Польские министры задумались о сносе сталинской высотки в Варшаве :: Политика :: РБК
Здание Дворца культуры и науки в столице Польши является «символом российского и советского доминирования», заявил глава МВД страны. Министр финансов признался, что мечтал о сносе самого высокого здания в стране 40 лет
Вид на здание Дворца культуры и науки в Варшаве (Фото: Виктор Погонцев / Интерпресс / ТАСС)
Правительство Польши рассматривает идею снести здание Дворца культуры и науки в Варшаве, которое было построено по образцу сталинских высоток в Москве в 1950-х годах. Министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Блащак заявил в эфире радиостанции Polskie Radio, что это здание является «символом российского, советского доминирования в Польше», пишет газета Rzeczpospolita.
«После восстановления независимости [Польши] 99 лет назад на нынешней Пилсудской площади стояла православная церковь, которая была демонтирована, так как символизировала российское господство в Варшаве», — добавил он. Министр говорил об Александро-Невском соборе, который был заложен в 1894 году и открыт в 1912 году.
«Символы важны, так как они формируют отношение людей, особенно молодых, поэтому в Варшаве меняются названия улиц», — заявил Блащак. Также министр, являющийся членом консервативной партии «Право и справедливость», напомнил, что партия выступает за «слом коммунистических традиций», которые, по его словам, все еще присутствуют в Польше.
Накануне, 15 ноября, идею снести Дворец культуры и науки поддержал министр финансов и развития Польши Матеуш Моравецкий. «Я за то, чтобы этот реликт коммунизма исчез из центра Варшавы», — сказал он, добавив, что «мечтал об этом 40 лет». За снос высотки выступает и министр культуры и национального наследия Петр Глиньский, отмечает радиостанция.
Сталинская высотка в Варшаве — вид с 30-го этажа
Обновлено Автор Олег Лажечников Просмотров 567
Всегда, когда есть возможность в новом городе забраться куда-нибудь повыше, не могу себе отказать в этом (Мюнхен, Бангкок, Куала-Лумпур). Здорово же на город с высоты посмотреть. И хоть в Варшаве можно было забраться только на 30 этаж, то все равно интересно. Хотя есть тут небоскребы с большим количеством этажей, но как туда попасть, я не знаю.Фото
Рассказывать тут особо не о чем, поэтому просто фотографии. Погоду только лучше выбирайте солнечную, а не как я пошел, когда пасмурно было и уже темнело. С другой стороны, ночные фотографии сделал 🙂
Смотровая находится на 30-м этаже и представляет из себя квадратный коридор по периметру здания. Он расположен на улице и не отапливается, в холодное время года тут реально дубак, от сильного ветра не спасает даже шапка. Пока ходил фотографировал, думал околею. Все окна закрыты решетками, чтобы кто-то не выпрыгнул. А в центре этого квадрата находится зал с лифтом, кафе, туалет, в этой части тепло и можно погреться.
Информация для посещения
Здание называется Дворец науки и культуры, находится в центре города около метро Centrum, центрального жд вокзала и торгового центра Злотые Тарасы.
Просто приходите, заходите внутрь, покупаете билет и поднимаетесь на лифте, точнее лифтер вас поднимает, куда надо. Единственный момент, заходить надо со стороны улицы Marszalkowska в главный вход, а то там много дверей, я сначала не с той стороны зашел.Время работы с 9 утра до 18 вечера.
Стоимость билета 18 злотых.
Оф сайт
На карте
P.S. В Варшаве есть и старый город, который обладает всеми соответствующими атрибутами — мощеные улочки, здания с черепичными крышами, маленькие кафе и магазинчики с прикольным интерьером. Все, как и в других городах Европы.
Символ Варшавы. 65-лет «родственнику» московских высоток — Дворцу культуры и науки
Об этом событии сотрудники дворца с любовью говорят «день рождения» — как о человеке. О том, как чувствует себя знаменитый именинник, корреспонденту ТАСС рассказал глава правления дворца Рафал Кшемень. По его словам, историческое здание находится в отличной форме, но требует постоянного внимания.
Дворец, возведенный в центре города советскими строителями под руководством архитектора Льва Руднева в качестве подарка польскому народу, до сих пор остается самым высоким зданием в Варшаве. Его высота составляет 237 метров со шпилем и 187 метров без шпиля. Четырехсторонняя башня с часами видна в ясные дни практически из любой части города, а в ненастную погоду утопает в облаках или тумане. В ночное время суток дворец подсвечивают прожекторами, что не только служит украшением города, но и помогает припозднившимся туристам найти дорогу к отелям, расположенным в центре столицы.
«Это здание, без сомнения, есть и будет символом Варшавы. Его знают все — как жители, так и туристы. Все гости столицы стремятся подняться на смотровую площадку, которую до пандемии посещали 600–700 тыс. человек в течение года. Это одна из главных достопримечательностей Варшавы. Кроме того, это своеобразный указатель: если кто-то не знает, как попасть в центр, то нужно ехать в направлении Дворца культуры и науки, который видно почти из любой части города и даже окраин. Это сердце Варшавы», — сказал Кшемень.
Жемчужина архитектуры
В период охлаждения польско-российских отношений варшавское общество разделилось на два лагеря: тех, кто выступал за снос здания, считавших, что оно не вписывается в архитектурный ансамбль города и представляет собой символ коммунизма, и защитников этого монументального строения. Периодически этот спор вспыхивает с новой силой.
«Когда власть не хочет заниматься настоящими проблемами, то появляются отвлекающие темы. Такой темой иногда становится и снос дворца. Это показывает, насколько он важен. Если мы скажем, что сносим какой-то небоскреб по соседству, то никто не обратит на это внимания. Но как только кто-то говорит: «Сносим дворец» — то все сразу же начинают интересоваться этой темой», — указал Кшемень.
