- Разное

Пещерная церковь воронежская область – Пещерные монастыри в Воронежской области (Костомарово и Дивногорье): skitalets — LiveJournal

Пещерные монастыри в Воронежской области (Костомарово и Дивногорье): skitalets — LiveJournal

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес — это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу – за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.

До Воронежа доехали не сразу – начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.

Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня – просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.

Церковь в полной разрухе, а внутри – склад удобрений с нестерпимым запахом.

Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление – похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.

Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.

Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» — Свято-Спасский монастырь.

Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.

Мел — очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.

Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.

Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).

Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня — Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий — появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.

Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.

Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло — мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.

Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, — удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).

Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.

Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.

У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.

Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.

Очень забавные животные.

Следующая остановка — заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы…

…такие же пещерные монастыри…

Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон….

…и очень много гадюк на склонах.

А также прочая живность

Дивногорье занимает огромную территорию — там есть и «обычный» монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.

А внизу — железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.

Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.

Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.

После Воронежских степей — в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени — читайте в следующей серии.


skitalets.livejournal.com

Уникальные меловые церкви в Воронежской области или Русская Палестина

Есть удивительные и не избалованные толпами туристов места относительно недалеко от Москвы, в Воронежской области – пещерные храмы, находящиеся в толще меловых гор на реке Дон.

Монастыри являются меловыми отложениями на плато, которое выдается на равнинной местности Центрального региона России. Помимо храмов также интересны памятники природы – меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от «диво» — чудо).

Существует несколько гипотез о возникновении таких монастырей. Во-первых, их создателями могли быть христиане, бежавшие от римских императоров. Они очень похожи на древние пещерные сооружения Каппадокии — местности на территории современной Турции. Во-вторых, творцами могли быть и византийские монахи, бежавшие от преследований в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым, а также на территорию нынешней Воронежской области. В-третьих, пещеры Воронежской области схожи с Дальними и Ближними пещерами Киево-Печерской лавры, Зверинецкими, Китаевскими и Гнилецкими пещерами, и их могли создать монахи-малороссы.

Всего в Воронежской области насчитывается около 50 подземных сооружений, из которых около 40 относятся к храмам и местам жития монахов. К сожалению, большинство из монастырей находятся в заброшенном состоянии.

Мы выбрали для посещения музей-заповедник «Дивногорье», Костомаровский и Белогорский монастыри.

На поездку вполне хватит трех дней. Несмотря на то что расстояние от Москвы до Воронежской области более 700 км, большая часть пути проходит по скоростной трассе М4 «Дон».

Осмотр пещерных храмов мы начали с заповедника «Дивногорье», который находится в 130 км от Воронежа и в 650 км от Москвы. Посещение пещерного комплекса в Больших Дивах входит в 2-х часовую экскурсию, которая проводится историком и стоит на человека 250 р. Можно ее и не брать, но в церковь Сицилийской иконы Божией Матери пускают только организованные группы. Икона является копией оригинала, к сожалению, подлинник утерян. Внутри монастыря пусто, зябко и темно. Церковная служба проводится раз в год.

До памятника «Маяцкий археологический комплекс» можно добраться выше по меловой горе, правда, от него остались только картинки, местность заросла травой.

С каждым шагом вверх взору открывается все более красивая панорама.

После экскурсии можно прогуляться 3 км до пещерного комплекса в Малых Дивах, расположенного на территории Дивногорского мужского Свято-Успенского монастыря. В комплекс входит пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Организацией экскурсий в Малые Дивы занимается братия монастыря.

Будьте готовы к тому, что на изучение музея-заповедника «Дивногорье» понадобится целый день. На его территории есть кафе. Будьте, пожалуйста, аккуратны во время прогулки, мы видели пару степных гадюк.

Переночевать можно в 50 км от Дивногорья, в городе Лиски.

В 75 км от Лисок находится Костомаровский Спасский монастырь с подземным храмом Спаса Нерукотворного образа, пещерой Покаяния и храмом Серафима Саровского.

На территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. Если пройдете еще выше, то там Вас ждет обзор всей чарующей местности.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь, также известный своими пещерами, располагается в 62 км от Костомарово, на высоком берегу Дона. Чтобы в них войти, нужно сопровождение братии или можно присоединиться к экскурсии. Сейчас там идет реконструкция фасада.

В общем, монастыри в Дивногорье, Белогорье и Костомарово привлекают как удивительной и своеобразной красотой природы, так и своим духовным содержанием. Эти религиозные места наполняют радостью и счастьем своих настоятелей и посетителей — туристов и паломников из России, Украины и других стран.

Интересно то, что Воронежская область, где находятся монастыри, — динамично развивающийся регион России. Дороги между населенными пунктами в Воронежской области сравнительно неплохого качества. Большая часть домов и поселков в Воронежской области газифицирована.

Хочется отметить, что в области живет много украинцев. По сути это одна земля, где живет единый народ, разделенный историей.

Ночевку можно сделать в Воронеже, в 170 км от Белогорья. Исторических достопримечательностей в городе нет, т.к. город был полностью разрушен в Великую Отечественную войну. В целом, он производит приятное впечатление большим количеством прогулочных зон, отреставрированными фасадами, чистотой и красотой.

myphototravel.livejournal.com

В среднем течении Дона (Воронежская область): пещерные монастыри Дивногорья и Костомарово: kuba — LiveJournal

Меловые скалы и пещерные монастыри воронежского Придонья – пожалуй, самые известные достопримечательности области. Про Дивногорье слышали почти все, кто хоть немного интересуется туризмом в России. На самом деле, Дивногорьем этот пласт объектов не ограничивается: пещерных храмов на берегах Дона, состоящих в этих местах, в основном, из меловых пород, вырыто за века довольно много. Но многие из них заброшены, и смотреть там особо нечего. Потому мы посетили лишь 4 самых обустроенных монастыря, причем в один день (правда, короткий ноябрьский) уложиться не удалось.
Начали с Дивногорья, идеальной базой для посещения которого является Острогожск. Сначала поехали в музейную часть – к т.н. Большим Дивам – останцам, представляющим из себя выходы меловых пород на поверхность. Музей-заповедник Дивногорье, несмотря на ноябрь месяц, работал, причем, очень активно. Мы как раз успели догнать только что ушедшую очередную экскурсию (иначе пришлось бы ждать почти час). Сначала группа поднялась к скальному храму Сицилийской Божией Матери, который был вырыт в Больших Дивах еще в сер. XVII в, но затем активно расширялся и обустраивался вплоть до нач. ХХ в. Сейчас это двухуровневое сооружение – на первом этаже находится собственно церковь с обходной галереей для крестных ходов (также вырытой в скале, так как обойти останец снаружи не представляется возможным), а на втором – кельи монахов, трапезная и кухня – единственное помещение с окном. В церкви хранится список XVIII в с образа т.н. Сицилийской Божией Матери, который вроде бы принесен был из Италии и прославился как чудотворный в XVIII в, после того как, по преданию, крестный ход с этой иконой остановил чуму в соседних поселениях.
Экскурсия по музею-заповеднику длится более двух часов  и весьма интересна: помимо церкви, экскурсантов водят к Маяцкому городищу, где некогда была алано-булгарская крепость VIII-IX вв, находящаяся в зависимости от Хазарского каганата. Эти земли вплоть до XVII в были частью Великой Степи. Их населяли аланы, булгары, сарматы, скифы и славяне. От городища нынче остался только оплывший земляной вал VIII-IX вв, да несколько предметов, найденных в земле и разобранных по окрестным музеям. Рядом был также некрополь, но туда туристов не водят, так как на месте смотреть нечего. Есть здесь еще этнографическая экспозиция — реконструкция глиняных жилищ, но мы к ним не пошли – спешили дальше по маршруту.
А следующий пунктом программы был Дивногорский Успенский монастырь, где над отреставрированным храмом Успения 1880-1886 гг, стоящим в глубокой низине, есть скальная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г), состоящая из двух помещений и множества ходов, по которым мы немного походили (но недалеко, боялись заблудиться : )


Вид со склы на Большие Дивы (скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в)) и живописную долину реки Тихая Сосна.



Еще один вид с Маяцкого городища на долину реки Тихая Сосна, где она впадает в Дон.


Вдалеке виден Копанищенский меловой карьер.


Табор тургруппа уходит в небо 🙂 К церкви Сицилийской иконы ведет длинная и высокая железная лестница.


А рядом другие останцы.


Наконец-то взобрались. Скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в) снаружи и внутри.


Икона Сицилийской иконы Божией Матери (XIX в) и обходная галерея храма, вырытая в скале (обойти скальную церковь снаружи невозможно).


Помещение кухни — единственное с окном.


На вершине скалы — оплывшие валы Маяцкого городища (VIII-IX вв).


Маяцкому могильнику посвящен отдельный стенд, но туристам там смотреть нечего.


Хорошо, что мы были здесь в ноябре, когда эта табличка не слишком актуальна.


А это уже Малые Дивы — Дивногорский Успенский монастырь. Поднимаемся к скальной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которую датируют 1846 г, хотя рыть здесь пещеры стали еще в XVII в, а может, и раньше.


Вот так с фасада выглядит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г). Рядом останец, из которого пытались сделать колокольню.


Отсюда открывается прекрасный даже в такую погоду вид на долину Дона, монастырь и Успенский собор (1880-1886 гг).


Главный неф Иоанно-Рождественской церкви и пещеры вокруг нее.


Часовня внутри пещер.

Наверное, самым впечатляющим пещерным монастырем Воронежской области является Костомаровский, расположенный где-то в 60 км от Дивногорья. Здесь в массивной меловой скале вырыто несколько пещерных церквей. Все они сейчас как-то оформлены и содержатся в порядке. И все их можно посетить, пройдя вдоль благоустроенной тропы, проложенной прямо по склону скалы. Но самое впечатляющее здесь – пещерная церковь Спаса Нерукотворного образа, что находится внутри большого мелового останца. Рядом же стоит самое замечательное сооружение монастыря — звонница, представляющая из себя два естественных меловых выхода, соединенных переходом, в котором и размещены колокола.


Один из самых фотогеничных видов воронежских скальных монастырей — импровизированная звонница храма Спаса Нерукотворного образа.



Центральное место в комплексе пещер занимает церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа строилась в несколько этапов — в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX вв. Это обширное помещение, поддерживаемое 12 меловыми столбами (фотографировать внутри нельзя, единственное фото сделано контрабандой).

kuba.livejournal.com

Уникальные меловые церкви в Воронежской области или Русская Палестина

Есть удивительные и не избалованные толпами туристов места относительно недалеко от Москвы, в Воронежской области – пещерные храмы, находящиеся в толще меловых гор на реке Дон. 

Монастыри являются меловыми отложениями на плато, которое выдается на равнинной местности Центрального региона России. Помимо храмов также интересны памятники природы – меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от «диво» — чудо). 

Существует несколько гипотез о возникновении таких монастырей. Во-первых, их создателями могли быть христиане, бежавшие от римских императоров. Они очень похожи на древние пещерные сооружения Каппадокии — местности на территории современной Турции. Во-вторых, творцами могли быть и византийские монахи, бежавшие от преследований в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым, а также на территорию нынешней Воронежской области. В-третьих, пещеры Воронежской области схожи с Дальними и Ближними пещерами Киево-Печерской лавры, Зверинецкими, Китаевскими и Гнилецкими пещерами, и их могли создать монахи-малороссы.

Всего в Воронежской области насчитывается около 50 подземных сооружений, из которых около 40 относятся к храмам и местам жития монахов. К сожалению, большинство из монастырей находятся в заброшенном состоянии.

Мы выбрали для посещения музей-заповедник «Дивногорье», Костомаровский и Белогорский монастыри. 

На поездку вполне хватит трех дней. Несмотря на то что расстояние от Москвы до Воронежской области более 700 км, большая часть пути проходит по скоростной трассе М4 «Дон».

Осмотр пещерных храмов мы начали с заповедника «Дивногорье», который находится в 130 км от Воронежа и в 650 км от Москвы. Посещение пещерного комплекса в Больших Дивах входит в 2-х часовую экскурсию, которая проводится историком и стоит на человека 250 р. Можно ее и не брать, но в церковь Сицилийской иконы Божией Матери пускают только организованные группы. Икона является копией оригинала, к сожалению, подлинник утерян. Внутри монастыря пусто, зябко и темно. Церковная служба проводится раз в год. 

До памятника «Маяцкий археологический комплекс» можно добраться выше по меловой горе, правда, от него остались только картинки, местность заросла травой. 

С каждым шагом вверх взору открывается все более красивая панорама.

После экскурсии можно прогуляться 3 км до пещерного комплекса в Малых Дивах, расположенного на территории Дивногорского мужского Свято-Успенского монастыря. В комплекс входит пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Организацией экскурсий в Малые Дивы занимается братия монастыря. 

Будьте готовы к тому, что на изучение музея-заповедника «Дивногорье» понадобится целый день. На его территории есть кафе. Будьте, пожалуйста, аккуратны во время прогулки, мы видели пару степных гадюк.

Переночевать можно в 50 км от Дивногорья, в городе Лиски. 

В 75 км от Лисок находится Костомаровский Спасский монастырь с подземным храмом Спаса Нерукотворного образа, пещерой Покаяния и храмом Серафима Саровского. 

На территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. Если пройдете еще выше, то там Вас ждет обзор всей чарующей местности.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь, также известный своими пещерами, располагается в 62 км от Костомарово, на высоком берегу Дона. Чтобы в них войти, нужно сопровождение братии или можно присоединиться к экскурсии. Сейчас там идет реконструкция фасада.

В общем, монастыри в Дивногорье, Белогорье и Костомарово привлекают как удивительной и своеобразной красотой природы, так и своим духовным содержанием. Эти религиозные места наполняют радостью и счастьем своих настоятелей и посетителей — туристов и паломников из России, Украины и других стран. 

Интересно то, что Воронежская область, где находятся монастыри, — динамично развивающийся регион России. Дороги между населенными пунктами в Воронежской области сравнительно неплохого качества. Большая часть домов и поселков в Воронежской области газифицирована. 

Хочется отметить, что в области живет много украинцев. По сути это одна земля, где живет единый народ, разделенный историей. 

Ночевку можно сделать в Воронеже, в 170 км от Белогорья. Исторических достопримечательностей в городе нет, т.к. город был полностью разрушен в Великую Отечественную войну. В целом, он производит приятное впечатление большим количеством прогулочных зон, отреставрированными фасадами, чистотой и красотой. 

 

myotpusk.mirtesen.ru

Дивногорье – место,чарующее своей красотой

Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами». Дивногорье… Само слово обещает нам что-то необычное и чудесное. Если вы хотите надышаться манящими запахами степных трав, ощутить прохладу меловых сводов пещерных церквей, познакомиться с прошлым нашей страны – приезжайте в Дивногорье.

Дивногорье –это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения — твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.

Здесь человек чувствует себя, как в церкви. Получает прилив сил и уходит окрыленным».

Это удивительно красивое место, чарующее своим неповторимым, уникальным для европейской части России ландшафтом.  Здесь равнины, по которым протекают живописные реки Тихая Сосна и Дон, соседствуют меловыми с холмами и склонами. Здесь воочию можно увидеть физико-географическую границу – на вершине склона начинается Средне-русская возвышенность, а внизу простирается Окско-Донская низменность. На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая.  Здесь на склонах и плато произрастают цветы и травы нескольких видов степей, растут травы альпийских лугов и растения  из Средиземноморья, а так же реликтовые растения. И здесь очень богатый животный мир; крупных млекопитающих здесь нет, но класс насекомых поражает учёных своим разнообразием; более 25 видов насекомых, обитающих в Дивногорье, занесены в Красную книгу.  Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.

Отели в г. Воронеж: Дешёвые (подборка вручную)

За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».

Визитной карточкой Дивногорья являются меловые столбы-останцы – Дивы, а так же несколько храмов, вырубленных в меловых скалах :  храм Сицилийской иконы Божьей Матери и храм Иоанна Предтечи (есть и еще одна скальная церковь – в горе Шатрище, но она закрыта, и даже просто приблизиться к ней без навыков скалолазания и специального снаряжения невозможно).  А также здесь находятся остатки Маяцкой крепости, построенной из белоснежных меловых блоков в середине IX-X веков, реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры, древние курганные захоронения эпохи бронзы, Свято-Успенский монастырь.

Меловые останцы в виде столбов — это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.

Дешевые перелеты в Воронеж

myrussianland.ru

Пещерные храмы в Воронежской области

Живописные берега реки Дон в Воронежской области хранят немало тайн и секретов. Здесь, в многометровых толщах меловых скал, расположены удивительные пещерные храмы, являющиеся самыми древними памятниками христианства в России.

Дорога к Дивногорью из Белогорья занимает от силы пару часов. Преодолевая километр за километром, удивляешься, насколько много кругом разрушенных и заброшенных храмов.

Жизнь тут — не сахар.

Согласно преданиям, первые пещерные храмы были построены на Дону еще до принятия христианства на Руси. В те давние времена здесь, в аскетичных пещерных кельях, от гонений скрывались монахи-отшельники — первые христиане. Уже тогда эти места стали притягивать паломников, и примерно в 12 веке тут появился первый монастырь.

Впрочем, точные даты установить трудно — в легендах упоминаются различные варианты. Но так или иначе, по соседству с селом с исконно русским именем Костомарово находится один из самых невероятных памятников древней архитектуры нашей страны.

Перед подъездом к монастырю, вдали на белеющих мелом склонах балок можно разглядеть часовню Распятия Господня.

Эта часовня стоит на горе с названием Голгофа — по аналогии с похожим местом на Святой Земле. Также тут есть и своя гора Фавор, и Гефсиманский сад. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников со всей России.

Изрезанные складками склоны выглядят очень живописно.

За хребтом — река Дон. Увидев наш грязный автомобиль, местные жители сердобольно посоветовали доехать до берега и помыть машинку в их исконной речке. «А то милиция остановит!»

Глядя на эти изъеденные тысячелетней эрозией склоны склоны, удивляешься, насколько причудливыми могут быть природные формы. До этого похожий рельеф мне доводилось видеть только в турецкой Каппадокии.

Меловые столбы, или так называемые «дивы» также образовались в результате эрозии. Ветер и вода поработали на славу, а первые христиане построили внутри свои обители, где молили Бога о прощении.

Еще один ракурс

Наиболее сохранившимся до наших дней местным чудом является Спасский храм.

Вид снизу.

Дорога к храму — лестница в небо.

Этот храм строился несколько столетий, людьми, явно хорошо знакомыми с византийскими традициями архитектуры.

Колокольня храма обустроена прямо между двумя «дивами».

Большая часть храма находится глубоко в толще меловой горы. Огромная «Пещера Покаяния» длиной 220 метров до революции была местом, куда на исповедь отправляли самых законченных грешников. Внутренние помещения храмы настолько обширны, что могут вместить 2000 человек.

Большинство икон были уничтожены или во времена советской власти. Часть из них закоптили, Валаамская икона Божией Матери была расстреляна… Однако намоленное место выдержало натиск богоборцев и снова живет.

Сегодня Спасский храм — это часть Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

Туристы фотографируются на фоне святой обители.

Местные жители, как и много веков назад, приходят помолиться.

Фотограф пытается снять шедевр на пленочную «Мамию».

Еще один вид на Спасский храм.

С вершины лестницы, от подножия храма открывается вид на недавно построенную церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Справа на склоне горы находятся остальные пещеры монастыря — всего их тут восемь.

Вид снизу

Не всем экскурсия по душе.

В многочисленных пещерах находились хозяйственные помещения и кельи монахов, в которых они вели свой спартанский быт и обращались к Богу. Некоторые из келей имели вертикальную форму, и находиться в них можно было только стоя. На время сна такие монахи — столпники привязывали себя веревками или цепями.

Вход в храм недавно отреставрирован.

Паломники-туристы.

aunt-nessie.livejournal.com

меловые дивы, пещерные храмы и Свято-Спасский женский монастырь

Окрестности села Костомарова, расположенного в 170 километрах от Воронежа неподалеку от впадения в Дон извилистой реки Тихая Сосна, еще в стародавние времена вошли в число основных достопримечательностей Воронежского края. Всероссийскую известность этим удивительным местам принесли так называемые «дивы» — живописные меловые столбы-останцы, образовавшиеся в результате эрозии – и восемь рукотворных пещер, вырубленных в меловом склоне Костомаровской балки. Однако, в первую очередь прославилось Костомарово благодаря пещерным храмам Свято-Спасского монастыря, посещение которых приравнивалось по религиозной значимости к паломничеству в Киево-Печерскую лавру.


Одна из легенд, повествующая о создании Костомаровского монастыря, связывает его появление с именем Андрея Первозванного — одного 12 пророков, которые после распятия Христа отправились в путешествие по белу свету, разнося весть о новом Боге. На своем пути к скифам оказавшийся на костомаровских холмах, апостол Андрей был поражен удивительным сходством местного рельефа с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Христос. Согласно преданию, благовестник перед тем, как продолжить путь, воздвиг во славу божью на меловой горе поклонный крест. С его помощью и был основан Костомаровский пещерный монастырь.

Гора Голгофа на территории Костомаровского Спасского монастыря

Неизвестно, насколько правдиво это сказание, но сходство рельефов двух удаленных местностей настолько идентично, что некоторые места в окрестностях Костомарова названы именами иерусалимских святынь — горой Фавор, Гефсиманским садом и горой Голгофой. А потому эти места окрещены паломниками Новым Иерусалимом или Русской Палестиной.Более того, существует гипотеза, что Костомарово можно рассматривать, как отправную точку распространения христианства на территории нынешней России. В 8 веке нашей эры, спасаясь от гонений во времена иконоборчества, из Византии сюда бежали многие христиане, которые и явились первыми на Руси просветителями христианства.

Однако, документальные подтверждения о существовании Костомаровского монастыря относятся к XII веку, и связаны они с началом строительства пещерного храма в честь нерукотворного образа Спаса, обустройство храмовых помещений которого продолжалась вплоть до XIX века. В этом виде храм сохранился до наших дней. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Вход в самое древнее сооружение монастыря вырублен у основания двух меловых див, увенчанных куполами и соединённых между собой небольшой звонницей. На вырубленных в меловой скале 12 массивных колоннах держатся своды храмовой пещеры, которая представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии, прорубленные в стенах коридоров усыпальницы и кельи монахов.
Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Написанная на листе цинка, икона Валаамской Богородицы размером в человеческий рост находится на самом главном месте в храме и является его самой дорогой святыней.

По преданию ее подарил обители сам император Александр I. После революции 1917 года, когда в СССР начались религиозные гонения, икона была прострелена неким красноармейцем. По легенде, целясь в лики Богородицы и Христа, он 6 раз практически в упор стрелял в икону, но так и не смог попасть в цель. Безмолвным напоминанием о том безбожном периоде, что пережили православные христиане, те шесть пулевых отверстий так и остались на иконе, которую по этой причине называют «Расстрельной».

Костомаровская икона Валаамской Божией Матери признана чудесной. Было зафиксировано несколько случаев исцеления больных после обращенных к ней молитв страждущих паломников. А с 2002 года, когда икона Валаамской Богородицы начала кровоточить, она приобрела известность во всем православном мире.

Пещерный храм Серафима Саровского

Вторая пещерная церковь Костомаровской Свято-Спасской обители освящена в честь Серафима Саровского. Основание этого храма произошло в 1803 году. С его именем связаны удивительные легенды прошлого, да и в нынешние дни совершаются необычные вещи. Монахи говорят, что иногда в пещерках храма можно иногда услышать пение чудесной красоты, причем из необъяснимого источника, так как слышится оно как будто прямо из стен.Помимо двух пещерных храмов на территории костомаровской обители находятся три пещерных «затвора» — кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Самый известный из «затворов» — пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пройти в нее можно лишь по одному коридору, сделанному узким и длинным. Причем его высота уменьшается с каждым шагом, поэтому каждый, дерзнувший войти в Пещеру невольно сделает первый покаянный поклон еще на пути к ней.

Костомаровский монастырь, как и все другие обители Донского Белогорья (Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский) был закрыт после революции 1917 года.

 

Однако в костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко) , обладавший даром прозорливости и врачевания.

 

В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.

 

В память о старце на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест.

Часовня Петра, архиепископа Воронежского, на горе Голгофа в Костомаровском Спасском монастыре

В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Однако уже в 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, деятельность собранной вокруг нее общины прекращена, а пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. По счастью, этому кощунственному плану не дано было осуществиться.

Костомаровские пещерные храмы до рестоврации (1993 год)

Восстановление одной из древнейших в России обителей началось с расчистки пещер в 1993 году. А в июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, и возобновлён как женский Спасский епархиальный монастырь.XXI век стал началом эпохи церковного возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в древнем Спасском соборе, зимой – в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», который был построен в конце XX века, став новым символом возрожденной обители.С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

bravo-voronezh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *