История храма | Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
История прихода
За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.
В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
Михаил Андреевич ПорецкийПоследним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.
С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.
В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.
В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.
Архитектура церкви
Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.
В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.
Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.
Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.
К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».
Освящение храма
Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.
Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.
После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.
Храм в XX веке
Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.
В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.
Знаменская церковь в Дубровицах
Храм Знамения Пресвятой Богородицы находится в поселке Дубровицы городского округа Подольск. Церковь впечатляет необычным западным архитектурным стилем — голицынским барокко. Здание является объектом культурного наследия федерального значения и охраняется государством.
История
Храм построили в 1704 году по инициативе Бориса Голицына — воспитателя Петра I. Имена авторов проекта остались неизвестны, но предполагается, что это были иностранные мастера. К 300-летию освящения храма в 2004 году завершился первый этап его реставрации.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария ШуревскаяИнтересные факты
- Основание храма напоминает крест тамплиеров.
- Церковь украшена западными скульптурами и символами, среди которых птица Феникс, символизирующая возрождение магистра ордена тамплиеров. У входа внутри храма располагаются скульптуры святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
- Внутри собора можно увидеть восстановленные стихотворные надписи на латыни, что нехарактерно для православных церквей.
Что посмотреть
- В церкви хранится написанная 150 лет назад икона Божией Матери «Знамение». На территории усадьбы Дубровицы, кроме Знаменского храма, находится крупнейшая библиотека в области животноводства, камень Цветаевой.
- А поднявшись на холм, можно увидеть, как сливаются реки Десна и Пахра. На берегу Десны находится святой источник великомученицы Параскевы Пятницы.
Как проехать
На электричке с Курского вокзала до станции Подольск, далее на автобусе или маршрутке №65 до поселка Дубровицы.
На автобусе №417 и 417к от станции метро «Лесопарковая» до поселка Дубровицы.
На автомобиле по Варшавскому шоссе через город Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская», далее поворот направо, ехать прямо до поселка Дубровицы.
История Дубровиц: тайный рыцарский орден и «нерушимый» Знаменский храм — Обзоры
В воскресенье, 10 июня, в поселке Дубровицы в 25-й раз отметят День знатного села Дубровицы и посвятят его предстоящему Дню России. В преддверии праздника корреспондент «РИАМО в Подольске» вспомнила самые интересные моменты истории знаменитого подмосковного села.
Самые живописные места Подольска: усадьба Дубровицы, берега рек и плотина >>
Первое упоминание
© Из личного архива
Дубровицы впервые упоминаются в документах в 1627 году, когда село принадлежало боярину Ивану Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. В старости он постригся в монахи и оставил Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье.
Дочь боярина Морозова вышла замуж за князя Ивана Голицына. После его смерти Дубровицы достались его сыну, а тот завещал село своей жене, урожденной Долгоруковой, которая поручила управление брату Борису. Он занимал видные должности при царе Алексее и царевне Софьи, когда она была регентшей.После кончины Бориса Долгорукова имение перешло к Голицыным, киевскому воеводе Алексею, а затем к его сыну Борису, воспитателю Петра Первого.
Усадьба Дубровицы: мраморные львы и герб масонов >>
Знаменитые владельцы
Борис Голицын незадолго до смерти принял монашеский постриг. Дубровицы достались сначала его сыну Алексею, потом невестке – вдове сына, а потом внуку Сергею Голицыну, который успел побывать на посту московского губернатора. Он построил барочный дворец, который позже приобрел черты классицизма, флигели, разбил в Дубровицах французский парк.
Младший сын Сергея запустил имение, и наследники продали его фавориту Екатерины Второй Григорию Потемкину. Он занялся им перед визитом императрицы, заехавшей сюда по пути из Крыма. Царице имение понравилось, и она выкупила его для своего нового фаворита – Александра Дмитриева-Мамонова. Правда, потом она уличила его в любовной связи с фрейлиной и сослала в Дубровицы.
Новый владелец отремонтировал дворец и флигели, на фасаде главного дома установил пилястры, с торцов – террасы. Его сын Матвей Дмитриев-Мамонов во время Отечественной войны 1812 года на собственные средства сформировал полк, в рядах которого сражались Василий Жуковский и Петр Вяземский.
За что мы любим Подольск: детство, люди, праздники и Дубровицы >>
Рыцарский замок
Позже Матвей Дмитриев-Мамонов создал тайный Орден русских рыцарей. Он собирался ограничить самодержавие, отменить крепостное право и отстранить иностранцев от влияния на внутреннюю политику Российской империи.
Усадьбу он начал перестраивать в рыцарский замок, обнес имение высоким забором.Тогда же в имении возвели ворота и П-образный конный двор с корпусами на каменном цоколе. Спустя столетие конный двор обнесли псевдоготической оградой, создали белокаменный декор на краснокирпичном фоне в сочетании с фигурными нишами и фронтонами. После революции ворота перекрасили в желтый цвет.
Однако Дубровицы так и не превратились в рыцарский замок. Судьба Матвея Дмитриева-Мамонова трагична: официально его признали умалишенным и назначили опекунов, и свою жизнь он закончил в Москве.
Что вы знаете о Подольске? Викторина >>
Храм Знамения Богородицы
© Из личного архива
Знаменский храм в Дубровицах был построен в 1690 – 1704 годах. Считается, что его трижды могли разрушить. Сначала мародерствующие французы во время Отечественной войны 1812 года. Затем советская власть в послереволюционные годы, но тогда разрушили только колокольню.
В советское время Знаменская церковь долго использовалась как склад. Какое-то время собирались сделать из нее музей.Церковь Знамения в Подольске: богатая история и внутреннее убранство
В 1919 году в усадьбе создали Музей дворянского быта, а в 1927 году закрыли его, а резную мебель, картины, скульптуры, гобелены и другие ценности вывезли в Москву, Серпухов, Царицыно. В усадьбе поселили воспитанников детского дома. В 1932 году в Дубровицах разместился сельскохозяйственный техникум, переведенный из города Богородицка Тульской области. Там преподавала Мария Кузьмина-Менделеева – младшая дочь Дмитрия Менделеева.
В августе 1960 года все здания и парк в Дубровицах были признаны памятниками архитектуры республиканского значения и взяты под охрану. В 1961 году из Москвы в Дубровицы переведен Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства (ВИЖ), который стал в наши дни Всероссийским. Он до сих пор является владельцем здания, поэтому туристам очень сложно попасть на территорию. В настоящее время часть бывшего усадебного дома отдана под Отдел ЗАГС Подольска.
Знаменскую церковь в 1990 году вернули верующим, начался длительный процесс реставрации, который не завершен до сих пор.
Места Подольска: что лишнее на фото? Игра >>
Цветаевский костер
Сама Марина Цветаева никогда не бывала в Дубровицах, но село однажды посетила ее родственница, заказавшая панихиду в храме иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Поэтому местные жители считают, что и в Дубровицах присутствует частица души великой русской поэтессы.
В память о Марине Цветаевой в Дубровицах каждую осень зажигают костры, а в 2011 году на Певческом поле поставили «Цветаевский камень». Идея монумента в Дубровицах схожа с памятным камнем Цветаевой, который находится в Тарусе.
В 2017 году в рамках 125-летней годовщины со дня рождения великой поэтессы редакция «РИАМО в Подольске» высадила возле памятника куст сирени, привезенный из дома-музея семьи Цветаевых в Тарусе.
Ежегодно возле памятника проводят акцию «Цветаевский костер» в память о поэтессе. Костры по случаю дня рождения Марины Цветаевой собирают писателей, поэтов и просто творческих людей.
Знаменская церковь в селе Дубровицы в Московской области
В начале 1690 года, в память о возведении государственного деятеля Бориса Голицына в боярское достоинство, в посёлке Дубровицы начинается масштабное строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».
С геометрической точки зрения основание храма представляет крест с закруглёнными краями. Первый этаж храма поставлен на высокий фундамент, дающий возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, живописно украшенную резьбой и орнаментом, который тянется по парапету, заканчивающемуся четырьмя многогранными лестничными сходами.
Помимо этого, храм украшен скульптурными изображениями: перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. Если подойти с левой стороны постройки, то вы увидите Григория Богослова с книгой и поднятой рукой, с правой — Иоанна Златоуста с книгой и стоящей у его ног митрой, над входом высится фигура Василия Великого.
До прихода к власти большевиков церковь являлась действующей, но после 1917 года в усадьбе Дубровицы, на территории которой расположена церковь, был создан историко-бытовой музей, который первоначально существовал на средства князей Голицыных и находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР. В 1929 году храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Только в 1989 году в храме была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви и в 1990 году была проведена первая литургия, после чего, в 2000 году, приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса.
Как добраться:
- Вариант первый: от Подольска автобусом до остановки «Дубровицы» — четыре километра.
- Вариант второй: автомобилем от Москвы по Варшавскому шоссе до Подольска; не доезжая до выезда из города, по указателю «Дубровицы» свернуть направо и далее следовать по главной дороге до следующего указателя «Дубровицы». Свернуть направо, проехать через всё село (около двух километров.).
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Знаменская церковь в Дубровицах: жемчужина Подмосковья
Старинная Знаменская церковь в Дубровицах в стиле русского барокко не оставит никого равнодушным. Она является удивительным памятником архитектурного зодчества, ее называют жемчужиной Подмосковья. Необычная, загадочная, это одна из самых красивых церквей в России, с золоченой короной вместо купола.
Церковь Знамения в Дубровицах с короной — это одна из самых известных достопримечательностей города Подольска.
Карта
Как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах:
- Из Москвы: от м. Южная на автобусе №417.
- Из Подольска: от железнодорожной или автобусной станции автобус (маршрутка) №65.
- На автомобиле: из Москвы через город Подольск по Варшавскому шоссе, возле Центрального Архива повернуть на указатель направо и прямо до поселка Дубровицы.
Знаменская церковь в Дубровицах
Сайт: dubrovitsy-hram.ru Адрес: Московская область, Подольск, пос. Дубровицы, 45. Часы работы храма: с 8.00 до 17.30, накануне воскресных и праздничных дней с 8.00 до 20:00.
Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.
Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.
История создания церкви в Дубровицах
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (это официальное наименование Знаменской церкви) была построена на грани XVII-XVIII столетий неподалеку от Подольска, в месте где сливаются реки Пахра и Десна. Инициатором строительства и его финансистом выступил князь Борис Голицын – тогдашний владелец усадьбы Дубровицы.
Усадьба ДубровицыНезадолго до этого князь, служивший воспитателем будущего государя Петра Великого, попал к нему в опалу и уехал в свое имение. Однако Петр вскоре остыл, и в знак примирения князь на свои средства начал возведение необычной церкви на территории собственного имения, хотя для этого пришлось перенести оттуда вполне рабочую деревянную церковь пророка Илии.
Вход в липовый паркВ 1704 году строительство было закончено, и на церемонию освящения храма прибыл сам Петр Великий, стоявший и молившийся на особом балконе западного выступа.
Материал и архитектура
Для сооружения Знаменской церкви выбрали местный белый камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу Пахры. В качестве строительного материала он как нельзя более хорошо подходил под этот проект.
В плане церковь являет собой закругленный равноконечный крест. Высокий фундамент позволил обвести вокруг здания открытую ходовую паперть. Ее украсили роскошной каменной резьбой, создающей уникальный орнамент, который прерывается лишь четырьмя лестничными сходами.
Скульптурные композиции
Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.
В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.
Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.
Купол
Интересное решение было принято для купола церкви, которую венчает не традиционный шатер или шлем, а царская корона. Столь оригинальная идея воплощена и в другом имении Голицына – в Больших Вяземах, где церковь также украшена императорским венцом.
Внутреннее убранство
Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.
Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.
Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».
На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.
Окрестности
Западнее храма некогда располагалась трехъярусная колокольня с 9 колоколами. Наиболее крупный из них весил порядка 2 тонн. К сожалению, колокольню в 1931 взорвали. От нее уцелела только сильно поврежденная статуя, которую невозможно сейчас опознать. Сейчас она вновь установлена на постамент.
От восточных врат уходит прямая дорожка в сторону кургана со смотровой площадкой. Вполне возможно, что он сохранился со времен вятичей, однако сейчас это точно сказать невозможно. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на церковное сооружение. Здесь любят проводить фото- и видеосъемки молодожены.
Знаменская церковь в Дубровицах – это жемчужина архитектурного искусства, оставшаяся нам в наследство от неизвестных авторов, воплотивших в ней свои мечты, мысли и чувства. Этот уникальный памятник русской архитектуры давно вошел в список сокровищ мирового искусства.
В окрестностях Подольска можно увидеть и другие интересные объекты, некоторые из них находятся рядом с Дубровицами, например, Подольская плотина.
Видео усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви
Загадочная и великолепная Знаменская церковь в Дубровицах
Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:
Эта виртуальная экскурсия – не по Москве, а по недалекому пригороду.
Если бы Знаменская церковь стояла в Москве, она наверняка вошла бы в обязательную экскурсионную программу наряду с главными городскими достопримечательностями (такими как Кремль, собор Василия Блаженного, Театральная площадь в Москве, или Исаакиевский собор, Дворцовая площадь и Петропавловская крепость в Петербурге). Да в любом городе, будь то Рим или Париж, эта церковь, пожалуй, не затерялась бы и стала местом паломничества туристов. Это ведь безусловный шедевр архитектуры. Но она стоит в Дубровицах, под Подольском, вдали от проторенных туристических троп. И поэтому незаслуженно малоизвестна.
Откуда она вообще взялась такая – в стиле зрелого барокко, скорее всего, итальянского – в то время, когда и Петербурга-то еще не существовало, а в Москве еще не появилось даже первых, не всегда ловких попыток строить в стиле упрощенного северного, так называемого «петровского» барокко (вроде Меншиковой башни или палат Аверкия Кириллова)? Что-то хотя бы отдаленно подобное ей (и то – разве что отдаленно) появилось в России на полвека позже, при совсем другой политической и культурной ситуации, а тут, в 1690-м году, среди совершенно средневековой еще страны – и вдруг такое, шедевр барокко!
фото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкинфото: Ю.ЗвездкинТак кто же построил Знаменскую церковь? Заказчик-то известен – Борис Голицын. А архитектор? Предположение Игоря Грабаря, что это дело рук украинского архитектора Ивана Зарудного (придворного архитектора гетмана Мазепы, а позже создателя иконостаса Петропавловского собора в Петербурге), современными историками искусства всерьез не рассматривается. Мало того, что ничего подобного Зарудный никогда ни до, ни после не строил. Так еще и по датам не сходится: он появился в Москве не раньше 1700—1701 гг., а Дубровицкая церковь была заложена 10 годами раньше.
Если судить по архитектуре и, главным образом, по скульптуре и лепнине, логичнее всего выглядит предположение, что строили итальянцы. «Словарь географический Российского государства» 1809 утверждает, что князь Голицын с этой целью выписал итальянцев «числом до 100». Но вот что странно: Голицын, прекрасно владевший итальянским, не раз принимал у себя «фряжских» гостей, и те оставили описание церкви, но об архитекторе-соотечественнике не упомянули. Может ли такое быть? Вряд ли. Впрочем, возможно, итальянцы выполняли только скульптурные работы, а архитектором был некто Тессинг, как помечено на старом плане Дубровицкой церкви (и рисунок, и надпись сделаны через несколько десятков лет после строительства, так что и им абсолютной веры нет). Ну а даже если это был Тессинг, то кто он такой и откуда приехал – все равно загадка. При шведском дворе был, конечно, королевский архитектор Никодим Тессин — строитель стокгольмского дворца, а позже автор проекта пышного кафедрального собора, заказанного в 1724 году Петром Великим для Петербурга, но так и непостроенного. Может, он? Но его проекты и постройки не имеют ничего общего со скорее южной, чем северной архитектурой Дубровицкого храма. Да и вообще, что мог делать в 1690 году в захолустной (пока еще) Московии он, королевский архитектор могучей и непобедимой (пока еще) – Швеции? Да и если архитектор – протестант, откуда тогда взялись бы латинские трехстишия во втором ярусе восьмерика изнутри, в картушах, декорированных раковинами, акантовыми листьями и гирляндами?
фото Барабанщиков, CC BY-SA 4.0фото с сайта www.archnadzor.ruфото с сайта www.archnadzor.ruКаждому из этих латинских трехстиший, напоминающих католические гимны на тему Страстей Христовых, сопутствует барельеф с соответствующим эпизодом Крестного пути. Словом, все так, как это принято в монастырях и храмах каких-нибудь францисканцев. При реставрации середины XIX века по настоянию митрополита Филарета латинские надписи были заменены на русские переводы (тогда же был вызолочен изначально белый иконостас и лепнина на хорах – что, конечно, хотя бы отчасти примирило храм с православной традицией, но нарушило декоративное единство). Иконостас так и остался золоченым, а вот латинские надписи в 2004 году, при новой реставрации, восстановили. Но, не зная латыни и подозревая, что и читатели не знают, приведу все же переводы, причем осовремененные: «Врата небес блаженные Копьем отверзлись воина — Так к небу путь свершается», «Гвозди, что пронзили длани, Боль души нам исцеляют, Ранами врачуя раны», «Плащ пурпуровый, трость и корону из терний Принял Господь, толпой неразумной ославлен. Грех человеку прощается древний: Миру в страдании путь спасения явлен». И, наконец, «Христос Венец из терниев Приял: Златой короною Мы среди звезд увенчаны».
фото с сайта www.archnadzor.ruЗолотая корона… Это здесь важный образ. Она не только венчает барабан вместо луковки. Корона заложена в самом плане церкви. Это подметил еще секретарь посольства императора Леопольда I, Иоганнес Корб, посетивший Дубровицы 28 июля 1698 года: «Храм являет собой подобие короны». Это, впрочем, вполне объяснимо – Борис Голицын построил этот храм не для того, чтобы прославиться в веках (хотя именно так и получилось), а как подарок российскому венценосцу, чтобы задобрить и отвести от себя царский гнев.
Борис Алексеевич Голицын служил при маленьком Петре I воспитателем. Он, единственный из Голицыных, взял тогда в жестоком споре за власть между Нарышкиными (второй женой Алексея Михайловича, Натальей Кирилловной, ее детьми и родней) и Милославскими (детьми и родственниками первой жены, и прежде всего – царевной Софьей) сторону слабых и выглядевших тогда проигравшими Нарышкиных. Остальная его родня, во главе с Василием Васильевичем, двоюродным братом Бориса и любовником Софьи, помогавшем ей во всех делах, занимали противоположную сторону.
В одной из наших виртуальных экскурсий мы уже рассказывали об объекте, связанном с историей этой династической борьбы – о палатах Аверкия Кириллова. Но тогда речь шла об инициированным Софьей стрелецком бунте 1682 года. Знаменская же церковь в Дубровицах – памятник событиям 1689 года, когда молодой Петр смещал сестрицу Софью и при этом испытал очередной «стрелецкий ужас». Как и в прошлый раз, обратимся за подробностями к историку Николаю Костомарову:
«Софья увидела, что ее власти скоро будет конец. Оставалось или покориться своей судьбе или отважиться на попытку сделать переворот. Шакловитый (глава стрелецкого приказа – прим.СДГ) хотел было взволновать стрельцов таким же порядком, как делалось прежде, – ударить в набат и поднять тревогу, как будто царевне угрожает опасность, но стрельцы, за исключением очень немногих, сказали, что они по набату дела не станут начинать. Софья ухватилась было за средство, которое ей так удалось в былые времена… В царских хоромах «на верху» появилось подметное письмо, в котором предостерегали царевну, что ночью с 7-го на 8-е августа явятся из Преображенского «потешные» царя для убиения царя Ивана Алексеевича (старшего единокровного брата Петра, с которым он делил трон, пока Иван не умер в 1696 году – прим.СДГ) и всех его сестер. Шакловитый вечером 7-го августа призвал четыреста стрельцов с заряженными ружьями в Кремль, а триста поставил на Лубянке. … Пятисотный стрелецкого Стремянного полка Ларион Елизарьев с семью другими стрельцами составил замысел предупредить Петра. Двое из товарищей, Мельнов и Ладогин, отправились ночью в Преображенское известить царя, что против него затевается недоброе.
Пробужденный от сна Петр выскочил в одной сорочке, босой, бросился в конюшню, сел на коня и ускакал в ближайший лес. Туда принесли ему платье. Он оделся и вместе с Гаврилом Головкиным во весь дух пустился в Троицкую лавру, куда поспел через пять часов. К нему на другой же день прибыла туда мать, жена, преданные бояре, потешные и стрельцы Сухарева полка. Утром с ужасом узнала Софья и ее приверженцы о бегстве Петра. Елизарьев со своими товарищами и полковник Циклер, прежде самый ревностный сторонник Софьи, тотчас уехали к Петру и откровенно объявили ему, что давно уже Шакловитый старается подвинуть стрельцов на умерщвление царицы Натальи (матери Петра – прим.СДГ) и приверженных Петру бояр. Петр приказал написать грамоты во все стрелецкие полки, чтобы к 18 августу к нему явились в Троицу все полковники и начальники с десятью рядовыми стрельцами от каждого полка для важного государева дела.
Софья принимала свои меры: расставляла караулы по Земляному городу и приказывала все грамоты, какие будут от Петра, доставлять к ней. Созвав к себе полковников, она грозила им отрубить головы, если они пойдут к Троице. Сама, между тем, видя неудачу своих замыслов, Софья думала примириться на время с Петром и посылала к нему одного за другим двух бояр, Троекурова и Прозоровского, и убеждала брата возвратиться в Москву для примирения. Эти бояре вернулись без успеха. Софья отправила к Троице патриарха Иоакима, но тот сделал еще хуже для Софьи; он остался у Троицы. … Софья, видя, что борьба с Петром неравна, устроить с ним мировую через других не удается, сама поехала к Петру, но ее не пустили и приказали воротиться назад из села Воздвиженского….
Вечером, около пяти часов, в тот же день, прибыл к Троице Василий Васильевич Голицын с несколькими думными людьми. Царь не допустил их к себе. Им велено было ждать решения. Начались допросы и пытки. Шакловитый сначала во всем запирался, но после первой пытки стал виниться наполовину, а когда его повели пытать в другой раз, то, не допустив до пытки, сознался, что разговаривал со стрельцами о том, как бы произвести пожар в Преображенском селе и убить царицу, однако упорно отрицал умысел на жизнь царя Петра. Шакловитый обвинял в соучастии и Василия Васильевича Голицына.
У Василия Голицына был двоюродный брат Борис, ревностнейший приверженец Петра, любимец его. <Но > обвинение в измене ложилось пятном на весь род Голицыных. <К тому же > Борис Голицын, принявши от Шакловитого последнее признание, не показал его тотчас Петру, чтоб уничтожить из признания то, что касалось Василия Голицына; но Нарышкины донесли об этом царю. Борис извинялся перед царем, что было уже поздно и он по этой причине не показал бумаги тотчас. Петр не лишил его милости и доверия, но царица Наталья и Нарышкины питали к нему за это злобу…
Заступлению Бориса обязан был Василий Голицын тем, что его хотя наказали, но за другие вины. 9 сентября он был призван во дворец вместе с сыном Алексеем. Думный дьяк прочитал ему приговор, по которому он лишался боярства и вместе с сыном и семьею ссылался в Каргополь: это постигало его за то, что он мимо царей подавал доклады царевне Софье и, сверх того, за дурные распоряжения во время крымского похода, причинившие разорение государству и отягощение народу. … Василий Голицын написал в свое оправдание длинное объяснение в семнадцати пунктах: царь не читал его».
фото: Ю.ЗвездкинОдним словом, Борис Голицын хоть и спас двоюродного брата от немедленной гибели, которая постигла бы его, как постигла Шакловитого и других Софьиных приближенных, но его собственное положение при этом пошатнулось. Борису Алексеевичу было велено уехать из Москвы и жить безвылазно в своих подмосковных вотчинах, к числу которых и относились Дубровицы. Однако весною 1690 года молодой царь вызвал своего опального наставника в Москву и наградил его боярским званием. Видимо, остыл, а может быть, соскучился по одному из немногих истинно преданных людей.
Это внезапное расположение Петра и послужило главной причиной для закладки в Дубровицах роскошного храма, состоявшейся 22 июля 1690 года. А чем еще можно было порадовать юного царя, большого поклонника Европы (которую он тогда знал исключительно по Кукую), как ни европейской постройкой? Именно то, что такая постройка в России была первой, дало Борису Голицыну свободу выбора (если бы он строил чуть позже, когда стиль «петровского» барокко уже утвердился, пригласил бы, как миленький, Доменико Трезини, и построил бы что-то вроде Петропавловского собора).
Страшно даже подумать, что говорили и думали консервативные наши русские люди, когда вот такой вот Божий храм, в котором нет ничего ни православного, ни русского, кроме материала (здание построено из блоков белого мячковского известняка, из него же вырезаны статуи) вознесся ввысь на 42 метра своей горделивой золотой короной, рустованными стенами, «латынянскими» колоннами, муфтованными пилястрами, богопротивными идолами-статуями… Можно с уверенностью предположить, что без разговоров об антихристе не обошлось. Даже освящать церковь Знамения желающих не нашлось – пока Петр не привез в Дубровицы недавно назначенного местоблюстителя патриаршего престола – ученого малоросса Стефана Яворского, который и провел, наконец, освящение в 1704 году. При этом присутствовал сам Петр и 14-летний царевич Алексей – они стояли на хорах.
фото: Ю.ЗвездкинНо со временем православная церковь к собору пригляделась, попривыкла. И теперь считает храм если не святыней, то во всяком случае великой ценностью. Что же касается Голицына, постройкой своей он весьма угодил тому, кому хотел угодить. Борису Алексеевичу было возвращено полное царское доверие (для мнительного Петра – случай небывалый). И во время своего Великого посольства 1697-1698 годов царь оставил Бориса Голицына вместе с Нарышкиным и князем Прозоровским управлять Россией в качестве регента.
Что же касается классицистической усадьбы, расположенной совсем рядом с церковью, она построена значительно позднее, во второй половине XVIII века. И с церковью она не вполне гармонирует. Впрочем, здесь обычное для Москвы и ее окрестностей смешение всех стилей. Кстати, есть в усадьбе и объекты, построенные в псевдоготике. Это уж наследие фаворита Екатерины II Матвея Дмитриева-Мамонова (императрица подарила ему имение Дубровицы, выкупив у тогдашнего владельца – Григория Потемкина-Таврического). Именно Дмитриев-Мамонов окружил имение каменной стеной с зубцами и воротами в модном тогда стиле, придуманном Василием Баженовым – том самом, в котором построено Царицыно.
фото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкинфото: Ю.Звездкин
Знаменская церковь (Дубровицы) — уникальный памятник архитектуры
Русская земля богата памятниками сакральной архитектуры. Одно из необычных культовых сооружений — Знаменская церковь (Дубровицы). Храм был построен в конце XVII — начале XVIII века. До сих пор сведений о проектировщике и строителях церкви не сохранилось. Известно лишь, что над созданием архитектурного шедевра работали отечественные и зарубежные мастера.
История храма
Знаменская церковь в селе Дубровицы — основа воспитателя Петра Великого князя Б.А. Голицын. На Бориса Алексеевича подняли тщеславие, и царь приказал ему вернуться в родовое имение. Через год Петр I сменил гнев на милосердие и в знак примирения с Государем князем решил построить храм.
Тогда на месте будущего памятника архитектуры стояла деревянная церковь пророка Илии. В 1690 году ее перевели в село Лемешево.
Для строительства новой церкви выбрана белая скала. Материал прост в обращении, но при этом достаточно прочен, подходит для нарезания резьбы, создания декоративных деталей.Работы велись девять лет, но с освящением храма не торопились. Князь очень хотел пригласить Петра I на церемонию, но царь надолго покинул Москву. По другой версии, освящению церкви помешал патриарх Адриан, которому не понравилось здание в стиле барокко.
Знаменская церковь (Дубровицы) была освящена местоблюстителем Московского Патриаршего престола только в 1704 году митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном.
В 1812 году село было оккупировано французами. Завоеватели не очень заботились о православных церквях, но церковь в Дубровицах осталась нетронутой. Вероятно, красотой культового сооружения покорил солдат наполеоновской армии.
В 1929 г. церковь закрыли, а в 1931 г. — взорвали колокольню. Богослужения возобновились только в 1991 году.
Архитектура
Знаменская церковь (Дубровицы) спроектирована в виде бесконечного креста с закругленными клинками.Вместе с куполом храм возвышается над землей более чем на сорок метров. Контур здания повторяет узкую галерею высотой в десять ступенек, огороженную парапетом. На цоколе храма и парапете — орнамент.
Украшает церковь и скульптуру. У западных дверей прихожан встречаются статуи Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Над одной из дверей находится статуя Василия Великого.
С цоколя на мирян смотрят евангелисты, а с восьмиугольной башни — на апостолов.Фасад украшен фигурами ангелов. Церковь увенчана металлической позолоченной короной.
Интерьер
Значительную часть пространства внутри храма занимают рельефные композиции. Скульптуры изготавливаются из лепнины — искусственного мрамора с использованием обожженного гипса, квасцов, клея, извести, мела и других материалов.
В центре храма находится композиция «Распятие», справа от которой сидящие ангелы указывают на отрывки из Священного Писания. Первоначально надписи создавались на латыни, но в XIX веке митрополит Московский Филарет приказал украсить стену цитатами из Евангелия на церковнославянском языке.В 2004 году латинские тексты вернули на прежнее место.
На вершине западного выступа хоры. От пилона на нижний ярус ведет красивая каменная лестница. Эта часть храма оформлена в виде балкона, повторяющего очертания стены западного притвора.
Скульптуры идеально гармонируют с образом. Самая почитаемая икона — Богоматерь «Знамение».
Социальная деятельность
Приход Знаменской церкви оказывает благотворительную помощь инвалидам, больным, брошенным детям, пенсионерам.Жителей Москвы и области приглашают на благотворительные экскурсии, беседы со священником, чай. В Подольской городской больнице памперсы, памперсы, детская одежда, лекарства, медицинское оборудование закуплены за счет приходского бюджета.
При храме работает воскресная школа. Учителя знакомят студентов с Законом Божьим, историей России и Церкви, церковнославянским языком. Ученики также осваивают церковное пение и занимаются творчеством.
Еще одним видом деятельности школы является организация.благотворительные концерты и паломничества. Дети и родители совершают прогулки к храмам Подольского района, отправляются на теплоходе к святому источнику, посещают монастыри. Если кто-то хочет совершить паломническое путешествие, но не знает, с чего начать, то Знаковая церковь (Дубровицы) поможет осуществить задуманное. Как добраться в то или иное святое место, знают организаторы экскурсий по храму.
Настоятель храма протоиерей Андрей Грицышин каждое воскресенье беседует о Евангелии с мамами и папами учеников и другими прихожанами.
График богослужений
Знаменская церковь (Дубровицы) — действующий храм. В будние дни, воскресенье и праздничные дни услуги выполняются по фиксированному графику. С 8.30 часов литургия, поминальные службы. Заодно примите признание.
Таинства крещения, венчания, помазания, обряда погребения совершаются по согласованию со священником. Посещать церковь можно каждый день с 9.00 до 17.00. Вечерние службы продолжаются до 20.00.
Знаменская церковь (Дубровицы): как добраться
Прежде чем попасть в храм, нужно добраться до Подольска. Есть электрички до областного центра, а также автобус № 417 (от метро «Южная»), автобус № 65. Поездка на автомобиле не займет много времени.
Из Подольска следует ехать автобусной остановкой Дубровицы. Автомобилистам рекомендуется перед выездом из города повернуть направо, затем повернуть направо, а затем снова направо, ориентируясь по указателям. Чтобы приблизиться к храму, вам придется проехать всю деревню.Адрес — Московская область, г. Дубровицы, Знаменская церковь.
Самый лучший вид на церковь — с холма. Холм позволяет внимательно осмотреть окрестности храма, полюбоваться живописными пейзажами, реками Десна и Парха. Деревня Дубровицы построена в одном из красивейших мест Подмосковья.
Основные достопримечательности Перово и Новогиреево
Mos.ru продолжает серию статей на основе проекта Музея Москвы «Уличная лекция: краеведение.«Летом прошлого года московские исследователи и историки архитектуры собирались перед публикой во дворах в разных частях города и рассказывали о загадках и тайнах, принадлежащих разным районам Москвы. «Уличная лекция» возобновит работу этим летом, а до этого времени лекции о Хамовниках, Шаболовке, Раменках и Марьиной роще доступны в письменной форме.
Мария Калиш: в Перово и Новогиреево не так уж много архитектурных памятников: эти районы еще новые.До 1962 года это был один из городов-спутников Москвы. Эта идея возникла в 1920-х годах, когда промышленные колонии превращались в рабочие поселки, а затем превращались в настоящие города. Исторических построек здесь сохранилось немного, но можно выделить две церкви: Знаменскую церковь в Перово и Нерукотворную Спасскую церковь в Новогиреево, а также дачи, построенные вначале. 20 -го века.
Знаменская церковь в Перово (ул. Лазо, 5)Усадьба, на которой была построена Знаменская церковь в конце 17 — начале 18 гг., Принадлежала семье Голицыных, а затем была куплена государством.Кстати, рядом с церковью в начале 18 -го -го века был построен деревянный дворец. Легенда гласит, что здесь жил любовник и тайный муж Елизаветы, Алексей Разумовский.
Постройка обычно датируется 1699 годом. Над ней предположительно работал известный шведский архитектор Никодим Тессин Младший, создавший Знаменскую церковь в Дубровицах. Церкви одинакового размера, и многие из них одинаковы: они маленькие, немного богато украшенные, и обе имеют четырехугольную планировку.
Облик Знаменской церкви в Перово менялся несколько раз. Пожалуй, самым серьезным изменением стало то, что в 1906 г. пострадала одна из приделов. Тогда вместо Никольской часовни была построена массивная Серафимовская Саровская церковь с колокольней. Во избежание дисгармонии новая церковь была построена в стиле барокко, а не в обычном стиле русского возрождения. В 20 -м годах над зданием работал архитектор и реставратор древнерусского зодчества Петр Барановский.
В 1930 году в рамках реконструкции были разобраны церковь 1906 года и колокольня. Сейчас такое считается варварством, но тогда все постройки, построенные в начале 20-го -го -го века, были разобраны, и осталось только историческое ядро. Богослужения в церкви не проводились, окна заколочены: верхние — кирпичом, нижние — стальными ставнями, которые сняли только в 1990-х годах, когда было решено вернуть церковь общине.
Храм Нерукотворного Спаса в Гиреево (4а Свободный проспект)Знаменская церковь в Перово построена по приказу князя Петра Голицына в его усадьбе. Примерно в то же время, может быть, чуть позже, недалеко от усадьбы его сына в Гиреево была построена Храм Спаса Нерукотворного в Гиреево. Это сооружение подпадает под запрет Петра Великого на каменные постройки.
Это небольшая церковь с такой же четырехугольной планировкой, что и Знаменская церковь в Перово.Оба имеют по одной башне, но без колокольней (правда, в 19 гг. Церковь в Гиреево имела деревянную колокольню). Главное отличие — убранство: если Знаменская церковь богато украшена, то Храм Спаса Нерукотворного прост и скромен, но все же представляет собой интересный пример перехода между русской и европейской архитектурой.
Дача Алексея Дикого (ул. Алексея Дикого, 16)Старая деревянная дача на улице Алексея Дикого в Новогиреево — свидетельство театральной истории этого края.В начале 20 годов века здесь жил Алексей Дикий, актер и режиссер, сначала работавший во МХАТе, а в 1931 году основавший свой театр. Это здание купила его мать; а Дикий очень любил это место и называл свое имение «Гиреевка». Здесь Дикий принимал таких людей, как Константин Станиславский, культовый художественный руководитель МХАТ, и Алексей Бахрушин, меценат, основатель частного литературно-театрального музея.
Сегодня эта дача выглядит необычно для человека, впервые попадающего на улицу Дикий: небольшой деревянный дом, окруженный многоэтажными домами.Дача не музей, но охраняется как объект культурного наследия.
Красная дача (ул. Новогиреевская, 7)Трехэтажный кирпичный дом недалеко от шоссе Энтузиастов также хранит память о творческих людях, живших здесь в начале 20 -х годов века.
Красный дом (названный так из-за цвета неоштукатуренных стен) был дачей художников. Площадь в Гиреево была передана Владимиру Фаворскому, Ивану Ефимову и Льву Кардашову в 1936 году для строительства мастерских с прилегающими жилыми домами.Построенное по их проекту здание отлично смотрелось среди соседних деревянных домов. Студии располагались на первом этаже, а жилая площадь — на втором и чердаке.
После смерти художников здесь жили их потомки, а также художница Елена Коровай и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Владимира Фаворского; художник Дмитрий Жилинский с женой, скульпторы Нина Жилинская и Дмитрий Шаховской женаты на Марии, гончаре и дочери Владимира Фаворского.
Люди по-прежнему живут в доме, и работа продолжается в мастерских. Потомки художников сохраняют здание в прежнем виде, но попасть в него будет сложно: Красный дом, как и дача Дикого, не музей.
Музей наивного искусства (Зеленая дача) (15а Союзный проспект)Еще одна дача с историей находится на Союзном проспекте: это Музей наивного искусства.
Сегодняшний район Новогиреево был интереснейшей деревней в прошлом, построенной торлецкими купцами в начале 20 гг. (Сегодня вариант этого названия сохранился в названии связанных с ними достопримечательностей, таких как Терлецкий парк и Терлецкие пруды).Как и в Нью-Йорке и Берлине, этот район был разделен на проспекты. Красиво звучали имена: Думский или Баронский (теперь они посовременнее: Союзный и Федеративный). Здесь были предложены индивидуальные участки земли, готовые к застройке с водопроводом и электричеством.
Рекламный буклет, приглашавший людей в село Торлецких, обещал близость к столице: «Всего восемь верст и 20 минут от Москвы», — гласило оно. Кстати, одна дача — отличный образец модерна, изображенная в этой антикварной рекламе, сохранилась до наших дней.В нем уже долгое время размещается несколько музеев. Музей наивного искусства находится на Союзном проспекте, 15а, в Перовском районном музее.
Музей Вадима Сидура (ул. Новогиреевская, 37а, , ),Это не памятник архитектуры, но и интересное здание. Музей Вадима Сидура открылся в 1989 году, после смерти скульптора. В советское время у Сидура не было выставок: его исключили из КПСС за «формализм и пацифизм».В 1987 году при поддержке Перовского горисполкома открылась его первая выставка: она проходила в небольшом помещении местного выставочного зала «Перово» на Новогиреевской улице. В 1989 году музей Перово был переименован в музей Вадима Сидура.
В годы перестройки этот небольшой участок между Новогиреевской улицей и Зеленым проспектом, на котором расположен музей, стал районным центром. В сквере за музеем открыт памятник непогребенным («Скорбящие матери») воинам, погибшим в Афганистане.
Фотография внешнего вида церкви — ID: 123186900 — Изображение
Фотография внешнего вида церкви — ID: 123186900 — Royalty Free — Stocklib 123186900 Вы здесь:- Home
- Внешний вид церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Знаменская церковь в …
- Id: 123186900
- Тип носителя: Фотография
- Автор: Александр Смирнов / legart
- Ключевые слова:
Внешний вид церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Знаменская церковь в Подольске Московская область, Россия
РазмерВы не авторизованы!
Войдите, чтобы загрузить это изображение.
Невероятные материалы. Гибкая ценовая политика. Купите кредиты и начните скачивание сегодня.
Подождите, идет загрузка вашего изображения
описание, история и интересные факты
Среди всего многообразия русских храмовых построек, иногда являющихся шедеврами архитектуры, есть такая, не имеющая аналогов.Это церковь Знамения Пресвятой Богородицы, расположенная в селе Дубровицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к его истории, нельзя не ощутить скрытый в ней секрет.
Наследник престола
В те далекие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церковь во имя пророка Ильи, имение Дубровицы, расположенное недалеко от Подольска, принадлежало род князей Голицыных.Старший из них, Борис Алексеевич, был наставником и наставником будущего государя Петра Великого. Со временем, когда его питомец, топивший в крови все бунты и бунты, занял русский престол, князь, как самое близкое ему лицо, вошел в большую силу.
Но иногда бывают переменчивые гнев и милосердие сильные мира сего. Найденный при дворе завистник, нашептавший клевету на клевету на своего старого учителя, и быстро на расправу Петр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение — те же Дубровицы.Старику Голицыну было горько получить благодарность такой монетой за все усердие, проявленное к ним на воспитательном поприще. Отрадно, что я не потерял голову — это было привычно для Петра Алексеевича.
Заступничество Царицы Небесной
Однако Император был пылким, но находчивым. Через год он сменил гнев на милость и снова позволил Борису Алексеевичу предстать перед царскими взорами. Чтобы утешить старика, он превозносил его боярское достоинство.Князь Голицын, будучи православным и глубоко верующим человеком, считал, что такая счастливая перемена в судьбе может произойти только по заступничеству Царицы Небесной. Преисполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы — памятник счастливому избавлению от опалов.
Шедевр неизвестного гения
Строительство князя началось в 1690 году, ранее приказал снести старую деревянную церковь Ильи Пророка, построенную в 1662 году, и перенести ее в соседнее село Лемешево.Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются загадки. Дело в том, что об архитекторе, создавшем проект этого архитектурного чуда, абсолютно ничего не известно.
В петровские времена многие выдающиеся иностранцы работали в России и увековечили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как петровское барокко, но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровиц. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой воплощена рука гения, лишена авторства.Совершенно исключено, что один из выдающихся зарубежных мастеров, побывавших в те годы в России, выполнил работы такого уровня, и она не украсила его творческую биографию.
Гипотеза некоего русского гения не выдерживает критики. Не умаляя заслуг отечественных мастеров, от него все же следует отказаться.
Это становится очевидным с первого взгляда на том, что это постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, является продуктом итальянской творческой мысли, воплощенной в стиле барокко.В России строили совсем иначе. По всей видимости, к его созданию приложили руку и отечественные мастера, но только реализовав чей-то гениальный замысел.
Торжества по случаю освящения церкви
Но, так или иначе, и церковь воздвигли. Для его строительства использовался местный белокаменный камень, часто встречающийся в Подольском районе. Его преимущества — простота обработки и одновременно прочность, позволяющая проработать мелкие детали декоративной резьбы.Работы были завершены в 1699 году, но через пять лет церковь освятили.
Причина этой задержки в том, что князь Голицын хотел пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был построен в память об их примирении, и его желание было вполне объяснимо. Но поскольку в те годы царь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось ждать возможности пять лет.
Он представился в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I и его сына цесаревича Алексея была освящена новая церковь.Поскольку царь любил отмечать все широко и пышно, торжества длились целую неделю, и все местные жители от мала до велика принимали в них участие по его воле (точнее, по приказу).
Храм, который предстал взорам собравшихся гостей, был действительно красив. В своей основе он изображал крест с равными концами. По всей окружности он был окружен крыльцом, поднятым на высоком фундаменте и богато украшенным резьбой. Поразила фантазия и обилие скульптурных орнаментов, выполненных на библейские сюжеты.Но главной изюминкой стала металлическая и позолоченная корона, венчающая церковь и заменившая традиционный купол.
Церковь не тронута врагом
Во время наполеоновского нашествия французы были заняты Подольском. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предавшие чуждые им православные святыни, не только не решились разрушить ее, но даже не коснулись внутренней части утвари и не повредили богатые оклады икон.
Время гонений на церковь
Относительно тихо и благополучно было для церквей в течение следующего столетия, пока не разразился ХХ век, и власть в стране не была захвачена теми же людьми, которых Лев Толстой так поспешно называл Богом -носитель. Волна антирелигиозной кампании, начавшаяся сразу после прихода к власти новой власти и поддержанная официальной пропагандой, достигла села Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой насчитывает уже более двух веков, оказалась в центре трагических событий.
Очень скоро все священнослужители, считая инопланетную стихию, вместе с семьями и маленькими детьми, были выселены из домов, переданных в местный совхоз, а сам храм был закрыт. Последний ее настоятель — протоиерей отец Михаил (Порецкий) — был сослан в ссылку, из которой так и не вернулся.
Под властью вандалов
Новых хозяев жизни, в отличие от завоевателей-французов, не тронуло чуждое им барокко барокко. Уничтожив дотла старый мир, они не пощадили церковную колокольню, которая также представляла исключительную художественную ценность.Его просто взорвали за ненадобностью. Осталось только поблагодарить Бога, не допустившего разрушения всего храма и защитившего его от рук домашних вандалов.
В запустении храм оставался до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное ученым, обрадовавшимся увеличению веса скота и увеличению надоев — они не пытались переоборудовать полученный храм в коровнике.Более того, его даже начали восстанавливать, что длилось сорок лет и если не улучшили его внешний вид, то, по крайней мере, не допустили обрушения здания.
Церковь вернули людям
Но всему на свете, включая человеческие беды, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, отважившись на годы перестройки, потребовали вернуть им Знаменскую церковь. Поскольку к тому времени на наших глазах таяла сила местных партийных и советских органов, то, закаленные в своей атеистической стойкости, они не могли существовать долго.Через год храм был возвращен в ведение Московского Патриархата, и в нем возобновились богослужения.
В наши дни, восстановив и переняв тот самый образ, который принес ей славу, она снова принимает в свои стены тысячи верующих. К нему съездят и те, кто еще не нашел свой «путь к храму», все еще хочет увидеть созданную более трех веков назад в усадьбе Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Как к нему добраться?
Удобный проезд на общественном транспорте указывает на сайт церкви.Рекомендуется следовать электричкой от вокзала «Курск» до станции Подольск, а затем автобусом или маршруткой № 65 до поселка. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы — главная достопримечательность. Помимо него будет интересно осмотреть и само здание.
Тем, у кого есть личный транспорт, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, проезжая Подольск, следовать дальше до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.«Карта, приложенная к статье, позволит вам легко добраться до нужного места.
p >>Площадь Восстания в Санкт-Петербурге, Россия
Одна из главных площадей Санкт-Петербурга, расположена на углу Невского проспекта и Лиговского проспекта. Для тысяч туристов этот район — первое, что они видят в городе, выходя за ворота Московского вокзала. Однако не спешите покидать площадь, ведь в ее истории много интересных поворотов.
В 1711 году на месте нынешней площади работы на Невском проспекте сходились с противоположных сторон. Однако, когда две стороны встретились, они поняли, что их конструкция была слишком низкой и неточной, поэтому на проспекте был заметный провал. Здесь с юга на север проходит древняя новгородская дорога, по которой в 1718-1721 годах был прорыт Лиговский канал. В 1765-1767 годах на углу Невского проспекта и Лиговского канала по приказу императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Входа в Иерусалим, известная в народе как Знак.В 1794–1804 годах он был перестроен в камне, а в 1809 году был обнесен железной оградой с двумя часовнями по углам.
Площадь Восстания во время белых ночей с Московским вокзалом и Обелиском Городу-герою
Строительство площади началось в 1844 году и совпало со строительством железной дороги из Петербурга в Москву архитектором Николаем Ефимовым. По плану архитектор Константин Тон создал Николаевский вокзал (ныне Московский), а Александр Гемилиан построил напротив вокзала большое каменное здание.В здании были гостиничные номера и зимний сад, где проводились балы и концерты. Дом сначала назывался гостиницей «Знаменская» или «Северная», а после революции — «Октябрьская». Отель и вокзал несколько раз реконструировались, но их основной архитектурный облик сохранился до наших дней.
В 1909 году центр площади украсил бронзовый конный памятник императору Александру III. Его скульптор Павел Трубецкой работал над памятником восемь лет и создал четырнадцать различных вариантов, два из которых в натуральную величину.К сожалению, плоды такой кропотливой работы недолго выставлялись на площади, поскольку памятник разобрали в 1937 году и перенесли во двор Русского музея. Сегодня его можно увидеть перед Мраморным дворцом.
Станция метро Площадь Восстания
В феврале 1917 г. на Знаменской площади произошли массовые демонстрации и столкновения с полицией. В память об этих событиях в 1918 году площадь стала называться Площадью Восстания.В 1940 году под предлогом строительства метро Знаменскую церковь снесли, а на ее месте построили станцию «Площадь Восстания».
Во время блокады Ленинграда на площади располагались орудия и огневая мощь армии, превратившая ее в военный опорный пункт. В 1965 году советское правительство решило установить в каждом городе обелиски в память о воевавших во время войны. Для Ленинграда этот обелиск разместили на площади Восстания. В 1985 году в ознаменование 40-летия Победы над фашистской Германией на площади была возведена 35-метровая колонна.Площадь Восстания стала своеобразной «сестрой» Дворцовой площади, на которой расположена Александровская колонна в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
В наши дни площадь Восстания — это не только крупная транспортная и пассажирская зона, но и зримая память о славных страницах истории Ленинграда. Петербург.
Станции метро: | Площадь Восстания |
---|---|
Маршрут: | Выход метро Восстания Площадь |
Что здесь? | Ленинграду Обелиску Городу-Герою, Московский вокзал |
Что рядом? | Невский проспект, д. Лиговский проспект |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ: Выбор редакции
ОБЩЕЖИТИЕ: Выбор редакции
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
.