По его словам, несмотря на то, что о сносе дворца иногда говорят высокопоставленные политики в стране, это абсолютно невозможно и даже вредно, потому что это здание полно жизни. «Ежедневно сюда приходят по несколько тысяч человек. Здесь расположено множество учреждений, что следует из самого названия. У нас здесь четыре театра, четыре музея, сеть кинотеатров, Дворец молодежи, где учащиеся могут заниматься спортом и творчеством. Множество юных варшавян сюда приходят. Все это делает это место неповторимым», — подчеркнул руководитель.
© Ирина Полина/ТАСС«Снести все это, заменить чем-то другим практически невозможно. Уже не говоря о том, что Дворец культуры и науки представляет собой неоспоримую жемчужину архитектуры. Конечно, некоторые говорят, что здание уродливо, но я придерживаюсь противоположного мнения. На мой взгляд, оно неповторимо. Сегодня уже никто не построит такое здание. Технологии строительства полностью изменились. В Варшаве такое здание одно — и больше не будет. Поэтому это памятник архитектуры, находящийся под защитой», — констатировал Кшемень.
В варшавской высотке расположено 3288 помещений. Среди них четыре просторных зала с колоннами и скульптурными композициями, огромный конференц-зал площадью 11 тыс. квадратных метров и, конечно, смотровая площадка на 30-м этаже, с которой открывается панорамный вид на столицу. Сегодня здесь также расположены самый глубокий в Польше бассейн, музей техники, Польская академия наук и многие другие учреждения.
Мифы и легенды
Как рассказал Кшемень, о Дворце культуры и науки рассказывают множество легенд и историй, в которых есть как доля правды, так и немного фантазии.
По словам руководителя, в отличие от вышеперечисленных, некоторые легенды правдивы. Дворец культуры и науки известен тем, что здесь обитает множество животных. «Мы гордимся тем, что на шпиле гнездятся соколы — уникальные редкие птицы в сердце города. На крыше одного из театров у нас расположены ульи, где живут пчелы. А в подвалах обитают коты. Их кормят и относятся как к нашим сотрудникам. К сожалению, крысы — неотъемлемая часть городской жизни. Коты помогают нам бороться с этими вредителями», — рассказал Кшемень.
Отвечая на вопрос, есть ли во дворце привидения, он сказал, что подобных легенд нет. «Возможно, дворец еще слишком молод. Привидения предпочитают замки. Единственный дух, о котором часто говорят, что он царит в этих стенах, это дух той системы», — отметил он.
Примечательно, что руководство дворца поддерживает контакт с сотрудницей, которая работала в этом здании с момента его открытия. Она уже на пенсии, но работала очень долго и вела хроники дворца, записывая от руки разные истории.
Самые любопытные туристы могут посетить подземелья дворца, где расположены два уровня подвалов по пять метров в высоту. Там размещена выставка предметов периода возведения здания: оригинальные вещи, которые использовались во время строительства, инструменты, фрагменты оснащения разных залов. Есть там также не менее интересный центр управления зданием, куда стекается вся техническая информация.
Модернизация
За 65 лет изменилось многое. Так, например, появились новые правила обеспечения безопасности. Поэтому перед руководством постоянно стоит задача приводить Дворец в соответствие с меняющимися нормами. «С конструкционной точки зрения это крепкое и солидное здание, но мы должны постоянно его модернизировать. И мы систематически, шаг за шагом делаем это, чтобы обеспечить безопасность находящихся в здании людей», — сказал Кшемень.
На сегодняшний день все входы в здание оснащены подъемниками для инвалидов, действует современная противопожарная система, во всех помещениях ведется замена окон, которые внешне ничем не будут отличаться от оригинальных.
«Все проходит под наблюдением инспектора по вопросам сохранности памятников архитектуры. Мы не можем менять внешний вид того, что было сделано в 1950-е годы. Мы должны все восстанавливать, — указал собеседник агентства. — Это трудно, но эффект невообразимый. Преодоление сложностей приносит большое удовлетворение».
Важнейший проект, который сейчас реализуется во Дворце, — это модернизация Конгресс-холла. Это самый большой концертный зал в Варшаве на 2,5 тыс. человек, который был закрыт из-за того, что не соответствовал требованиям противопожарной безопасности. «Сейчас мы готовим проект, и скоро появится подрядчик. Это огромный проект на три-четыре года, который вернет этот зал варшавянам. Планируемая модернизация обеспечит все необходимое, а внешний вид останется таким, каким был в 1950-е годы. Нам придется восстановить все и отреставрировать», — рассказал Кшемень.
© Ирина Полина/ТАССКоронавирус
Как признал глава правления, коронавирус стал для дворца сложным периодом, который продолжается до сих пор. В период пика — на протяжении двух-трех месяцев — дворец, по сути, был закрыт для гостей извне. Была проведена многократная дезинфекция всех поверхностей.
«Страшно было смотреть на пустой дворец, который обычно полон жизни: много людей, дети, хаос. Что-то постоянно происходило, и вдруг — пустота. Постепенно мы возвращаемся к жизни. Но полное восстановление, вероятно, будет невозможно», — сказал Кшемень.
Как пояснил управляющий, помимо всех учреждений, во дворце действует конференц-центр с 40 залами для проведения крупных мероприятий. «Единовременно сюда могут прийти 6 тыс. человек. И таких событий в течение года было несколько сотен: выставки, конференции, встречи. Возвращение к этому займет немало времени, потому что большие массовые мероприятия приостановлены», — отметил он.
Из-за эпидемии коронавируса пришлось отложить и широкое празднование юбилея. Как правило, день рождения дворца всегда был большим событием для жителей и туристов. «Мы делали семейный пикник, угощали варшавян огромным тортом. В этом году из-за коронавируса большого праздника, к сожалению, не будет. Надеюсь, в будущем году все вернется к норме», — сказал Кшемень.
Будущее
В последние десятилетия в районе дворца возвели несколько современных небоскребов, так называемых стекляшек, которые окружают высотку со всех сторон. В ближайшие месяцы поблизости завершится строительство еще одного нового современного офисного здания, которое будет самым высоким в Европейском союзе. Оно превзойдет по высоте Дворец культуры и науки и вновь изменит панораму центра Варшавы, который местные жители называют «польский Манхэттен».
Вскоре сильно изменится и окружающая дворец территория, на которой сейчас располагается парковка для автомобилей. На одной из ее частей уже активно строится музей современного искусства. Есть план создать здесь большую подземную парковку, а наземную часть использовать более рационально и привлекательно для туристов и горожан.
Ирина Полина, Варшава
Советская высотка в Варшаве разделила общество пополам
ВИЛЬНЮС, 4 янв — Sputnik. Городским властям Варшавы не дает покоя судьба самого высокого в стране здания Дворца культуры и науки: одни предлагают его снести и не тратить огромные деньги на его содержание, вторые категорически против сноса символа Советского Союза.
В 2015 году советской высотке в центре Варшавы исполнилось 60 лет.
Об истории и судьбе здания — в материале РИА Новости.
Дар польскому народу
Строительство Дворца культуры и науки в Варшаве — дара братскому польскому народу — стало прецедентом: все вопросы финансирования и проектирования легли на Советский Союз, который не требовал ничего взамен. В исторических документах о стройке в настоящее время подчеркиваются два основных момента: идеологическое значение здания и множество споров вокруг его возведения.
Согласно официальным данным, идея строительства высотки принадлежала лично Иосифу Сталину и была озвучена во время визита в Варшаву Вячеславом Молотовым в 1951 году. Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин был проинформирован о таком предложении заранее и без удивления согласился, польским архитекторам предложили придумать несколько вариантов расположения и внешнего вида здания. Не уверенные в том, каким оно должно быть, специалисты ориентировались на здание московского университета имени Ломоносова, составив несколько проектов.
Позже выяснилось, что в Варшаве Львом Рудневым будет построено уникальное здание, от польской стороны проекты, по сути, не нужны — лишь выбор места, а также обеспечение территории электроэнергией, водой и местами для размещения советских строителей. СССР взял на себя все расходы по стройматериалам, в возведении высотки принимали участие порядка пяти тысяч советских рабочих (и около четырех тысяч поляков), строительство велось с использованием советского оборудования и под руководством советских же инженеров.
Именно местным архитекторам здание обязано своей высотой: еще на этапе проектирования советские специалисты предлагали остановиться на 120 метрах, но благодаря позиции Сигалина и его коллег высота здания сейчас составляет 237 метра (вместе со шпилем), а Дворец культуры и науки остается самым высоким строением в стране. Несмотря на то, что ни у Польши, ни у СССР не возникало сомнений в необходимости строить Дворец в стиле «сталинской готики», Сигалин считал, что Варшаве удалось настоять на включение в проект элементов польской национальной архитектуры.
© Sputnik / А. Новосельский
Дворец культуры и науки в Варшаве
Проекты здания из-за недовольства некоторыми элементами обеих сторон менялись с поразительной скоростью: их перерисовывали буквально за несколько дней. Согласно окончательному варианту, в здание были включены научный, музейно-выставочный, театральный комплексы, а также Дворец Молодежи. Строительство началось второго мая 1952 года. В 1953 году, после смерти Сталина, в название высотки было решено включить его имя.
Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, а также самая высотная в стране смотровая площадка — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц, которым и оставалась до установки ограждения в середине 1970-х.
Центр города
Именно сталинская высотка, по сути, стала центром Варшавы: во время строительства польские архитекторы, только восстанавливавшие город после военных разрушений, признавали, что фактически центра как такового в нем нет, и неясно, какое место им станет.
Туристическим центром считается Замковая площадь, вокруг которой сосредоточены основные достопримечательности — Старый город, где ранее располагались ключевые для Варшавы места. Но именно возле высотки находятся остановки общественного транспорта с названием «Центр», она же зачастую становится первой туристической фотографией из польской столицы: она привлекает внимание на подлете к городу, ее первой видят люди, приехавшие на центральный вокзал.
Производители сувенирной продукции также уделяют высотке самое пристальное внимание: туристические магазины не обходятся без магнитов, открыток и фигурок в форме «сталинки», зачастую вариантов ее изображений даже больше, чем других ключевых для города мест — Старого города, колонны Сигизмунда, Национального стадиона и сохранившейся части Барбакана.
В здании высотки в свое время состоялся ряд ключевых событий — здесь в 1967 году прошел первый в социалистической стране концерт культовой группы Rolling Stones, здесь выступали Марлен Дитрих, Леонард Коэн, Ив Монтан, Дворец посещали Никита Хрущев, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, им, по слухам, восхищался Юрий Гагарин.
Прощание с СССР
В 1991 году, после распада СССР, был объявлен конкурс на освоение Дворца, но ни одно из радикальных предложений не было реализовано. Здание осталось неизменным за исключением названия — из него исчезло посвящение Сталину — и ряда элементов оформления.
В настоящее время собственником здания является варшавская ратуша, а на месте некогда идеологических помещений расположены офисы, турфирмы, несколько театров, магазины, рестораны, представительства научных институтов, вузы, здесь проводятся выставки и конференции, некоторое время функционировало казино.
Помещения Дворца пользуются большим спросом у арендаторов — здание состоит из 3288 комнат, из них пустуют и предлагаются для аренды всего несколько десятков. Этому способствует и простой и узнаваемый адрес, и хорошая транспортная доступность, и использование здания в качестве ориентира — из многих районов Варшавы низкой застройки в центр можно прийти или приехать, направляясь к заметному и в светлое, и в темное время суток шпилю высотки.
Подарки не возвращаются
Несмотря на популярность здания у туристов, со времен СССР в Польше регулярно возникают дискуссии о необходимости тем или иным способом избавиться от высотки. С этой же целью, как принято считать, возле нее был возведен комплекс небоскребов, которые хоть и не скрывают Дворец от глаз прохожих, но частично отвлекают от него внимание.
За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он «принес бы жителям Варшавы больше пользы». В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.
© Sputnik / Михаил Воскресенский
Города мира. Варшава
Местные СМИ из-за настойчивости в данном вопросе и формулировок заявлений начали сравнивать Сикорского с римским полководцем Катоном Старшим, заканчивавшим все свои выступления в сенате фразой: «Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен», ставшей в итоге крылатой.
На предложение министра, впрочем, бурно отреагировали сами жители польской столицы: на остановках общественного транспорта и стенах жилых домов в Варшаве появились граффити с изображением высотки и подписью «Подарки не возвращаются». Звучали в Польше и другие, менее радикальные предложения о преобразовании Дворца — к примеру, его хотели перекрасить, чтобы он хотя бы внешне не напоминал московские высотки, надстроить на верхних этажах дизайнерский отель или обвить здание плющом. СМИ оперативно организовывали опросы о том, что нужно сделать со зданием, в которых первое место неизменно занимал вариант вроде: «Ничего. Оно является символом и должно остаться неизменным».
© Sputnik / В. Львов
Дворец культуры и науки
С аналогичными призывами до настоящего времени регулярно выступают и правые организации, которые называют Дворец культуры и науки «символом зависимости Польши от СССР» и утверждают, что оно было построено для того, чтобы поляки «никогда не забыли о зависимости от советской империи».
Тем не менее, все подобные заявления сталкиваются с польскими законами: в 2007 году здание было внесено в реестр памятников. Данное решение также не прошло незамеченным среди противников «советского символа» в Варшаве: президенту Польши было направлено письмо от десятков представителей СМИ, культуры и науки с просьбами вмешаться в ситуацию и предложениями провести дискуссию о дальнейшей судьбе здания в парламенте или даже на референдуме.
В то же время многие эксперты, в частности в сфере архитектуры и искусствоведения, поддержали данное решение, отметив, что за прошедшие годы здание уже лишилось части важных с точки зрения целостности образа элементов, а весь Дворец культуры и науки является единственным сохранившимся образцом социалистической архитектуры в польской столице.
Сталинскую высотку в Варшаве снесут в 2018 году? | Политика | ИноСМИ
Представитель правящей партии, пожелавший сохранить анонимность, признает: в ее рядах давно есть люди, мечтающие снести высотку, которую в 1950-х годах подарил полякам Сталин. Наш собеседник считает, что это совершенно естественно и призывает не удивляться публичной дискуссии, ведь для одних это здание — часть истории, а для других — символ коммунизма.
«Коллеги рассказывают, что сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Они говорят, что варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия „Гражданская платформа» собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе», — добавляет другой информатор.
Дворец культуры может взорвать армия
Группа сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» довольно сильна, однако, раньше она не выступала публично. Она заявила о себе на днях устами четырех министров и заместителя спикера Сейма.
Первым выступил глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована.
К нему быстро присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, то есть с самого детства.
Потом выступил министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak). В беседе с Polskie Radio он заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи».
Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание.
«Я выступаю за восстановление настоящей Варшавы, такой, какой она была в XIX веке, и возвращение довоенного облика площади, на которой находится Дворец культуры». Это уже высказывание вице-спикера Сейма Рышарда Терлецкого (Ryszard Terlecki), который добавил, что высотка… угрожает здоровью граждан. «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума», — объяснил он.
Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который уже много лет отвечает за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». Насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — говорит Марковский и добавляет: Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?»
Арка вместо Дворца
Наши источники утверждают, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него», — сообщил нам анонимно один из членов «Права и Справедливости».
Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński), там обожают его репризы на политические темы. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе, стараясь показать его выступление так, чтобы не было видно пустых трибун.
Петжак активно подключился к подготовке празднования столетия обретения Польшей независимости. Патриотическое общество, которое он создал, продвигает идею возведения в столице триумфальной арки в честь победы над большевиками в 1920 году. Общество пользуется поддержкой правящей партии, а в число его почетных членов входит, в частности, министр Глинский.
Для размещения арки предлагались самые разные площадки, недавно Петжак выступил с предложением поставить ее на Висле (рекой распоряжается не город, а государство). Он хочет, чтобы арка стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. Были даже мысли, что она должна превосходить его по высоте.
«До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец».
Дворец получил охранный статус благодаря «Праву и Справедливости»
Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые наши собеседники считают, что эта тема служит для отвлечения внимания, а власти серьезно готовятся к празднованию столетия обретения независимости. «Мы хотим показать наши национально-освободительные традиции, Дворца науки и культуры в планах не было», — сообщил один из наших информаторов. «Политическое решение по поводу высотки не принято», — добавил другой.
Тему сноса здания поднимают в партии Качиньского регулярно. В 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов.
Вся ситуация была для «Права и Справедливости» несколько щекотливой: идея дать высотке охранный статус появилась из-за того, что директор Большого театра в Варшаве (находившийся в доверительных отношениях с мэром столицы Лехом Качиньским) решил устроить в Зале конгрессов Дворца музыкальный театр.
Проблемы у высотки возникали и раньше. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина.
«Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он. Однако фамилии с книги убирать не стали.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Экскурсии во Дворец культуры и науки в Варшаве (Польша)
Варшавский дом культуры и науки — это одно из самых заметных и значимых в истории города здание. Одного взгляда будет достаточно, чтобы понять, что к строительству этого здания имеет отношение советское правительство. Оно как две капли похоже на знаменитые «сталинские высотки», которые стали настоящим символом расцвета СССР. Надо сказать, что это сходство вовсе не случайно. В свое время это послужило своеобразным, и надо сказать, довольно щедрым подарком для польской столицы от Советского Союза.
Его строили на советские деньги советские строители. Здание сохранилось в превосходной форме и до сих пор радует глаз прохожего своей строгой красотой и монументальностью. Здание Варшавского дома культуры и науки входит в десятку самых высоких зданий Евросоюза.Строительство этого здания началось в 1952 году. Оно было закончено в рекордно короткие сроки — через три года. Если учесть тот факт, что в этот период строительная техника имела довольно ограниченные возможности, то можно сказать, что советские строители смогли сами себя превзойти. Общее число людей, которые были задействованы при возведении этого здания, составляет 3500 человек.
Как уже было сказано, все они приехали из Советского Союза. Интересен тот факт, что всех рабочих, на период строительных работ, заселили в отдельный район города, в котором было все, что может понадобиться человеку для комфортного проживания: столовая, кинотеатр, бассейн и клуб.
Главным архитектором этого грандиозного проекта был Л. Руднев. Особенность этой постройки заключается в том, что здесь встретились сразу несколько архитектурных стилей: арт-деко, польский историзм и соцреализм. Изначально Руднев планировал построить здание в традиционном польском стиле. Для этого он даже совершил небольшой вояж по крупным городам Польши, итогом которого стали сразу пять непохожих друг на друга проектов. Польские специалисты выбрали 120-метровый проект, который в последствии получился на порядок выше (167,6 м).
Общая этажность Варшавского дома культуры и науки составляет 42 этажа. Оно разделено на 3288 комнаты с общей площадью 123 084 квадратных метров. На возведение этого строительного гиганта понадобилось ни много, ни мало, а 40 миллионов кирпичей. Сегодня в этом здании размещаются офисные помещения, кинотеатр, магазины, конференц-залы, музеи, театры и даже научно-исследовательские институты. На 30-ом этаже оборудована смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид на Варшаву.
«Наши миры даже визуально похожи»
И как вы восприняли Москву, когда стали здесь жить и работать? Ведь в чем-то наши миры похожи даже визуально: в Варшаве, например, стоит сталинская высотка, подаренная советским правительством. В честь 800-летия Москвы их планировали поставить 8, одну — на том месте, где сейчас находится парк «Зарядье». Но из-за состояния почвы строительство там отменили, а эту высотку построили в Варшаве.
Или из-за нехватки средств. Хорошо, что вы затронули эту тему. Антрополог архитектуры Михаил Муравский, который сейчас живет в Лондоне, год провел в Москве и как раз занимался историей сталинских высоток. Когда он уезжал, мы организовали прощальную встречу. И темой его выступления была связь варшавской высотки с московскими.
Он объяснил, что Дворец культуры и науки, который стоит на центральной площади в Варшаве, играет роль Дворца советов, который в Москве так и не построили из-за того, что началась Вторая мировая война. Это должна была быть образцовая высотка, целый городок, в котором сосредоточен весь центр жизни столицы.
И несмотря на то что у нас одни любят высотку, а другие ненавидят, свою функцию она сохранила до сих пор: это центр общественной жизни. Там есть театры, кинотеатры, представительства Польской академии наук, университет, польский институт книги и еще много учреждений общественной и культурной жизни.
Я про высотку упомянул, потому что через нее Варшава объединена с нашей, московской реальностью. Интересно, как вы восприняли город: по аналогии и на противопоставлении?
Уже 15-16 лет я либо бываю в Москве проездом, либо живу, как сейчас. И мнение о городе у меня менялось. Когда я по пути из Сибири в Польшу оказывался здесь на день-два, с городом познакомиться не получалось: он мне казался большим, сложным, всегда в пробках. Потом, когда я с 2009 по 2013 год работал в Институте Адама Мицкевича, и моей задачей была организация культурных проектов в России, я начал приезжать сюда чаще, на неделю-две. Но и тогда еще не мог объединить в одно целое все эти отрывки, фрагменты Москвы, которые человек видит, когда ездит в метро.
Теперь я в Москве живу постоянно уже четыре года, и эти части начали объединяться, я начал лучше понимать структуру города. Хотя существует мнение, что структуры у Москвы нет, в отличие от Петербурга, например, где воплощена определенная архитектурная идея. Но я хочу сказать, что мне нравится разнообразие Москвы, в том числе и национальное.
Когда едешь в Варшаву, или в Париж, в Рим, там приятнее, конечно. Там человек чувствует, что пространство больше освоено людьми, оно к ним ближе. В Москве с этим сложнее. Есть районы и улицы: Китай-Город, Маросейка, где мне довольно комфортно, там пространство дружелюбно к человеку. А в других частях города я себя чувствую чужим. Даже на Тверской — для меня это слишком большая и широкая улица, она как будто не для людей. И если бы был выбор: жить в Москве, Варшаве, Париже или Красноярске, Москва не была бы у меня на первом месте.
Самый новый самый большой небоскреб Европы строится в Варшаве
Башня Varso Tower, которая в скором времени станет самым высоким небоскребом в Европе, высотой 75 метров и высотой в 17 этажей, должна быть завершена в следующем году. После завершения конструкция будет стоять на высоте 310 метров и сместит 309,6 метровый Shard в Лондоне со своей верхней позиции.
Комплекс Varso Place, названный в честь Varsovia, латинского названия Варшавы, строится рядом с центральным вокзалом столицы.На территории комплекса будут построены три корпуса; 81 метр, 90 метров и Башня Варсо.
Подрядчик, работающий над проектом, HB Reavis, позаботился о том, чтобы здания соответствовали панораме Варшавы.
По заявлению подрядчика, нижние корпуса будут готовы через полгода. Башня отеля Varso 1 практически полностью остеклена, ведутся внутренние отделочные работы. Фасад в значительной степени покрывает соседнее офисное здание Varso 2, которое достигнет своей окончательной высоты в конце этого месяца.
Башня Варсо будет продолжать расти со скоростью один этаж в неделю, пока, как заверяет HB Reavis, не будет завершена где-то в 2020 году. Строительство началось в 2016 году.
Башня Варсо спроектирована международной архитектурной студией Foster + Partners. Всего между 53 этажами здания будет работать 16 лифтов. С его крыши, расположенной на высоте 230 метров, жители и туристы Варшавы смогут полюбоваться уникальной панорамой столицы с одной из самых высоких смотровых площадок в Европе. Кроме того, он будет доступен всем желающим как днем, так и ночью. На 46 и 47 этаже здания также будет ресторан с видом на столицу.
Небольшие здания были спроектированы польской архитектурной студией Hermanowicz Rewski Architekci. На нижних этажах будет больше ресторанов и кафе, а также небольших магазинов и точек обслуживания, таких как аптека, прачечная, аптека, цветочный магазин, киоск или почтовое отделение. Кроме того, общественные аркады под крышей будут обслуживать местных жителей круглый год.
Проект будет охватывать в общей сложности 140 000 м² полезной площади, которая будет использоваться в основном для офисов, но также будет использоваться для конференц-залов, медицинского учреждения и тренажерного зала.
Изменится и пространство вокруг комплекса, за счет посадки деревьев, кустарников и цветников, а также скамеек.
В комплексе также будут использоваться различные технологии, снижающие потребление энергии и воды и снижающие выбросы.
Вернуться на главную
Вернуться в Строительство и проектирование
Обратно в Польшу
Компания Foster + Partners начала строительство самой высокой башни в Польше
Начались работы по строительству небоскреба в Варшаве высотой 310 метров от Foster + Partners, который, как ожидается, станет самым высоким зданием в Польше.
Башня Варсо, или Варшавская башня, в настоящее время строится на заброшенном участке рядом с железнодорожным вокзалом Варшава-Центральная, окончание строительства намечено на 2020 год.
Здание, состоящее из трех ступенчатых объемов, будет иметь высоту 310 метров в самой высокой точке. , Возвышаясь над нынешним самым высоким зданием Польши: Дворцом культуры и науки высотой 237 метров, также в польской столице.
Компания Foster + Partners спроектировала башню как головной офис девелопера HB Reavis.Занимая 140 000 квадратных метров площади, он также предоставит гибкие офисы для международных компаний и небольших начинающих предприятий с видом на город.
Смотровая площадка высотой 230 метров — одна из самых высоких в Европе — будет открыта для пользователей здания, местных жителей и туристов, у которых также будет доступ к ресторану, разделенному на 46 и 47 уровни.
На первом этаже , на застекленной площади на земле разместятся кафе и магазины, а ряд крытых улиц внутри здания будут открыты для посещения круглый год.
«Мы считаем, что Башня Варсо займет уникальное место на горизонте Варшавы, но, что наиболее важно, она создаст новое направление, способное оживить этот городской квартал, прямо в центре города», — сказал архитектор Грант Брук, ведущий команда дизайнеров в Лондоне.
«В здании есть высококачественные и гибкие офисные помещения, но оно также вносит важный вклад в развитие города благодаря застекленному внутреннему двору на уровне земли и впечатляющим смотровым площадкам с ресторанами наверху.»
» Эти общественные галереи предлагают панорамные виды на город для всех «, — добавила Брук.
Океанский центр, спроектированный Фостером, открывается в Сан-Франциско
В застройку также войдут обширные новые сады и уличная мебель.
Hermanowicz Rewski Architects спроектировали пару зданий, которые будут сопровождать Башню Варсо, с террасами на крыше, открытыми ежедневно для всех жителей комплекса.
Будут внедрены новейшие технологии для снижения потребления электроэнергии, воды и загрязнения воздуха. Предполагается, что Varso станет первым проектом такого масштаба в Польше, получившим рейтинг энергоэффективности BREEAM «Выдающийся».
Компания Foster + Partners, возглавляемая Норманом Фостером, заняла 13-е место в рейтинге Dezeen Hot List — обратном отсчете самых важных игроков в индустрии дизайна.
Башня Варсо — один из ряда небоскребов, которые фирма строит.Другие включают в себя набор зданий-близнецов для Майами и второе по высоте здание в Сан-Франциско.
Foster + Partners представляет сверхвысокие башни-близнецы для Майами
База данных городов и зданий Города по континентам |
|
|
|
Skyscrap1 Любовь Варшавы к небоскребам восходит к 1930-м годам, когда было возведено здание Prudential Insurance Building.
Построенное в 1933 году на высоте 61 метра, строение в стиле Нью-Йорка стало первым небоскребом города. С началом Второй мировой войны его размах придал ему огромное стратегическое значение. Когда в 1944 году вспыхнуло Варшавское восстание, оно стало основной целью польской Армии Крайовой и было захвачено в первый день битвы — впервые за пять лет над городом развевался польский флаг. Немцы нанесли серию ожесточенных ударов, чтобы отыграть его, и, хотя снаряды распотрошили здание, его стальной каркас отказывался опрокинуться.Отремонтированное после войны здание Prudential превратилось в отель Warszawa коммунистической эпохи. Здание стоит и по сей день, хотя в настоящее время Likus Group перестраивает его в роскошный отель, в котором предполагается разместить самый высокий ресторан в Варшаве.После войны, когда Варшава спешила восстанавливать, было построено то, что стало символом города. Возвышающийся над горизонтом города внушающий страх Дворец культуры (PKiN) возвышается на высоте чуть более 231 метра, что делает его самым высоким и самым большим сооружением в Польше. Заказанный Сталиным как «подарок советского народа», он изначально был истолкован как напоминание из Москвы о том, что Большой Брат действительно наблюдает. По сей день он вызывает смешанные чувства у местных жителей и любителей архитектуры, а после краха коммунизма даже прозвучали призывы снести его. 5 апреля 1952 года советский представитель Николай Соболев и премьер-министр Польши Юзеф Циранкевич подписали договор о создании монстра на встрече в том, что сейчас является рестораном Бельведер. Через несколько недель началось строительство.Более 3500 рабочих были переправлены из советских государств и размещены в специально построенной деревне в Елонках на западе Варшавы, где они были фактически отрезаны от внешнего мира. Работая круглосуточно, они построили дворец всего за три года. Всего 16 рабочих погибли в результате типичного коммунистического пренебрежения правилами техники безопасности. Спроектированный советским архитектором Львом Рудневым (также ответственным за Ломоносовский университет в Москве), он представляет собой потрясающий образец архитектуры социалистической эпохи, а также включает в себя несколько более традиционных стилей (столбы и парапеты, по-видимому, были вдохновлены Сукенницей на Староместской площади Кракова). Построенный с использованием примерно 40 миллионов кирпичей и вмещающий 3288 комнат, огромный дворец, как утверждается, можно увидеть с расстояния 30 км. Первоначально предназначенное для штаб-квартиры коммунистической партии, в многоцелевом здании в настоящее время расположены музеи, рестораны, театры, конференц-залы, офисы и т. Д. Зала Конгресс-холл (Sala Kongresowa) достаточно большой, чтобы вместить 3000 человек, и это было здесь в 1967 году. что Rolling Stones стали одной из первых западных групп, выступивших перед публикой восточного блока. Согласно городской легенде, армия диких кошек теперь живет в пещеристых подвалах, питаясь легионами грызунов, которые также обитают в мрачных недрах здания.
Самая высокая башня с часами в мире была добавлена к строению и открыта 1 января 2001 года, и посетители должны нарисовать карандашом визитку на смотровую площадку на 30-м этаже. Модернизированным лифтам требуется всего 20 секунд, чтобы доставить вас на продуваемый ветром уровень обзора, а панорамные виды потрясающие.
Лес небоскребов вырос вокруг дворца, включая отель InterContinental. На 44-м этаже трехногого отеля расположен самый высокий бассейн в стране.Прямо напротив находится отель Warsaw Marriott. Этот 140-метровый отель с простой стеклянной конструкцией стал сценой для первого выступления Алена Робера в Восточной Европе. Известный также как французский человек-паук, Роберт взбирался на 41-этажный отель голыми руками, под аплодисментами многотысячной толпы. Панорамный бар на 40-м этаже предлагает прекрасный вид на город. Пиво — одно из самых дорогих в городе, но если сравнить это с тем, что взимает PKiN, оно становится чем-то вроде сделки: пиво, вид, без ветра и без криков школьников.Совсем недавно президент Барак Обама позвонил в Marriott домой во время своего визита в город в 2011 году.
Вдоль той же улицы находятся еще два примечательных здания: гигантский отель Novotel (первоначально известный как Форум или под его прозвищем «Долларовые башни» в коммунистические времена) стал первым высококлассным отелем, построенным в послевоенной Польше, когда он был Он был завершен в 1974 году. В настоящее время он принадлежит группе отелей Accor. В 2005 году был проведен ремонт на сумму 30 миллионов евро, в результате которого цвет здания изменился с желтого на серый.
Башня Миллениум, расположенная дальше по дороге, также заслуживает внимания. 112-метровый офисный комплекс, ранее известный как Reform Plaza, был детищем турецкого предпринимателя Вахап Тоя. Несколько лет назад тот же человек попал в заголовки газет с планом на шесть миллиардов долларов по преобразованию крошечного городка Бяла-Подляска путем строительства международного аэропорта, ипподрома Формулы-1 и копии Эйфелевой башни. Его варшавское здание отражает его эксцентричность; Импозантное бело-голубое здание критики сравнили с порталом.Башня является источником тысяч пикантных слухов, слишком клеветнических для печати.
Еще один небоскреб с интересной историей — Голубая башня, она же Башня Пежо на пл. Банковы. Когда-то на месте самой большой синагоги Варшавы, взорванной нацистами, распространялся городской миф о том, что раввин наложил проклятие на землю, что ни одно здание никогда не сможет занять ее место. В сверхъестественном повороте на строительство Голубой башни потребовалось более трех десятилетий, якобы только после того, как более снисходительный раввин снял проклятие.
Варшавская торговая башня, построенная в 1999 году, возвышается на горизонте, как высокий карандаш-мутант. Эта трубчатая структура высотой 208 метров может похвастаться одними из самых быстрых лифтов на континенте и считается вторым по высоте зданием в городе.
Но если вы хотите, чтобы поездка на лифте в Варшаве была удобнее всего, остановитесь в отеле Westin. Стеклянный лифт поднимает и опускает 90-метровый скребок, открывая прекрасный вид на окрестности.
Самая высокая башня ЕС в стадии строительства в Польше
СТРОИТЕЛЬСТВО самого высокого небоскреба в Европейском Союзе (ЕС) — Башня Варсо — в настоящее время идет полным ходом: фундамент и надстройка завершены. стоя наверху вестибюля.
Башня Varso Tower, спроектированная британской практикой Foster + Partners и финансируемая HB Reavis, расположена в перспективном многоэтажном районе Варшавы. Польша.
Он расположен рядом с его сестринским комплексом Varso Place, часть которого уже достроена.
Выше : части застройки уже завершены (изображение любезно предоставлено HB Reavis).
Вершина его шпиля будет на высоте 310 метров (1017 футов) над землей, что на долю выше, чем 309-й.Осколок высотой 7 метров (1016 футов) в Лондоне, который в настоящее время является самым высоким зданием ЕС.
Таким образом, это будет самое высокое здание в ЕС, даже если Соединенное Королевство не покинет ЕС до конца 2019 года.
Выше : Недавно завершено строительство 12-метрового вестибюля башни Варсо (изображение любезно предоставлено HB Reavis).
По словам застройщика, небоскреб будет расти со скоростью один этаж в неделю. В таком случае 53-этажная башня должна превзойти время года.
Выше : Новый комплекс состоит из двух меньших зданий и башни Варсо, которая после завершения строительства станет самым высоким зданием в ЕС. 2020 г. (изображение любезно предоставлено HB Reavis).
Комплекс площадью 145 000 квадратных метров будет включать офисные и торговые площади и был спроектирован с учетом рейтинга BREEAM Outstanding.
Башня Варсо также будет включать смотровую площадку, расположенную на высоте 230 метров над уровнем улицы.
Выше : текущее самое высокое здание Варшавы было построено в 1955 году (изображение любезно предоставлено Карлосом Дельгадо).
В Варшаве сейчас 11 небоскребов, то есть зданий выше 150 метров в высоту. Подавляющее большинство из них было построено после краха коммунистического режима в 1989 году.
Однако самым высоким зданием в городе по-прежнему остается Дворец культуры и науки высотой 237 метров (778 футов), построенный в 1955 году.
Наконец-то! Спустя 52 года строительство небоскреба в Кракове близится к завершению — Первые новости
102. 5-метровая конструкция была завершена и отделана алюминиевыми листами так называемого Nordic Royal, чтобы придать ей золотое сияние на горизонте Кракова. Материалы для прессыСтроилась почти полвека, одна из самых узнаваемых достопримечательностей Кракова, здание, которое на протяжении десятилетий преследовало и возвышало над горизонтом города своими грозными размерами, наконец, обрело свою окончательную законченную форму.
Первоначально предназначенный для использования в качестве региональной штаб-квартиры Польской федерации инженерных ассоциаций (Naczelna Organizacja Techniczna), строительство здания, первоначально известного как Башня НЕ, началось в 1975 году, но затем резко остановилось, когда экономика страны рухнула на несколько лет. потом.
Предлагая арендуемую площадь 46 000 квадратных метров и панорамную террасу, самая высокая башня Кракова будет обслуживаться лифтами, которые поднимутся вверх вниз менее чем за 25 секунд. Самое высокое здание Кракова тогда пустовало десятки лет, быстро получив прозвище Скелетор в честь заклятого врага Хе-Мена.
Первоначально проект был спроектирован в 1968 году группой архитекторов под руководством Здислава Арка. Первоначальный проект представлял собой футуристический небоскреб с конференц-залами на 500 человек, офисными помещениями, смотровой площадкой, кафе и гостиницей.
Первоначально спроектированная в 1968 году как современная витрина второго исторического города Польши, работа над образцом башни началась в 1975 году, но прекратилась в 1981 году, оставив ее как бельмо на глазу. Офисный блок остановился после краха экономики, в значительной степени поддерживаемой щедрыми государственными расходами и иностранными кредитами.
Расположенная в двух шагах от Рондо Могильских, эта структура стала синонимом неудавшихся амбиций коммунизма.
Расположенная в двух шагах от Рондо Могильских, эта структура стала синонимом неудавшихся амбиций коммунизма. Материалы для прессы
На протяжении многих лет предлагалось множество решений для незавершенного строительства, в том числе превращение башни в квартиры, а также ее полный снос .
Скелетор стал фоном для нескольких фильмов, а также для романов писателя Лукаша Орбитовски. В 2014 году журнал Guardian включил его в шорт-лист как один из величайших небоскребов в мире рядом с такими белыми слонами, как отель Ryugyong в Северной Корее.
Экологичное здание было создано с учетом последних инноваций, а его внешний вид вдохновлен межвоенной эпохой ар-деко. Материалы для прессы
Однако ожидание того стоило: 102,5-метровая конструкция возродилась в Unity Tower — название, выбранное для отражения намерения разработчика объединить тех, кто на протяжении многих лет любил и ненавидел это здание.
Самая высокая башня Кракова, предлагающая арендуемую площадь 46 000 квадратных метров и панорамную террасу, будет обслуживаться лифтами, которые поднимутся вверх вниз менее чем за 25 секунд.
Unity Center также будет иметь городскую площадь, офисные помещения класса А, прилегающие квартиры и более 200 велосипедных стоянок. Материалы для прессы
Также будет представлена городская площадь, офисные помещения класса А, прилегающие квартиры и многое другое. Экологичное здание из 200 велосипедных стоянок было создано с учетом последних инноваций, а его внешний вид вдохновлен межвоенной эпохой ар-деко.
Рассматриваемая как современная витрина второго исторического города Польши, эта башня была отделана алюминиевыми листами так называемого Nordic Royal, что придает ей золотое сияние на горизонте Кракова.
Сравнивая с детройтским зданием Маккавейс-билдинг 1920-х годов, теперь есть большие надежды, что Скелетор станет культовым по всем правильным причинам.
Архитектор Марек Дуниковски сказал, что он хочет, чтобы башня установила современную связь с величественным модернизмом Национального музея, регулярностью фасада Феникса и Суконных рядов, а также использовала изящные фасады многоквартирных домов Кракова. Материалы для прессы
“ Если мы задумаемся о том, как должен выглядеть объект, задуманный как символ современного делового центра, которым является современный Краков, мы должны в то же время помнить о его богатых исторических традициях », — говорит архитектор Марек Дуниковски.
Он добавил: «Это привело нас к выводу, что он должен быть эклектичным. Точно так же мы хотели, чтобы это было тонко вписано в панораму города. Он должен был быть узнаваемым и гордым, как небоскребы Нью-Йорка.
«Мы хотели, чтобы это исключительное здание установило современную связь с величественным модернизмом Национального музея, регулярностью фасада Феникса и Суконных рядов, а также с изысканными фасадами многоквартирных домов Кракова».