Музей-заповедник Дивногорье (Воронежская область)
Есть в Лискинском районе Воронежской области небольшой хуторок, название которого так и ласкает слух каждого путника, предвещая диво дивное, да чудо чудное. Дивногорье – природный архитектурно-археологический музей-заповедник под открытым небом.Природа этих мест удивительна и полностью оправдывает свое название. Нерукотворное чудо Дивные горы – меловые останцы причудливой формы возвышаются на высоких холмах. Пещерные комплексы, как самые притягательные и загадочные объекты, так и манят сюда путешественников. А для археологов здесь просто настоящий кладезь уникальных находок, начиная от эпохи палеолита до средневековья.
В поисках прекрасных пейзажей, необычного мелового ландшафта и невиданных Див мы и отправились в музей-заповедник «Дивногорье».
Как добраться в Музей-заповедник «Дивногорье» из Воронежа
Дивногорье от Воронежа находится примерно в 150 километрах. В этот путь мы отправились большой компанией, в составе которой были все возрастные категории: от малого до прекрасных дам в самом расцвете лет.
Выехав из города на трассу М4 ДОН и преодолев терминал с оплатой, двигаемся до указателя на Лиски, где уходим направо. Оставив город позади, преодолеваем два круговых движения, ж/д переезд, везде следуя указателям. Два часа пути и мы на месте.
Большие Дивы
Первым делом мы отправляемся к Большим дивам, где находятся пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери и остатки Маяцкого городища.
Музей-заповедник «Дивногорье» как раз с 1 мая начал свою работу. Обычно здесь проводят экскурсии каждые два часа. Но по случаю открытия сезона и большого наплыва людей, в день нашего посещения они проводились каждый час и по две сразу.
Нашу многочисленную группу разделили на две части, и каждая отправилась со своим экскурсоводом считать ступеньки.
Говорят, что если посчитать при подъеме и спуске ступеньки, и их количество совпадет, то желание, которое вы загадали, обязательно сбудется. Люблю я вот такие поверья, но сама не считала. Поленилась.
Из-за большого количества групп, находящихся на территории заповедника одновременно, наша экскурсия началась с заду наперед конца. В классическом варианте маршрут всегда начинают с посещения пещерной церкви, а уже потом отправляются на вершину холма. И это однозначно более удобный вариант.
Наверху помимо прекрасных видов, сразу обращаем внимание вот на такую табличку.
Экскурсовод делает краткий инструктаж по поводу, как уберечь себя от встречи с гремучими:
- завидя змею, не нужно впадать в транс или бросаться с высоты
птичьего полетасвоего роста на землю, при этом точно метя голой шеей ей в пасть; - желательно, чтобы змея была не голодной, и с последнего перекуса прошло не более двух недель. Тогда ее яд не будет столь силен, как хотелось бы;
- да, в принципе здесь неподалеку отличная больница, где бригада опытных врачей обязательно спасут вас. Если успеют, конечно
А если серьезно, то змеи тут действительно водятся и осторожность не помешает. Желательно ходить по натоптанным тропам, не забираться в траву и иметь удобную закрытую обувь.
Но, к счастью, на нашем пути извивалась, словно змея, живописная река Тихая Сосна, а пару ей составил не менее рельефный Дон.
А между ними зеленели просто дивной красоты заливные луга. Их никогда не засеивают, потому что каждую весну реки разливаются и затопляют своими водами все вокруг, превращая заливные луга в «заливное море».
Кстати, ученые предполагают, что многие тысячелетия назад на современной территории Дивногорья было не «заливное море», а настоящий океан. Важным подтверждением этому служат маленькие бурые частички, которые похожи на сухие листочки. Но при внимательном рассмотрении, а еще лучше для чистоты эксперимента замочить их в воде, вы сразу убедитесь, что это водоросли.
Вообще флора и фауна Дивногорья богата на реликтовые краснокнижные растения, из которых нам встретился желтенький горицвет.
Какие же еще удивительные истории таит в себе Дивногорье?
Несомненно, одна из важнейших находок этих мест – это Маяцкий археологический комплекс IX-X веков, где когда-то была одна из могущественнейших держав средневековья – Хазарский каганат.
Жили тут аланы и болгары, не тужили. Построили прекрасную белоснежную крепость. И оставили потомкам о себе светлую память богатый археологический материал в виде остатков городища, гончарных мастерских, древних захоронений.
На сегодняшний день раскопки приостановлены и законсервированы. Всё городище, которое нашли археологи, теперь стоит под слоем грунта. На месте Маяцкой крепости — высокий земляной вал, окруженный рвом.
Экскурсовод приводит всех на место погребенного под слоем земли селища, и, топнув ногой, ты слышишь, как отдается эхо, натыкаясь на пустоты под землей.
Вот и добрались мы до главной достопримечательности, собственно ради которой и берут экскурсию, т.к. без нее вход в церковь Сицилийской иконы Божией Матери не возможен.
Если все это время на Большие Дивы мы любовались со стороны, рассматривая с разных точек эти дивные меловые останцы,
то теперь нам предстояло увидеть их изнутри, окунуться в меловую толщу и узнать интереснейшую историю существования пещерного монастыря.
Вообще, хочется выразить огромное сожаление по поводу того, что «что имеем — не храним, а потерявши — плачем». Так и с Дивами, которых здесь было на порядок больше, но при строительстве железной дороги их стало на порядок меньше.
А мы с трепетом входим в церковь, и сразу чувствуем прохладное дыхание пещеры. Здесь всегда царит +10, поэтому теплая одежда просто необходима. С трудом представляю, как можно жить долгие годы в вечном холоде и темноте.
Внутри пустынно, нет никакого убранства. И только единственная икона под толстым стеклом напоминает о предназначении этого места. Это список с первоначальной Сицилийской иконы Божией Матери.Самое интересное, что ждет в пещерном храме – это подземный крестный ход. Удивительные ощущения будут сопровождать вас весь путь, а некоторые могут получить даже загадочные знамения.
Пройдя крестным ходом, мы оказались на втором этаже, где забрезжил свет из единственного имевшегося на всю церковь окна. Да, будет свет…
Даже и не знаю, успевали за своими трудами монахи любоваться всей той красотой, которая открывается от порога церкви.
А выйдя из храма, ты понимаешь, почему экскурсию лучше начинать с церкви. Вся наша многочисленная компания в один голос отказалась опять считать ступеньки, тем более вверх. При этом за бортом остались каньон и археологический парк, до которых без малого нужно было прогуляться километра полтора.
Ну, что ж, надеюсь, это будет уже другая история. А мы отправляемся в село Селявное, по пути встретив белоснежный меловой карьер.
Малые Дивы и Свято-Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь стал для всех нас неповторимым, удивительным и самым запоминающимся аккордом всей поездки.
В храме шла служба, и невероятный мужской хор просто заворожил наш слух. Так не хотелось уходить, казалось, что растворяешься в этом стройном звуке голосов.
На территории храма нас встретил уже совсем другой предупреждающий знак.
И, конечно, Малые Дивы.
Некоторые, благодаря умелой работе непревзойденных мастеров – Ветра и Дождя, приобрели особо причудливые очертания
И храм Рождества Иоанна Предтечи, из недр, которого повеяло невероятным холодом.
Тропинка наверх и виднеющийся впереди крест на холме, как напоминание о тяжком пути Христа.
И какие же просторы вокруг необъятные.
Вдаль убегает, извиваясь словно змейка, Дон.
Прямой лентой уходит железнодорожный путь.
И загадочные круги на земле.
Подробности о них мы узнаем потом. Но это уже точно совсем другая история.
galina-lukas.ru
Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Дивногорье
Плато Дивногорье
«Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною», — так в 1389 году писал о месте, где извилистая Тихая Сосна впадает в могучий Дон, путешественник Игнатий Смольянин.
Возвышающаяся над рекой равнина, посреди которой стоят белые глыбы, казалась нашим предкам невиданным дивом. Они так и прозвали её — Дивногорье. Прошли века, но и сегодня иначе как чудом это древнее место не назовёшь.
Дивногорье — это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения — твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.
Меловые останцы в виде столбов — это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.
Меловые ДивыФото: CatTheSun / Фотодженика
На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая. Удивительно, но, несмотря на такие особенности климата и почвы, на территории плато произрастает более 40 видов уникальных растений и водятся редкие животные.
За растительный мир Дивногорья учёные называют плато «Сниженными Альпами». Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.
Фото: 1, 2, 3
Не менее уникальна и фауна плато. Водятся редкие дрофа и беркут, много филинов, жаворонков, луней. Из млекопитающих можно встретить зайца, лисицу, хорька.
За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».
Что посмотреть в Дивногорье?
Предложения присвоить Дивногорью статус заповедника звучали ещё в начале ХХ века. Но с приходом советской власти о природно-культурной ценности этих мест забыли. Монастырь, действовавший там с XVII века, закрыли, разместив в нём сначала дом отдыха, а затем лечебницу для больных туберкулёзом.
Лишь в 1988 году в Дивногорье открыли музей (филиал Воронежского краеведческого). Статус государственного природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье получило в 1991 году.
В настоящее время площадь этого музея под открытым небом составляет порядка 11 кв. км. Он включает в себя несколько достопримечательностей, главными из которых являются Маяцкое городище и Успенский монастырь с пещерными храмами (Большие и Малые Дивы).
Маяцкое городище
Маяцкое городище — это археологический памятник IX–X веков. В те далёкие времена Дивногорье населяли аланские племена. Этот полукочевой народ основал здесь несколько поселений, возделывал пойменные земли вблизи плато, занимался гончарным делом.
Политически эта земля принадлежала Хазарскому каганату. Хазарии требовались надёжные форпосты, которые бы защищали её от притеснений славян. Одним из таких и стало Маяцкое городище. Поселения донских аланов обнесли белокаменной крепостью с шестиметровыми валами, у стен вырыли глубокий ров.
Крепость выполняла оборонительную и фискальную функции (туда местные жители приносили дань для Хазарского каганата). Кроме того, там останавливались торговые караваны, чтобы отдохнуть и сменить коней.
В Х веке крепость стала подвергаться набегам печенегов. Одновременно с этим ослабло Хазарское государство. Донские аланы вместе с хазарскими наместниками покинули городище.
Фото: 1–3
В настоящее время Маяцкое городище включает в себя остатки белокаменной крепости и поселений, а также могильника и гончарских мастерских. Здесь можно увидеть найденные во время раскопок артефакты: посуду, украшения, оружие и т. д.
Но нагляднее всего быт донских аланов демонстрирует археологический парк, находящийся неподалёку от городища. Это реконструкция деревни IX–X веков. Полуземлянки, глинобитные хижины, похожие на юрты, предметы быта — смотришь и думаешь: «Неужели люди действительно так жили?».
Большие и Малые Дивы
Существует красивая легенда, будто бы в XII веке два греческих монаха Ксенофонт и Иоасаф, жившие в Италии, устав от нападок католиков, ушли на Русь. С собой они взяли икону Сицилийской Божьей матери. Монахи пришли в Дивногорье, увидели меловые столбы и в одном из них вырыли скит.
Однако письменных свидетельств этого нет. Официально Дивногорский монастырь основан в 1653 году с целью защиты от набегов татар.
Два главных сооружения монастыря — пещерные церкви в Больших и Малых Дивах.
Большие Дивы — это двухэтажная пещера, выдолбленная в породе одного из меловых останцев. Именно там в 1831 году, согласно преданию, была найдена икона Сицилийской Божьей Матери, якобы принесённая когда-то Ксенофонтом и Иоасафом. (В настоящее время подлинник иконы утрачен.) Спустя некоторое время пещера перешла в ведение Дивногорского монастыря и стала храмом.
Фото: nikolay_safonov / Фотодженика, tiplyashin / Фотодженика, vlad_k /Фотодженика
У церкви необычная архитектура. На первом «этаже» — алтарь и длинные коридоры с полукруглыми сводами; на втором — горницы, где когда-то жили монахи. Внутри храма круглый год одинаковая температура — около 12–15 ºС тепла.
Рядом с церковью — лестница. Если подняться по ней, то открывается чудесный вид на плато. А напротив храма — родник, вода в котором считается святой.
Вид с Больших ДивЕщё одна пещерная церковь Дивногорского монастыря (Малые Дивы) носит имя Иоанна Предтечи. Она меньше по размеру, но внутри довольно похожа на церковь в Больших Дивах.
Церковь в Малых ДивахФото: Gargonia/Shutterstock.com
Вообще пещер на территории Дивногорья гораздо больше. Жившие здесь на протяжении веков монахи рыли сложные подземные ходы, чтобы можно было укрыться в смутные времена.
Чем заняться в Дивногорье?
Лучшим временем для посещения Дивногорья считается поздняя весна: плато наполняется яркими красками цветущих растений и их пьянящими ароматами. К тому же в это время ещё не так жарко, как летом.
Разумеется, пункт № 1 в программе мероприятий в Дивногорье — это посещение музея-заповедника. Так как он располагается под открытым небом, вход в него бесплатный — можно часами бродить, любуясь местными красотами. Но чтобы попасть в музейные объекты, расположенные на территории заповедника, к примеру в археологический парк, придётся покупать входной билет. При этом, как у любого заведения, у музея есть свои часы работы.
Если вы захотите попасть внутрь пещерных храмов, то придётся записаться на экскурсию. Сделать это можно в домике администрации, что неподалёку от хутора Дивногорье.
Также в администрации вы можете купить экскурсию по одному из предлагаемых маршрутов. В этом случае по всем объектам вас проведёт экскурсовод и расскажет об истории и мифологии этих мест. Но цены на экскурсии, откровенно говоря, кусаются.
Экскурсионные маршруты ДивногорьяФото: nikolay_safonov / Фотодженика
Большая удача, если вы посетите Дивногорье в дни, когда там проводятся различные мероприятия (обычно это время с начала мая по конец августа): этнографические праздники, исторические спектакли, выставки, пленэры и многое другое. Как правило, развлекательные программы проводятся на территории так называемого Дивногорского подворья (стилизованная усадьба, выполняющая роль площадки для проведения фольклорных праздников и мастер-классов ремесленников).
Плато располагается на реке Тихая Сосна. Прибрежная зона — излюбленное место туристов с палатками. На берегу разрешено разводить костры, а в реке — ловить рыбу и купаться. Поэтому посещение Дивногорья может стать для вас не только знакомством с природно-культурными памятниками, но и отличным отдыхом.
Кстати, для любителей активного времяпрепровождения музей-заповедник организует прокат байдарок для сплава по Тихой Сосне.
Пункт № 2 программы-минимум при посещении Дивногорья — Дивногорский каньон. Он находится неподалёку от Маяцкого городища и представляет собой меловой овраг причудливой ребристой формы глубиной порядка 30 м. Это потрясающее место для фотосъёмки: можно поймать не один десяток живописных кадров.
Дивногорский меловой каньонФото: nsafonov/Shutterstock.com
Как добраться до Дивногорья?
Дивногорье находится в 80 км к югу от Воронежа.
Адрес музея: Воронежская область, Лискинский район, хутор Дивногорье.
Добраться можно автомобильным и железнодорожным транспортом.
На машине
Расстояние от Воронежа до хутора Дивногорье составляет 150 км.
Если поедете не на личном авто, а на общественном транспорте, то обратите внимание, что прямого автобуса от областного центра до хутора нет. Доехать можно до города Лиски. Ежедневно курсирует несколько рейсов (подробнее с расписанием можно ознакомиться здесь). От Лисок до хутора Дивногорье также ходит автобус (маршрут: Лиски — Ковалёво до хутора Дивногорье; время отправления: 11:15).
От Москвы до хутора Дивногорье — 650 км. Путь при этом пролегает по федеральной трассе М4 (маршрут Е115). Проехав Воронеж, необходимо свернуть на Лиски, а затем ехать через населённые пункты Никольское и Ковалёво и, не доезжая Селявного, свернуть на Дивногорье.
Для автомобильного транспорта на территории музея-заповедника оборудована стоянка.
На поезде
От Воронежа до Дивногорья можно добраться также на электропоезде. Правда, ехать придётся с пересадкой. Так, сначала нужно доехать до станции Лиски, а затем до станции 143 км.
Подробное расписание всех электричек есть на «Яндексе».
Рядом с плато проходит железная дорогаОбратите внимание! Сходить следует именно на станции 143 км, а не на станции Дивногорская, которая располагается немного раньше по пути следования. Платформа 143 км находится в непосредственной близости от здания администрации музея-заповедника «Дивногорье». Это удобный отправной пункт для начала экскурсии.
Почему стоит увидеть Дивногорье?
Диво… Согласно этимологии, это слово произошло от древнего «дэвы», то есть «божества», «духи». Менялись эпохи — менялось произношение, но корень оставался неизменным. Постепенно «дэвы» стали «дайвами», а «дайвы» — «дивами». И чем, как не божеством, были каменные глыбы для племён и народов, живших на плато?
Глядя на эти места, не покидает ощущение чего-то диковинного. Древние природные ландшафты и старинные памятники архитектуры мирно соседствуют друг с другом, создавая уникальную атмосферу.
Фото: Lilyana Vynogradova/Shutterstock.com, Lilyana Vynogradova/Shutterstock.com, Shchipkova Elena/Shutterstock.com
Сколько лет меловым Дивам? Доподлинно неизвестно. Но ясно одно: они стояли при хазарах и печенегах, они пережили Российскую империю и советскую власть. Дивногорские столбы наверняка будут удивлять и наших правнуков, а у нас пока что есть уникальная возможность увидеть Дивы своими глазами.
lifehacker.ru
Дивногорье в Воронежской области
Дивногорье – название сказочное, но оно совершенно реально существует в России, в Лискинском районе Воронежской области.
Географическое положение
Дивногорская возвышенность находится на правом берегу реки Дон в 80 км от Воронежа, если двигаться на юг. В 1988 году здесь организован музей, который в 1991 году получил статус музея — заповедника. Площадь заповедника занимает 11 км², это меловые отложения, максимальная высота которых над уровнем моря — 181 метр.
У подножия плато протекает река Тихая Сосна, она сливается с Доном на высоте 78 м над уровнем моря, и это оказывает влияние на микроклимат возвышенности. Количество осадков здесь в 1,5 – 2 раза меньше, чем на равнине. В верхнем слое почвы 15 – 20% мела, а если опуститься на 80 м, то там уже в чистом виде находится мел.
Район Дивногорья – степная зона, и сегодня там можно увидеть более 250 видов растений, 40% которых относятся ботаниками к мелолюбам (кальцефитам).
Историческая справка
История заповедника начинается в 1991 году, когда здесь организовали музей, однако, ещё в самом начале ХХ века известный русский географ и путешественник В.П. Семенов-Тян-Шанский говорил о возможности и необходимости создания заповедника в этом удивительном месте.
Первое же упоминание о Дивногорье сделал в своих записях сопровождающий в путешествии по Дону митрополита Пимена Игнатий Смольянин в 1389 году. До XVI здесь была вотчина кочевых народов, и только потом, в процессе освоения новых территорий, Московское государство включило в свой состав Воронежское Дивногорье. Кстати, не «диво», в смысле «чудо», а «дивы» — меловые уникальные столбы явились основой для названия этого района. Хотя, иначе, как чудом, назвать его тоже невозможно.
Прочитайте на сайте статью про Аркаим Челябинской области — удивительный памятник древней цивилизации, а так же обратите внимание на материал про Рускеальский мраморный каньон, незабываемо красивое совместное творение природы и человека.
Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь
Пещерный монастырь, мужской, действующий. Дата его основания – 1650 год, основан украинскими казаками. Однако есть версия, что обитель существовала здесь чуть ли не со времён первых христиан, причем, в подтверждение этой версии существуют в пещерах ниши, похожие на кельи монастырей древности, а также рисунки на стенах, аналогичные тем, что находят в катакомбах древнего Рима периода начала христианства.
Согласно легенде монастырь основали греческие иноки Иоасаф и Ксенофонт, бежавшие от преследования католиков. Они принесли с собой икону Божьей Матери. Однако, историческая наука не подтверждает существования здесь монастыря до XVII века, так как именно эти места были ареной постоянных столкновений между русскими и татарами. Выдвигается версия, что это мог быть просто скит.
Собственно говоря, первые 80 человек были посланы сюда из Острогожска и Коротояка для строительства укреплений против татар на оборонительной Белгородской линии. Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь в честь Иоанна Чудотворца в 1653 году. Тогда в обители было всего 15 монахов.
Деревянную церковь уничтожил пожар, в 1658 году на её месте построили Успенскую церковь, одновременно была создана пещерная Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Предполагалось, что монахи будут жить в пещерах, но существовать в пропитанных известью помещениях очень трудно, поэтому было принято решение часть горы срезать и построить там келейные здания. Ходы и пещеры внутри горы продолжали расширять и обустраивать. В пределах Дона это был первый пещерный монастырь.
Место на торговом пути из Крыма в Россию оказалось достаточно опасным. Татары часто совершали набеги на монастырь, поэтому часть братии в 1671 году ушла на запад и организовала монастырь над рекой Псёл. А за год до этого, 26 сентября, у стен Дивногорского монастыря произошло важное сражение войск Степана Разина с войсками царя, где атаман потерпел поражение.
Монахи начали запасаться средствами обороны против непрошеных гостей, в обители появились на колокольне пушки, а пещеры, имеющие несколько выходов и входов, могли служить хорошим укрытием.
Постепенно монастырь обзаводился хозяйством. Ему были жалованы мельницы, богатое село, сдающее оброк, право торговать солью. В обители находилась богатая библиотека, это был уже не только хозяйственный, но и духовный центр. А в 1693 году на землях монастыря получили разрешение селиться «вольные бобыли». Туда потянулись люди из России и Украины, удивительно, что и сейчас в слободе Селявной, что в 2-х километрах от монастыря живут украинцы и русские, каждые сохраняя свой язык и традиции.
В мае 1699 года обитель посетил молодой царь Петр I. Монастырь развивался, богател, строил каменные храмы, но с приходом к власти Екатерины II ситуация резко меняется – монастырь был лишен крепостных крестьян, земельных наделов, а оставшаяся братия переводится в другие монастыри. При Екатерине II такая участь постигла многие монастыри, и лишь после её смерти некоторые из них начали восстанавливаться.
Непросто было получить разрешение на восстановление, но в 1828 году на территорию Дивногорского монастыря был переведен Коротоякский монастырь. Возобновилось активно строительство, в это время создан архитектурный комплекс, включающий как наземные постройки, так и пещерные сооружения.
В советское время обитель постигла участь большинства подобных организаций – в 1924 году монастырь был разграблен, а монахи утоплены в Дону. Библиотеку монастыря сбросили в воду. Тех, кому удалось сбежать от расправы, расстреляли в 1930 г. В обители разместили дом отдыха, а во время оккупации здесь находился немецкий госпиталь. В 1960-е годы дом отдыха был реорганизован в санаторий для больных туберкулёзом.
В 1988 году было принято решение о сохранении и восстановлении уникального комплекса, с этой целью создан Государственный музей – заповедник «Дивногорье», раскинувшийся на территории 1100 га. Были проведены большие реставрационные работы.
В 1997 году монастырь возвращен церкви. Он постепенно восстанавливается и становится местом паломничества верующих. Каждый день в возрожденных храмах совершается богослужение. Работает паломнический экскурсионный центр.
Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери (Большие Дивы)
На окраине села Дивногорье находятся меловые скалы Большие Дивы. Здесь же пещеры, которые стали известны в 1831 году, когда во время эпидемии чумы была обретена икона Сицилийской Богоматери. Якобы приснилась одной пожилой женщине Богоматерь, и велела взять икону и молиться перед ней. Чума отступила, помогала икона и при других недугах, в народе её даже назвали «Исцеляйская».
Согласно преданию, эту икону принесли иноки Иосаф и Ксенофонт, кстати, личности довольно мифические.
Меловая гора-останец когда-то служила стоянкой для степных кочевых народов, бывали тут и половцы, и печенеги. Столетия спустя, в податливой породе горы монахи – отшельники выдолбили пещеры и храм, где установили принесенную иноками икону.
Храм предположительно относится к XV, или даже к Х веку (в таком диапазоне разные источники описывают время появления здесь благочестивых иноков). Вероятно, в старину здесь жили отшельники, пришедшие из разных стран.
В 1856 году пещерный комплекс передали в ведение монастыря.
Сегодня — это часть музея-заповедника, где можно увидеть жилое, хозяйственное помещения и сам храм, в котором 1 раз в год проводится служба. Храм находится на первом этаже, там прохладно летом и достаточно тепло зимой, температура воздуха +12 — +15°С.
Для туристов (экскурсионных групп) возможно посещение с мая по октябрь, кроме понедельника и вторника с 9.00 до 18.00 часов.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Малые Дивы)
В 2-х км ниже по долине находятся Малые Дивы. Это тоже меловые столбы, первое упоминание о них отмечено у Птолемея, ещё во II веке. Правда, пещеры тогда не упоминались. Известно, что в XVI веке Малых Див было 5, пещеры к тому времени существовали уже давно. С возникновением Успенского монастыря Малые Дивы отошли в его ведение.
На высоте 85 метров высечена в меловом столбе церковь Рождества Иоанна Предтечи. Строгий облицованный меловыми плитами фасад, алтарь и ступени высечены из камня. Считается, что и эту церковь основали Иосаф и Ксенофонт, здесь же они похоронены. Современный архитектурный ансамбль сформировался в XIX веке.
Одна из пещер ведёт из церкви на территорию монастыря. Существовал и подземный ход, соединяющий её с рекой.
Маяцкое городище
Это комплекс памятников. Он расположен при впадении в Дон реки Тихая Сосна. Первые археологические находки в этом районе датируются началом XX века. Однако, основные работы проводились в 1960-е – 1970-е годы. Была раскопана крепость, окруженная рвом, но внутри неё построек не выявлено. Предполагается, что её защитники жили в юртах.
Вокруг крепости – селище, где было изучено порядка 50 построек разного назначения, а также предметы быта, позволяющие составить представление о жизни наших далёких предков.
На склоне балки находится могильник, 151 погребение которого уже исследовано.
Пещера Каземат
В километре от села Селявное есть меловая пещера, очень небольшая по величине, с площадкой перед входом. Вероятнее всего, её вырубил когда-то монах-отшельник, но она могла быть и хорошим наблюдательным пунктом для раннего обнаружения многочисленных «супостатов», посягающих на монастырь. Поэтому пещера получила название Каземат.
Фотографии Дивногорья
Экскурсии по заповеднику
Это архитектурно-археологический музей под открытым небом, где можно познакомиться с памятниками архитектуры XVII – XIX века, а также комплексом Маяцкого городища, относящегося к IX – X векам, где можно увидеть селище, центр ремесленного производства, некрополь и остатки средневековой крепости. Кроме того, туристам покажут стоянки древнего человека и уникальные природные памятники, включающие реликтовые растения и насекомых.
Посетителям предлагаются следующие экскурсии:
Дивногорское подворье, Лики меловых храмов, Дорогами тысячелетий, «От кочевий к городам», «Дивногорье – жемчужина степей», Дивногорье заповедное, Летопись Дивногорья.
Как добраться из Москвы до музея-заповедника
- На личном автотранспорте: г.Москва — хут. Дивногорье. По трассе М – 4. 660 км.
- На поезде 83 Москва-Лиски с Павелецкого вокзала; отправление в 19.05.
Адрес вокзала: Воронежская обл., г. Лиски, ул. Привокзальная, 16. - Рейсовые автобусы до г.Лиски ходят от различных автовокзалов и автостанций Москвы.
Автококзал г.Лиски. Адрес: Воронежская обл., Лискинский р-н, Лиски г., ул. Коммунистическая, 18. Отсюда осуществляется междугороднее сообщение с Москвой. - Лиски — Дивногорье
Автобусом Лиски — Ковалево до хутора Дивногорье.
Отправление от привокзальной площади г. Лиски.
Время отправления: 11.15
Ближайший населенный пункт к Дивногорью – город Лиски, в котором есть железнодорожный и автовокзал.
Гостиницы, ближайшие к Дивногорью.
- Гостиница «Три Звезды». Адрес: г. Лиски, Свободы 1Б (главный корпус), Большая Донецкая, 118
- Частная гостиница «Радуга». Адрес: г. Лиски, пр-т. Ленина, д.3 и ул. Маяковского 1
- Гостиница «Дон». Адрес: г. Лиски, Коммунистическая, д. 7
- Гостиница на территории мезея-заповедника
Велика Россия! Знакомясь с её удивительной природой, достопримечательностями и историей, мы начинаем лучше понимать её, а может быть, и себя.
globusrossii.ru
Пещеры Придонья: Дивногорский Успенский монастырь: muph — LiveJournal
Местечко Дивногорье не в первый раз упоминается в моем блоге. Однако, в основном, в контексте описания района Больших Див, а вот Малые Дивы сегодня я покажу впервые. Ссылки на предыдущие фоторепортажи, как обычно, внизу поста.
Дело было зимой. В летний период в этих краях слишком много туристов и паломников. Во всяком случае для моего понимания комфорта. В общем, в компании с Жекой, по согласованию с администрацией музея-заповедника «Дивногорье», я приехал и снял виртуальный тур по церкви Сицилийской иконы Божией Матери. В процессе съемки завязалась душевная беседа с охранником музейного комплекса Николаем Степановичем. Я поинтересовался, а нельзя ли как-то устроить съёмку и в монастырских пещерах в Малых Дивах? Николай Степанович кому-то позвонил, а потом сообщил, что для этого нужно получить благословение самого настоятеля монастыря. Через 15 минут начинается вечерняя служба и мы можем попытаться успеть перед её началом перехватить отца Максима и попытаться получить разрешение и ключ от пещерного храма.
02. Времени до начала службы оставалось мало и Николай Степанович решил показать нам кратчайший путь до монастыря по грунтовым дорогам. Сел в свою «классику» и погнал так, что я еле успевал притапливать за ним. Доехав до максимально возможной для проезда на автомобиле точки, он попрощался с нами и сказал: «Я поехал обратно, а вам туда, вниз». Мы поблагодарили и пошли. Ну, как сказать пошли… Заскользили или типа того. Было бы снега побольше, можно было бы спуститься на пятой точке.
03. Постепенно выбрались на тропинку.
Время до начала службы оставалось впритык, поэтому мы почти бежали, щёлкая мимолётные кадры.
04. Вот она наша цель — пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Службы в ней не проводятся, поэтому пока пробегаем мимо дальше — к каменной соборной церкви Успения Божией Матери.
05. Архивное дореволюционное фото, снятое примерно с той же точки.
06. Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз — каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой — в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщает: «Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно,- толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проделаны в куполе, по образцу древних церквей.«
07. Но пророча храму долгое существование, автор ошибся. После революции, в 1918 году, как это тогда было принято, началось глобальное разорение монастыря. Газеты описывали это событие так: «Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей«. В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в Дону. Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), рассказывали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря утопили в Тихой Сосне (впадает в Дон неподалёку). Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери. Жечь «религиозный хлам» решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Что интересно, большевики всё же понимали красоту и необычность этого места и Дивногорская обитель не стала руинами или складом, как многие монастыри и церкви — чуть позже здесь разместили дом отдыха, а потом противотуберкулёзный санаторий.
08. Над входом в бывший монастырский двор висит портрет Максима Горького и написано: «Человек у нас имеет право на ученье, на отдых и на труд«. Справа от входа другой эпический лозунг: «Нас вырастил Сталин — на верность народа, на труд и на подвиг нас вдохновил!»
09. На фото, датируемом апрелем 1941 года, видно, что купол к этому времени был еще цел. Однако, в 1950-годы Успенский собор приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: «Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку«.
10. Таким образом, историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря РПЦ на восстановление соборного храма ушло несколько лет. Внутрь мы заходили, но не фотографировали, а на флешке нашелся лишь невнятный случайный кадр, сделанный в притворе, где мы ожидали настоятеля. Однако и он даёт представление о том, что по сути это уже не восстановленный храм, а типичный новодел. По крайне мере в том, что касается внутреннего убранства. Впрочем, конечно же, это лучше чем ничего, хотя адекватности реставрационных работ, проводимых здесь, начиная с 1992 года, я еще неоднократно коснусь ниже.
11. А сейчас, после разговора с отцом Максимом, вместе с сопровождающим нас послушником (или бельцом?) по имени Александр, мы отправляемся ко входу в пещерную церковь Рождества Ионна Предтечи. А раз уж мы уже немного углубились в исторические дебри, пока Александр пытается открыть замёрзший замок, я вкратце расскажу вам историю этой церкви. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. Чуть ли не в первые века христианства. В основном, эти гипотезы строятся на некоторых архитектурных особенностях пещер. Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною«. В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили первые пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.
12. В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца, которая позже сгорела и была заменена Успенским храмом. Далее, что касается наземных церквей монастыря, следует вернуться к описанию фото 06. Итак, 1653 год принято считать официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы.
13. В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянную стеною, воздвигнутой для защиты от татар«. В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.
14. Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице — адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши«. Говорят, что Пётр Первый стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами.
15. А по Дону шли к Азову русские корабли. Сейчас здесь довольно мелко, предупреждающих знаков почти не осталось, и отдельные баржи здесь могут провести только те бывалые капитаны речного флота, кто проработал здесь всю жизнь и знает фарватер не понаслышке.
16. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 году Дивногорский монастырь подлежал упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Однако в 1786 году Дивногорский монастырь был всё же закрыт, а его братия переведена в другие обители. В 1828 году последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Дело в том, что Коротоякский монастырь, находящийся неподалёку, каждый год затапливало половодьем с Дона и монастырь нёс крупные убытки и разрушения. В итоге, после сорокалетнего запустения обитель вновь восстанавливается, начинается бурная строительная деятельность, в результате которой и был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв. Между тем, в ходе ликвидации монастыря в 1786 году исчезла икона Божьей Матери, которую якобы принесли с собой Ксенофонт и Иоасаф. Местное духовенство «вспомнило» о пропаже только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.
17. В основании же Дивы, а которой была обнаружена икона, нашли вход в пещеру, где позже была открыта ещё одна пещерная церковь, освящённую позже, естественно, в честь Сицилийской иконы Божьей Матери. С иконы же было сделано несколько списков. Один из них дошел до наших дней и сейчас является экспонатом храма в Больших Дивах. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Всё это, повторюсь, можно увидеть, посмотрев мой виртуальный тур.
18. К слову сказать, меловых останцов (див), когда-то было больше. Часть из них была уничтожена про строительстве железной дороги ещё в 19-м веке, а при расширении колеи в середине 20-го процесс был продолжен.
19.Современный вид примерно с той же точки.
20. Надо заметить, что отдыхающий в доме отдыха «Дивногорье» пролетариат Дивы любил.
21. Таких групповых фото сейчас уже не делают. Обратите внимание на позирующих в пустом оконном проёме девушек и представьте, сколько автографов было оставлено отдыхающими на стенах пещерного храма.
22. Но давайте уже, наконец, войдем внутрь и осмотримся. Мы видим следы явной реставрации и первое что бросается в глаза — стены и колоны в храме не меловые, а чем-то оштукатурены.
23. Давайте разбираться. Генплан музеефикации и функционального использования территории музея-заповедника «Дивногорье» 1991 года предусматривал несколько вариантов использования комплекса в Малых Дивах при условии обязательного вывода санатория из помещений бывшего монастыря. Существовавшая в то время турбаза «Шатрище» должна была быть включена в сферу инфраструктуры музея-заповедника для размещения целевых туристов, прибывающих на несколько дней. Естественно, архитектурные объекты предполагалось отреставрировать и музеефицировать, причем в планы музеефикации включались не только церкви в Больших и Малых Дивах, но также пещера «Ухо» неподалёку. К каждой из них должны были провести лестницы, оборудовать храмы освещением и благоустроить площадки перед входом. Но далеко не всем этим планам было суждено осуществиться. В 1992-1993 гг. специалистами Эстонского филиала института горного дела им. А.А. Скочинского по приглашению музея были сделаны опоры для восстановления двух утраченных восточных колонн пещерного храма во имя Рождества Иоанна Предтечи.
24. В 1996 году галерею расчистили от завалов, а в 1998-ом была проведена реставрация алтарной части, включая проход в него через южный вход. В ответ на обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 года комплекс Дивногорского монастыря был передан Воронежской епархии, а 25 декабря того же года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.
25. Если вы внимательно смотрели на предыдущее фото, то наверняка увидели несколько круглых отверстий на стенах и потолке пещеры. Это анкера, установленные эстонскими специалистами для закрепления неустойчивых меловых блоков.
26. Такая же установка железобетонных анкеров с заделкой шайбы, хвостовика и гайки в специально выбуренные ниши была произведена ранее и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божьей Матери (еще раз отсылаю всех к просмотру виртуального тура). Чаще всего использовались анкера длиной 1,35 и 2,25 м. Только в узких ходах, где установка более длинных анкеров невозможна их длина составила 0,9 м.
27. Для заделки отверстий под анкера и ликвидации настенных надписей необходимо было разработать состав раствора и технологию его применения. В результате лабораторных исследований были исследованы 9 различных по составу растворов, в которые в различных пропорциях и соотношениях входили шпаклевка, цельное или снятое молоко, раствор обойного клея, мел, известь, песок, вода. Самыми прочными по сцеплению и соответствующими по цвету оказались составы, состоящие лишь из воды, гашеной извести, приготовленной из меловых отложений Дивногорья, и мела. И если в Больших Дивах мы сейчас наблюдаем гладкие белоснежные стены и потолок, то к большому сожалению, анкера и автографы посетителей на стенах церкви Рождества Иоанна Предтечи остались не заделаны.
28. В общем, в 2002 году пещерный храм в Малых Дивах все ещё находился в аварийном состоянии. Это касалось и интерьера, и кладки фасада храма, и входа, и скального массива над ними. Состояние интерьеров после проведенных противоаварийных мероприятий, связанных с укреплением ветхих участков массива анкерами, было стабильным. В центральной части храма была полностью утрачена северная пара столбов, а сохранившиеся южные столбы имели значительные утраты своего объема (фото 22). Отмеченные на обмерах 1992 года участки сводов, имитирующие крестовые своды в 2002 году уже практиче
muph.livejournal.com
Дивногорье. Виртуальный тур.: muph — LiveJournal
Сегодня необычный выпуск моей постоянной рубрики «Пещеры Придонья». Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.
Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я показывал прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.
Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. – года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери ( об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.
02. Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.
В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне–августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.
03. Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.
Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.
Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.
На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле–мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.
Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство «вспомнило» только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами… И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!
Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте посмотреть его на моём сайте.
По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.
Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
muph.livejournal.com
Большие Дивы — Архитектура
Пещерный комплекс в Больших Дивах с церковью Сицилийской иконы Божией Матери
Пещерный комплекс в Больших Дивах расположен в основании мелового останца-дивы. Комплекс имеет два яруса, объединенных лестничным переходом. Нижний ярус состоит из пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери и обводной галереи с рядом расширений, верхний — включает три помещения хозяйственно-жилого назначения. В галерее 8 расширений-камер — аркосолий, с небольшими киотами. Они могли использоваться для захоронений. Внутри и снаружи храм был украшен фресками, которые от влажности быстро пришли в плачевное состояние.
Первое документальное упоминание о пещере в Больших Дивах относится к 1831 г., когда здесь была обретена Сицилийская икона Божией Матери. Согласно же монастырскому преданию, задолго до этих событий пещерный храм был создан основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом. С 1856 г. комплекс находился в ведении Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Для присмотра за пещерами и обеспечения доступа к ним редких посетителей здесь была поставлена деревянная сторожка, где проживал монах. Тысячи паломников посещали Большие Дивы в XIX в. на праздник Успения. Интересно, что вплоть до начала 1930-х гг. здесь велись богослужения. В ХХ в. комплекс был сильно разрушен. Его реставрация началась с созданием музея-заповедника «Дивногорье». Общая протяженность комплекса 300 м. Посещение возможно только во время экскурсии.
Сицилийская икона Божией Матери
Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего происхождения. Впервые в русской иконографической традиции этот образ появляется в 1092 г. В Дивногорье икону принесли иноки Ксенофонт и Иоасаф. По преданию, икона сама вознеслась на меловой столб-диву, указав, что будет оберегать это святое место. Когда это было, предание умалчивает, возможно, в начале XVII в.
Лишь в 1831 г., когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры, Сицилийская Икона Божией Матери была «обретена» над входом в пещеру в Больших Дивах как чудотворная. 14 июля 1831 года считается днем «обретения» иконы. Древняя икона, к сожалению, не сохранилась, её возили по городам, и во время одной из поездок она была утеряна. Ещё в XIX в. с неё писались списки, один из них сейчас находится в церкви в Больших Дивах. Данный список писан на дереве и был покрыт металлическим окладом. В 2009 г. икона возвратилась в храм после реставрации. Считается, что Сицилийская Икона Божией Матери спасает людей от болезней и стихийных бедствий. Православная церковь отмечает праздник иконы 18 (5) февраля. Помимо «Сицилийской» икона имеет ещё два названия — «Исцелийская» и «Дивногорская», а списки её находятся также в Дивногорском Свято-Успенском монастыре, в Каменке, Россоши и других храмах.
www.divnogor.ru
История музея-заповедника — О нас
Ещё в 1917 году известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский, считая Дивногорье выдающимся российским памятником, предложил создать здесь заповедник по типу американских национальных парков.
В ходе работ Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции в середине 1970-х годов ученые-археологи ставили вопрос о создании на базе Маяцкого археологического комплекса музея-заповедника. Затем потребовалось около десяти лет целенаправленных усилий С. А. Плетневой и А. З. Винникова, а затем и М. И. Лыловой, чтобы идея о создании музея-заповедника начала воплощаться в жизнь.
Именно в рамках этой деятельности в мае 1987 году сотрудники Воронежского областного краеведческого музея под руководством Марины Ивановны Лыловой обследовали Маяцкий могильник на предмет степени его сохранности и приняли решение о проведении охранных раскопок на тех участках памятника, которые особенно интенсивно разрушались оврагом. Во время проведения раскопок Дивногорье посетил корреспондент газеты «Правда» В. Степнов, и спустя пару месяцев в центральном органе партийной печати появилась его статья «Дивногорье». В ней автор восхищенно писал о красоте здешних мест и сетовал, что уникальные памятники Дивногорья никак не защищены от разрушения, территория до сих пор не получила статус заповедной зоны, а инициативы энтузиастов не получают поддержки у областных властей.
Статью нельзя было обойти молчанием, и в 1988 году было объявлено о создании на территории комплекса памятников «Дивногорье» филиала Воронежского областного краеведческого музея.
Идея образования музея-заповедника получила дальнейшее развитие, и с 1 августа 1991 года на базе филиала ВОКМ создается Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», который с момента его возникновения возглавляет М. И. Лылова.
В 2013 году земли музея-заповедника получили статус объекта культурного наследия народов РФ регионального значения — Достопримечательного места «Природно-культурный комплекс «Дивногорье».
В 2014 году Дивногорье заняло 1 место в конкурсе «Семь чудес Воронежской области», организованном Департамент культуры и архивного дела Воронежской области.
С 2015 года ведется работа по включению музея-заповедника в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 2016 году Дивногорье получило статус объекта культурного наследия федерального значения. 29 февраля подписан указ Министерства культуры Российской Федерации №484 Об изменении категории историку-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения «Природно-культурный комплекс «Дивногорье» (Воронежская область)».
Дивногорье ежегодно притягивает десятки тысяч туристов. В экспозициях проводятся образовательные программы для школьников, в «Дивногорском подворье» — стилизованной усадьбе малороссов проходят фольклорные праздники, мастер-классы ремесленников.
В 2016 году уже в 10 раз музей-заповедник устраивает масштабную культурную акцию «Ночь в Дивногорье», раз в два года — фестиваль любительских театральных коллективов «Театральные Дивы». Это место вдохновляет художников и любителей искусства: здесь зародились творческие симпозиумы «АрхиАрт», международная арт-резиденция, проходит конкурс творческой молодежи «Культпоход».
www.divnogor.ru