- Разное

Танцующий бог – Шива — Википедия

Шива — Википедия

Монета Кушанской империи (1-й век до н. э. — 2-й век н. э.). Изображение справа было интерпретировано как Шива с трезубцем и быком.[1]

Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды[2].

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[3] в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.

В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари.

[4]

Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара[5], Шамбху[6], Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».

Шива (Сива) — отображен в буддийской Типитаке, где он является одним из второстепенных небесных дэвапутт. Рудра (Исана) является одним из четырёх властителей мира Таватимсы, наряду с буддийскими Индрой (Саккой), Варуной и Паджапати[7][8][9][10][11].

Доарийский период (1500 до н. э. и ранее)[править | править код]

«Печать Пашупати» с фигурой сидящего Шивы, называемого Пашупати

Многие исследователи, среди которых Р. Н. Дандекар и Мирча Элиаде, считают артефакты из Мохенджо-Даро, Хараппа и других археологических площадок северо-западной Индии и Пакистана, указывающими на раннюю форму поклонения Шиве и Шакти. Эти артефакты включают лингамы и «Печать Пашупати», описанную во множестве исследований. Индская цивилизация достигла своего пика около 2500—2000 до н. э., пришла в упадок к 1800 до н. э., и исчезла к 1500 до н. э.

[12] По мнению Р. Н. Дандекара шиваизм является древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.[13]. Ряд исследователей полагают, что йога была именно доарийским наследием, связанным с культом прото-Шивы. В противовес теории доарийского возникновения шиваизма, существует теория исхода из Индии, согласно которой миграции ариев в Индию не было, а Индская цивилизация (и, соответственно, культ прото-Шивы) была индоарийской. Гипотеза о «протоиндийском» происхождении шиваизма не одобрена большинством ученых[14].

Ведийский период (1500 до н. э. — 600 до н. э.)[править | править код]

С одной стороны в древнейшей из Вед — Риг-веде поклоняющиеся лингаму упоминаются в негативном контексте: «Пусть членопоклонники не просочатся в наш обряд!»[15], «Когда, не встречающий сопротивления, в изменённом облике он овладел Имуществом стовратного, убивая членопоклонников»

[16]. С другой стороны — Риг-Веды обращается к Рудре около 75 раз в различных гимнах[17]; напрямую к нему обращено 3 (или 4[18]) гимна:

  1. I, 43. — К Рудре (и Соме)[19].
  2. I, 114. — К Рудре.
  3. II, 33. — К Рудре.
  4. VII, 46. — К Рудре.

В Яджур-Веде к Рудре обращено уже значительное количество гимнов и впервые встречается маха-мантра «Ом намах Шивая». Значительное количество гимнов также можно найти и в Атхарва-веде.

В период становления ведийской религии, многие элементы шиваизма уходят в неофициальную среду — Шраману, которая подразумевает некую оппозицию ведийскому брахманизму, сильно ритуализированного внешне. В ведийском брахманизме Рудре-Шиве не поклоняются, а просят удалиться и не вредить[20][21].

Атрибутом в некоторых течениях шиваизма является череп убитого Брахмана (ведийского священника)[22].

Период упанишад (600 до н. э. — 300 н. э.)[править | править код]

Ведийская религия теряет свою монополию под натиском различных факторов. Неудовлетворенность людей сложной брахманской ритуальностью, кастовой изоляцией, отсутствием возможности достижения спасения человеком не брахманского происхождения, вызывает глубокие реформы индуизма. Появляются течения порвавшие с ведизмом (буддизм, адживики), но некоторые начинают утверждаться в рамках ведийской философии, в виде упанишад, — комментариев к Ведам.

По мнению учёных, «Шветашватара-упанишада»[23] представляет собой самый древний текст, в котором была изложена философия шиваизма.[24] Согласно Гэвину Фладу, в тексте этой упанишады представлено:

… богословие, которое возносит Рудру до статуса Верховного Бога, Всевышнего (на санскрите — Īśa IAST) который, как и Шива в более поздних традициях, выполняет космологические функции, оставаясь при этом трансцендентным.[25]

По мнению Дандекара, «Шветашватара-упанишада» является для шиваитов тем же самым, что «Бхагавад-гита» для васудэвизма-кришнаизма, хотя «Шветашватара-упанишада» древнее, и именно её идеи легли в основу, и нашли дальнейшее развитие в «Бхагавад-гите».

[26]

Период Пуран[править | править код]

Во время правления Гуптов (320—500 года н. э.) развилась пураническая религия и шиваизм быстро распространился по всему индийскому субконтиненту.[27]

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «вагину», образ женского начала).

Трёхголовый Шива, Гандхара, 2-й век н. э.

Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):

Название Деванагари, транслитерация, перевод Значение, символика
Агни санскр. अग्नि agni IAST Огонь.
Аджагава санскр. अजगव ajagava IAST Собственное имя лука Шивы.
Акшамала санскр. अक्षमाला akṣamālā IAST, «чётки» Чётки из плодов дерева рудракши.
Анкуша санскр. अङ्कुश aṅkuśa IAST, «крюк» Стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане.
Ардхачандра санскр. अर्धचन्द्र ardhacandra IAST, «полумесяц» Месяц в волосах Шивы. Одно из имен Шивы «Чандрашекхара» — носящий Чандру в своих волосах. Чандра в Джйотиш связан с умом, этот символ указывает на то, что Шива как совершенный йогин совершенным образом контролирует Ум.
Бхасма санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» Символ отрешённости от мира. См. также Вибхути.
Бхиндипала санскр. भिन्दिपाल bhindipāla IAST, «копьё» Вид короткого копья или стрелы, метаемого рукой или выстреливаемого через трубку.
Вибхути санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» Символ отрешённости от мира. См. также Бхасма.
Вина санскр. वीणा vīṇā IAST Музыкальный инструмент, вид лютни. См. также Рудра-вина[en] (англ.)
Гада санскр. गदा gadā IAST Булава-жезл
Ганга
санскр. गंगा gaṅgā IAST
Небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под её поток голову и опутал её волосами, усмирив тем самым течение.
Дамару санскр. डमरु ḍamaru IAST, «барабан» Маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение.
Данда санскр. दण्ड daṇḍa IAST, «посох», «трость» Посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособление, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары).
Джата санскр. जट jaṭa
IAST
Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. Отсюда имя-эпитет Шивы — Джатадхара (санскр. जटाधर jaTaadhara IAST, «носящий джату»)
Капала санскр. कपाल kapāla IAST Чаша из черепа. Один из символов аскезы.
Капаламала санскр. कपालमाला kapālamālā IAST Ожерелье из черепов или костей, которые обтачиваются в виде черепов; чётки в виде черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; восемь черепов — Локапалы; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные).
Капарда санскр. कपर्द kaparda IAST Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. См. также Джата. Отсюда имя-эпитет Шивы — Капардин (санскр. कपर्दिन्

ru.wikipedia.org

Танцующий Бог Шива - что такое шиваизм в Индийской мифологии

В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти – божественную триаду.

Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу. Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.

Шива выступает, как бог-творец и одновременно – бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора  выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света. Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны. Предлагаем ознакомиться со статьей про шивалингам.

Натараджи

С 10 века он чаще всего изображается танцующим, ведь Шиву называют «танцующим богом» (Натараджи). В период раскопок (примерно в 1200 году)была обнаружена статуя танцующего бога, вблизи храма Шиварампурам. Сюда ежедневно приходят верующие местные жители и паломники для того, чтобы поклониться Шиве и поделиться с ним своими радостями и печалями. Изображение его в танце носит очень символичный характер и является отражением всей Вселенной.

Характеристика танца Шивы

  1. Развивающиеся в движении волосы указывают на неиссякаемую энергию бога.
  2. В ногах Шивы лежит карлик, как олицетворение злых сил и человеческого неведения.
  3. Присутствие нимба Тирувази говорит о наличии вселенского влияния бога.
  4. В правой руке Шивы расположен дамару – маленький барабан, символизирующий пробуждение всего мира и заинтересованность жизни.
  5. Левая рука делает жест, характеризующий божье благословение и всяческое одобрение. В этой же руке, соприкасающейся с нимбом, проглядывается пламя (Агни) – в качестве знака мирского очищения.
  6. Расположение второй левой руки (поперек груди)характеризует силу и власть, определяет присутствие отвергнутого и осуждаемого демона.
  7. Серьги бога также полны скрытых мотивов. В правом ухе серьга удлинена, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обыкновенная  круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о двуполости всех божеств.
  8. В волосах бога включены кобра и полумесяц – как олицетворение божественности Шивы.
  9. Огонь в области лба символизирует третий глаз божества и великую мудрость.

Легенды

Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос. Так один период сменяется другим.

Шиваизм – одна из почитаемых и главных религий Индии. Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).

Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.

Имя его  происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское  священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них  является – Шамбху.  Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».

Шиву считают истребителем Трипуры – городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.

Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота». Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.

indiada.ru

Бхагаван Раджниш - Заратустра. Танцующий Бог » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Беседы по книге Фридриха Ницше"Так говорил Заратустра"

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Заратустра. Танцующий Бог

Странный треугольник: Ошо, Заратустра и Фридрих Ницше! И не только странный, но еще и таинственный - многие из нас чувствовали так во время этих захватывающих дух полетов к предельным высотам каждое утро и вечер, в промежутках между самыми жаркими часами индийского лета в Пуне в апреле 1978 года.

Кем был этот Заратустра, о котором никто на земле никогда и ничего не слышал, за исключением имени? И как могло случиться, что спустя много лет после того, как Ошо, казалось бы, исчерпал мировую сокровищницу духовности, он смог наполнить силой эти мифические драгоценности истины? Он говорил о Будде, Лао-цзы, Ли-цзы, Иисусе, о хасидах, суфиях, о традиции дзен, о пророках Упанишад и философах древней Греции и еще о мириадах других, чьих имен и традиций мы никогда раньше не слышали. После этого Ошо больше чем на три года ушел в тишину, а когда он вернулся, он вернулся для того, чтобы заново произнести свою весть — на этот раз в чистом виде, не пользуясь больше посредничеством других, старых мастеров и их прозрениями.

Но неожиданно среди нас появляется этот самый последний из опоздавших, этот выскочка Заратустра, этот древне-новый мистик, которого никто хорошенько не знает и не понимает. Нет уверенности даже в том, что такой человек существовал, так мало о нем известно.

В Европе он появился как «Зороастр» в тайных ритуалах масонских лож и как «Зарастро» — в опере Моцарта «Волшебная флейта»; а последователи Заратустры — парсы, которые до сих пор сохранились в Бомбее, — обращаются к своему священному писанию, Авесте, за вдохновением от своего Заратустры. Но у него мало сходства с мистиком, который известен нам через Ошо.

В конце концов, Ошо разрешил эту загадку, сказав однажды на вечерней беседе: «Все это очень сложно. Я говорил не о самом Заратустре, я говорил о Заратустре, которого создал Фридрих Ницше. Все великие откровения даны Заратустре Фридрихом Ницше. Заратустра... много раз мне приносили его книги, но они так заурядны, что я никогда о них не говорил. Ницше пользовался Заратустрой просто как символической фигурой, точно так же, как Халиль Джебран использовал Альмустафу — он был полнейшим вымыслом. Ницше пользовался историческим именем, но очень вольно.

Так что, во-первых, вам следует помнить, что это Заратустра Фридриха Ницше; у него мало общего с подлинным Заратустрой.

А во-вторых, когда я говорю об этом, я не забочусь о том, что имеет в виду Ницше — и у меня нет никакой возможности узнать, что он имеет в виду. Я пользуюсь им, как он пользуется Заратустрой! Так что это очень сложная история. Это — мой Ницше, и Ницше — мой Заратустра. Поэтому высоты, в которых вы парите, не имеют никакого отношения к Заратустре». (Из книги «Золотое будущее»)

В видении Ошо, Заратустра — в своем роде передовой и выдающийся человек: человек, который может смеяться и проливать слезы так же, как любой из нас, человек, который может пережить ужас и избыток чувств, гордость и отдачу, слабость и силу. Он говорит с нами начистоту, оставляя полностью на наше усмотрение, соглашаться или не соглашаться, поддерживать его или идти своим путем. И чему бы он ни учил, он учит как друг, пробираясь сквозь все входы и выходы на пути истины, рассматривая с пристальным вниманием каждый шаг и поворот. Так что каждая беседа Ошо становится уроком на особую тему, а каждая тема — это шаг вглубь путешествия. Так родился «Бог, который может танцевать» — человек, который становится Богом, человек, который отважился сбросить все оковы ложных добродетелей и ценностей, который осмеливается танцевать в земной невинности и от избытка радости, распевая свое «священное да» самой жизни.

Свами Прем Нирвано

Пуна, Индия

апрель 1987


ПРОЛОГ ЧАСТЬ 1

26 марта 1987 года.

Возлюбленный Ошо,

Пролог часть 1

Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул отечество и родное озеро и удалился в горы. Здесь наслаждался он духом своим и одиночеством и не утомлялся счастьем этим целых десять лет. Но наконец, преобразилось сердце его, и однажды утром, поднявшись с зарей, встал он перед солнцем и так обратился к нему:

«Великое светило! В чем было бы счастье твое, не будь у тебя тех, кому ты светишь?

Десять лет восходило ты над пещерой моей: ты, пресытилось бы светом и восхождением своим, не будь меня, моего орла и моей змеи.

Но каждое утро мы ждали тебя, принимали щедрость твою и благословляли тебя.

Взгляни! Я пресытился мудростью своей, словно пчела, собравшая слишком много меда; и вот — нуждаюсь я в руках, простертых ко мне.

Я хочу одарять и наделять, пока мудрейшие из людей не возрадуются вновь глупости своей, а бедные — своему богатству.

И потому должен я сойти вниз, как ты, когда каждый вечер погружаешься в пучину моря, неся свет свой нижнему миру, ты, богатейшее из светил!

Подобно тебе, должен я закатиться, — так называют это люди, к которым хочу я сойти.

Так благослови же меня, о спокойное око, без зависти взирающее и на величайшее счастье!

Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы драгоценная влага струилась из нее, разнося всюду от блеска блаженства твоего!

Взгляни! Эта чаша готова вновь опустеть, а Заратустра хочет снова стать человеком».

...Так начался закат Заратустры.

Возможно, Фридрих Ницше — величайший философ, которого знал мир. Он велик также и в другом измерении, которого многие философы просто не осознавали: он прирожденный мистик.

Его философия не только от ума, она коренится глубоко в его сердце, и некоторые корни достигают самого его существа. Единственное, в чем ему не повезло — это то, что он родился на Западе; так что он никак не мог найти ни одной тайной школы. Его размышления были глубокими, но он совершенно не представлял себе медитацию. Порой в его мыслях есть глубина медитирующего, порой — полет Гаутамы Будды; но, по-видимому, это происходило с ним спонтанно.

Он ничего не знал о способах просветления, о пути, приводящем к своему собственному бытию. Это создало в его существе невероятную неразбериху. Его мечты поднимались на высоту звезд, но его жизнь оставалась очень заурядной — в ней не было ауры, которую создает медитация. Его мысли не были его плотью и кровью. Они прекрасны, необычайно прекрасны, но нечто упущено; и это упущенное — сама жизнь. Это мертвые слова; в них нет дыхания, в них нет пульса.

Но я выбрал его, чтобы комментировать, по особой причине: он — единственный из всех восточных и западных философов, у которого было, по крайней мере, представление о высотах человеческого сознания. Быть может, он не испытал их; конечно, он не испытал их. Он также думал о том, чтобы снова стать человеком. Эта идея, идея спуска с ваших вершин в мир, нисхождения со звезд на землю, никогда не приходила никому другому.

В нем есть что-то от Гаутамы Будды, возможно, подсознательно сохранившееся из прошлых жизней, и в нем есть нечто от Зорбы. Оба они неполны. Но он — просто доказательство, что Будда и Зорба могут встретиться; что тому, кто достиг высочайших вершин, не обязательно там оставаться.

На самом деле, им не следует там оставаться. Они в некотором долгу перед человечеством; они кое-что должны земле. Они родились среди людей; они жили в той же темноте и нищете. И теперь, когда они увидели свет, их обязанностью становится вернуться и разбудить тех, кто глубоко спит; принести добрые вести: что тьма — еще не все, что бессознательность — наш выбор.

Если мы выберем быть сознательными, все бессознательное и вся тьма могут исчезнуть. То, что мы живем в темных долинах — это наш выбор. Если мы решим жить на солнечных вершинах, никто не может нам помешать, ибо это также в наших возможностях.

Но люди, которые достигли солнечных вершин, совершенно забывают о мире, из которого они пришли. Гаутама Будда никогда не спускался. Махавира никогда не спускался. Даже если они предпринимали попытки разбудить человечество, они кричали со своих залитых солнцем вершин.

Человек так глух, так слеп, что для него почти невозможно понять людей, которые говорят с более высокого уровня сознания. Он слышит шум, но не придает ему никакого значения.

В этом смысле Ницше уникален. Он мог быть экстраординарным философом, возвышающимся над человечеством, но ни на единое мгновение он не забывал об обычном человеке. В этом его величие. Хотя он не прикоснулся к высочайшим пикам и не узнал величайших тайн, он страстно желал поделиться со своими собратьями-людьми всем, что он знал. Его желание поделиться огромно.

nice-books.ru

Натараджа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 октября 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 октября 2017; проверки требуют 5 правок.

Натараджа (тел. నటరాజు, там. நடராஜா, санскр. naṭarāja IAST — господин танца) — один из самых популярных иконографических образов Шивы[1][2].

Имена Нартака (санскр. नर्तक — «танцор») и Нитьянарта (санскр. नित्यनर्त — «вечный танцор») присутствуют в списках 1008 имен Шивы (Сахасранама).[3] Ассоциирование Шивы с танцем известно со времен Пуран[4]. Вместе с другими похожими танцующими иконографическими формами (санскр. nṛtyamūrti IAST) изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, особенно на юге[5]. Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в её культуре[6]. Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Танец Натараджи наполнен энергией и является источником цикла «создание-сохранение-разрушение» Вселенной, символом лилы, в которой Бог с легкостью игры создает и разрушает миры и Вселенные[7][8]. Танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира[9][10]. Считается, что прекращение танца приведёт к завершению лилы, а вместе с ней и всего мироздания.

Слово «натараджа» происходит от Narta-rājan IAST — король танца, что в свою очередь происходит от классического санскритского глагола nar- IAST — танцевать.

Восьмирукий Натараджа
  • Кобра, которая символизирует кундалини, извивается кольцами вокруг нижней правой руки Шивы, которая показывает Абхаю-мудру — покровительственный жест, который означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего, выжженной эмоциональности.
  • На лбу у него полумесяц, а на шее ожерелье из черепов.
  • Вокруг Натараджи арка из огней, которые олицетворяют круг сансары, сжигаемой танцем Шивы, дарующим освобождение страдающей душе. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг — это иллюзия, а Шива — тот, кто разрушает майю[11]и сжигает карму в танце.
  • Верхняя правая рука держит маленький барабанчик в форме песочных часов дамару (санскр. ḍamaru IAST)[12][13][14]., вибрации которого создают изначальный звук Ом_(мантра).
  • На ладони верхней левой руки пылает костёр, который означает уничтожение или знание, которое разрушает этот иллюзорный мир.
  • Нижняя левая рука указывает на приподнятую ногу, что символизирует процветание и освобождение. По другой интерпретации, она указывает на землю, напоминая о том, что существуют реальные вещи, которые нужно осознавать, в отличие от тех, что создаются разумом.
  • Натараджа танцует на спине демона Апасмара, это символизирует победу над невежеством и эгоизмом, над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями.
  • Косы Шивы, обычно собранные в узел, здесь развеваются во все стороны.
  • Стоическое выражение лица Натараджи символизирует его нейтралитет и спокойствие.
  1. Jansen, Eva Rudy. The Book of Hindu Imagery. — Havelte, Holland : Binkey Kok Publications BV, 1993. — ISBN 90-74597-07-6., pp. 110—111.
  2. Zimmer, Heinrich. Myths and Symbols in Indian Art and Civilization. — Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1946. — ISBN 0-691-01778-6., pp. 151—157.
  3. Sharma, Ram Karan. Śivasahasranāmāṣṭakam IAST: Eight Collections of Hymns Containing One Thousand and Eight Names of Śiva. — Nag Publishers, 1996. — ISBN 81-7081-350-6., p.289.
  4. Chakravarti, Mahadev. The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages. — Second Revised. — Motilal Banarsidass, 1994. — ISBN 81-208-0053-2., p. 62.
  5. Chakravarti, Mahadev. The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages. — Second Revised. — Motilal Banarsidass, 1994. — ISBN 81-208-0053-2., p. 63.
  6. ↑ Shiva as Nataraja - Dance and Destruction In Indian Art (неопр.). Дата обращения 7 апреля 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.
  7. Kramrisch, Stella. Siva's Dance // The Presence of Siva. — Princeton University Press, 1994. — P. 439.
  8. Klostermaier Klaus K. . Shiva the Dancer // Mythologies and Philosophies of Salvation in the Theistic Traditions of India. — Wilfrid Laurier Univ. Press. — P. 151.
  9. Leeming, David Adams. A Dictionary of Asian Mythology. — Oxford University Press, 2001. — P. 45.
  10. Radha, Sivananda. Mantra of Muladhara Chakra // Kuṇḍalinī Yoga. — Motilal Banarsidass, 1992. — P. 304.
  11. Patrick Levy. Sadhus. Going beyond the dreadlocks. — Prakash Books, 2010. — С. 132.
  12. Michaels, Axel. Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1., p. 218.
  13. Apte, Vaman Shivram. The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi : Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4., p. 461.
  14. Jansen, Eva Rudy. The Book of Hindu Imagery. — Havelte, Holland : Binkey Kok Publications BV, 1993. — ISBN 90-74597-07-6., p. 44

ru.wikipedia.org

Flёur - Танцующий бог


Сообщение об ошибке

Они разбудили
Спящий вулкан,
Чтоб поиграть
С раскалённою лавой.
Танцующий бог
Сквозь облака
С улыбкой смотрел
На эти забавы.

Это так сладко,
Это так жестоко –
Заключить вечность
В одно мгновенье.
И умереть
В раскалённом потоке,
Чтобы танцующий бог
Мог получить наслажденье.

Они вызвали к жизни
Горячий циклон,
Они привели
Все стихии в движенье.
Танцующий бог
Был так удивлён,
Что выронил флейту
От изумленья.

Это так сладко,
Это так жестоко –
Ощутить вечность
В момент падения.
И растаять снежинкой
В его тёплых ладонях,
Чтобы танцующий бог
Мог получить наслажденье.

Они изменили
Орбиты планет,
И звёздам теперь
Не избежать столкновений
Танцующий бог
Смеялся и плакал, –
Он забылся в экстазе
От восхищения.

Это так сладко.
Это так жестоко –
Заключить вечность
В одно мгновенье.
И умереть
В раскалённом потоке,
Чтобы танцующий бог
Мог получить наслажденье.

Они разбудили спящий вулкан,
Они вызвали к жизни горячий циклон,
Они изменили орбиты планет –
Это всё для тебя, танцующий бог…

 

 

 

(Прочитано 29 раз, 1 просмотров сегодня)


texty-pesen.ru

Магия танца

Шива - бог-созидатель и бог-разрушитель в Древней Индии

Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцеваи короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в лтрущобах. Мы танцуем в танцзалах, на дискотеках, на улицах, дома, танцуем в компании и поодиночке…

Откуда в нас живет потребность к движению? Что мы ищем в танце? Почему связываем его с чем-то радостным и счастливым, с эмоциональным подъемом, с праздником?

И где искать истоки танца? История учит: чем глубже у дерева корни, тем легче оно тянется в пространство. Каковы же должны быть корни у древа танца, давшего столь много побегов? Из какого загадочного семени оно произросло?


Великая тайна АРКАИМА.

Платон говорил, что любое искусство является отражением одной небесной Идеи, вмещающей в себя все множество форм и проявлений. Если продолжить его мысль, то какова изначальная Идея танца?

Тот, кто имел счастье серьезно соприкасаться с танцем, наверное, знает: если бы секрет его заключался только в технике — в правильном наклоне головы или положении корпуса, рук и ног, то почти каждый мог бы легко овладеть этим искусством. Но, по всей видимости, есть что-то, что стоит за правильно исполненным па, что заставляет искать и размышлять.

Философия танца… Наверное, было слишком самонадеянно с моей стороны замахнуться на такую объемную и серьезную тему. Но так захотелось вместе с вами, дорогой читатель, поразмышлять над вопросами, которых гораздо больше, чем ответов! И если вы согласитесь на нелегкий труд исследователя, то мы можем вместе отправиться в глубь истории. Может быть, нам повезет, и мы найдем ответы.

Ритуальное шествие с ладьей Амона. Карнак. Египет

Танец-церемония

Легенды говорят, что боги танцевали, создавая мир. Следы этого древнего танца сохранились в движении звезд и планет, которые научили ему все живое. «Именно такова природа звезд, столь прекрасных на вид: движение их и хороводы прекраснее и величественнее всех хороводов; они совершают то, что надлежит всем живым существам», — пишет Платон в «Законах».


Поселение Ауровиль глазами туриста

Взгляните, меняются времена года, день и ночь, рождение и смерть, покой зимы сменяет активная, дерзновенная сила весны. Великие культуры, уже ушедшие с арены истории, видели в этом не просто череду событий, а закон жизни, основной закон движения. А для человека, который ощущал себя неотделимой частью природы и вселенной, очень важно было понимать этот закон и следовать ему.

Но как это сделать? Как понять, что в определенный момент года проходит вся природа, и как присоединиться к ее движению?

Для этого служили церемонии — мосты между мирами видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Участвуя в церемонии, человек мог прикоснуться к великим законам жизни, даже не осознавая этого до конца, мог стать участником Великого движения. А танец и театр, разворачиваясь одновременно во времени и пространстве, становились лучшими посредниками в этом.


История Российского государства вызывает большое сомнение в своей истинности!

В каждой религии у каждого народа сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. Великий Шива в Древней Индии, Осирис в Египте, Аполлон и Дионис в Греции — они символизировали принцип созидания и движения мира.

Шива — бог-созидатель и бог-разрушитель, ему чужды покой и гармония, он постоянно движется и заставляет двигаться все сущее. Шива танцует танец сотворения и смерти вселенной. Когда он делает шаг вперед, мир рождается, а шаг назад разрушает мир. Танцуя, бог уничтожает зло и несправедливость.

Египтяне видели свою жизнь как Путь. Они шли по любимой земле из города в город, от бога к богу по огромному Храму — Дому, где живет Бог со множеством ликов. Взгляните на их рельефы, дошедшие до нас, — они всегда в Пути, они идут. Все, кроме Осириса — того, кто преодолел этот закон циклов: «Существует только одна Жизнь, которая плавно движется вперед на двух ногах — жизни и смерти. Этот цикл повторяется до тех пор, пока существует дорога, по которой можно идти, сливаясь в конце ее с Мировой Душой, солнечным духом, Амоном-Ра, где пребывает Царь Мира — Осирис, тот-у-которого-только-одна-нога» (Хорхе Анхель Ливрага «Фивы»).

Процессия почитателей египетской богини Исиды (крайняя слева девушка держит в правой руке систр). Мраморный рельеф. II в. до н. э.
Ритуал с быком. Кносский дворец на острове Крит

Мир, знали египтяне, находится в постоянном движении. Если мир останавливается и начинает распадаться, звуки систра, священного инструмента Хатхор, Золотой богини Любви, покровительницы музыки и танца, восстанавливают естественный ритм Природы, возвращают миру гармонию, порядок и равновесие.

Наши барабаны звучат в честь ее духа.

Мы танцуем в честь ее величия:

Ее образ мы доносим до высших небес,

Она повелительница систра и

богиня звенящих ожерелий.

Когда она открывает свои глаза — солнце и луна,

сердце радуется, видя свет.

Она повелительница танцевальных церемоний.

Повелительница обаяния.

Мы ни для кого не танцуем


Гиперборея, возможно, существовала.

и никого не приветствуем, кроме нее.

Египетский танец был лаконичным и простым, но емким и динамичным. Всего несколько основных поз и движений. Четкий ритм, лишавший танец беспорядочности и спонтанности. Строгая симметрия, пропорции, гармония форм, обязательная вертикаль корпуса, развернутого по спирали, восходящей к небу. Символические жесты, передающие божественные принципы и законы. Действие, которое повторяет миф, становясь священным.

Земля Древней Эллады… Всматриваясь в многочисленные древнегреческие рельефы и скульптуры, дошедшие до наших времен, мы видим свободные и грациозные позы в хороводах муз и лишенные изящества вакхические пляски, как будто земное и небесное в человеке спорит друг с другом. Человек ищет «золотую середину» соединения идеи и формы во всем, в том числе и движении. Здесь рождается муза танца — Терпсихора, олицетворение гармонии.

Внутренняя поверхность краснофигурного килика с изображением подвигов Тесея. В центре - убийство Минотавра. 440-430 гг. до. н. э.
Роспись стен гробницы правителя Триклиния. Тарквиния. Италия

«Греки верили, что танец подарен людям богами и что в момент пляски душа человека высвобождалась из оков телесной жизни и преображалась, вкушая блаженство вне телесного бытия, сливаясь с божественной силой природы. На собственном опыте человек убеждался в самобытности своей души, возможности для нее жить независимо от тела. Поэтому греки не просто верили в бессмертие души, они знали, что их душа бессмертна», — пишет Илона Камад в книге «Обрядовая сторона культов Древней Греции».

Загадки планеты

В храмах Крита танец повторял миф о Тезее и Минотавре, помогая каждому участнику действия обрести опыт прохождения лабиринта. В Спарте воины танцевали перед сражением. Военный танец развивал тело и пробуждал силу духа воина, помогал ощутить единство и согласие.

В Риме жрицы-весталки, совершая церемониальные обряды, отдавали в танце и шествии дань уважения священному огню города, символизировавшему центр. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях. В трагедиях танец передавал чувства богов и героев. В комедиях актеры исполняли головокружительную пляску сатиров.

Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!»

Танец-воспитание

Мудрые эллины открыли для нас еще одно предназначение танца — воспитывать душу и тело. Они увидели, что танец способен пробуждать душу к жизни, давать человеку критерии Прекрасного, пробуждать лучшие качества — добродетели. Сократ первым заговорил о красоте внутренней и внешней, назвав ее калокагатией (калос — «прекрасный», агатос — «добрый»).

Подобно тому как из букв складываются слова, а из слов — фразы, так из отдельных движений складываются «слова» и «фразы» танца, составляющие поэзию хореографического повествования. Он может быть необычайно разнообразен. Он может и должен развиваться, как развивается живая человеческая речь, которая обогащается и видоизменяется с течением времени, с развитием общества, с обновлением социальной и духовной жизни народа. В то же время его функция состоит в том, чтобы выражать глубокую, неподдельную правду. Языком балета можно сказать нечто важное, большую и нужную правду о том прекрасном, что живет в человеческом сердце.

Г. Уланова

Ж.-Б. Перроно. Жан Жорж Новер. 1764

Платон, развивая это понятие, говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А мусическое искусство, музыку и танец, рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».

Когда человек танцевал? Как и во все времена — на праздниках. И праздники не только дарили чувство единения друг с другом, но и становились красивым воспитательным инструментом.

«Боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов… Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках. Хороводы (χοροΰς) были названы так из-за внутреннего сродства их со словом „радость“ (χαράς)», — пишет Платон в «Законах».

И в самом деле, как часто танец дарит нам воодушевление и радость! «Душа обретает крылья», — говорим мы. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Попробуйте просто выпрямиться, и вы почувствуете прилив уверенности и сил. В наше практичное время, ушедшее далеко от калокагатии, эту связь активно использует арт-терапия (лечение искусством).

Со времен античной Греции танец прочно вошел в классическую систему воспитания, каждый образованный человек владел искусством танца. А появившийся в XV веке этикет навсегда породнился с танцем.

Каждая эпоха воплощала в танце свои идеалы, свои представления о достоинствах человека. Светский танец стал зеркалом взаимоотношений рыцаря и дамы, кавалера и барышни, мужчины и женщины. Величавая павана Возрождения, галантный менуэт барокко, торжественный и строгий полонез, стремительная мазурка и романтический вальс, непредсказуемое танго, кокетливый чарльстон, неистовый рок-н-ролл — чувствуете, как меняется танец вместе с эпохой? В зеркало нашего времени мы можем легко посмотреться сами. По какому танцу будут узнавать нашу эпоху и наши идеалы? Какими увидят нас далекие потомки?

Праздники остались в нашей жизни, только Боги все реже посещают их и вряд ли участвуют в наших «хороводах»…

Танец — язык искусства

В XVII веке танец обрел статус профессии. Во Франции при Людовике XIV открылась первая Академия танца, она готовила хореографов, а позже и танцоров. К этому времени в Италии уже родился балет… Но все равно оставался вечный вопрос: в чем предназначение танца?

Н. Пуссен. Танец под музыку времени
Я никогда не видел Анну Павлову работающей перед зеркалом. Танец у нее слагался... в душе, и когда она его чувствовала, она, прослушав несколько раз музыку, как бы постепенно сливая ее с возникшим у нее образом, начинала выражать его сначала движениями рук, которые у нее были необыкновенно выразительные, а затем постепенно воплощала его в танец, словно прислушиваясь к тому, что у нее пело в душе.

В. Дандре

Жан Жорж Новер, великий хореограф, в чей день рождения, 28 апреля, мы ежегодно отмечаем Международный день танца, стал смелым реформатором. Он боролся с бессмыслицей балета, с механичностью движений, возвращая танцу связь со внутренним миром человека. Подобно семи нотам в музыке, он искал семь основных па в балете, которые могут выразить основные состояния души. Вчитываясь в его письма и его книгу, невольно задумываешься, а не наш ли он современник?

«Пусть танец сейчас и прекрасен внешне и я часто слышу, что он может нравиться и пленять даже при отсутствии одухотворенности. Я согласен, техническая сторона танцевального искусства доведена до высшей степени совершенства и не оставляет желать ничего лучшего. Скажу больше — оно нередко отличается большой грацией и благородством. Но неужели техника — это все, чем должен обладать танец?

Разве можно назвать это искусством? Как вообще возможно называть танцем то, что ограничивается только техникой па, механическим движением рук? Его можно рассматривать лишь как ремесло. Ведь для того, чтобы быть поэтом, недостаточно знать лишь алфавит!»

Для Новера балет — это младший брат древней семьи искусств, обязанных своим происхождением воображению и гению. Он призывает танцоров изучать законы красоты и гармонии, учиться чувствовать прекрасное. А все свободное время посвящать изучению истории и мифологии, прочесть Гомера, Вергилия, Ариосто, Тассо, чтобы проникнуться красотой поэзии.

Общение с художниками усовершенствует вкус и поможет развиться мыслям; размышляя над произведениями гения, танцоры обнаружат ту невидимую нить, которая связывает все искусства, и узнают, что только подражая природе можно создать нечто по-настоящему прекрасное, мудрое и интересное.

«Пусть танец перестанет быть немым, — размышляет Новер, — и заговорит сильно и образно. Для этого надо поступиться техникой во имя идеи.

Только просвещенный, образованный искусством танцор сможет воспитать просвещенного зрителя, который не будет довольствоваться изящными, но пустыми па, а будет жаждать истинной духовной пищи».

Душа умеет танцевать… Душе, охваченной трепетом, греки давали имя Терпсихора, имя грации и гармони.

Д. С. Гусман

Идеи Новера разовьют Август Бурнонвиль, Мария Тальони, Михаил Фокин, Анна Павлова, Айседора Дункан, Галина Уланова и многие, многие — пробуя, экспериментируя, ошибаясь, побеждая, но всегда неся в своем сердце глубокую любовь к Искусству и скромно служа ему. И как ни странно, каждый будет оглядываться назад, в прошлое, чтобы проложить дорогу в будущее.

Может быть, в этом непрерывном поиске ответов каждый и становится философом?

***

И если представить, что жизнь каждого из нас — это танец, то каким он будет? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким? Это зависит от нас, не правда ли? Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни. И, наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство?

Ведь без этого единства — с Божественным, с другими людьми, с самим собой — не родится танец. Может быть, это и есть самый главный ответ.

ecology.md

Танцующий бог шива | 100 великих сокровищ и реликвий

Современная фигура бога Шивы Напгараджи из Южной Индии

Почитание в Индии многорукого бога Шивы, одного из трех высших божеств индуистских верований, уходит своими корнями в далекое прошлое. Первоначально он считался разрушителем Вселенной, и несколько рук ему были даны для танцев и разрушений.

В переводе с санскритского Шива означает «благосклонный, милосердный». Он древнейший и один из главных богов в индуизме и наряду с этим он — главный бог в шиваизме, одной из двух основных ветвей индуизма. Он может покарать за грехи и может облагодетельствовать.

В основе почитания Шивы лежат древнейшие индийские племенные культы. Шива никому не подчиняется, он — бог и живет своей жизнью. А его жизнь — это танец. Во время танца Шива разрушает все вокруг себя. Он входит в экстаз и все быстрее и быстрее размахивает руками. Полный хаос царит в мире, звезды начинают падать на землю, все рушится. Потом Шива неожиданно преображается и начинает все воссоздавать. И лицо его приобретает состояние покоя, он улыбается.

Многорукий Шива на острове Самуи (Таиланд)

Как повествует легенда, однажды Шива явился к старинным мудрецам-риши и попросил их поклониться ему как богу. Но в ответ риши наслали на него тигра. Шива одним ногтем сорвал с него шкуру и сделал себе накидку. Но и риши не испугались, они были всемогущи и изобретательны.  Они наслали на него шипучую змею. Шива не побоялся змеи, он сделал из нее ожерелье. Риши не унимались, они сотворили злого карлика, дали ему в руки дубинку. Но Шива посмеялся над ними, опрокинул карлика, прыгнул ему на спину и стал танцевать. Тогда риши поняли, что не справиться им с этим всемогущим богом, пали ниц перед ним и стали ему поклоняться.

Позднее Шива отказался от грандиозных разрушений А и стал владыкой творческой энергии и источником жизни Вселенной, он — ее верховное существо, он обновляет мир и улучшает его.

Какую бы фигурку Шивы ни рассматривать, его руки всегда в движении, их положение означает какой-либо аспект божественной воли. В основном это передача поз оргаистического танца «тандава» — танца экстаза, внутреннего огня.

Одним из ранних скульптурных изображений Шивы считается полутораметровая фигура, найденная в храме Гудималламе на севере штата Мадрас. Ее возраст свыше двух тысяч лет до нашей эры. Бог Шива представлен молодым, полным энергии и сил. На его лице улыбка, но на плечах у него чудовище с выпученными глазами, называемое Якши. Стоит богу начать свой танец экстаза, и он стряхнет с плеч это чудище.

Шива-Натараджа - бог танца. I в.

Первые бронзовые изображения Шивы датируются I в. до нашей эры. Их создавали, очевидно, буддистские монахи. Его лепили сначала из воска, затем покрывали глиной и ждали, когда она высохнет. После чего ее разрезали на две половинки, удаляли воск, соединяли обе половинки и через специальное отверстие заливали металл. Когда металл застывал, глину разбивали и приступали к обработке фигурки. Такие бронзовые скульптурки создавались для храмов, почитавших многорукого Шиву.

Иногда в руках Шива держит трезубец, маленький барабан, боевой топорик или лук. Это все атрибуты его деятельности. Они нужны ему, если придется участвовать в каком-либо действии. Иногда встречаются изображения Шивы с тремя глазами. По легенде, третий глаз появился у него, когда он медитировал, а его жена Парвати подошла к нему сзади и руками закрыла глаза. Солнце померкло, подул ветер. Но Шива — бог, он должен видеть все и всегда, и у него на лбу появился третий глаз. И снова на небе воссияло солнце, и мир стал еще прекраснее.

100grt.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о