- Разное

Маяк тарханкут: Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк Крым 

Тарханкутский маяк находится на самой западной точке Крымского полуострова, на мысе Тарханкут. Добраться к маяку можно из поселка Оленевка, двигаясь на юго-запад. Расстояние от поселка Оленевка до Тарханкутского маяка 3,3 км.

Географические координаты Тарханкутского маяка на карте Крыма GPS: N 45.3472, E 32.4938.

Тарханкутский маяк построен в 1816 году, принят на дежурство в 1817 году. Команда поддерживающая работу маяка состояла из 12 человек: 11- матросов и отставной офицер военно-морского флота.

Необходимость маяка в этой местности осознали еще в средние века, когда торговля на полуострове получила максимальный рассвет. Предположительно старый маяк находился 5,2 км северней поселка Оленевка, о чем свидетельствуют раскопки и исторические упоминания, дошедшие до наших дней.
В средние века Тарханкут называли “Мыс Бурь”. Переменчивость погоды, частые шторма и скальный рельеф береговой линии делали эти места весьма опасными. В 1814 году в обеспечении безопасного мореплавания приняли решение соорудить маяк. Высота маяка составила 35 метров. Возле маяка построили дом смотрителя, барак для матросов и складское помещение. Маяк оборудовали 15 лампами, дающими свет от сгорания масла, и массивным колоколом, который в непогоду звонил в набат.

Лампы были закреплены в одном направлении, но это, очевидно, создавало мертвые зоны и уже в 1824 году лампы стали вращаться на 180 градусов.
С движение прогресса, в 1862 году, маяк переоборудовали и установили диоптрические линзы, которые существенно увеличили охват маяка. В хорошую погоду маяк было видно с расстояния 13 морских миль, но появилось небольшое неудобство — из-за новой конструкции стала сильно накапливаться сажа — поэтому два раза ночью маяк отключали на 10 минут для очистки линз.

В 1883 году в Крыму впервые взвыла противотуманная сирена, которая пришла на помощь колоколу.
В 1934 году на маяке заработала радио точка. Новшество в полную меру заработало, спустя два года, когда у большей части кораблей появились приемники и передатчики.

В 1970 году Тарханкутский маяк укрепили, сделали капитальный ремонт, установили современное оборудование и выстроили новые сооружения, технические и жилые.
Тарханкутский маяк является памятником истории, достопримечательностью Крыма и гармонично вписывается в красивейшие панорамы мыса Тарханкут.

Тарханкутский маяк на карте Крыма

Тарханкутский маяк — описание, история, фото, как добраться

В Крыму одним из наиболее таинственных мест считается Каркинитский залив. Если выехать из Евпатории в северо-западном направлении, вы попадете на мыс Тарханкут, скалистым пятачком выступающий из линии побережья. Именно тут и располагается знаменитый Тарханкутский маяк — ключевая достопримечательность окрестностей Евпатории.

Стоит учесть, что объект локализуется за пределами городской черты. Вам нужно отправиться в село Оленевка, оттуда выехать на юго-запад и проделать еще 2,5 километра. Дома Оленевки жмутся к побережью лЛимана. Тарханкутский маяк, фото которого здесь представлены, доминирует над местностью. Добираться в Оленевку можно и через поселок Черноморское. Ближайшие ориентиры — скалистые бухточки, облюбованные приезжими дайверами.

История возведения Тарханкутского маяка

«Угол» Крымского полуострова издревле считался стратегическим местом — мимо него проплывали торговые корабли антов, греков, тавров и скандинавов. Скифы тоже ходили по морю, но купцы редко встречались среди степных обитателей. Прошли века, и мимо Тарханкута начали курсировать византийские дромоны. Появлялись в здешних краях и другие суда:

  • дозорные татарские корабли;
  • славянские челны;
  • боевые галеры Османской империи;
  • запорожские «чайки».

Местные жители часто выкладывали на мысе каменные башни, разводили там сигнальные костры и помогали морякам благополучно пройти бурные воды. Эски Форос — так называлась старинная локация в Оленевке, известная всем мореплавателям средневековья. Официально же Тарханкутский маяк появился в 1816 году — именно тогда было завершено возведение 38-метровой башни, к облику которой привыкли современные крымчане. Освещать морские пути сооружение начало год спустя — в 1817-м.

Два столетия назад луч фонаря пробивался на 12 миль — то были передовые английские технологии. Флот в Херсоне и Николаеве стремительно развивался, поэтому в окрестностях Тарханкута усилилась морская навигация. В 1862 году маяк модернизировали, оснастив той самой английской установкой, что давала белый луч на 12 миль. Хорошее качество имело обратную сторону — лампу постоянно чистили от нагара, делая 15-минутные перерывы. В один из таких перерывов потерпела крушение «Ливадия» — яхта российского императора.

Гибель яхты вынудила местные власти изобрести новый прибор, который подавал световые сигналы даже во время чистки. «Калорическая» система хорошо пробивала туманную толщу и не требовала отключения. Но и эта система нуждалась в предварительной подготовке, поэтому на маяке поставили колокол, сообщавший о наступлении неблагоприятных погодных условий. В 20 столетии появилось радиооборудование, действующее на 300-километровой дистанции.

В период ВОВ сотрудники маяка эвакуировались, прихватив с собой ценное оборудование. Немцы планировали взорвать Тарханкутский маяк, заложив под него динамит. Дымящийся бикфордов шнур случайно заметили местные жители — Александр Карнаух и Василий Гузенко. Сейчас сооружение относится к сигнальным объектам первого класса с громкостью звучания в одну милю и дальностью луча — в 17 миль.

Туристическая привлекательность

Сейчас высота сооружения составляет 38 метров — это каменный комплекс, включающий радио и световой маяки, автономное электроснабжение, звукосигнальную установку, бытовые и навигационные комнаты. Объект считается режимным, к нему подведена ЛЭП. Между операторским залом и нижним ярусом насчитывается 142 ступени. Лестница винтовая, есть промежуточные площадки.

Посещая режимный объект, вы должны понимать, что на подъем к вершине маяка требуется специальное разрешение. Договориться с администрацией легко, но служащие маяка захотят осмотреть ваши карманы и ручную кладь. Фотографировать внутреннюю часть объекта нельзя. Что же касается самого мыса Тарханкут, то причин его популярности несколько:

  1. Дайвинг (скалистые бухточки удобны для погружения).
  2. Красивые виды (в лиман частенько заплывают прогулочные яхты).
  3. Пляжный отдых в Оленевке.
  4. Урочище Атлеш (с мыса открывается шикарная панорама этого места).

Полезно знать

Ближайшие крупные населенные пункты — Черноморское и Евпатория. Оттуда в Оленевку курсируют автобусы. Но есть и другой способ попасть к маяку — для этого нужно воспользоваться прогулочным катером. Многие предпочитают ехать к маяку автостопом либо перемещаться на собственной машине. Расстояние между Евпаторией и Тарханкутским маяком составляет 108 километров — эта дистанция преодолевается за два часа.

Приехав в Оленевку автостопом, настройтесь на небольшую прогулку — вам придётся более двух километров проделать пешком. Заодно можно осмотреть скифские могильники и древнегреческие руины. Озеро Лиман встретит вас лечебными грязями, так что и здоровье можно при желании подправить. GPS-координаты маяка: N 45.3472 E 32.4938. Приятного путешествия!

Маяк на мысе Тарханкут, история

На Тарханкутском полуострове на «Чертовом мысу» построен маяк — белая башня, которая предупреждает моряков об опасных скалах. Сведения о нахождения в этом месте маяка дошли до нас с глубины веков. Прежнее название мыса Тарханкут — Эски-Форос, что в переводе значит «Старый Маяк», то есть, он уже считался старым, еще до переименования мыса. Но выглядит этот «старичок» еще очень даже ничего. Впервые обозначение на морской карте Тарханкутского маяка появилось еще в 14 веке, уже тогда моряк прозвали побережье Тарханкута «чертовым мысом» из-за многочисленных подводных скал, течений, отмелей. Современную башню высотой в 42 метра (по другим данным 38 метров) построили в 1816 году. Строили его одновременно с еще одним маяком на Херсонесе, в одно время были созданы проекты строений, камень для строительства добывали в одном месте — в Инкермане. Белый известняк доставляли на Тарханкут морем. В то время места тут были глухие, безлюдные — ни дорог, ни тропинок не было. Подземные источники воды оказались засоленными, поэтому питьевую воду пришлось возить из ближайшего села — Караджи. Добытый под Севастополем камень на баржах подвозили к Тарханкуту, но, в виду отсутствия причалов, его доставляли на небольших лодках. А баржи в это время стояли на якорях в бухте. Внешне маяк представлял собой коническую башню, с деревянным фонарем десятиугольной формы. Работать маяк начал только в 1817 году, когда на нем отрегулировали осветительный аппарат. Для персонала маяка были построены рядом три дома и складские помещения. До 1873 года на Тарханкутском маяке было очень неуютно: плохо утепленные дома во время промозглых зимних ветров были очень сырыми и холодными. Только в 1873 году строители продолжили обустройство зданий, сам маяк достроили и выкрасили в белоснежный цвет. Первоначально маяк работал на катопрической (от греческого katoptrikos — зеркальный) системе света: в параболических отражателях размещались 15 масляных ламп, снаружи система защищалась открытым сверху для тяги стеклянным коническим колпаком. За таким маяком необходимо было постоянно следить и своевременно заменять топливо. Вахтенный также должен был регулировать свечение на определенной мощности и содержать все лампы и отражатели в чистоте. Когда был построен маяк в ходу был рыбий жир, который хорошо горел и не сильно коптил. У него был только один недостаток — при морозах он замерзал. Поэтому вахтенному приходилось периодически нагревать топливо, измерять высоту, равномерность пламени и яркость. Уже к середине 19 века Тарханкутский маяк получил новый толчок для развития: появились крупные порты Николаев и Херсон, соответственно в водах у мыса Тарханкут оживилась морская навигация. В 1862 году на маяк был установлен мощный диоптрический аппарат 1-ого разряда, который освещал море между мысами Кара-Мрун и Урет. Для такого мощного по тем временам аппарата сделали кольцевой поплавок, который погружался в круглую ванну, заполненную ртутью. Что бы обеспечить вращательные движения использовался тяжелый металлический груз, медленно опускавшийся на тросе с 24-х метровой высоты (подобно часам с маятником). Ртутная ваннаСтаринный телефон на маяке, ТарханкутЗападный Крым, Тарханкут Чтобы на Тарханкутском маяке появился такой современный осветительный аппарат главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Манганари лично разрабатывал требования по транспортировке системы из Парижа. Позже, когда и этот аппарат решили заменить, маячная комната подверглась реконструкции. Внутри на стенах появились филенки из красного дерева, но в целом она сохранилась в том же виде, как и в конце 19 века. Даже телефон, по которому связывались маячная башня и рубка управления до сих пор рабочий. Тут же сохранили и ванну, правда, она уже не несет никакой функциональности, выступает в качестве исторического экспоната. С 1 января 1883 года на Тарханкуте ввели в строй первую на Черном море сирену для туманных сигналов. Работала она от сжатого воздуха, но для того, чтобы привести ее в рабочее состояние требовалось много времени, поэтому через 12 лет у маяка появился колокол на высоких деревянных столбах. В него звонили, когда портилась погода, и пока не была готова к работе сирена. В 1910 году на маяке в качестве топлива стали использовать керосин. В 1934 году тут появился радиомаяк. В 1959 году на Тарханкутский маяк пришло электричество и автоматика. Установленный тогда светооптический маячный аппарат ЭМН-500 исправно работает и сегодня. В этой системе 2 лампы, мощностью по киловатту на лампу. В постоянном режиме горит только одна, вторая нужна для подстраховки. Раньше лампы находились внутри линзы, которая была изготовлена из чистейшего горного хрусталя. К сожалению, линза разбилась, заменили ее на обычную. За свою долгую жизнь
Тарханкутский маяк
пережил много потрясений и тяжелых времен, были революции, войны, землетрясения, но он дает свет морякам до сих пор. Здание маяка сегодня является еще и музеем, здесь выставлена экспозиция старых якорей, а при желании можно услышать и историю самой башни. Здание маяка сильно обветшало и находится в аварийном состоянии. Все чертежи, по которым было возведено здание на сегодняшний день утеряны в пыльных архивах Санкт-Петербурга, замечен наклон башни на север. Однако, о капитальном ремонте для маяка никто пока не задумывается, и неизвестно, сколько еще Тарханкутский маяк простоит на своем почти 200-летнем посту. μ@

Тарханкутский маяк

Месторасположение: 

в 4,5 км на юго-запад от пос. Оленевка, Черноморский район, на берегу Черного моря, мыс Тарханкут.

Мыс Тарханкут хорошо известен всем отечественным кинематографистам, фанатам дайвинга и виндсерфинга. Дело в том, что он практически не испорчен цивилизацией, а каждый километр его береговой линии потрясает гостей своей дикостью и природной необузданностью. Именно на его территории находится урочище Джангуль – чемпион по оползням и морской абразии Украины. Именно к его берегу «прибился» русский корабль-призрак «Сириус». А местные скалы Атлеша так хороши, что стали бесподобной натурой для съемок «Пиратов XX века», «Человека-амфибии» и ряда научно-популярных фильмов про жизнь в Черном море.

Скалы, рваный берег, стайки дельфинов на горизонте. Не хватает лишь маяка. Первыми улучшить береговой ландшафт Тарханкута попытались греки, основавшие Калос-Лимен. Про то, что на территории античного городища был маяк, говорят все, кто работал на его раскопках. К сожалению, данная навигационная конструкция до нашего времени не дожила. Исправить ситуацию, усилить живописность мыса и облегчить ориентирование в этом секторе Черного моря в начале XIX века решило командование российского флота.

В 1816 году на мысе Тарханкут, который является крайней западной точкой Крымского полуострова, был воздвигнут маяк. Это – белоснежная колонна, суживающаяся от основания к верхушке. На ней установлена лампа и наутофон – звуковая сирена, включаемая при тумане. К ним ведет замечательная винтовая лестница. Она сделана из чугуна, что дает надежду на то, что этот маяк переживет Второе пришествие. Высота конструкции равна 38 метрам. Это — высота двенадцатиэтажного дома.

При постройке Тарханкутского маяка был использован инкерманский известняк. Его доставили из карьера, расположенного в окрестностях Севастополя. Благодаря качественным характеристикам камня и цилиндрической конструкции сооружения, оно практически не поддаются выветриванию, легко сносит натиск ветров и регулярные атаки соленой черноморской волны.

Во времена Российской империи Тарханкутский маяк обслуживал один смотритель — опытный морской офицер в отставке, и прикомандированные к нему 11 матросов, пара телеграфистов и служителей. По данным, внесенным в «Статистический справочник» по Таврийской губернии, известно, что у маяка была образована одноименная русская деревенька. В ней проживало 16 холостых и одна семейная пара.

В обязанности моряков входила заправка светильника на верхушке маяка сурепным маслом. В конце XIX века масляную лампу заменила ее керосиновая товарка. Еще одной функцией моряков было битье в колокол, когда туман скрывал мерцание лампы от проходящих мимо судов. В XX веке ручной перезвон заменил прибор наутофон. Он генерирует звуки высокого тона, которые хорошо распространяются в условиях повышенной влажности в воздухе.

Специфика этого места такова, что чаще всего отдых на Тарханкуте выбирают дайверы, любители подводной фотосъемки, морские художники (есть и такие), фаны виндсерфинга и любители кайтинга. Поэтому к достопримечательностям Оленевки, кроме теплого, чистейшего моря, можно отнести весь тот полу-творческий, полу-неформальный бомонд, который собирается на тусовки под Тарханкутским маяком.

Как добраться: 

из Оленевки лучше всего добираться пешей прогулкой, которая не только укрепит Ваше здоровье, но и подарит Вам незабываемые впечатления от окружающих пейзажей.

Тарханкутский маяк |

Тарханкутский маяк расположен в 4 км от села Оленевка на мысе Тарханкут. Море в этих местах, особенно зимой, очень неспокойно, даже опасно, поэтому нередко случались и случаются кораблекрушения. Для их предотвращения на мысе Тарханкут ещё в 1816 г. установили маяк. Кстати, вопреки расхожему мнению, не он является крайней западной точкой Крыма, а мыс Прибойный (к северо-западу от Оленевки) Его старое название – Карамрун (Чёрный мыс, тюрк.)

Наряду с Херсонесским маяком Тарханкутский является старейшим маяком Крыма. Высота его каменной башни – 38 м. Вначале здесь использовалась масляные лампы с параболическими отражателями. Потом конструкция ламп неоднократно менялась, к началу ХХ в. они стали керосиновыми, а линзы – более мощными. С середины ХХ в. на маяке используется мощные электрические лампы, свет которых виден далеко в море.


Прекрасно сохранившийся и до сих пор функционирующий 200-летний маяк, установленный на самой западной оконечности Крымского полуострова — мысе Тарханкут. Предположительно, маяк на этом опасном с точки зрения судоходства месте существовал ещё в античные времена. Нынешняя башня высотой 42 м была построена из белого инкерманского известняка в 1816 г. Благодаря отменному качеству строительства до сих пор сооружение требовало лишь косметического ремонта. В 1851 г. маяк располагал 13 лампами с рефлекторами, в 1862 г. освещение было улучшено и распространялось на 12,4 мили. Во время тумана подавался звук пневматической сирены или производились удары в колокол. Все постройки сохранились, с разрешения администрации можно подняться на башню, преодолев 142 ступени чугунной винтовой лестницы.

Тарханкутский маяк не только морской, но и береговой ориентир. Как раз от маяка к юго-востоку тянется скалистое побережье под названием урочище Атлеш. Именно эти невероятно красивые места в полной мере ассоциируются с Тарханкутом, а побережье стало знаменитой достопримечательностью Крыма. А рядом с маяком в море – подводный музей старых якорей.

Интересная информация о Крыме

Тарханкутский


Просмотреть Маяки мира на карте большего размера

Остров Крым. 12. Западный берег Крыма

 Маяк носит название низменного каменистого мыса на западной оконечности Крымского полуострова.
В “Лоции Черного моря”, изданной в начале века, записано: “Идущим от NW — та часть Тарханкутского берега, которая между Ак-Мечетью и Карамруном, открывается в 25 милях. Сначала, кроме синеватой полосы по горизонту, различить ничего нельзя. По мере приближения начнут показываться беловатые утесы у Карамруна, а потом самый мыс красноватого цвета и берег… Вскоре после этого покажется Тарханкутский маяк…” [94].
Место это с отмелями и подводными камнями всегда считалось на Черном море самым опасным для мореплавателей. Эту, далеко вытянувшуюся в море крайнюю западную точку Крыма, моряки называли “Чертовым мысом”, “Мысом бурь” из-за частых здесь кораблекрушений.
Что касается названия Тарханкут, то полагают, что оно произошло от тюркских слов “тархан” (освобожденный от податей, пошлин) и “кут” (угол). В этом районе до присоединения Крыма к России проживали татарские духовные лица, не платящие пошлин. Видимо, от этого и мыс стали называть Тарханкутом.
Предположительно первое маячное сооружение на мысе было возведено еще в начале нашей эры греками. Существовал здесь маяк и в конце XVIII столетия, о чем свидетельствует рапорт Ф. Ф. Ушакова от 9 июля 1789 года: “…сего утра оказались противу каменного маяка на оном Куте…” [115].
 

Башня Тарханкутского маяка. Рис. 1850 г.

Никаких подробных сведений об этом маяке обнаружить не удалось. Можно предположить, что он был несветящим и представлял собой простое сооружение в виде столба для обозначения оконечности мыса.
Видимо, навигационный знак этот, который Ушаков по принятой тогда терминологии назвал маяком, не устраивал мореплавателей, так как 4 мая 1803 года Адмиралтейств-коллегия записала в своем журнале: “Слушали рапорт конторы главного командира Черноморских флотов… рассматривали чертежи и сметы назначенных к построению маяков: в Одессе и на Херсонесском мысе двух ночных, а на Тендре, в Тархановой Куте и в Кезлове (ныне Евпатория. — Авт.) двух дневных каменных и одного деревянного…” [104].
По каким-то причинам постановление это не было выполнено, так как в 1812 году Адмиралтейский департамент вновь выносит решение о строительстве маяка на мысе Тарханкут. Контроль за его выполнением был возложен на директора маяков Балтийского моря Л. В. Спафарьева. Леонтий Васильевич прибыл на Черное море и принял участие и в выборе места для башни, и в разработке проекта маяка.
Строительство велось три года и в 1816 году было закончено, но освещение маяк начал лишь 16 июня 1817 года, после того, как на нем был установлен и отрегулирован осветительный аппарат.
 

Мыс Тарханкут и маяк Тарханкутский

Маяк представлял собой каменную коническую башню высотой 36 м с деревянным фонарем правильной десятиугольной формы высотой 3,3 м. В фонаре был установлен закупленный в Англии катоптрический осветительный аппарат из 15 ламп с рефлекторами. Аппарат, находившийся на высоте 35 м от уровня моря и 33 м от основания, светил постоянным белым огнем, обеспечивая дальность видимости до 12 миль.
Кроме башни, внутри каменной ограды были выстроены три дома: для смотрителя, маячников и складских помещений. Пресной воды поблизости не было, ее приходилось доставлять из деревни Караджи, расположенной в 6 верстах от маяка.
Во время строительства мыс был безлюдным, в окрестностях не было даже приличных проселочных дорог, доставка материалов и снабжение строителей осуществлялись морем. К 1830-м годам обстановка изменилась. Вот как описал в 1832 году посетивший маяк по делам службы морской врач:
“Я в подробности осмотрел маяк и особенно все примаячное обзаведение, в хозяйственном его отношении; домик смотрителя был одноэтажный, каменный, под черепичной кровлею; я хотя не считал комнат и не осматривал их расположение, но судя по корпусу строения, предполагаю, что в нем было не менее четырех комнат и пятая кладовка в сенях; рядом со смотрительским домиком стояла казарма для служителей на 8 человек; но можно было поместить в ней и более 15; при этом ее просторе она разделялась несколькими перегородками для женатых, и, кроме того, отделялась перегородками же служительская кухня и кухня для смотрителя; рядом с казармой, в одну линию, стоял сарай или магазин, служивший для содержания в нем жиру, освещавшего маяк; к краю примыкал еще навес. Все эти строения крыты черепицею. За сими строениями, к заднему фасу казармы, сарая и навеса примыкал открытый скотный двор, или загородка, обнесенная каменной стеной на сухой кладке; в загородке находилось штук двадцать рогатого скота, и по крайней мере около сотни овец; были тут же и маленькие ягнята.
За загородкой была еще изгородь в полдесятины, обнесенная каменной стеной; по заготовленным в ней грядам можно было заключить, что место это служило для посадки огородной зелени. К сим главным строениям и застройкам примыкали еще с разных сторон хлева и хлевки для свиней и домашней птицы. Свиньи, петухи, куры, индейки, гуси, утки, пользуясь приятной погодой, перед строениями и за строениями, частью по заборам и крышам разгуливали целыми семействами. Прибавив к этому разные рыболовные принадлежности, растянутые по стенкам и разложенные по кровлям, да кроме того бочки, кадки, колеса, дроги, в порядке сложенный скирд сена, полускирдок соломы, огромную кучу бурьяну для топлива и пирамиду кизяку, и глядя на все это в совокупности, принадлежавшее маячному обзаведению, можно было подумать, что оно, в целом, составляло, если не образцовую, то в порядке содержимую ферму” [116].
Далее автор записок сообщает, что обед по обилию блюд и качеству их приготовления был таков, что “…и в Севастополе не сразу сыщешь”. На его вопрос, откуда в такой глуши при маленьком жаловании смотрителя такой достаток, сопровождавший врача капитан судна, на котором они прибыли, сообщил, что все это создано своим трудом, и рассказал, как все начиналось.
Когда отставной поручик из штурманов (фамилию он не называет. — Авт.) прибыл по назначению на маяк, здесь все было пусто и голо. Служители после вахты либо спали, либо бродили вокруг, мучаясь от безделья. Поручик своим энтузиазмом и любовью к труду увлек их всех. Вскоре на маяке появились и коровы, и кони, и овцы, и всякая дичь. А вслед за этим огороды и сады. Так за несколько лет на голом месте возникла богатая ферма, где все теперь с радостью трудятся между вахтами. Поручик, кроме того, открыл еще и небольшую школу, где обучает местных детей грамоте. “Везде есть богатство, умей только пользоваться им, при известных условиях пользоваться. Да!… умей только пользоваться, штука-то, кажись, не велика…” — закончил рассказ капитан.
К середине XIX века два крупных порта в северо-западной части Черного моря — Николаев и Херсон — заметно разрослись. Николаев стал главной верфью Черноморского флота, а Херсон — портом, принимавшим суда не только каботажного плавания, но и заграничные. Навигация в районе Тарханкута заметно оживилась. Учитывая это, в 1862 году на маяке установили самый мощный на Черном море диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда, освещавший сектор моря между мысами Карамрун (Карамбурун) и Урет. Аппарат был снабжен петролейной лампой с пятью светильнями. Новая фонарная комната была обита внутри филенками из красного дерева. Все требования к осветительному аппарату, его транспортировке из Парижа и монтажу разработал сам главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М. П. Манганари.
В 1876 году рядом с башней, ближе к морю, выстроили дом с мезонином для телеграфа. На его крыше были устроены козлы, на которых поднимались сигналы проходящим судам в соответствии с международным сводом флажных сигналов. Позже телеграф связали телефоном с Евпаторией. По нему ежедневно передавались метеосводки. Была здесь в прошлом веке и спасательная станция, снабженная “ракетным станком”.
В 1877 году в связи с Русско-турецкой войной на маяке была размещена команда, состоявшая из 11 солдат охраны, 2 телеграфистов и 3 матросов-сигнальщиков. В их обязанности, кроме охраны маяка, входило слежение за обстановкой на море и сообщение обо всем замеченном в штаб флота.
Из-за некачественного горючего материала во второй половине XIX века на маяках приходилось дважды за ночь снимать с фитилей нагар. Для этого нужно было на 10—15 минут гасить свет маяка.

Промежуток времени небольшой, но и за это короткое время могло произойти несчастье. Полагают, что именно во время снятия нагара в 1870-х годах около мыса погибла императорская яхта “Ливадия”. После этого события сотрудником Дирекции маяков Черного и Азовского морей капитаном Селезневым была изобретена лампа, которая позволяла снимать нагар, не гася свет маяка. Эта лампа впервые была применена в 1881 году на Тарханкутском маяке.
С 1 января 1883 года на мысе близ маяка стала действовать первая на Черном и Азовском морях “калорическая” сирена для туманных сигналов, купленная в Англии. Она приводилась в действие сжатым воздухом. По сообщению Гидрографического департамента, сирена эта поступила на маяк с фирмы Гольмса в недоработанном виде и пришлось затратить много усилий на ее доводку.
Так как сирена имела длительное время готовности к действию, особенно в холодную погоду, в 1899 году вблизи башни на деревянных столбах с перекладиной на высоте 4,8 м подвесили колокол, в который
звонили с момента наступления ненастной погоды до готовности сирены к действию.
В 1934 году маяк был оборудован одним из первых на Черном море радиомаяком с дальностью действия 300 км.

Маяк Тарханкутский

С началом Великой Отечественной войны маяку пришлось в сложных условиях противодействия противнику обеспечивать переходы транспортов из Одессы в Севастополь. На участке Одесса— Тарханкут эти переходы совершались в основном в темное время суток. С подходом неприятельских войск аппаратура на маяке была демонтирована, а личный состав во главе с начальником маяка П. П. Неродом эвакуирован. О дальнейших событиях на маяке рассказал бывший начальник Гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал Л. И. Митин:
“Перед тем, как фашисты появились на Тарханкуте, все маячники ушли на защиту Севастополя. И если бы не находчивость и смелость двух юных героев из села Оленевка — Васи Гузенко и Саши Карнауха, вернувшись, маячники не нашли бы свой маяк.
В большой спешке уходили с Тарханкута гитлеровцы, иначе вряд ли они не довели бы свое черное дело по уничтожению башни до конца.
Увидев отступавших врагов, ребята решили пробраться к маяку, посмотреть, что там происходит. Идя вдоль берега, заметили, как вдали сверкнул огонек. Не сговариваясь, побежали. И вдруг увидели горящий бикфордов шнур. Сообразив о грозящей маяку опасности, мальчики быстро разрезали смертоносную нить. А когда осмотрелись внимательнее, то обнаружили открытую дверцу колодца, а там — аккуратно сложенную взрывчатку”.
Так удалось спасти башню, которая сохраняет свой неизменный вид до сих пор.
В 1949 году на маяке впервые опробовали предложение гидрографа старшего лейтенанта Б. С. Розена использовать для зарядки маячных аккумуляторов ветроэлектрические двигатели. Ветродвигатель типа Д-1,5М приобрели во временное пользование в одном из местных колхозов и установили силами личного состава. Результаты оказались положительными, и опыт распространили на другие маяки. Применение ветроэлектростанций сократило расход топлива и дало возможность без дополнительных затрат осветить дома маячников.
В 1970-е годы была проведена реконструкция маяка: обновлена осветительная техника, построены новые жилые помещения, осуществлена газификация маячных сооружений. В 1975 году была введена в действие система времени электронная радиомаячная (СВЭР), регулирующая работу группы маяков. СВЭР повысила точность характеристик радиомаяков и облегчила контроль их работы.
После 1917 года начальниками маяка в разные периоды были:

с 1917 по 1918 год — Солодовников,
с 1918 по 1921 год — Попов,
с 1918 по 1921 год — Глащенко,
с 1927 по 1930 год — Яровенко,
с 1931 по 1938 год — А. И. Дударь,
в 1939 году — А. М. Павлов,
с 1940 по 1941 год — П. П. Нерод,
с 1944 по 1945 год — Иванов,
с 1946 по 1951 год — Н. С. Макеев,
в 1952 году — А. Д. Жильников,
с 1953 по 1958 год — А. М. Корнеев,
с 1958 по 1969 год — Н. В. Чудинов,
с 1969 по 1971 год — Ф. П. Баранов,
с 1971 по 1972 год — М. Д. Слепцов,
с 1972 по 1975 год — Н. В. Чудинов,
с 1975 по 1982 год — Ю. М. Иванов,
с 1986 года по настоящее время —В. В. Григорчук.
Возглавлявший маяк в 1970-х годах бывший флагманский штурман Балтийского флота капитан 1 ранга Ю. М. Иванов превратил голый участок пустынного мыса в цветущий сад, засадив маячный городок деревьями, кустарниками и цветами.
Вырос на берегу мыса небольшой рукотворный парк, в котором при помощи и поддержке знаменитого Никитского ботанического сада собрана живая коллекция деревьев и кустарников. Здесь растут сосны и платан, грецкий орех и миндаль, тамариск и розы, и много других цветов и растений. Для юных жителей маяка выстроены игровые площадки, детский сад-ясли и даже “лягушатник” с морской водой. Все сделано руками самих маячников, приглашались только художники для консультаций.
10 ноября 1981 года на Тарханкут обрушился ураган. Высота волн достигала 7—8 м. Маячный городок был затоплен, были разрушены технические здания и склады, пострадали жилые помещения и мачта радиомаяка. Много пришлось приложить сил мячникам, чтобы восстановить разрушенное, но они сделали это.
В настоящее время Тарханкутский маяк 1-го класса представляет собой отдельный маячный комплекс, включающий в себя радиои световой маяки, звукосигнальные средства, станцию радионавигационной системы среднего радиуса действия, основные и дублирующие средства электроснабжения.
Маяк светит белым проблесковым огнем, освещая сектор моря от 107 до 348° на расстояние до 17 миль.
 

Тарханкутский маяк– «Крым Автопрокат»

Маяк расположен в западной части Крыма – на мысе полуострова Тарханкут. Это место моряки именуют Мысом бурь – так как в этом районе черноморской акватории довольно часто происходят кораблекрушения. Тарханкутский маяк является одной из самых известных достопримечательностей Западного Крыма.

История маяка уходит в глубокую древность. Вначале на мысе было построена простая сигнальная башня, на которой разводили огонь, указывающий путь морским судам. Когда археологи проводили раскопки на месте древнего городища 8-9 вв., они обнаружили руины массивной постройки из камня. По мнению ученых, она и выполняла функции маяка.

К возведению современного Тарханкутского маяка приступили в начале девятнадцатого века. Строительные работы проводились в течение трех лет. Летом 1817 года маяк начал работать. Тогда сигнальную башню обслуживала целая команда, состоявшая из одиннадцати матросов. Был и смотритель, на должность которого обычного назначали отставного морского офицера, а также – несколько обычных работников и телеграфистов.

Башня высотой тридцать восемь метров имеет коническую форму. Она полностью выложена из белого инкерманского известнякового камня. Маяк состоит из шести этажей (вместе с верхней площадкой), на которые можно подняться по чугунной винтовой лестнице.

Помимо основной башни, на мысе Тарханкут были построены три здания – склад и две жилых постройки (для размещения работников и смотрителя). Первая лампа маяка была масляной. Она состояла из пятнадцати фитилей и рефлекторов. Такой осветительный прибор заправлялся сурепным маслом. Лампа была модернизирована в 1824 году. Она стала подвижной и могла вращаться вокруг своей оси. В конце девятнадцатого столетия ее заменили на керосиновую лампу, которую оснастили более мощной линзой.

В 1862 году осветительная система маяка на Тарханкуте подверглась серьезной модернизации. Была проведена установка самого мощного на то время осветительного диоптрического прибора на всем побережье Черного моря. Дальность новой «суперлампы» составляла более двенадцати морских миль, что позволяло полностью освещать акваторию между мысами Урет и Кара-Мрун. Немного позже маяк получил и собственную телеграфную станцию, предназначавшуюся для связи с кораблями.

Конечно же, функционирование «древних» ламп девятнадцатого века оставляло желать лучшего. Дело в том, что керосиновый нагар приходилось снимать с фитилей как минимум дважды за ночь. Для этого приходилось гасить лампу минут на десять-пятнадцать. Бывали случаи, что за этот короткий промежуток времени успевало произойти кораблекрушение. Вскоре ситуацию исправили. В 1881 году была сконструирована специальная лампа, позволяющая очищать фитили без «выключения света». Впервые осветительный прибор такого типа был применен именно на Тарханкутском маяке.

Спустя два года для маяка была куплена сирена для подачи звуковых сигналов во время морских туманов. Ее привезли из Англии. Сирена приводилась в действие с помощью сжатого воздуха. До этого с туманами «боролись» посредством наутофона, который издавал очень резкие звуки с высокой частотой. До наутофона звуковой сигнал морским судам подавался «дедовским методом» − при помощи колокола.

С первой половины двадцатого века маяк Тарханкута начал оснащаться оборудованием современного типа. В 1934 году на сигнальной башне провели монтаж радиомаяка, дальность действия которого составляла триста миль. В 1970 году осветительную лампу заменили на самую высокотехнологичную для того времени. Также провели газификацию маячного городка и построили новые жилые и нежилые здания.

Тарханкутский маяк является одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей полуострова Крым. Сегодня с сигнальной башни в морские просторы посылается световой сигнал дальностью не менее семнадцати морских миль. Звуковой сигнал распространяется на милю. Это не простой маяк, а полноценный маячный комплекс. Помимо звукового и светового сигнальных устройств там имеются модули основного и запасного электропитания, а также − радионавигационная станция. Работа большинства систем находится под надежным контролем современной электронной «автоматики».

«Тарханкутский маяк в …» Николая Мухорина

Страна автора

AllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГайтиХерд-Айленд a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Мини-лист: 200 лет маяку Тарханкут (Россия, 2016)

29 сентября (Россия) в рамках релиза Маяки Входит в обращение Мини Лист 200 лет маяку Тарханкут номинал 210 руб.

Мини-лист вертикального формата.

Мини-лист 200 лет Тарханкутскому маяку отражает тематические направления:

Маяк — это башня, здание или другое сооружение, предназначенное для излучения света от системы ламп и линз и для использования в качестве средства навигации для морских лоцманов в море или на внутренних водных путях. Маяки отмечают опасные береговые линии, опасные отмели, рифы и безопасные заходы в гавани и могут помочь в воздушной навигации. Когда-то широко использовавшиеся, количество действующих маяков сократилось из-за расходов на техническое обслуживание и использование электронных навигационных систем.

Карта — это символическое изображение, подчеркивающее отношения между элементами некоторого пространства, такими как объекты, области или темы. Многие карты статичны, прикреплены к бумаге или другому прочному носителю, а другие являются динамическими или интерактивными. Хотя карты чаще всего используются для изображения географии, они могут представлять любое пространство, реальное или воображаемое, независимо от контекста или масштаба, например, при картировании мозга, картировании ДНК или топологии компьютерной сети. Отображаемое пространство может быть двухмерным, например, поверхность земли, трехмерным, например внутренним пространством земли, или даже более абстрактными пространствами любого измерения, например, возникающими при моделировании явлений, имеющих множество независимых переменных.Хотя самые ранние из известных карт относятся к небесам, географические карты территорий имеют очень давнюю традицию и существуют с древних времен. Слово «карта» происходит от средневекового латинского Mappa mundi , где mappa означало салфетку или ткань, а mundi — мир. Таким образом, «карта» стала сокращенным термином, относящимся к двумерному изображению поверхности мира.

Для получения дополнительной информации о 200-летии маяка Тарханкут, вы можете выполнить поиск по GOOGLE

МИР, ПРИХОДИ МОЙ ДОМ !: 3269 УКРАИНА (Автономная Республика Крым)


Маяк Тарханкут расположен в Крыму (до Черного моря) на мысе Тарханкут в 5 км к юго-западу от курортного поселка Оленевка.Строительство маяка и его башни-близнеца на Херсонесском полуострове началось в 1816 году для обеспечения безопасного плавания в этом районе. Инкерманский камень, из которого построено здание, добывали под Севастополем. и перевозится баржами. В в конце года он выглядел как конический камень высотой 36 метров. башня с деревянным десятиугольным фонарем высотой 3,3 метра. Маяк вступил в строй в 1817 году после ремонта системы освещения.

Рядом с башней построены три дома для размещения маяка. персонал и для складских нужд.Однако холодные и влажные зимы Однако на полуострове Тарханут эти дома были практически непригодны для проживания. жизнь. В 1862 году система освещения была модернизирована, и распространение света достиг 12,4 миль. В 1873 году строительство возобновилось вместе с уборка прилегающих территорий. Здание было закончено и покрашен в белый цвет. В 1876 г. рядом с г. башня.

1 января 1883 года была установлена ​​противотуманная сирена на сжатом воздухе, но подготовка к работе в тумане обычно занимала много времени. время.Чтобы решить эту проблему, возле маяка в г. 1899 г. прозвенел, пока готовилась сирена. В 1910 году топливо маяка было заменено на керосин. Кроме того, установка телеграфно-метеостанции. сделали необходимым поддерживать связь с проходящими мимо судами. В 1934 году был добавлен электрический маяк. В 1959 году была установлена ​​система электроснабжения. В настоящее время маяк все еще функционирует, несмотря на то, что он находится в ветхом состоянии.

18 марта 2014 года Россия официально аннексировала Крым, включив Республику Крым и город федерального значения Севастополь в качестве 84-го и 85-го субъектов Российской Федерации.Украина и большинство мирового сообщества считают аннексию незаконной.

О марках


Первая марка — одна из двух марки «150 лет со дня рождения А.М. Васнецова» , выпущена 24 июля 2006 года. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) был русским живописцем и графиком, старшим братом которого был более известный Виктор Васнецов. Он специализировался на сценах из средневековой истории Москвы.
Портрет художника Аполлинария Васнецова — Николай Кузнецов — 1897 г. (6 руб.)
Новодевичий монастырь.Башни Аполлинария Васнецова — 1926 г. (6 руб.)
Вторая марка «Корабли — 100 лет ледоколу Krassin », спроектированная Б. Бельтюковым, была выпущена 31 марта 2017 года. Судно было построено на верфи Wärtsilä Helsinki Shipyard в Хельсинки, Финляндия, в 1976 году и названо в честь ранний большевистский лидер и советский дипломат Леонид Красин и более ранний одноименный ледокол. Судно работает в полярных регионах, базируется во Владивостоке.
Третья марка К 100-летию со дня рождения Г.Я. Бахчиванджи , разработанный А. Поварихиным, был выпущен 16 февраля 2009 года. Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909-1943) был советским летчиком-испытателем и пионером ракетных полетов, который в 1942 году совершил первый полет на реактивном экспериментальном самолете БИ. -1 Болховитинова и Исаева.

Референции
Маяк Тарханкут — Википедия
Маяки России: Западный Крым — Ибиблио

Отправитель: Таня (посткроссинг) RU-6187501
Отправлено из Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург / Россия), 05.01.2018

✅ Маяк на мысе Тарханкут в Крыму, Украина Image Royalty Free

✅ Маяк на мысе Тарханкут в Крыму, Украина Image Royalty Free

Высокое разрешение JPEG Изображение маяка на мысе Тарханкут в Крыму Украина stock photo

Размер изображения без лицензионных отчислений: маленький: 730 x 483 пикселей, средний: 1261 x 835 пикселей, большой: 2131 x 1411 пикселей, x_large: 4826 x 3196 пикселей, — Ориентация: горизонтальная

Пожалуйста, купите коммерческую лицензию для коммерческого использования без указания авторства.
На открытом воздухе Пейзаж — Пейзаж Осветительное оборудование Безопасность дом По горизонтали Фотография Маяк Условное обозначение Волна — Вода Украина Нет людей Копировать пространство Внешний вид здания Небо Подписать Воды Камень — Объект Путешествовать пляж Море Знаменитое место Предупреждающий знак Береговая линия Опасность Крым Старый

Связанные фотографии премиум-класса

Наша творческая команда хотела бы порекомендовать вам несколько фото из этой же категории:

Маяк на мысе Маяк на мысе Маяк на мысе Маяк на мысе Белый маяк в Маяк Маяк Сленгкоп Маяк Пемаквид Пойнт Эли Сансет Файф Эли Сансет Файф Рассвет в Портленде Head Waves Of The Alantic Маяк в Пермаквиде Классический пемакид маяк на побережье маяк на побережье Маяк Бичи-Хед в Маяк Бичи-Хед в вертикальный вид на вертикальный вид Маяк Нуббл Маяк Нуббл Маяк Мухии Маяк Мухии Маяк Пиджен-Пойнт Волны разбиваются о Малый Маяк на Маяке Малый Маяк Зеленого мыса на Маяк Зеленого мыса в Старый старинный маяк Старый старинный маяк Маяк Пойнт-Висенте Фотография знаменитого Маяк Нуббл Маяк Нуббл Небесный восход в порту Несс Маяк Слангкоп Мыс Маяк Слангкоп Маяк Портленд-Хед Маяк Портленд-Хед Ла Корбьер пойнт Джерси телефото изображение Фаро-де-Кабо-де-Палос Фаро-де-Кабо-де-Палос Маяк Порт-Феи в кадре из разного времени Закат в Пойнт-Висенте Прекрасный Пойнт-Висенте Маяк Марии Пиа Маяк Марии Пиа Маяк Пенмон — синий красивый морской пейзаж Маяки в США Маяк Пиджен-Пойнт Маяк в северной части Сент-Джонс-Пойнт

Маяк Олд Макинак-Пойнт — Исторические парки штата Макинак

Сделано на вид.

Это Mackinac.

Маяк Олд-Макинак-Пойнт, являющийся точкой шторма и путеводным маяком с 1889 года, помогал проходящим кораблям перемещаться по коварным водам Макинакского пролива. Подлинно отреставрированные помещения и экспонаты, в том числе оригинальный объектив, возможность исследовать второй этаж дома, экскурсии по башне маяка, фильм, кораблекрушения пролива и музей кораблекрушений пролива Макино делают этот «Замок Проливы »настоящая жемчужина Великих озер.

Спасибо за отличный сезон 2021 года! Маяк Old Mackinac Point откроется 5 мая в сезоне 2022 года.

Особенности

Экспонаты

Нажмите для увеличения.

Кварталы Хранителей включают три комнаты, отреставрированные в их облике 1910 года, и выставку-галерею, посвященную истории маяка, с практическими экспонатами и оригинальными артефактами. На первом этаже дома расположена новая экспозиция, посвященная оптике и линзам, а также звуковым и противотуманным сигналам.На втором этаже галерея и две спальни, восстановленные до своего вида в 1910 году, рассказывают историю хранителя Джорджа Маршалла, его жены Мэгги и их большой семьи, когда они жили и работали на маяке.

Фильм

Пятнадцатиминутная программа « Кораблекрушения пролива » представлена ​​в Сарайчике. Это повторяется непрерывно.

Музей кораблекрушений у пролива Макино

Эта выставка, расположенная в реконструированном складе, включает аудиовизуальные дисплеи и множество оригинальных артефактов, рассказывающих историю многочисленных кораблекрушений, которые усеивают пролив Макино.

Свисток противотуманной сигнализации

Демонстрация свистка Fog Signal Whistle под руководством переводчика в костюме будет проходить перед зданием Fog Signal Building в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00.

Экскурсии по башне

Экскурсии к башне маяка Олд Макинак-Пойнт проводятся в течение дня по расписанию. Количество мест ограничено до 10 человек на тур, а время посещения башни назначается представителем службы поддержки гостей в здании Fog Signal Building.Экскурсии по башне предлагаются бесплатно, но не гарантированы при входе. На экскурсии по башне действуют определенные ограничения. Экскурсии предлагаются в течение дня — расписание на 2022 год будет опубликовано в ближайшее время.

Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть все, что может предложить маяк Old Mackinac Point!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *