- Разное

Танцующий бог – Танцующий Бог Шива — что такое шиваизм в Индийской мифологии

Танцующий Бог Шива — что такое шиваизм в Индийской мифологии

В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти – божественную триаду. Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу. Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.

Шива выступает, как бог-творец и одновременно – бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора  выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света.

Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны. Предлагаем ознакомиться со статьей про шивалингам.

С 10 века он чаще всего изображается танцующим, ведь Шиву называют «танцующим богом» (Натараджи). В период раскопок (примерно в 1200 году)была обнаружена статуя танцующего бога, вблизи храма Шиварампурам. Сюда ежедневно приходят верующие местные жители и паломники для того, чтобы поклониться Шиве и поделиться с ним своими радостями и печалями. Изображение его в танце носит очень символичный характер и является отражением всей Вселенной.

 

Характеристика танца Шивы

  1. Развивающиеся в движении волосы указывают на неиссякаемую энергию бога.
  2. В ногах Шивы лежит карлик, как олицетворение злых сил и человеческого неведения.
  3. Присутствие нимба Тирувази говорит о наличии вселенского влияния бога.
  4. В правой руке Шивы расположен дамару – маленький барабан, символизирующий пробуждение всего мира и заинтересованность жизни.
  5. Левая рука делает жест, характеризующий божье благословение и всяческое одобрение. В этой же руке, соприкасающейся с нимбом, проглядывается пламя (Агни) – в качестве знака мирского очищения.
  6. Расположение второй левой руки (поперек груди)характеризует силу и власть, определяет присутствие отвергнутого и осуждаемого демона.
  7. Серьги бога также полны скрытых мотивов. В правом ухе серьга удлинена, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обыкновенная  круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о двуполости всех божеств.
  8. В волосах бога включены кобра и полумесяц – как олицетворение божественности Шивы.
  9. Огонь в области лба символизирует третий глаз божества и великую мудрость.

 

Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос. Так один период сменяется другим.

Шиваизм – одна из почитаемых и главных религий Индии. Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).

Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.

Имя его  происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское  священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них  является – Шамбху.  Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».

Шиву считают истребителем Трипуры – городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.

Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота». Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.

indiada.ru

Танец бога Шивы — легенда и значение восточного танца

Путешествуя по Индии, практически повсеместно можно увидеть маленькие сувенирные миниатюры и огромные статуи танцующего бога Шивы. По сути, сейчас это современный индийский бренд. На самом деле, бога Шиву можно лицезреть в двух ипостасях.

Бог Шива спокойный и умиротворенный, ушедший глубоко в Нирвану. Другой Шива неистово танцующий, всецело поглощённый вселенским танцем Натараджа. Вот такой бог Шива-Натараджа мне по душе.

Ведь, как я уже говорила ранее, танец – это самая древняя первобытная форма магии. Душа танцующего человека фактически покидает бренный мир и улетает в параллельную космическую реальность. А в Индии искусство танца развивалось одновременно с аскетичной практикой йоги, изнуряющими дыхательными упражнениями. Однако, все эти культурные течения объединяло одно – уход в нирвану и пробуждение в человеке древней космической энергии.

Бог Шива – это один из главных богов в индуизме. Наравне с другими верховными богами Брахмой и Вишну, он уничтожает прошлое и создает в танце новые миры. Танец Натараджа – это одна из божественных олицетворений Шивы.

Согласно священным индийским рукописям, бог Шива способствовал процветанию искусства танца и музыки. Как правило, Шива-Натараджа изображается в огненном кольце, которое символизирует бесконечность Вселенной, с поднятой левой ногой. Он сохраняет баланс, наступив правой ногой на демона-карлика Апасмара, олицетворяющего невежество. Таким образом, танцующий бог Шива символизирует победу над невежеством и человеческим эгоизмом. Когда-то великий французский скульптор Огюст Роден сказал:

Шива Натараджа -это самая гениальная скульптура, когда-либо созданная человеком…

tancor.info

Flëur — Танцующий бог: аккорды для гитары, проверенные подборы

  • Аккорды песен
  • ТОП 100
  • Аппликатуры
  • Настройка гитары
Главная → Аккорды 🎸 → Flëur → Танцующий бог

Исполнители

  • 25/17
  • 4 апреля
  • 5nizza
  • 7 раса
  • Alai Oli
  • Alekseev
  • Anacondaz
  • Animal ДжаZ
  • Asper X
  • Brainstorm
  • BRUTTO
  • BY Effect
  • Elvis Presley
  • F.P.G.
  • Feduk
  • Flëur
  • Louna
  • Lumen
  • Nirvana
  • Noize MC
  • Princesse Angine
  • Radio ЧАЧА
  • ssshhhiiittt!
  • The Beatles
  • The Hatters
  • The MATRIXX
  • The Retuses
  • The Rolling Stones
  • Агата Кристи
  • Адаптация
  • Аквариум
  • Александр Башлачёв
  • Александр Градский
  • Александр Иванов
  • Алексей Глызин
  • Алиса
  • АлоэВера
  • АнимациЯ
  • Ария
  • АукцЫон
  • Аффинаж
  • Баста
  • Белый орёл
  • Би-2
  • Браво
  • Бранимир
  • Братья Грим
  • Бригада С
  • Булат Окуджава
  • Бумбокс
  • Ва-банкъ
  • Валентин Стрыкало
  • Валерий Меладзе
  • Вася Обломов
  • Високосный Год
  • Владимир Высоцкий
  • Владимир Кузьмин
  • Воскресение
  • Гарик Сукачев и Неприкасаемые
  • Год Змеи
  • Город 312
  • Градусы
  • Гражданская Оборона
  • Гречка
  • Грибы
  • Григорий Лепс
  • Дай Дарогу!
  • Дайте танк (!)
  • ДДТ
  • Детские песни
  • Евгений Бачурин
  • Ёлка
  • Жуки
  • Звери
  • Земляне
  • Земфира
  • Зимовье Зверей
  • Зоопарк
  • Игорь Растеряев
  • Илья Чёрт
  • Йорш
  • Калинов мост
  • Кино (В. Цой)
  • Кирпичи
  • КняZz
  • Коля ROTOFF
  • Конец фильма
  • Король и Шут
  • Крематорий
  • Кукрыниксы
  • Ленинград
  • Леонид Агутин
  • Леприконсы
  • Лицей
  • ЛСП
  • Любэ
  • Ляпис Трубецкой
  • Маврин
  • МакSим
  • Макс Корж
  • Мара
  • Маша и Медведи
  • Машина Времени
  • Мельница
  • Михаил Боярский
  • Михаил Шуфутинский
  • Михей и Джуманджи
  • Монеточка
  • Моральный кодекс
  • МультFильмы
  • Мумий Тролль
  • Мураками
  • Мурат Насыров
  • Мурат Тхагалегов
  • Муслим Магомаев
  • Наив
  • Найк Борзов
  • Насморк
  • Наутилус Помпилиус
  • Нервы
  • Несчастный случай
  • Ногу Свело!
  • Ночные Снайперы
  • Обе-Рек
  • Океан Ельзи
  • Олег Митяев
  • Ольга Арефьева
  • Операция Пластилин
  • Пикник
  • Пилот
  • Пионерлагерь Пыльная Радуга
  • Пицца
  • План Ломоносова
  • Последние танки в Париже
  • Пошлая Молли
  • Ранетки
  • Розенбаум Александр
  • Руки Вверх
  • Сатана Печёт Блины
  • Свидание

5lad.ru

Танцующий бог шива | 100 великих сокровищ и реликвий

Современная фигура бога Шивы Напгараджи из Южной Индии

Почитание в Индии многорукого бога Шивы, одного из трех высших божеств индуистских верований, уходит своими корнями в далекое прошлое. Первоначально он считался разрушителем Вселенной, и несколько рук ему были даны для танцев и разрушений.

В переводе с санскритского Шива означает «благосклонный, милосердный». Он древнейший и один из главных богов в индуизме и наряду с этим он — главный бог в шиваизме, одной из двух основных ветвей индуизма. Он может покарать за грехи и может облагодетельствовать.

В основе почитания Шивы лежат древнейшие индийские племенные культы. Шива никому не подчиняется, он — бог и живет своей жизнью. А его жизнь — это танец. Во время танца Шива разрушает все вокруг себя. Он входит в экстаз и все быстрее и быстрее размахивает руками. Полный хаос царит в мире, звезды начинают падать на землю, все рушится. Потом Шива неожиданно преображается и начинает все воссоздавать. И лицо его приобретает состояние покоя, он улыбается.

Многорукий Шива на острове Самуи (Таиланд)

Как повествует легенда, однажды Шива явился к старинным мудрецам-риши и попросил их поклониться ему как богу. Но в ответ риши наслали на него тигра. Шива одним ногтем сорвал с него шкуру и сделал себе накидку. Но и риши не испугались, они были всемогущи и изобретательны.  Они наслали на него шипучую змею. Шива не побоялся змеи, он сделал из нее ожерелье. Риши не унимались, они сотворили злого карлика, дали ему в руки дубинку. Но Шива посмеялся над ними, опрокинул карлика, прыгнул ему на спину и стал танцевать. Тогда риши поняли, что не справиться им с этим всемогущим богом, пали ниц перед ним и стали ему поклоняться.

Позднее Шива отказался от грандиозных разрушений А и стал владыкой творческой энергии и источником жизни Вселенной, он — ее верховное существо, он обновляет мир и улучшает его.

Какую бы фигурку Шивы ни рассматривать, его руки всегда в движении, их положение означает какой-либо аспект божественной воли. В основном это передача поз оргаистического танца «тандава» — танца экстаза, внутреннего огня.

Одним из ранних скульптурных изображений Шивы считается полутораметровая фигура, найденная в храме Гудималламе на севере штата Мадрас. Ее возраст свыше двух тысяч лет до нашей эры. Бог Шива представлен молодым, полным энергии и сил. На его лице улыбка, но на плечах у него чудовище с выпученными глазами, называемое Якши. Стоит богу начать свой танец экстаза, и он стряхнет с плеч это чудище.

Шива-Натараджа — бог танца. I в.

Первые бронзовые изображения Шивы датируются I в. до нашей эры. Их создавали, очевидно, буддистские монахи. Его лепили сначала из воска, затем покрывали глиной и ждали, когда она высохнет. После чего ее разрезали на две половинки, удаляли воск, соединяли обе половинки и через специальное отверстие заливали металл. Когда металл застывал, глину разбивали и приступали к обработке фигурки. Такие бронзовые скульптурки создавались для храмов, почитавших многорукого Шиву.

Иногда в руках Шива держит трезубец, маленький барабан, боевой топорик или лук. Это все атрибуты его деятельности. Они нужны ему, если придется участвовать в каком-либо действии. Иногда встречаются изображения Шивы с тремя глазами. По легенде, третий глаз появился у него, когда он медитировал, а его жена Парвати подошла к нему сзади и руками закрыла глаза. Солнце померкло, подул ветер. Но Шива — бог, он должен видеть все и всегда, и у него на лбу появился третий глаз. И снова на небе воссияло солнце, и мир стал еще прекраснее.

100grt.ru

Тандава — танец Бога Сивы (Шивы).

Соратников Родобожия часто спрашивают: «Как отрастить бороду (богатство Рода)? Как развить в себе мужские качества? Как стать настоящим мужчиной»? На эти три вопроса ответ один: «Осознанно исполнять Волю Рода-Прародителя и жить в соответствии со своей Дхармой (Жизненным Предназначением).   

Но новичкам трудно сразу взять на себя такую серьёзную ответственность и начать так жить в современном духовно больном обществе. Они просят совета: «С чего начать? Может есть какой-то ритуал или обряд посвещения»?

Обряд посвещения есть. Он называется «Наречение имени» или «Имянаречение». Нужно найти Свещеннослужителя Ведической Веры и в ходе этого обряда получить имя своей Души (общинное) и имя своего Духа (духовное). Этот обряд восстанавливает и усиливает душевную и духовную связь с Родом. Эта связь пробуждает Совесть (Сошедшую с Небес Весть Рода), интуицию и активизирует рост бороды (природных антенн для устойчивой связи с Родом).

Есть и ритуал. Он исполняется в виде танца Бога Сивы (Шивы). Танец называется Тандава. Только не подумайте, уважаемые читатели, что Бог Сива (Шива) и термин «Тандава» являются исключительной принадлежностью Индийской Культуры. И Бог Сива (Шива) и слово «Тандава» — наши, родные.

Начнём с простого разъяснения термина «Тандава». В соответствии с Древлесловенской Буквицей: Т — Твердо (Утверждение), А — Асъ (Азъ — Бог во плоти), Н — Ны (Наш, Мой, Мне), Дава — Давать (Даровать). Объединённый образ таков: «Дарующий мне утверждение (себя в качестве) Бога во плоти)».

Бог Сива (Шива) — это один из ликов Рода-Прародителя. Сива — означает Сивый (Седой, Светловолосый).

Вот, что о цвете волос Бога Сивы (Шивы) сказано в Ведических Писаниях: «Тогда носящий СВЕТЛЫЕ космы – столпник, владыка Ведических Жертвоприношений, Бог Сива (Шива) – тот губитель врагов, пришёл на помощь Богу Брахме (Сварогу)». Мокшадхарма, Глава 257. 19.

«Поклонение ЛЬНОВОЛОСОМУ (с волосами цвета льна) Богу Сиве (Шиве)… Мокшадхарма, Глава 286. 40.

«Поклонение Тебе, ЗЛАТОКУДРЫЙ Бог Сива (Шива)… Мокшадхарма, Глава 286. 45.

«Ты – СВЕТЛОБОРОДЫЙ, вздыбивший волосы Бог Сива (Шива)… Мокшадхарма, Глава 286. 71.

Кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь видел льноволосого, златокудрого, светлобородого Индуса? Если найдёте — скажите мне, буду знать. Испокон веков в Дравидии на полуострове Индостан жили наши Славяно-Арийские Предки и живут до сих пор их потомки — наши братья по крови. Внешний вид Индусов — результат ассимиляции наших Предков — Ариев чернокожими аборигенами Индостана. Но и до сих пор среди них, особенно Брахманов, избегающих ассимиляции, можно встретить потомков наших Предков — Ариев.

Слово «Инде» означает «Далеко». Соответственно — «Индостан» означает «Далёкий Стан».

Вот ещё сведения о том, что Бог Сива (Шива) — это один из ликов Рода-Прародителя:

Во-первых — символы. И у Бога Рода и у Бога Сивы (Шивы) — одна символика: трезуб и лингам (фаллос).

Во-вторых — гидронимы Руси:

— в Волго-Окском междуречье — это река Шивская. Подробности — в статье: Реки – хранилища памяти,

— в Архангельской и Вологодской областях — две реки Кайласа (Кайлас — обитель  Бога Сивы (Шивы). Подробности — в фильме: О двух реках Кайласа,

— в Карелии — три реки Падма, Шива и Ганеша. Богиня Падма (Парвати) — супруга Бога Сивы (Шивы). Бог Ганеш — сын Бога Сивы (Шивы). Подробности  — в фильме: Русские реки носят «индийские» имена.

В третьих — топонимы Руси:

— в Пермском крае — город Сива (Шива).

Как видите, уважаемые читатели, доказательств более, чем достаточно.

Итак, вернёмся к ритуалу «Тандава» — танцу Бога Сивы (Шивы). Этот ритуал восстанавливает и усиливает связь с Родом на основе того, что:

  • пробуждает Родовую Память,
  • настраивает ум на мужественное восприятие мира,
  • усиливает выработку в организме мужских гормонов,
  • ускоряет рост усов и бороды,
  • пробуждает древние мужские инстинкты,
  • увеличивает приток в сознание энергии эволюции — «Ха» (Ян).

Подробный рассказ об этом и поэтапное обучение танцу «Тандава» вы найдёте в прилагаемом к этой статье фильме: Мужской танец «Тандава».

Танцуйте на здоровье! Крепкой вам связи с Родом-Прародителем! Аум Тат Сат.

rodobogie.org

Магия танца

Шива — бог-созидатель и бог-разрушитель в Древней Индии

Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцеваи короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в лтрущобах. Мы танцуем в танцзалах, на дискотеках, на улицах, дома, танцуем в компании и поодиночке…

Откуда в нас живет потребность к движению? Что мы ищем в танце? Почему связываем его с чем-то радостным и счастливым, с эмоциональным подъемом, с праздником?

И где искать истоки танца? История учит: чем глубже у дерева корни, тем легче оно тянется в пространство. Каковы же должны быть корни у древа танца, давшего столь много побегов? Из какого загадочного семени оно произросло?

Из истории создания экопоселений

Платон говорил, что любое искусство является отражением одной небесной Идеи, вмещающей в себя все множество форм и проявлений. Если продолжить его мысль, то какова изначальная Идея танца?

Тот, кто имел счастье серьезно соприкасаться с танцем, наверное, знает: если бы секрет его заключался только в технике — в правильном наклоне головы или положении корпуса, рук и ног, то почти каждый мог бы легко овладеть этим искусством. Но, по всей видимости, есть что-то, что стоит за правильно исполненным па, что заставляет искать и размышлять.

Философия танца… Наверное, было слишком самонадеянно с моей стороны замахнуться на такую объемную и серьезную тему. Но так захотелось вместе с вами, дорогой читатель, поразмышлять над вопросами, которых гораздо больше, чем ответов! И если вы согласитесь на нелегкий труд исследователя, то мы можем вместе отправиться в глубь истории. Может быть, нам повезет, и мы найдем ответы.

Ритуальное шествие с ладьей Амона. Карнак. Египет

Танец-церемония

Легенды говорят, что боги танцевали, создавая мир. Следы этого древнего танца сохранились в движении звезд и планет, которые научили ему все живое. «Именно такова природа звезд, столь прекрасных на вид: движение их и хороводы прекраснее и величественнее всех хороводов; они совершают то, что надлежит всем живым существам», — пишет Платон в «Законах».


Русское Средневековье.

Взгляните, меняются времена года, день и ночь, рождение и смерть, покой зимы сменяет активная, дерзновенная сила весны. Великие культуры, уже ушедшие с арены истории, видели в этом не просто череду событий, а закон жизни, основной закон движения. А для человека, который ощущал себя неотделимой частью природы и вселенной, очень важно было понимать этот закон и следовать ему.

Но как это сделать? Как понять, что в определенный момент года проходит вся природа, и как присоединиться к ее движению?

Для этого служили церемонии — мосты между мирами видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Участвуя в церемонии, человек мог прикоснуться к великим законам жизни, даже не осознавая этого до конца, мог стать участником Великого движения. А танец и театр, разворачиваясь одновременно во времени и пространстве, становились лучшими посредниками в этом.


Гиперборея, возможно, существовала.

В каждой религии у каждого народа сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. Великий Шива в Древней Индии, Осирис в Египте, Аполлон и Дионис в Греции — они символизировали принцип созидания и движения мира.

Шива — бог-созидатель и бог-разрушитель, ему чужды покой и гармония, он постоянно движется и заставляет двигаться все сущее. Шива танцует танец сотворения и смерти вселенной. Когда он делает шаг вперед, мир рождается, а шаг назад разрушает мир. Танцуя, бог уничтожает зло и несправедливость.

Египтяне видели свою жизнь как Путь. Они шли по любимой земле из города в город, от бога к богу по огромному Храму — Дому, где живет Бог со множеством ликов. Взгляните на их рельефы, дошедшие до нас, — они всегда в Пути, они идут. Все, кроме Осириса — того, кто преодолел этот закон циклов: «Существует только одна Жизнь, которая плавно движется вперед на двух ногах — жизни и смерти. Этот цикл повторяется до тех пор, пока существует дорога, по которой можно идти, сливаясь в конце ее с Мировой Душой, солнечным духом, Амоном-Ра, где пребывает Царь Мира — Осирис, тот-у-которого-только-одна-нога» (Хорхе Анхель Ливрага «Фивы»).

Процессия почитателей египетской богини Исиды (крайняя слева девушка держит в правой руке систр). Мраморный рельеф. II в. до н. э.
Ритуал с быком. Кносский дворец на острове Крит

Мир, знали египтяне, находится в постоянном движении. Если мир останавливается и начинает распадаться, звуки систра, священного инструмента Хатхор, Золотой богини Любви, покровительницы музыки и танца, восстанавливают естественный ритм Природы, возвращают миру гармонию, порядок и равновесие.

Наши барабаны звучат в честь ее духа.

Мы танцуем в честь ее величия:

Ее образ мы доносим до высших небес,

Она повелительница систра и

богиня звенящих ожерелий.

Когда она открывает свои глаза — солнце и луна,

сердце радуется, видя свет.

Она повелительница танцевальных церемоний.

Повелительница обаяния.

Мы ни для кого не танцуем


Американские индейцы — мифы и реальность.

и никого не приветствуем, кроме нее.

Египетский танец был лаконичным и простым, но емким и динамичным. Всего несколько основных поз и движений. Четкий ритм, лишавший танец беспорядочности и спонтанности. Строгая симметрия, пропорции, гармония форм, обязательная вертикаль корпуса, развернутого по спирали, восходящей к небу. Символические жесты, передающие божественные принципы и законы. Действие, которое повторяет миф, становясь священным.

Земля Древней Эллады… Всматриваясь в многочисленные древнегреческие рельефы и скульптуры, дошедшие до наших времен, мы видим свободные и грациозные позы в хороводах муз и лишенные изящества вакхические пляски, как будто земное и небесное в человеке спорит друг с другом. Человек ищет «золотую середину» соединения идеи и формы во всем, в том числе и движении. Здесь рождается муза танца — Терпсихора, олицетворение гармонии.

Внутренняя поверхность краснофигурного килика с изображением подвигов Тесея. В центре — убийство Минотавра. 440-430 гг. до. н. э.
Роспись стен гробницы правителя Триклиния. Тарквиния. Италия

«Греки верили, что танец подарен людям богами и что в момент пляски душа человека высвобождалась из оков телесной жизни и преображалась, вкушая блаженство вне телесного бытия, сливаясь с божественной силой природы. На собственном опыте человек убеждался в самобытности своей души, возможности для нее жить независимо от тела. Поэтому греки не просто верили в бессмертие души, они знали, что их душа бессмертна», — пишет Илона Камад в книге «Обрядовая сторона культов Древней Греции».


Великая тайна АРКАИМА.

В храмах Крита танец повторял миф о Тезее и Минотавре, помогая каждому участнику действия обрести опыт прохождения лабиринта. В Спарте воины танцевали перед сражением. Военный танец развивал тело и пробуждал силу духа воина, помогал ощутить единство и согласие.

В Риме жрицы-весталки, совершая церемониальные обряды, отдавали в танце и шествии дань уважения священному огню города, символизировавшему центр. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях. В трагедиях танец передавал чувства богов и героев. В комедиях актеры исполняли головокружительную пляску сатиров.

Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной… Танцору необходимо знать все!»

Танец-воспитание

Мудрые эллины открыли для нас еще одно предназначение танца — воспитывать душу и тело. Они увидели, что танец способен пробуждать душу к жизни, давать человеку критерии Прекрасного, пробуждать лучшие качества — добродетели. Сократ первым заговорил о красоте внутренней и внешней, назвав ее калокагатией (калос — «прекрасный», агатос — «добрый»).

Подобно тому как из букв складываются слова, а из слов — фразы, так из отдельных движений складываются «слова» и «фразы» танца, составляющие поэзию хореографического повествования. Он может быть необычайно разнообразен. Он может и должен развиваться, как развивается живая человеческая речь, которая обогащается и видоизменяется с течением времени, с развитием общества, с обновлением социальной и духовной жизни народа. В то же время его функция состоит в том, чтобы выражать глубокую, неподдельную правду. Языком балета можно сказать нечто важное, большую и нужную правду о том прекрасном, что живет в человеческом сердце.

Г. Уланова

Ж.-Б. Перроно. Жан Жорж Новер. 1764

Платон, развивая это понятие, говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А мусическое искусство, музыку и танец, рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».

Когда человек танцевал? Как и во все времена — на праздниках. И праздники не только дарили чувство единения друг с другом, но и становились красивым воспитательным инструментом.

«Боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов… Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках. Хороводы (χοροΰς) были названы так из-за внутреннего сродства их со словом „радость“ (χαράς)», — пишет Платон в «Законах».

И в самом деле, как часто танец дарит нам воодушевление и радость! «Душа обретает крылья», — говорим мы. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Попробуйте просто выпрямиться, и вы почувствуете прилив уверенности и сил. В наше практичное время, ушедшее далеко от калокагатии, эту связь активно использует арт-терапия (лечение искусством).

Со времен античной Греции танец прочно вошел в классическую систему воспитания, каждый образованный человек владел искусством танца. А появившийся в XV веке этикет навсегда породнился с танцем.

Каждая эпоха воплощала в танце свои идеалы, свои представления о достоинствах человека. Светский танец стал зеркалом взаимоотношений рыцаря и дамы, кавалера и барышни, мужчины и женщины. Величавая павана Возрождения, галантный менуэт барокко, торжественный и строгий полонез, стремительная мазурка и романтический вальс, непредсказуемое танго, кокетливый чарльстон, неистовый рок-н-ролл — чувствуете, как меняется танец вместе с эпохой? В зеркало нашего времени мы можем легко посмотреться сами. По какому танцу будут узнавать нашу эпоху и наши идеалы? Какими увидят нас далекие потомки?

Праздники остались в нашей жизни, только Боги все реже посещают их и вряд ли участвуют в наших «хороводах»…

Танец — язык искусства

В XVII веке танец обрел статус профессии. Во Франции при Людовике XIV открылась первая Академия танца, она готовила хореографов, а позже и танцоров. К этому времени в Италии уже родился балет… Но все равно оставался вечный вопрос: в чем предназначение танца?

Н. Пуссен. Танец под музыку времени
Я никогда не видел Анну Павлову работающей перед зеркалом. Танец у нее слагался… в душе, и когда она его чувствовала, она, прослушав несколько раз музыку, как бы постепенно сливая ее с возникшим у нее образом, начинала выражать его сначала движениями рук, которые у нее были необыкновенно выразительные, а затем постепенно воплощала его в танец, словно прислушиваясь к тому, что у нее пело в душе.

В. Дандре

Жан Жорж Новер, великий хореограф, в чей день рождения, 28 апреля, мы ежегодно отмечаем Международный день танца, стал смелым реформатором. Он боролся с бессмыслицей балета, с механичностью движений, возвращая танцу связь со внутренним миром человека. Подобно семи нотам в музыке, он искал семь основных па в балете, которые могут выразить основные состояния души. Вчитываясь в его письма и его книгу, невольно задумываешься, а не наш ли он современник?

«Пусть танец сейчас и прекрасен внешне и я часто слышу, что он может нравиться и пленять даже при отсутствии одухотворенности. Я согласен, техническая сторона танцевального искусства доведена до высшей степени совершенства и не оставляет желать ничего лучшего. Скажу больше — оно нередко отличается большой грацией и благородством. Но неужели техника — это все, чем должен обладать танец?

Разве можно назвать это искусством? Как вообще возможно называть танцем то, что ограничивается только техникой па, механическим движением рук? Его можно рассматривать лишь как ремесло. Ведь для того, чтобы быть поэтом, недостаточно знать лишь алфавит!»

Для Новера балет — это младший брат древней семьи искусств, обязанных своим происхождением воображению и гению. Он призывает танцоров изучать законы красоты и гармонии, учиться чувствовать прекрасное. А все свободное время посвящать изучению истории и мифологии, прочесть Гомера, Вергилия, Ариосто, Тассо, чтобы проникнуться красотой поэзии.

Общение с художниками усовершенствует вкус и поможет развиться мыслям; размышляя над произведениями гения, танцоры обнаружат ту невидимую нить, которая связывает все искусства, и узнают, что только подражая природе можно создать нечто по-настоящему прекрасное, мудрое и интересное.

«Пусть танец перестанет быть немым, — размышляет Новер, — и заговорит сильно и образно. Для этого надо поступиться техникой во имя идеи.

Только просвещенный, образованный искусством танцор сможет воспитать просвещенного зрителя, который не будет довольствоваться изящными, но пустыми па, а будет жаждать истинной духовной пищи».

Душа умеет танцевать… Душе, охваченной трепетом, греки давали имя Терпсихора, имя грации и гармони.

Д. С. Гусман

Идеи Новера разовьют Август Бурнонвиль, Мария Тальони, Михаил Фокин, Анна Павлова, Айседора Дункан, Галина Уланова и многие, многие — пробуя, экспериментируя, ошибаясь, побеждая, но всегда неся в своем сердце глубокую любовь к Искусству и скромно служа ему. И как ни странно, каждый будет оглядываться назад, в прошлое, чтобы проложить дорогу в будущее.

Может быть, в этом непрерывном поиске ответов каждый и становится философом?

***

И если представить, что жизнь каждого из нас — это танец, то каким он будет? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким? Это зависит от нас, не правда ли? Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни. И, наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство?

Ведь без этого единства — с Божественным, с другими людьми, с самим собой — не родится танец. Может быть, это и есть самый главный ответ.

ecology.md

Что означает танец Бога Шивы? Изображение танцующего Шивы

Танец Шивы

Самый распространенный атрибут привезенный русскими туристами из Индии является статуэтка-изображение танцующего Шивы. Этот образ, несомненно, эффектный и красивый, но почему-то в итоге он выбрасывается или передаривается, когда хозяева узнают его значение.

Любой элемент скульптуры танцующего Шивы и каждый застывший жест не случаен и наполнен смыслом. Но главное значение танца Шивы – это разрушение Вселенной. Само изображение динамично: образ подвижен, элементы повторяются, некоторые образуют орнамент. Эта динамичность выражает вечное движение времени, вечные изменения, чередование процессов творения и разрушения. Шива, как властелин времени, которое несет вместе с собой разрушение, лишь беспристрастно выполняет свою обязанность: смерть, уничтожение и очищение. В древности этой функции Шивы не боялись, а наоборот почитали, ведь без разрушения невозможна новая жизнь. Шива приносит испытания лишь на благо изменений к лучшему и уничтожает лишь старое и ненужное, но подобное действие этого образа многих отпугивает.

Танец, в котором застыл Шива, иначе называется тандава, приводит в действие разрушительную силу. Образ не зря изображает танцующего бога, кроме динамичности Вселенной, он таит еще мистический смысл. Многие древние магические ритуалы выполнялись при помощи танца. Считалось, что он помогает установить контакт с силами природы, вызвать их, а также призвать всевозможных духов и демонов, которые помогут в этом действии. Именно духи и демоны всегда сопровождают это божество, поэтому суеверные люди стараются поскорее избавиться от статуэтки танцующего Шивы, чтобы не привлечь в свой дом дурное.

Но огонь Шивы, в котором он танцует, может принести и очищение от недугов, ведь этот бог также является лекарем. Кроме этого, Шива Натараджа (танцующий Шива, король танца) покровительствует творческим людям, наполняя их вдохновением и раскрывая таланты. Змея, с которой изображается Шива, означает кундалини, скрытую энергию внутри нас, которая жаждет пробуждения. Вместе с ней божество защищает от зла, несправедливости и невежества.

Что означает?

1. Символ — мандала?

chtooznachaet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *