату в мечети. В мечети не используются статуи, ритуальные предметы или изображения; единственные разрешенные украшения — это надписи из аятов Корана и имена Мухаммеда и его сподвижников. Профессиональные певцы ( qurrāʾ ) могут петь Коран в соответствии с жестко предписанными системами, которым обучают в специальных школах, но запрещены музыка или пение.

Купол — символ власти

НИКИ ГАММ

Мечеть Селимие.

Простое определение купола — это «полусферическая полуэлиптическая крыша, построенная из камня, дерева, металла или стекла». С самого начала на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии это был популярный метод кровли там, где не было древесины. Его было легко построить, используя глиняные кирпичи, которые либо слегка наклонялись внутрь, либо укладывая слои кирпича кругами, которые постепенно становились меньше. Было высказано предположение, что круглые хижины, используемые кочевыми племенами, могли иметь некоторое влияние. Римляне приняли купол, как мы видим в Пантеоне в Риме, а византийцы использовали купол для покрытия своих монументальных зданий.

Эрнст Дж. Грубе, объясняя, что, по его мнению, представляет собой исламская архитектура, писал о куполе следующее: «Купол кажется общим символом, обозначающим власть, королевский город, средоточие собрания; поэтому он может служить как религиозным, так и светским целям. Его внешний вид на самом деле не помогает нам понять, интерпретировать или идентифицировать какое-либо здание ».

Самые ранние купола были размещены над киблой, которые указывали направление на Мекку и освещали эту часть мечети.Позже он переместился на центральное место над молитвенным залом, который он занимает сегодня. «Купол, конечно, является космическим символом в каждой религиозной традиции; и символически в исламе купол представляет собой небесный свод, точно так же, как сад представляет собой рай », — написал Джеймс Дики в своей книге« Аллах и Вечность: мечети, медресе и гробницы ».

Арабы построили мечети или приспособили местные религиозные сооружения, такие как церкви, на завоеванных ими землях; однако на протяжении большей части 7-го века они были довольны постройками с плоскими крышами, воссоздающими мечети с плоскими крышами Медины и Мекки.Первым купольным зданием, построенным арабами, был Купол Скалы в Иерусалиме (691 г.). Поскольку использование дерева в куполах оказалось очень практичным в церквях, древесина была использована в Куполе Скалы. Это сделало конструкцию легче и гибче, но ее пришлось покрыть медью или свинцом, чтобы защитить ее от погодных условий. Использование маленьких куполов в мечетях Фатимидов в Египте, по-видимому, было заимствовано из примеров из Магриба. Купол стал доминирующим элементом мечетей, хотя он также использовался во дворцах, в частности над аудиториями, и в других местах, таких как школы и хамамы.

Хотя самые ранние мечети в Анатолии датируются 11 веком, только в 12 веке стало популярным ставить купола на мечети. Улукамис в Никсаре и Кайсери и мечеть Алаэддин в Конье (13 век) имеют купола. Купола часто располагались перед михрабом, а в некоторых мечетях было три купола, а не один.

S Мечеть Юлеймание.

Ранние османские купола

Османская архитектура впервые была замечена в Бурсе и Эдирне в 14-15 веках.Его архитектура была основана на ранней сельджукской архитектуре и находилась под сильным влиянием иранских построек, знания о которых турки приобрели на своем пути из Средней Азии в Анатолию, и, в большей степени, византийской архитектуры. Он был описан как синтез архитектурных традиций Средиземноморья и Ближнего Востока. Мечети, построенные османами, имели молельные комнаты или залы, покрытые куполами, и часто портики вокруг внутреннего двора имели небольшие купола.

Мечеть, молитвенная комната которой была покрыта куполом, была квадратной формы и, возможно, была заимствована из Месопотамии. Это, безусловно, наиболее часто встречающийся тип мечети в ранней османско-турецкой архитектуре. Проблема с куполами решает переход от круглого купола к квадратному зданию. Есть три способа решить эту проблему: сквинч, при котором углы квадратной комнаты заполняются, чтобы сформировать основу для купола; подвеска, представляющая собой треугольный сегмент, сужающийся внизу, но расширяющийся вверху, образуя круг, необходимый для удержания купола; и сломанная треугольная поверхность, которая образовывала пояс прямо под куполом.Последнее было нововведением анатолийских турок.

Османские купола после завоевания

Архитектура османской мечети не изменилась сразу после завоевания Константинополя. Мечети, которые были построены сразу после этого, напоминали мечети в Бурсе, Изнике и Эдирне. Из-за отсутствия мечетей османы преобразовали ряд византийских церквей, переориентировав направление поклонения лицом к Мекке и добавив минбер и киблу. Это включало собор Святой Софии.

Студенты-историки архитектуры разделены на два класса. Один считает, что все последующие мечети были имитацией собора Святой Софии, а другой убежден, что османы ни в малейшей степени не пострадали от византийской архитектуры. Истина, вероятно, находится где-то посередине — османские архитекторы опирались на византийскую архитектуру, но использовали свое собственное творчество, чтобы превратить ее во что-то столь же впечатляющее, если не большее. Что особенно впечатлило османов, так это купол Святой Софии.

Первой большой мечетью в Стамбуле была мечеть Баязита II во второй половине 15 века. Он напоминает собор Святой Софии и отличается от него тем, как установлен купол, в частности, заметной разницей в том, как арки использовались при переходе от стен к полукуполам. Но настоящая перемена произошла с появлением Мимара Синан в шестнадцатом веке. В своих ранних мечетях — Михримах и Зал Махмуд Паша — он пытался установить купол прямо на внешних стенах с портиками.Иногда он экспериментировал с тем, чтобы избавиться от полукуполов, хотя использовал их при строительстве одного из своих самых впечатляющих произведений — мечети Сулеймание. Более того, Синан решил использовать макарны или, как их иногда называют из-за их формы, сталактиты для соединения половин купола со стенами.

Мечеть Селимие считается наиболее зрелым творением Синан. В нем он применил все архитектурные приемы, которые успешно работали в его предыдущих мечетях. Здесь купол опирается на круг чередующихся опорных стен и полукуполов, которые переносят вес на восемь мощных столбов.

Синан писал: «Архитекторы в христианских странах могут ставить себя выше мусульман по техническим навыкам из-за того, что последние не смогли достичь чего-либо, приближающегося к куполу собора Святой Софии. Это утверждение непреодолимой трудности ранило автора этих сочинений. Однако с Божьей помощью и милостью султана мне удалось построить купол мечети султана Селима, который на четыре элла больше в диаметре и на шесть больше, чем купол Святой Софии ».

Сегодня немыслимо построить мечеть без купола.

(PDF) Купол в исламской архитектуре и современная ориентация в дизайне куполов мечетей

Купол в исламской архитектуре и в современной

Ориентации в дизайне куполов мечетей

Моханнад Таррад, Мохаммад Матрук

Аннотация Купол считается одним из наиболее важных архитектурных элементов в архитектуре

мечетей в частности и исламской архитектуры в целом, где использование куполов

в исламской архитектуре началось с периода Омейядов в Иерусалиме в 691 году нашей эры.Известно, что купол был создан под влиянием византийской архитектуры (1).

, продолжающееся использование куполов в исламской архитектуре, в ее различных формах, привело к развитию концепции куполов

среди мусульманских архитекторов, которые стали одним из самых важных архитектурных элементов

в исламской архитектуре из-за его трансцендентного символизма.

С древних времен архитектор мог связать архитектуру со своими убеждениями и применил

, чтобы служить своим интеллектуальным тенденциям, разработав для себя концепцию дизайна, в основном

, в частности, сдвиги и изменения, которые произошли в формы куполов, так как купол

характеризуется своей глубокой памятью, поскольку он четко документирует символизм в исламской архитектуре

с течением времени, и мусульманский архитектор считает его важным историческим рекордом,

, но его необходимо изучить и проанализированы, чтобы не отставать от текущей архитектуры и ее

разработок.Исследование направлено на анализ наиболее важных современных куполов, используемых в мечетях

в Иордании для местных архитекторов, поскольку они важны не только с точки зрения архитектурной формы

, но также на функциональном и экологическом уровне. Далее следует выделить технологию строительства

и современные материалы, использованные при реализации таких куполов.

Ключевые слова Трансцендентальный символизм, интеллектуальные тенденции, пространственная память, местные архитекторы

Исламская архитектура: части мечети

Мечеть ( masjid на арабском языке) является местом поклонения в исламе.Хотя молитвы можно произносить в частном порядке, в помещении или на улице, почти каждая община мусульман выделяет место или здание для совместной молитвы. Основные архитектурные компоненты мечети практичны по своему назначению и обеспечивают преемственность и чувство традиции среди мусульман во всем мире.

Мечети по всему миру очень разнообразны. Строительные материалы и дизайн зависят от культуры, наследия и ресурсов каждой местной мусульманской общины. Однако есть ряд общих черт, присущих почти всем мечетям.

Минареты мечети в Асуане, Египте. Угурхан Бетин / Getty Images

Минарет — это тонкая башня с балконами или открытыми галереями, из которых муэдзин мечети пять раз в день призывает верующих к молитве. Минареты — отличительные традиционные черты многих мечетей, хотя они различаются по высоте, стилю и количеству. Минареты могут быть квадратными, круглыми, шестиугольными, восьмиугольными или даже спиральными, и обычно они покрыты остроконечной крышей.

Слово «минарет» происходит от арабского слова «маяк» или «маяк».»

Купол

Турция, Стамбул, Голубая мечеть богато украшенный интерьер куполов. Tetra Images / Getty Images

Многие мечети украшены куполом на крыше, особенно на Ближнем Востоке. В некоторых традициях купол символизирует небесный свод. Интерьер купола обычно богато украшен растительными, геометрическими и другими узорами.

Главный купол мечети обычно закрывает главный молитвенный зал сооружения. Некоторые мечети также могут иметь вторичные купола.

Молельный зал

Мечеть Султана Селима, Конья. Сальватор Барки / Getty Images

Внутри центральная зона для молитв называется musalla (буквально «место для молитвы»). Он намеренно оставлен совершенно голым. Мебель не требуется, так как прихожане сидят, становятся на колени и кланяются прямо в пол. Может быть несколько стульев или скамеек, чтобы помочь пожилым прихожанам или инвалидам, которые испытывают трудности с передвижением.

Вдоль стен и колонн молитвенного зала обычно есть книжные полки для копий Корана, деревянные книжные стойки ( rihal ), другие религиозные материалы для чтения и индивидуальные молитвенные коврики.В остальном молитвенный зал представляет собой большое открытое пространство.

Михраб

Михраб мечети Насир Ол-Молк, Шираз, Иран. ефесенко / Getty Images

михраб — это декоративное полукруглое углубление в стене молельной комнаты мечети, которое отмечает направление киблы — направление , обращенное к Мекке, с которым мусульмане сталкиваются во время молитвы. Михрабы различаются по размеру и цвету, но обычно они имеют форму дверного проема и украшены мозаичной плиткой и каллиграфией, чтобы выделить пространство.

Мечеть Гази Хусрев-бега в Сараево, Босния и Герцеговина. fotokon / Getty Images

minbar — это возвышающаяся платформа в передней части молитвенного зала мечети, с которой произносятся проповеди или речи. Минбар обычно изготавливается из резного дерева, камня или кирпича. Он включает в себя короткую лестницу, ведущую на верхнюю площадку, которая иногда перекрывается небольшим куполом.

Площадь омовения, Большая мечеть Султана Кабуса, Маскат, Оман. Ричард Шаррокс / Getty Images

Омывания (ритуальное омовение или вуду) являются частью подготовки к мусульманской молитве.Иногда место для омовения отводится в туалете или умывальнике. В качестве альтернативы может быть фонтаноподобное сооружение вдоль стены или во дворе. Доступна проточная вода, часто с небольшими стульями или сиденьями, чтобы было легче сесть и мыть ноги.

Интерьер мечети Масджид Султан в Сингапуре. rusm / Getty Images

Во время исламской молитвы прихожане кланяются, преклоняют колени и падают ниц в смирении перед Богом. Единственное требование в исламе — молиться в чистом месте.Коврики и ковровые покрытия стали традиционным способом обеспечить чистоту места для молитвы и обеспечить некоторую амортизацию на полу. Традиционные молитвенные коврики включают символ в форме арки на одном конце. Этот символ представляет собой михраб и должен указывать на Мекку во время молитвы.

В мечетях место для молитв часто покрывают большими молитвенными коврами. Молитвенные коврики меньшего размера можно сложить на соседней полке для индивидуального использования.

Полка для обуви

Полка для обуви является практичным элементом многих мечетей по всему миру.Мусульмане снимают обувь перед входом в мечеть, чтобы сохранить чистоту молитвенного помещения. Вместо того, чтобы сбрасывать кучу обуви возле двери, полки стратегически размещают возле входов в мечеть, чтобы посетители могли аккуратно разобраться, а затем найти свою обувь.

Религиозная архитектура и исламские культуры

Исламская архитектура: Сегодня используется для обозначения архитектуры, построенной мусульманами или для мусульман, или построенный на исламских землях или при исламском правительстве, действительно большой корпус.

Литургический Элементы мечети:


Mihrab: Углубление в стене, в основном в виде арочной ниши, в стене киблы, указывая положение лидера молитв, смотрящего в сторону Мекки.

Минбар: кафедру, в основном деревянную, поставили в мечети рядом с ее михрабом, на которой Молитвенный лидер стоит, когда он читает проповедь общей молитвы по пятницам и в праздничные дни.

Минарет: Высокая стройная башня круглого или квадратного сечения, построенная рядом или в мечеть, из которой мусульмане призываются на молитву. Мечети могут иметь один, два, три, четыре и до шести минаретов.

Фонтан омовения: Это свойство часто, но не всегда встречается в мечетях. Это обычно поставить в центре двора мечети для совершения молящихся их ритуальное омовение перед молитвой.

Формальная типология Мечети:


Гипостильная мечеть: Мечеть, в которой молельный зал состоит из рядов вертикальных опор или колонн, которые могут увеличивать бесконечно. Доминирующий тип в раннем периоде.

Мечеть Иван: Мечеть, в которой молельный зал находится на айване или более, до четырех айванов, окружающий двор. Это был самый популярный тип в средневековье. период и оставался доминирующим в Иране.

Центрально-Купольная мечеть: Мечеть, в которой в пространстве молитвенного зала преобладает центральный купол. окружен меньшими и нижними полукуполами. Он был введен османами в 15 веке.

Функциональная типология религиозных структур

  • Строения для молитв:
    • квартальная мечеть ( мечеть ).
    • приходская мечеть ( джами или масджид джами ).
    • молельня ( мусалла или намаз-га ).
  • Конструкции религиозные образование
    • Кораническая школа для детский ( куттаб )
    • ,
    • духовное училище ( медресе, ).
  • Монастырские постройки:
    • монастырская крепость ( Рибат, ).
    • городской суфийский домик ( ханка и / или takiyya или tekke ).
    • ретрит для знаменитого шейх ( zawiyya ).
  • Мемориальные сооружения:
    • святой ( wali ) гробница или реликварий ( макам или мазар ).
    • мемориал видения ( машхед ).
    • мавзолей
    • ( кубба или turba ) с добавлением благотворительных функций.
    • погребальный сад или ограда ( сырье ).

Анатомия мечети

Что бы вы почувствовали, если бы проходили мимо мечети? Не решились бы вы сделать шаг внутрь? Не могли бы вы дважды подумать, чтобы снять обувь и оставить ее у двери, чтобы исследовать пространство, где мусульмане собираются для совместной молитвы и поклонения?

Если вы чувствуете себя сдержанным, вы не одиноки. Многие западные христиане никогда не посещали мечети и не имеют четкого представления о том, что происходит внутри.Но вход в мечеть проливает свет на многие важные аспекты ислама, которые полезно понять, если мы надеемся вовлечь мусульман в содержательный разговор об их и нашей вере.

Приглашение осмотреть внутренние помещения мечети

Если вы никогда не были в мечети, это ваше приглашение посетить одну из самых красивых мечетей в мире для частной экскурсии. Мы попросили фотографа и видеооператора съездить в мечеть Сулеймание в Стамбуле, Турция, чтобы мы могли поделиться с вами впечатлениями от пребывания там.

Все фото Киара Марино.

Мечеть Сулеймание была спроектирована архитектором Синаном в шестнадцатом веке в честь османского султана Сулеймана Великолепного. Это изысканный образец классической исламской религиозной архитектуры, в котором представлены некоторые элементы, присутствующие во всех мечетях.

Открытое пространство для совместной молитвы

Мечети построены для облегчения религиозной жизни мусульман — в частности, чтобы предоставить место для совместной молитвы. Салат , или ритуальная молитва, является одним из центральных аспектов исламской практики и вторым столпом ислама. Мусульмане обязаны молиться пять раз в день. Хотя им разрешено молиться где угодно, совместная молитва предпочтительнее, когда это возможно, чтобы символизировать единство исламского сообщества. Итак, основное архитектурное требование к мечети — это то, что у нее должно быть большое центральное пространство, чтобы множество мужчин могли собираться вместе для молитвы, особенно по пятницам.

Священная каллиграфия стихов Корана

Многие люди удивляются, узнав, что некоторые элементы, которые мы ассоциируем с классической архитектурой мечетей, на самом деле были вдохновлены дизайном христианских церквей.Самый потрясающий атрибут мечети Сулейманиные — центральный купол, пронизанный окнами, которые освещают интерьер здания, — был вдохновлен дизайном Святой Софии, близлежащей церкви, построенной в шестом веке. Синан изучил структуру Собора Святой Софии и включил многие его архитектурные элементы в дизайн этой мечети и других подобных ей. Стиль Синан затем повлиял на поколения исламских архитекторов после него.

Хотя дизайн купола похож на византийскую церковь, его убранство явно исламское.Золотая роспись в центре купола украшена священной каллиграфией, которая включает в себя стих из Корана, в котором говорится: «Воистину, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли». Не во всех мечетях есть центральный купол, но во внутреннем убранстве всегда присутствуют стихи из Корана или имена Бога на арабском языке.


Средства для омовения для ритуального очищения перед молитвой

Одна из основных исламских практик, необходимых для того, чтобы молитва была приемлемой для Бога, — это ритуальное очищение.Мусульмане должны вымыть руки, руки, лица и ноги перед молитвой. В классический период фонтаны для омовения располагались во дворе или по сторонам зданий мечетей. В современных мечетях их можно найти внутри комплекса мечетей.

Ковровое покрытие

Мусульмане всегда снимают обувь перед входом в мечеть на молитву. Узор, вплетенный в ковер, помогает мужчинам стоять во время молитвы стройными рядами. В мечетях никогда не бывает сидений или скамеек, как в церквях, потому что, когда мусульмане молятся, они двигаются.Стоять, кланяться, становиться на колени и касаться лбом пола — все это движения, интегрированные в исламскую ритуальную молитву.

Михраб

Мраморная ниша, показанная выше, называется михраб и указывает направление, в котором мусульмане должны смотреть во время молитвы. Мусульмане обязаны молиться в направлении Мекки, где находится Кааба . Кааба — самая священная святыня ислама, потому что она означает «Дом Аллаха» и считается троном его божественного присутствия, вокруг которого вращается все творение.

Мимбер и Курси

Мимбер — это возвышающаяся платформа, на которой имамы проводят проповеди по пятницам и во время особых мероприятий, таких как Рамадан и Праздник жертвоприношения. В то время как курси, или стул (показанный выше) используется исламскими учеными для чтения лекций о религии и значении Корана , , священных писаний ислама. Праздник Рамадана отмечает откровение Корана пророку Мухаммеду в седьмом веке.


Женский молельный уголок

Ислам запрещает мужчинам и женщинам молиться вместе.Итак, в мечетях всегда есть место, где женщины могут молиться отдельно от мужчин. В некоторых мечетях у женщин есть отдельная комната для молитвы. Но в классических мечетях, таких как Сулеймание, женская часть находится за декоративными ширмами в задней части мечети. Женщин не приглашают на совместную молитву по пятницам, в самый святой день недели для мусульман.

Рамадан — время для молитв

Рамадан — время повышенного религиозного сознания 1,8 миллиарда мусульман, живущих сегодня.А ислам — самая быстрорастущая религия в мире. Фактически ожидается, что к концу века число мусульман превысит число христиан, если нынешние демографические тенденции сохранятся.

Рамадан — идеальное время для сосредоточенной молитвы, чтобы Бог возвеличил имя Иисуса в мусульманском мире.

  • Молитесь, чтобы Бог открыл мусульманам, которые постятся, истину о том, что Иисус — его возлюбленный Сын, чтобы заслужить Божье благоволение.
  • Молитесь, чтобы христиане были обременены стремлением протянуть руку помощи мусульманам в их общинах и поделиться с ними Евангелием.
  • Молитесь, чтобы Господь освободил христиан от страха перед служением в исламских странах.
  • Молитесь, чтобы Святой Дух напомнил нам, что Великое Поручение Иисуса призывает нас подготавливать учеников у всех народов, включая мусульманские.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *