Пещерные храмы в Костомарово (Воронежская обл.)
Живописные берега реки Дон в Воронежской области хранят немало тайн и секретов. Здесь, в многометровых толщах меловых скал, расположены удивительные пещерные храмы, являющиеся самыми древними памятниками христианства в России.
Дорога к Дивногорью из Белогорья занимает от силы пару часов. Преодолевая километр за километром, удивляешься, насколько много кругом разрушенных и заброшенных храмов.
Жизнь тут — не сахар.
Согласно преданиям, первые пещерные храмы были построены на Дону еще до принятия христианства на Руси. В те давние времена здесь, в аскетичных пещерных кельях, от гонений скрывались монахи-отшельники — первые христиане. Уже тогда эти места стали притягивать паломников, и примерно в 12 веке тут появился первый монастырь.
Впрочем, точные даты установить трудно — в легендах упоминаются различные варианты. Но так или иначе, по соседству с селом с исконно русским именем Костомарово находится один из самых невероятных памятников древней архитектуры нашей страны.
Перед подъездом к монастырю, вдали на белеющих мелом склонах балок можно разглядеть часовню Распятия Господня.
Эта часовня стоит на горе с названием Голгофа — по аналогии с похожим местом на Святой Земле. Также тут есть и своя гора Фавор, и Гефсиманский сад. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников со всей России.
Изрезанные складками склоны выглядят очень живописно.
За хребтом — река Дон. Увидев наш грязный автомобиль, местные жители сердобольно посоветовали доехать до берега и помыть машинку в их исконной речке. «А то милиция остановит!»
Глядя на эти изъеденные тысячелетней эрозией склоны склоны, удивляешься, насколько причудливыми могут быть природные формы. До этого похожий рельеф мне доводилось видеть только в турецкой Каппадокии.
Меловые столбы, или так называемые «дивы» также образовались в результате эрозии. Ветер и вода поработали на славу, а первые христиане построили внутри свои обители, где молили Бога о прощении.
Еще один ракурс
Наиболее сохранившимся до наших дней местным чудом является Спасский храм.
Вид снизу.
Дорога к храму — лестница в небо.
Этот храм строился несколько столетий, людьми, явно хорошо знакомыми с византийскими традициями архитектуры.
Колокольня храма обустроена прямо между двумя «дивами».
Большая часть храма находится глубоко в толще меловой горы. Огромная «Пещера Покаяния» длиной 220 метров до революции была местом, куда на исповедь отправляли самых законченных грешников. Внутренние помещения храмы настолько обширны, что могут вместить 2000 человек.
Большинство икон были уничтожены или во времена советской власти. Часть из них закоптили, Валаамская икона Божией Матери была расстреляна… Однако намоленное место выдержало натиск богоборцев и снова живет.
Сегодня Спасский храм — это часть Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
Туристы фотографируются на фоне святой обители.
Местные жители, как и много веков назад, приходят помолиться.
Фотограф пытается снять шедевр на пленочную «Мамию».
Еще один вид на Спасский храм.
С вершины лестницы, от подножия храма открывается вид на недавно построенную церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Справа на склоне горы находятся остальные пещеры монастыря — всего их тут восемь.
Вид снизу
Не всем экскурсия по душе.
В многочисленных пещерах находились хозяйственные помещения и кельи монахов, в которых они вели свой спартанский быт и обращались к Богу. Некоторые из келей имели вертикальную форму, и находиться в них можно было только стоя. На время сна такие монахи — столпники привязывали себя веревками или цепями.
Вход в храм недавно отреставрирован.
Паломники-туристы.
Своды тоннелей храма гладкие, под землей — холодно.
На местной Голгофе установлена часовня Распятия Господня — это ее мы видели в начале поста.
На самой вершине — традиционный крест и фантастичский вид на меловые каньоны.
Чтобы увидеть эти необычные места, не нужно ехать в Турцию — от Москвы тут меньше 700 км, от Воронежа — 160.
Вид с вершины горы на часовню.
Купол блестит золотом на солнце.
Таинство
На парковке намало дорогих автомобилей из Москвы и соседних регионов. «Солидный господь для солидных господ!».
Впрочем, нередки и вело-паломники. Вообще, Воронежская область — прекрасное место для велотуризма. Интересные объекты расположены на расстоянии неспешного дневного перегона.
Село Костомарово живет своей тихой, неприметной жизнью.
Но если проехать по сонным улочкам села, и подняться на внедорожнике на вершину соседнего хребта, можно взглянуть на монастырь с другой стороны. Это один из тех случаев, когда вместо того, чтобы нажать на спуск, долго наслаждаешься видом, не веря в его реалистичность.
Спасский храм
Крупнее
Малые храмы
Общий вид на монастырь
Часовня над меловой грядой
Штурман Лена молодец — именно она нашла дорогу наверх)
Увлеченные поиском новых ракурсов, мы отправились дальше, забравшись на еще один гигантский холм. Оттуда действительно открылся чудный вид на Костомаровский монастырь.
Дорога по меловым колеям была очень крутой, «санта» ревела всеми шестью цилиндрами, колеса то и дело пытались сорваться в пробуксовку.
Чем выше мы поднимались, тем лучше были виды.
Наконец, вершина достигнута! И отсюда вид стал еще лучше)
Крупнее.
Удивительно, но по достижению вершины плато, разбитая колея, по которой мы вскарабкались в гору, сменилась неплохой грунтовкой, идущей по периметру бескрайнего поля. Поэтому мы решили не возвращаться на асфальт, а продолжить путешествие по дорогам, которых нет на навигаторе. Но об этом — в одном из следующих постов! Следите за обновлениями!
Мои посты про Воронежскую область
Белогорье
Костомарово
Дивногорье
ru-travel.livejournal.com
Пещерные монастыри в Воронежской области (Костомарово и Дивногорье): skitalets — LiveJournal
Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес — это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу – за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.До Воронежа доехали не сразу – начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.
Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня – просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.
Церковь в полной разрухе, а внутри – склад удобрений с нестерпимым запахом.
Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление – похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.
Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.
Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» — Свято-Спасский монастырь.
Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.
Мел — очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.
Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.
Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).
Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня — Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий — появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.
Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.
Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло — мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.
Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, — удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).
Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.
Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.
У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.
Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.
Очень забавные животные.
Следующая остановка — заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы…
…такие же пещерные монастыри…
Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон….
…и очень много гадюк на склонах.
А также прочая живность
Дивногорье занимает огромную территорию — там есть и «обычный» монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.
А внизу — железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.
Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.
Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.
После Воронежских степей — в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени — читайте в следующей серии.
skitalets.livejournal.com
Пещерный храм в меловых горах недалеко от села Пески в Воронежской области
Воронежская область знаменита своими пещерными храмами, вырубленными в меловых горах. Самые известные — Костомаровский Спасский монастырь и Свято-Успенский Дивногорский монастырь. Но в действительности их намного больше: в лесостепном Подонье насчитывается как минимум 58 пещер*. Недалеко от села Петропавловка расположена Песковская пещера, названная так по близлежащему селу Пески. Съезд к ней мы случайно увидели по дороге из Богучара в Балашов. Естественно, мимо такой достопримечательности проехать не могли.
Меловые горы
Меловые горы часто встречаются в Воронежской области. Эта мягкая горная порода великолепно подходит для обработки. Около VIII века монахи начинают возводить здесь пещерные монастыри. Определенное влияние на них оказали традиции византийского отшельничества и, в частности, исихазм. В то время местные жители имели тесные связи с Крымом, который частично контролировала Византия.
В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обóжение. Иногда родоначальником исихазма неправильно считается св. Григорий Палама (XIV в.), но он лишь богословски осмыслил, обосновал и систематизировал ту практику духовного делания, которая была в ходу у монахов-анахоретов с глубокой древности (во всяком случае, уже Евагрий Понтийский и Макарий Египетский — IV в. — знают практику «умной молитвы», составляющую суть исихазма) и которая приобрела законченные формы задолго до Паламы.
— Е.А.Торчинов. Религии мира: Опыт запредельного. Догматические религии откровения
Меловые горы
В XVII веке для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев, черкас и других народностей была построена Белгородская засечная черта. На территорию нынешней Воронежской области стало переселяться не только русское население с севера, но и православные украинцы и белорусы из Речи Посполитой.
Бахча недалеко от Песковской пещеры
Пещерные монастыри того времени часто строились вне защиты Белгородской засеки, на месте древних пещерных комплексов. Новый всплеск создания пещерных храмов начался в XIX веке.
Окрестности Песковской пещеры
Полевая дорога к Песковской пещере
Создателем пещеры у села Пески был некто Ковяр Босой. Он был очень набожным человеком, вел аскетический образ жизни и круглый год ходил босым. В 1860-е годы, после паломничества в Киево-Печерскую лавру, он приступил к созданию пещерного храма в меловой горе над рекой Толучеевка. Вероятно, здесь находился старый заброшенный пещерный комплекс.**
Вход в пещеру
Местные жители безвозмездно помогали ему, считая строительство пещер богоугодным делом. Впрочем, Ковяр Босой, получая щедрые пожертвования в Алексеево-Акатовом монастыре в Воронеже и других храмах, нередко выплачивал им вознаграждение.
Дорога к Песковской пещере
В пещере постоянно проживало около 12 человек, часто приходили молиться жители близлежащих селений. Работы продолжались до 1931 года, когда начались гонения за веру. Тогда местные жители разобрали находившиеся в пещере иконы по домам.
Дорога к Песковской пещере
В настоящее время пещера имеет один небольшой вход. Вероятно, в прошлом существовали и другие, позднее засыпанные. От входа в пещеру начинается длинная галерея, от которой перпендикулярно отходят другие ходы и помещения.**
План пещеры в Песках. Источник: Степкин В.В. «Пещера у с. Пески»**
Стены пещеры покрыты рисунками-граффити. Наиболее выразительные из них — изображения крестов более раннего времени, икона Богородицы, «Рука со свечой» и «Девушка с оленем». Вероятно, они могли быть выбиты в 70-х годах XX века. На некоторых граффити сохранились следы охры.**
Граффити в Песковской пещере. Источник: Степкин В.В. «Пещера у с. Пески»**
Свой след оставили и вандалы, изукрасившие мягкие меловые стены пещеры своими автографами.
Пещера около села Пески. Источник: Викимапия
К нашему величайшему сожалению, веревочный мост через речку Толучеевка, который был здесь прежде, оказался разрушенным. Перебраться иным образом на другой берег к меловой горе было слишком проблематично, особенно учитывая, что в этот день нам надо было успеть в Пензу. Поэтому мы ограничились осмотром окрестностей.
Река Толучеевка
Остатки подвесного моста через реку Толучеевка
Река Толучеевка
Река Толучеевка
Полевая дорога
Меловая гора
Однако мы не теряли надежды найти мост через Толучеевку, поэтому проехали по полевой дороге вдоль реки.
Полевая дорога
Полянка
Моста мы здесь не обнаружили, зато нашли остатки каменных строений. Если верить Викимапии, это разрушенная плотина водяной мельницы.
Разрушенная плотина водяной мельницы
Разрушенная плотина водяной мельницы
Несколько разочарованные тем, что не смогли попасть в пещерный храм, мы выехали на дорогу и поехали дальше в сторону Калача.
Полевая дорога
Меловые горы
Меловые горы
Уже дома, разглядывая карту и спутниковые снимки, я увидела, что к пещере можно подъехать по полевой дороге, которая идет поверху кряжа от хутора Индычий. Правда, не берусь судить, насколько там хороший спуск. Но мы обязательно приедем сюда еще раз, в соответствующей экипировке, чтобы увидеть эту пещеру внутри.
Координаты: 50°13’19″N 40°51’5″E
Литература:
- *Степкин В. В. Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье // Вестник церковной истории. № 3 (11) 2008 г. – М: «Православная энциклопедия», 2008. С.141-150
- **Степкин В.В. Пещера у с. Пески // Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2002. С.199-203
- Сайт В.В.Степкина о пещерах Воронежской области и не только
© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
anashina.com
меловые дивы, пещерные храмы и Свято-Спасский женский монастырь
Окрестности села Костомарова, расположенного в 170 километрах от Воронежа неподалеку от впадения в Дон извилистой реки Тихая Сосна, еще в стародавние времена вошли в число основных достопримечательностей Воронежского края. Всероссийскую известность этим удивительным местам принесли так называемые «дивы» — живописные меловые столбы-останцы, образовавшиеся в результате эрозии – и восемь рукотворных пещер, вырубленных в меловом склоне Костомаровской балки. Однако, в первую очередь прославилось Костомарово благодаря пещерным храмам Свято-Спасского монастыря, посещение которых приравнивалось по религиозной значимости к паломничеству в Киево-Печерскую лавру.
Одна из легенд, повествующая о создании Костомаровского монастыря, связывает его появление с именем Андрея Первозванного — одного 12 пророков, которые после распятия Христа отправились в путешествие по белу свету, разнося весть о новом Боге. На своем пути к скифам оказавшийся на костомаровских холмах, апостол Андрей был поражен удивительным сходством местного рельефа с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Христос. Согласно преданию, благовестник перед тем, как продолжить путь, воздвиг во славу божью на меловой горе поклонный крест. С его помощью и был основан Костомаровский пещерный монастырь.
Гора Голгофа на территории Костомаровского Спасского монастыря
Неизвестно, насколько правдиво это сказание, но сходство рельефов двух удаленных местностей настолько идентично, что некоторые места в окрестностях Костомарова названы именами иерусалимских святынь — горой Фавор, Гефсиманским садом и горой Голгофой. А потому эти места окрещены паломниками Новым Иерусалимом или Русской Палестиной.Более того, существует гипотеза, что Костомарово можно рассматривать, как отправную точку распространения христианства на территории нынешней России. В 8 веке нашей эры, спасаясь от гонений во времена иконоборчества, из Византии сюда бежали многие христиане, которые и явились первыми на Руси просветителями христианства.Однако, документальные подтверждения о существовании Костомаровского монастыря относятся к XII веку, и связаны они с началом строительства пещерного храма в честь нерукотворного образа Спаса, обустройство храмовых помещений которого продолжалась вплоть до XIX века. В этом виде храм сохранился до наших дней. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Вход в самое древнее сооружение монастыря вырублен у основания двух меловых див, увенчанных куполами и соединённых между собой небольшой звонницей. На вырубленных в меловой скале 12 массивных колоннах держатся своды храмовой пещеры, которая представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии, прорубленные в стенах коридоров усыпальницы и кельи монахов. Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Написанная на листе цинка, икона Валаамской Богородицы размером в человеческий рост находится на самом главном месте в храме и является его самой дорогой святыней.
По преданию ее подарил обители сам император Александр I. После революции 1917 года, когда в СССР начались религиозные гонения, икона была прострелена неким красноармейцем. По легенде, целясь в лики Богородицы и Христа, он 6 раз практически в упор стрелял в икону, но так и не смог попасть в цель. Безмолвным напоминанием о том безбожном периоде, что пережили православные христиане, те шесть пулевых отверстий так и остались на иконе, которую по этой причине называют «Расстрельной». Костомаровская икона Валаамской Божией Матери признана чудесной. Было зафиксировано несколько случаев исцеления больных после обращенных к ней молитв страждущих паломников. А с 2002 года, когда икона Валаамской Богородицы начала кровоточить, она приобрела известность во всем православном мире.
Пещерный храм Серафима Саровского
Вторая пещерная церковь Костомаровской Свято-Спасской обители освящена в честь Серафима Саровского. Основание этого храма произошло в 1803 году. С его именем связаны удивительные легенды прошлого, да и в нынешние дни совершаются необычные вещи. Монахи говорят, что иногда в пещерках храма можно иногда услышать пение чудесной красоты, причем из необъяснимого источника, так как слышится оно как будто прямо из стен.Помимо двух пещерных храмов на территории костомаровской обители находятся три пещерных «затвора» — кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Самый известный из «затворов» — пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пройти в нее можно лишь по одному коридору, сделанному узким и длинным. Причем его высота уменьшается с каждым шагом, поэтому каждый, дерзнувший войти в Пещеру невольно сделает первый покаянный поклон еще на пути к ней.
Костомаровский монастырь, как и все другие обители Донского Белогорья (Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский) был закрыт после революции 1917 года.
Однако в костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко) , обладавший даром прозорливости и врачевания.
В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.
В память о старце на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест.
Часовня Петра, архиепископа Воронежского, на горе Голгофа в Костомаровском Спасском монастыре
В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Однако уже в 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, деятельность собранной вокруг нее общины прекращена, а пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. По счастью, этому кощунственному плану не дано было осуществиться.
Костомаровские пещерные храмы до рестоврации (1993 год)
Восстановление одной из древнейших в России обителей началось с расчистки пещер в 1993 году. А в июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, и возобновлён как женский Спасский епархиальный монастырь.XXI век стал началом эпохи церковного возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в древнем Спасском соборе, зимой – в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», который был построен в конце XX века, став новым символом возрожденной обители.С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.
bravo-voronezh.ru
Удивительные места Воронежской земли. Монастыри и храмы
Среди множества культурных
Калачеевская пещера
Калачеевская пещера является наиболее протяженной и интересной среди всех пещер из донского бассейна. Мало кто об этом знает, что в старые времена у города Калач , находилась Пронинская пустошь. Вероятно в те времена монахами и была создана Калачеевская пещера. Известно что 1680 — 90 годах Пронинская пустошь была разграблена и розорена набегом татар. У нее до нападения татар была деревянная церковь предположительно Успенская.
В 1695 году один из Старцев (монахов) встречал на Дону Петра Первого едущего на Азов.
Расположена Калачеевская пещера в южной части Воронежской области, в черте города Калач. Эта пещера, выдолбленная в 17-18 столетии в меловой горе и находится неподалеку левого берега реки Тулучеевка.Вход в Калачеевскую пещеру расположен на высоте 119 метров. По мнению исследователей работы, проводимые в пещерах в 17-18 столетиях, существенно видоизменили их, приспособив под религиозные нужды. Калачеевская пещера имеет вид сложного лабиринта, назначение которого для христианских нужд не имеет объяснения. В отличие от большинства пещерных храмов, здесь мощи располагаются не в нишах, а на своеобразных лежанках, несколько расширенных со стороны головы. Еще одна интересная особенность Калачеевской пещеры – уникальные рисунки, вырезанные на стенах. Здесь есть два коридора: широкий – с низким сводом и более узкий – более высокий. Потолки коридоров имеют идеально высеченный в мелу свод. Из коридоров есть входы в отдельные кельи с лежанками и икотами под небольшие иконы. В пещере есть «Красная комната», её стены обработаны красной глиной и ещё каким-то красящим веществом. Можно увидеть места для мощей — ниши и тумбы, раннехристианские символы — розетки и пальмовые ветви, аналогичные символы VI века н.э. были обнаружены учёными в римских катакомбах.
Коридоры выточены таким образом, что здесь могли одновременно ходить множество людей. У пещеры есть второй этаж, хотя в настоящее время он почти полностью завален влажной, прорвавшей мел, глиной. На второй этаж ведёт вырубленная в мелу винтовая лестница.
И самое удивительное место — подземный Храм. Хорошо сохранились Царские врата, киоты под большие иконы, жертвенник, алтарь, обработанный красной глиной, идеально выточен круглый свод-сфера — купол храма.
С 2004 года пещерой интересуется настоятель храма Калачеевского Вознесенского Храма Владимир Ляхов, в подземном храме он провёл службу (раньше такие службы проводились священ-никами на Пасху или на Троицу), он провёл также молебен на начало восстановительных работ.
Подробнее о загадках пещеры
— В сравнении с другими пещерными храмами, места для расположения мощей — стасидии. В большинстве храмов — это ниши на уровне пола, закрывавшиеся или не закрывавшиеся досками, а в Калаче они напоминают открытые лежанки, расширяющиеся в сторону головы. Таких стасидий в Калаче две, находятся в боковом ответвлении от пещерного храма.
— В калачеевских пещерах есть ловушка. Других объяснений круговой лестницы, ведущей на второй этаж и по кругу выходящей обратно, без ответвлений и келий, исследователи найти не смогли.
— Калачевская пещера представляет собой сложный лабиринт, назначение которого с христианских позиций мало объяснимо. Исследователи полагают, что работы, которые велись в 17-18 веках, изменяли внешний вид пещер под религиозные нужды,но сам лабиринт был создан значительно раньше. И преданий исторических о времени создания пещер никаких нет, что косвенно указывает на их огромную древность. Если большинство имеющихся преданий относительно других донских пещер связано с христианскими монастырями, то о существовании монастыря в Калаче данных нет.
— В калачеевской пещере есть любопытные граффити. Рисунки, вырезанные в мелу, аналог которым есть только в Белогорье. Изображения кипарисов и розеток исследователи связывают с рисунками на стенках римских катакомб. Точно такие же рисунки мы видели на караимских могильных памятниках в Крыму.
— В калачеевской пещере есть вырезанные в меловых стенах кресты. Кресты эти разных типов: один из них ученые называют катакомбным крестом знамения победы: вокруг него есть разрушенные барельефы смысл которых уже трудно понять.
— Среди многочисленных келий можно обнаружить так называемую красную комнату, разрушенную и испачканную, но в ней еще можно угадать бывшую роспись. Комната была целиком выкрашена красной охрой и покрыта синими снежинками. Теперь видно только остатки охры.
Белогорье в Воронежской области
Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм, но об этом чуть далее.
Село Костомарово раскинулось среди меловых обрывов Донского Белогорья. Село расположено на реке Дон . Здесь находятся меловые столбы-останцы, в народе называемые Дивами, которые были образованы в результате эрозионных прцессов. А по балочным и речным склонам зияют входы в знаменитый комплекс Костомаровских пещер. Наиболее живописным местом Среднерусской возвышенности являются высокие участки правобережья, известные как Донское Белогорье. Высота меловых скал на правом берегу Дона достигает 242 метра. На склонах Костомаровской балки на небольшом удалении друг от друга находятся восемь пещер. Большинство из них прорублено в мело-мергельных породах. В основаниях див сосредоточены входы в пещерный храм во имя Преподобного Серафима Саровского, Спасский храм, в близлежащую келью и обрушенную пещеру рядом с дивой. По склону горы разбросаны входы в небольшие гроты, в которых некогда жили монахи. Во времена возрождения монастыря их укрепили и отреставрировали. Однако сегодня на поверхности стен, покрытых шпаклевкой, уже появляется плесень. Особый интерес вызывают пещеры столпников, представляющие собой крохотные вертикальные закутки, в которых невозможно ни лежать, ни сидеть. Для смирения своей плоти монахи могли находиться в них по несколько лет. На время сна они укрепляли свое тело крюками, вбитыми в стену.
Костомаровский Спасский монастырь просуществовал 7 веков. Во время революции в 1917-м его закрыли. Но несмотря на это, часть священнослужителей осталась жить в пещерах. Последним их обитателем был старец Петр (Еремеенко), ныне прославленный как священномученик в лике святых. Костомаровский Спасский монастырь был официально возвращен Русской Православной церкви спустя 80 лет после окончания Октябрьской революции. Восстановлением святой обители занимались три монахини – Иоасафа, Серафима, Дионисия. Своими силами они возродили старые, разрушенные храмы, построили новый, а также позаботились о дороге и гостинице для паломников.
Еще одна достопримечательность на территории обители села Костомарово – Пещера покаяния. Она находится в конце Паломнической тропы и представляет собой узкий длинный туннель, на стенах которого висят иконы и освещающие путь свечи. По мере продвижения вперед потолок постепенно снижается, чтобы шедший по нему мог еще раз склонить голову перед Господом. Выход туннеля расположен в келье, где раньше монахи принимали исповедь прихожан. Другие святыни Спасский монастырь расположен на склоне горы, именуемой «Голгофой». На самой ее вершине стоит большой крест, с которым связана давняя традиция. Считалось, что если в его щель поместить записку с заветным желанием, то оно непременно исполнится. Но сегодня, по просьбам монахинь, записки оставляют на подоконниках находящейся рядом часовни Распятия Господня.
Самая молодая церковь на территории монастыря – Взыскание погибших, освященная в честь иконы Божьей Матери. Она была построена под покровительством местного епископа у самого подножия горы «Голгофа». Именно здесь хранится Костомаровская икона Божией Матери, написанная Шокоревым на рубеже 19-20 столетий. Обитель далеко не единственная достопримечательность Костомарово. Воронежская область может похвалиться и другими, не менее интересными уголками. В двух километрах от этого удивительного, духовно богатого места, на самом берегу Дона, бьет святой источник, который был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери.
Взоры прибывающих в Костомарово паломников и туристов еще издалека притягивает виднеющийся силуэт величавого собора. Вход в него образуют две известняковые горы, увенчанные золотым и багряным куполами и звонницей между ними. Весь собор Спаса Нерукотворного образа располагается под отвесной меловой скалой и неизменно впечатляет своими размерами – он способен одновременно вместить около двух тысяч прихожан. Потолок храма держат несколько колонн 12-метровой высоты. Позади собора находится придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Попасть туда можно по открытому переходу. Далее располагаются братская усыпальница, затворническая келья и часовенка. Экскурсии по собору проводят сами монахини. Здесь можно увидеть Валаамскую икону Божией Матери.
Храм во имя Серафима Саровского. Этот собор в Костомарово был основан сравнительно недавно – в начале XX столетия. Как правило, днем здесь никого нет. В это время можно прийти, помолиться в одиночестве. Скалистую крышу храма облюбовали ласточки…
От Костомаровского Свято-Спасского монастыря до Белогорского Воскресенского монастыря дорога идет по полям и холмам, около семидесяти километров — село Белогорье, хутор Кирпичи. Несмотря на все трудности, Белогорский Воскресенский монастырь стоит обязательно посетить, когда путешествуешь по Дивным горам. Экскурсию там проводят монахи.Построек практически никаких не сохранилось, но вот пещерные храмы, келии и лабиринты производят неизгладимое впечатление. Вход в подземную церковь на стометровом обрыве Дона, выходов несколько, ниже по обрыву. Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Костомарово и Белогорье— это не туристические, а духовные объект, где бывает очень много паломников со всей Европейской части России. Это из древнейшие из русских монастырей, а Костомаровский Свято-Спасского монастырь основан еще до официального принятия христианства на Руси.
О пещерных монастырях и других достопримечательностях Воронежской обрасти читайте
Вам также может быть интересно
myrussianland.ru
Пещерные монастыри Воронежской области | Истории
Дивногорский Успенский монастырь является, пожалуй, самым старым из трёх пещерных монастырей, построенных в меловых отложениях Воронежской области. Хотя учёные спорят до сих пор о датах основания всех трёх. Говорят, что первые иноки пришли сюда вместе с донскими казаками, что были посланы охранять здешние границы от татарских набегов. На высоком берегу, там, где быстрые воды Дона сливаются с тихой речушкой Сосной, первые поселенцы вырубили в одном из столбов церковь, а в соседнем — часовню. Затем появились несколько деревянных построек и даже несколько пушек, настолько сильно боялись монахи незваных визитов со стороны не только кочевников, но и местных странствующих воров. И те, и другие периодически сжигали постройки, однако монахи их с упорством восстанавливали. Постепенно жизнь в монастыре налаживалась, особенно после того, как сам царь Алексей Михайлович даровал всемилостивейшее разрешение поставить на территории обители водяную мельницу, которую не обложили оброком. Еще одну подарила монахам местная знатная вдовствующая особа, и за сто лет Дивногорский Успенский монастырь превратился в самую богатую обитель в здешних краях. Обитель была в милости Петра I и в немилости Екатерины II, а её знаменитую библиотеку большевики утопили здесь же, в водах Дона. Однако знаменит этот монастырь по сей день не только своей богатой историей, но и чудотворной иконой Сицилийской Божьей матери, которая была чудесным образом обнаружена на одном из столбов во времена строительства. Церковь её имени сегодня является единственной сохранившейся пещерной постройкой монастырского комплекса. Теперь церковь напоминает скорее полуразрушенный остов старинной рыцарской башни, которую по воле господина перекрасили в белый цвет. Она ярко выступает на холме, а от её основания можно подняться наверх, на панорамную площадку, на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать необычное эхо от ног при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты.
Действующий мужской монастырь
Год основания: 1653
Как добраться
Воронежская область, Лискинский район, село Дивногорье
GPS координаты: 50.979775, 39.317331
От станции «Воронеж» до станции «Лиски», далее станция «Лиски—Острогожск» или «Лиски—Алексеевка» до платформы «Дивногорье»
Трасса М-4 «Дон», 60 км от Воронежа в направлении Лисок. От Лисок через мост до села Пухова, второй поворот через железную дорогу до села Селявного и по указателям на музей «Дивногорье». Парковка расположена в нескольких сотнях метров от обители.
chemodanus.ru
Дивногорье – место,чарующее своей красотой
Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами». Дивногорье… Само слово обещает нам что-то необычное и чудесное. Если вы хотите надышаться манящими запахами степных трав, ощутить прохладу меловых сводов пещерных церквей, познакомиться с прошлым нашей страны – приезжайте в Дивногорье.
Дивногорье –это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения — твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.
Здесь человек чувствует себя, как в церкви. Получает прилив сил и уходит окрыленным».
Это удивительно красивое место, чарующее своим неповторимым, уникальным для европейской части России ландшафтом. Здесь равнины, по которым протекают живописные реки Тихая Сосна и Дон, соседствуют меловыми с холмами и склонами. Здесь воочию можно увидеть физико-географическую границу – на вершине склона начинается Средне-русская возвышенность, а внизу простирается Окско-Донская низменность. На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая. Здесь на склонах и плато произрастают цветы и травы нескольких видов степей, растут травы альпийских лугов и растения из Средиземноморья, а так же реликтовые растения. И здесь очень богатый животный мир; крупных млекопитающих здесь нет, но класс насекомых поражает учёных своим разнообразием; более 25 видов насекомых, обитающих в Дивногорье, занесены в Красную книгу. Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.
Отели в г. Воронеж: Дешёвые (подборка вручную)
За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».
Визитной карточкой Дивногорья являются меловые столбы-останцы – Дивы, а так же несколько храмов, вырубленных в меловых скалах : храм Сицилийской иконы Божьей Матери и храм Иоанна Предтечи (есть и еще одна скальная церковь – в горе Шатрище, но она закрыта, и даже просто приблизиться к ней без навыков скалолазания и специального снаряжения невозможно). А также здесь находятся остатки Маяцкой крепости, построенной из белоснежных меловых блоков в середине IX-X веков, реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры, древние курганные захоронения эпохи бронзы, Свято-Успенский монастырь.
Меловые останцы в виде столбов — это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.
Дешевые перелеты в Воронеж
myrussianland.ru