Стала известна причина гибели линкора «Новороссийск» в 1955 году — Российская газета
В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте после чудовищного взрыва затонул линкор «Новороссийск». По последним данным, которые озвучил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов, причина гибели — старая немецкая мина. А итальянские диверсанты, на которых грешили эксперты многие десятилетия, не имеют отношения к гибели советского линкора.
Затонувший в Севастополе линейный корабль был спущен в Генуе в 1910 года, нес службу под флагом итальянских ВМС и носил имя Giulio Cezare («Джулио Чезаре», он же «Юлий Цезарь»). В 1949 году флот Италии разделили между странами-победителями. «Цезарь» вошел в состав Черноморского флота, став «Новороссийском».
Его трагедия по масштабу и жертвам входит в число самых драматических катастроф нашего военно-морского флота. Погибли сотни матросов и офицеров.
Читать строки о той трагедии и сегодня нельзя без слез.
Версий гибели корабля было немало. Почему предположение о том, что «Новороссийск» подорвали итальянские военно-морские диверсанты, было столь живучим? Не укладывалось в голове, что линкор может погибнуть лишь из-за того, что место стоянки не очистили от старых мин. А командование оказалось неспособным спасти флагман Черноморского флота, который хоть и получил чудовищную пробоину, но находился не в море, а в сотне метров от берега.
Вина итальянских боевых пловцов казалась настолько очевидной, что в перестроечные годы некоторые родственники погибших моряков намеревались подать иски к правительству Италии: потребовать денежную компенсацию.
Хотя все доказательства возможной вины диверсантов всегда были лишь на уровне слухов и домыслов.
Что мы знаем о той трагедии?
Число жертв
По разным источникам — от 607 до 829 человек. Ранены — 139.
В момент взрыва и при затоплении носовых отсеков сразу же погибли от 50 до 100 человек. Остальные — уже в ходе борьбы за живучесть, при опрокидывании и затоплении линкора. Причем 32 погибших были из аварийных партий крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов», которые пришли на помощь «Новороссийску». Спасти из отсеков затопленного корабля удалось лишь девять человек: семь вытащили через прорезанную в кормовой части днища отверстие, еще двух вывели водолазы.
Основные версии
— Атака карликовой подлодки;
— Теракт итальянских, английских или даже советских (чтобы скомпрометировать адмирала Николая Кузнецова) диверсантов;
— Подрыв заряда, спрятанного в корпусе линкора перед передачей его СССР;
— Под днищем взорвалась старая донная немецкая мина, отчего сдетонировала соседняя — произошел двойной взрыв.
В Севастополе помнят о трагедии 29 октября 1955 года. Фото: Николай Албул/ ТАСС
За и против
Небольшая подлодка противника теоретически могла проникнуть в бухту: из-за халатности вход в ночь трагедии не был перекрыт. Корабли дивизии охраны водного района в нужном месте отсутствовали, сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Все так. Но послать диверсантов — это одно, а отправить в бой субмарину НАТО — совсем иное. В случае провала последствия для Италии были бы крайне скверные.
Диверсанты — теоретически могли. Советских не рассматриваем ввиду явной бредовости версии. Да, у адмирала Флота Советского Союза (эквивалент званию «маршал») Кузнецова не складывались отношения с Жуковым и с Никитой Хрущевым. Да, в декабре 1955 года из-за гибели линкора «Новороссийск» Кузнецова сняли с должности.
Но невозможно представить ситуацию, при которой недруги адмирала пошли бы на такие жертвы среди своих.
Вина англичан тоже не выдерживает критики. Им-то это зачем? Только потому, как пишут в Интернете, что линкор мог стрелять из орудий ядерными снарядами по Британии?
У итальянцев мотивы были. Особенно упорно подозревали диверсантов князя Боргезе. В 1949 году он вышел из тюрьмы (сидел за военные «подвиги»). Кстати, на свободу князя выпустили в том числе и благодаря хлопотам русской жены. Слыл непримиримым антисоветчиком и виртуозом диверсий. Лично его вина во взрыве бомб в послевоенной Европе не доказана, но его люди были замешаны в громких терактах. Такой человек мог попытаться уничтожить линкор, «захваченный» русскими. И даже без приказа, по своей инициативе. Но как собрать отряд, найти сумасшедшего капитана судна, который их высадит в море у Севастополя, а главное — как под водой доставить в советский порт тонну взрывчатки?
«Заминированный» корабль. Эту старую версию недавно озвучил украинский генерал Игорь Романенко. В контексте: нельзя принимать из Крыма украинские корабли, т.к. россияне «могут заложить скрытые заряды, как это делали немцы и итальянцы».
«Паранойя» — лаконичный ответ российских военных.
А применительно к «Новороссийску» такая закладка невозможна, иначе при подрыве края пробоины были бы загнуты во вне. А не наоборот, как это имело место.
Мина. И до подрыва линкора, и после на дне бухты находили немецкие донные мины типа LMB и RMH. Для понимания: LMB — вес 986 кг; заряд взрывчатки — 690 кг; корпус — алюминий или пресс-штоф (в Севастополе находили только мины с корпусом из алюминия). Видит цель на дистанции до 35 метров.
Но ее аккумулятор, без которого не может работать магнитно-акустический взрыватель, должен был умереть через несколько лет. Так как заложить мину в Севастопольскую бухту немцы могли не позже 1944 года (при отступлении). Но как объяснить, что ее батарея продержалась до 1955-го?
Но без загадок жизнь скучна. И если мина погубила линкор, то можно не воспринимать диверсантов князя Боргезе в качестве суперменов, для которых не было невыполнимых миссий. А значит, перестанем наконец-то делать рекламу фашизму и фанатикам. Все польза.
Досье «РГ»
Князь Юнио Валерио Боргезе — создатель диверсионной «10-й флотилии» ВМС Италии. Был женат на прапраправнучке Александра I — графине Дарье Олсуфьевой. Дарья родила ему четверых детей. Диверсанты Боргезе потопили более 30 кораблей, в основном британских. Его «10-ю флотилию» в 1945 году расформировали, Боргезе приговорили к пожизненному заключению. Вышел на свободу в 1949 году. Умер в 1974-м в Кадисе, Испания.
Из истории катастроф
— 20 октября 1916 года на дредноуте «Императрица Мария» по неустановленным причинам взорвались пороховые погреба, корабль затонул -225 погибших, сотни изувеченных. Погибла «Мария» в той же Севастопольской бухте, что и «Новороссийск» — вот и простор для фантазии любителей мистики.
— 7 ноября 1941 года немецкий торпедоносец атаковал в Черном море теплоход «Армения». Судно затонуло за четыре минуты. В живых остались всего 8 пассажиров. О числе погибших историки до сих пор спорят, называя цифры от 4,5 тыс. до 10 тыс. Погрузка на «Армению» шла в спешке, списков не было. Перевозили раненых, медперсонал 23 госпиталей, сотрудников «Артека».
Музей крейсер Михаил Кутузов — Новороссийск
Главная❱
Курорты Новороссийска ❱ Музеи Новороссийска❱
Музей крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске
Адрес: г. Новороссийск, ул. Новороссийской республики, 2А.
Музей крейсер «Михаил Кутузов» в городе-герое Новороссийске, является филиалом музея Военно-Морского Черноморского флота.
Сейчас корабль-музей пришвартован на центральной набережной Новороссийска в пассажирском порту и открыт для посещения с экскурсиями.
Крейсер «Михаил Кутузов» (серия 68-бис, мод. 68-А) назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова, был заложен 22 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг, приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота. Исключен из состава военно-морского флота 3 июля 1992 г., стал музеем в в 2002 г. Данная серия отличается несоответствием размеров корабля и мощности вооружения. На корабле, помимо ствольной артиллерии, средств противовоздушной обороны, торпед и мин, размещался батальон морской пехоты.
3D панорамы
Фотогалерея
Характеристики крейсера
- Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения 210/205×22/21/4×6.76/7.26 м
- Воружение — 12 — 152/57, 12 — 100/56, 32 — 37/67, 2×5 ТА
- Бронирование — толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях — 20 мм.
- Нижняя палуба — 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой — 100 мм.
- Боевая рубка: бок — 130 мм, палуба — 30 мм и крыша — 100 мм, запасной командный пункт — 10 мм. Труба защиты проводов — 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки — 10 мм, КДП — 13 мм, кожухи дальномеров — 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты — 10 мм. Бронеканалы — 10 м.
- Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов — 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки
- в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
- Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 — 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м
- Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль. Экипаж 1,200 человек.
Видео
Режим работы музея:
С 11.00 до 18.00, выходные: понедельник, вторник.
Расположение на карте
Вам может быть интересно
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этомкак погиб советский линкор «Новороссийск» — РТ на русском
65 лет назад в Севастопольской бухте затонул линкор «Новороссийск». По разным данным, трагедия унесла жизни от 607 до 829 моряков. К гибели корабля привёл мощный взрыв, причины которого до сих пор вызывают споры среди историков. Наиболее популярными версиями остаются детонация старой немецкой донной мины и действия иностранных подводных диверсантов.
29 октября 1955 года на севастопольском рейде в результате мощного взрыва затонул советский линкор «Новороссийск». Причины взрыва до сих пор неизвестны.
«Юлий Цезарь» и «Новороссийск»
Линкор «Новороссийск» пробыл в составе советского военно-морского флота относительно недолго. Он достался СССР как часть репараций после завершения Великой Отечественной войны.
Изначально корабль назывался Giulio Cesare («Юлий Цезарь»). Он был заложен в 1910 году на верфи фирмы Ansaldo (Генуя) и накануне Первой мировой войны вошёл в состав военно-морских сил Италии.
Также по теме
«Сражались за свою землю»: как советские войска освобождали Севастополь от фашистов75 лет назад советские войска выбили немецко-фашистских захватчиков из Севастополя. Военные историки отмечают, что длительная оборона…
В ходе Первой мировой Giulio Cesare принимал участие в нескольких операциях, но в боевые столкновения с противником так ни разу и не вступил. В межвоенное время на корабле прошла масштабная модернизация. После вступления Италии во Вторую мировую линкор был задействован в боевых операциях, но уже в 1942 году из-за недостатков в конструкции использовался как учебное судно и плавучая казарма.
После капитуляции Италии её флот подлежал разделу между державами-победительницами в рамках репараций. СССР стремился получить более современные линкоры, однако из-за позиции западных стран Советскому Союзу достался устаревший Giulio Cesare.
В 1949 году на линкоре был поднят советский флаг. Он был переведён в Севастополь и получил новое название «Новороссийск». До передачи СССР корабль несколько лет находился на стоянке без надлежащего техобслуживания. Поэтому после включения линкора в состав советского ВМФ он был отправлен на заводской ремонт и прошёл серьёзную модернизацию.
Фактически «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота только весной 1955 года. После этого он совершил несколько выходов в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
- Спуск на воду Giulio Cesare
- © Wikimedia
28 октября 1955 года линкор вернулся из очередного похода и занял место в Севастопольской бухте (а точнее — в её части, известной как Северная бухта). Он находился примерно в 110 м от берега. Глубина в этом месте составляла порядка 17 м, не считая слоя ила. Согласно штатному расписанию, в команду «Новороссийска» входили около 1,5 тыс. матросов, старшин и офицеров. Часть из них после возвращения из похода сошли на берег в увольнение. В это время в Севастополе проходили торжественные мероприятия по случаю 100-летия обороны города в Крымской войне.
29 октября в 01:31 в районе носа судна со стороны правого борта произошёл сильный взрыв. Его мощность в ряде источников оценивается более чем в 1000 кг тринитротолуола. На корпусе образовалась пробоина площадью около 150 кв. м. В неё сразу же начала поступать забортная вода.
О произошедшем было доложено командованию флота. Было принято решение буксировать судно на мелкое место. С других кораблей, находящихся в бухте, на «Новороссийск» стали прибывать аварийные партии.
Попытки борьбы за живучесть корабля не возымели успеха. Примерно в 4:15 корабль лёг на левый борт и перевернулся. Многие из находившихся на палубе были накрыты корпусом судна, а те, кто был внутри корабля, оказались в ловушке. Спасти из затопленного линкора удалось всего несколько человек.
Количество погибших на «Новороссийске» в различных источниках оценивается от 607 до 829 человек. Более 100 моряков получили ранения.
- Giulio Cesare в 1940 году
- © Wikimedia
Причины катастрофы
«В рамках организационных выводов после катастрофы на «Новороссийске» был снят с должности главком флота Николай Кузнецов, произошла серия отставок в руководстве ВМФ. Сейчас сложно сказать, была гибель линкора реальной причиной этих отставок или просто формальным поводом. В какой-то степени произошедшее повлияло на остановку строительства больших кораблей с артиллерийским вооружением. Была расширена охранная зона Севастополя, усилилась охрана базы. При этом причина катастрофы остаётся загадкой», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
По словам историков, возникло сразу нескольких версий причин взрыва. Первоначально было высказано предположение о том, что сдетонировать мог боекомплект самого «Новороссийска». Однако от него быстро отказались. Края пробоины в корпусе были вогнуты внутрь, снаряды, по свидетельствам очевидцев, остались на своих местах, да и взрыв от детонации боекомплекта «Новороссийска» был бы гораздо сильнее.
Также по теме
«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова115 лет назад родился герой Советского Союза адмирал Николай Кузнецов, руководивший наркоматом ВМФ СССР во время Великой Отечественной…
Среди других потенциальных причин катастрофы называли старую немецкую донную мину, торпедную атаку с зарубежной подводной лодки, действия иностранных диверсантов. Участники официального расследования склонялись к версии с немецкой миной, тем более что их в районе Севастополя находили ещё на протяжении десятилетий. Однако это предположение столкнулось с обоснованной критикой.
«Боеприпасов, которые могли бы вызвать настолько масштабные разрушения на «Новороссийске», на дне Севастопольской бухты не было. Да и сама возможность того, чтобы такой боеприпас сработал через десять лет после завершения войны, мне представляется весьма сомнительной», — рассказал в беседе с RT военный историк Мирослав Морозов.
Эксперты отмечают, что источники электропитания мины должны были разрядиться за столь долгий срок, а взрыватели — прийти в негодность. Версию с торпедой критиковали из-за несоответствия характера повреждений на корпусе судна картине торпедной атаки и потенциальных сложностей с использованием субмарины в конкретном месте.
«Если исходить из метода исключения, то наиболее вероятным выглядит предположение о диверсии», — отметил Мирослав Морозов.
- «Новороссийск» в 1950 году
- © Wikimedia
По словам Александра Широкорада, ходили слухи, что итальянские военные якобы грозились уничтожить линкор, если он будет служить СССР, однако каких-то документальных подтверждений этому нет. Правда, гипотетически итальянские вооружённые силы имели средства для совершения такого рода диверсии — их подводный спецназ считался одним из самых хорошо подготовленных специальных подразделений времён Второй мировой войны и к тому же имел опыт действий в районе Крымского полуострова.
Другими потенциальными организаторами диверсии историки называли британских военных, ссылаясь на то, что у официального Лондона существовали опасения относительно перспектив размещения на «Новороссийске» ядерного оружия. Однако никаких фактических доказательств в пользу данной версии также не существует.
Критики «диверсионного следа» в гибели линкора отмечают, что действия иностранного спецназа на рейде одной из важнейших советских военных баз были бы крайне рискованны как с военной, так и с политической точки зрения. И западные страны вряд ли стали бы давать повод для начала Третьей мировой войны ради уничтожения одного устаревшего корабля.
В 1957 году «Новороссийск» был поднят со дна, отбуксирован в Казачью бухту Севастополя и разрезан на металл. Большую часть погибших моряков похоронили на Братском кладбище Севастополя. В 1963 году там был возведён мемориал в память о жертвах катастрофы. Другие члены команды «Новороссийска» были похоронены на севастопольском Кладбище коммунаров.
- Памятник морякам линкора «Новороссийск» на Кладбище коммунаров в Севастополе
- © Wikimedia
Вскоре после катастрофы были подготовлены представления о награждении погибших и выживших моряков с «Новороссийска», а также военнослужащих, принимавших участие в спасательной операции. Однако награждение по неизвестным причинам в 1950-е годы не произошло и состоялось только в 1999 году после неоднократных обращений со стороны ветеранов.
По мнению Александра Широкорада, при ликвидации последствий взрыва на «Новороссийске» были допущены трагические ошибки. В частности, несмотря на тяжесть ситуации, с корабля не были эвакуированы люди, из-за чего количество жертв катастрофы возросло.
«В целом в случившемся на «Новороссийске» тяжело сейчас кого-то винить. Подобные трагедии, к сожалению, происходят в мирное время, когда трудно становится поддерживать боеготовность на том же уровне, что и во время войны. Гибель сотен людей — это страшная трагедия, но тектонических структурных изменений на советском флоте катастрофа 1955 года не вызвала», — подытожил Мирослав Морозов.
что ещё посмотреть в Новороссийске
Героические страницы истории Новороссийска всегда вызывали интерес у туристов. Величественный крейсер-музей «Михаил Кутузов», монументальный проект «Стена Победы», многочисленные памятники героям Великой Отечественной – это один из основных маршрутов для гостей Новороссийска. Помимо этого, город известен в стране, как важный промышленный центр и морской порт. Сейчас Новороссийск активно развивается, как курортный регион – создаются новые туристические маршруты, открываются гостиницы, строятся набережные и пляжи. Подробнее о том, что можно посмотреть в приморском городе, мы расспросили начальника отдела по курортам и туризму администрации Новороссийска Наталью Леонову.
Расскажите, пожалуйста, чем привлекаете туристов сейчас?
— Половина общего турпотока Новороссийска приходится на объекты агротуризма. Это направление крайне популярно среди гостей нашего города, и за последние 3 года количество объектов в данном сегменте увеличилось вдвое. Сейчас их 11, к ним относятся: Русский винный дом «Абрау-Дюрсо»; «Дом ароматных трав» с бесконечными лавандовыми полями; винодельни «Мысхако», «Тристория», имение «Сикоры», «Усадьба Семигорье», «Сухая гора», винодельческий дом «Бюрнье», агротуристические комплексы «Шато Пино» и «Винотеррия». Популярными среди туристов остаются и объекты, относящиеся к познавательному туризму: парк живой природы «ДоДо», «Арена-Колизей» культурно-туристического комплекса «Россия», крейсер «Михаил Кутузов» и «Новороссийский исторический музей-заповедник», а также обзорные экскурсии по городу, конные маршруты «Тропами амазонок Боспорского царства».
https://www.instagram.com/_maison_des_plantes_Получается, что в Новороссийске будет интересно всем?
— Конечно, у нас много развлечений и для детей. Например, тематический маршрут с эльфом на базе агротуристического комплекса «Шато Пино». Там уже побывали более 500 детей, а через мастер-классы креативного проекта «Улица Мастеров», который представлен 6 тематическими локациями (гончарной, столярной, стекольной, шоколадной мастерскими, плюс арт-студиями) за июль и август прошло 7 тыс. туристов. Высоким спросом в текущем курортном сезоне пользуются экологические тропы «Абрау-Дюрсо», обустроенные смотровыми площадками, где можно сделать красивые фото на фоне панорамных видов.
Какие новые объекты в городе открыли в сезоне-2021?
— Начала работу новая волна рекреации в районе четвёртой очереди набережной провели берегоукрепительные работы и сделали зону отдыха с шезлонгами и спасательным пунктом. В следующем году эта зона официально приобретёт статус пляжа.
В рамках развития промышленного туризма был разработан познавательный тур «Заводская сторона – многоголосное сердце Новороссийска», участники которого знакомятся с цементными заводами города. Также наш город единственный от края включился в акселерационную программу по развитию промышленного туризма, что позволит увеличить туристский поток и поспособствует продвижению локальных брендов и продукции предприятий.
Давайте отдельно остановимся на круизном сообщении, как оно помогает развивать туристический потенциал города?
— В рамках развития круизного сообщения Новороссийск с июня оказывает экскурсионное сопровождение пассажиров т/х «Князь Владимир», а с 15 августа в рамках двух морских маршрутов: «Мелодия двух морей» и «Города античного наследия» наш город принимает туристов пятизвёздочного теплохода «Мустай Карим», что, безусловно, вносит существенный вклад в развитие привлекательной составляющей муниципалитета. Мы надеемся, что в ближайшей перспективе количество заходов круизных лайнеров в новороссийский порт только вырастет.
rivertravel.netКаковы итоги летнего сезона? Можно ли его сравнить с доковидным 2019 годом?
— Подводить окончательные итоги пока рано, курортный сезон у нас продолжается до 20 сентября. Но предварительно можно сказать, что летний сезон-2021 состоялся. Если брать статистику, то с начала года турпоток составил 785 тыс. человек, в 2019 году за весь год город посетили 1 млн. 237 тыс. человек, но это данные за весь год, поэтому я думаю, что в этом году мы выйдем на такие же показатели.
В этом году активно принимали гостей 17 объектов турпоказа, 130 объектов размещения, 8 стационарных киосков реализовали экскурсионные билеты. Объекты турпоказа с начала года посетили 450 тыс. человек. В этой составляющей мы видим рост по сравнению с 2019 годом более, чем на 100 тыс. человек.
Как показала практика, наши отели, санатории, базы отдыха и пляжи были загружены, несмотря на ковидные ограничения и погодные условия. Вначале туристов, конечно, смущали новые правила, мы даже фиксировали до 30% отмен бронирований, но это всё происходило в первые две недели июля, потом люди поняли, что вирус от нас никуда не уйдёт и нужно жить в новых реалиях, и стали приезжать к нам уже с подготовленным пакетом необходимых документов.
Какие прогнозы на «бархатный сезон»?
— В Новороссийске он продлится до октября. На сегодняшний день уровень бронирований составляет около 70%, что соответствует данному периоду времени. Продолжают работу объекты турпоказа и аграрного туризма. Возможно, в конце сентября Новороссийск станет участником «Черноморской парусной недели», сейчас ведутся переговоры. Событие планируют провести с 25 сентября по 2 октября.
Расскажите о программе на День города, который пройдёт уже в эти выходные.
— Мы рассчитываем, что праздник станет дополнительным средством притяжения туристов. Программа обширная, но самой зрелищной частью, пожалуй, станет выступление пилотажной группы «Русские Витязи». Истребители поднимутся в небо над Новороссийском 12 сентября в 16.00 и покажут свои знаменитые элементы. Сегодня пилоты провели тренировочные полёты, это было действительно масштабно и неповторимо. Так что приглашаю всех отметить День города вместе с Новороссийском. Уверена, что вам понравится!
Взрыв покровов: кто подорвал линкор «Новороссийск» | Статьи
По какому-то зловещему и мистическому стечению обстоятельств через 39 лет и девять дней после гибели линкора «Императрица Мария», 29 октября 1955 года на том же самом месте в Севастопольской бухте произошла еще она трагедия — снова взрыв и снова на сильнейшем корабле и флагмане флота. Только погибших на этот раз оказалось гораздо больше. Как и в первом случае, причины катастрофы до сих пор окутаны тайной и порождают множество слухов. «Известия» разбирались с подробностями о правде и вымысле вокруг гибели линкора «Новороссийск».
«Врагу не сдается…»
В двух катастрофах действительно много мистических совпадений. Прежде всего, место — бухта, считающаяся самой безопасной в Черном море, база флота, которую стерегут денно и нощно. Два линкора-дредноута, почти ровесники. В состав Черноморского флота оба вошли незадолго до трагедий. Правда, на момент гибели «Императрица Мария» была одним из самых новых и совершенных кораблей в мире, а «Новороссийск» через сорок лет уже был ветераном — хотя в составе КЧФ все равно считался самым могучим кораблем. Но все же главное, что объединяет обе катастрофы, — их загадочность. Точные причины в обоих случаях не установлены, а версии на удивление схожи.
Взрыв на «Новороссийске» произошел в ночь с 28 на 29 октября, вскоре после полуночи. Силы он был неимоверной — в днище корабля образовалась огромная пробоина примерно 27 на 8 метров, то есть разорвано оказалось более 160 квадратных метров брони ниже ватерлинии. Причем взрыв насквозь пробил восемь палуб — в том числе три бронированные! Даже верхняя палуба была искорежена. В зоне взрыва оказались примерно 150–200 матросов и старшин, которые погибли моментально, видимо, даже не успев проснуться.
Линейный корабль «Новороссийск» в походе. Вид на башню орудий главного калибра
Фото: commons.wikimedia.org
Согласно штатному расписанию экипаж корабля составлял 1542 человека — 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. Командир линкора капитан 1-го ранга Александр Кухта находился в отпуске, его обязанности исполнял старший помощник капитан 2-го ранга Георгий Хуршудов. «Новороссийск» в тот день вернулся с учений, и, когда корабль отшвартовался, часть экипажа получила увольнение. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и капитан Хуршудов. Но на борту всё равно осталось более полутора тысяч человек: дежурные офицеры, большая часть экипажа и около двухсот человек нового пополнения из курсантов морских училищ и солдат сухопутных войск, переведенных во флот. Они еще не освоились на корабле и своих обязанностей при пожаре, естественно, не знали.
На «Новороссийске» сразу объявили боевую тревогу, с соседних кораблей стали прибывать аварийные партии и медгруппы. Быстро вернулись находившиеся в городе офицеры линкора. Еще раньше прибыли командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко, начальник штаба флота, командующий эскадрой и другие представители командования. Всего на корабле оказалось семь адмиралов и 28 старших офицеров, что только внесло сумбур и непонимание.
Подъем линейного корабля «Новороссийск»
Фото: yaplakal.com
По свидетельству очевидцев, капитан Хуршудов сразу предлагал эвакуировать на берег всех, кто непосредственно был занят в борьбе за живучесть корабля, но командующий приказал построить экипаж на корме и ждать. Внутрь судна были направлены усиленные аварийные команды как самого линкора, так и прибывшие с соседних кораблей — крейсеров «Михаил Кутузов», «Молотов», «Фрунзе», «Керчь». Несмотря на их усилия, вода продолжала прибывать через страшную пробоину.
К трем часам носовая оконечность линкора погрузилась до 2-й башни главного калибра, левый борт опустился в воду до кормовой башни. Командующий приказал буксировать тонущий корабль в сухой док, для чего подошедшие буксиры пытались развернуть линкор. Корабль накренился на нос настолько, что показался руль. В 3.45 начальник штаба эскадры кораблей Черноморского флота контр-адмирал Николай Никольский попросил разрешения у командующего флотом снять с корабля личный состав, не занятый борьбой за живучесть и стоящий на юте. Командующий отказал.
Фото: commons.wikimedia.org
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко
К четырем часам крен достиг 17 градусов. Никольский снова попросил разрешения на эвакуацию экипажа и снова получил отказ. Люди работали внутри судна, хотя оно могло в любую секунду пойти ко дну, остальные толпились на палубе. Некоторые офицеры отсылали матросов наверх, но сами оставались на посту. В 4.12, чтобы попытаться выровнять судно и избежать опрокидывания, была отдана команда «Открыть кингстоны!». Старшина трюмных машинистов Вячеслав Касилов, отлично понимавший положение, попрощался с товарищами на юте и спокойно пошел вниз выполнять приказ. Но было поздно. В 4.14 корабль накренился настолько, что предметы с палубы полетели в воду, а люди держались, лишь цепляясь за леера.
Буксиры вынуждены были рубить канаты, чтобы не последовать на дно за огромным линкором. Прозвучала команда «В воду!», но через мгновение «Новороссийск» опрокинулся, погребая под собой людей. Немногих выплывших подобрали спасательные шлюпки, единицы сами добрались до берега, до которого было всего-то 130 метров.
Подъем линейного корабля «Новороссийск»
Фото: yaplakal.com
Практически сразу начались спасательные работы — внутри перевернувшегося корабля находились сотни людей. Вот как описывал события их участник, водолаз Иван Петрович Прохоров: «Под водой картина была страшная… Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли… Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, — стук в воде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся…» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам — поют «Варяга»!» (цитата по Н.Непомнящий «Реквием по линкору «Новороссийск»).
Но вызволить удалось немногих. Когда дно судна прорезали автогеном, воздух из «мешка» вышел и «Новороссийск» моментально стал погружаться в воду. Последних спасенных удалось извлечь 1 ноября, но слабые стуки водолазы слышали и спустя сутки.
Злоключения итальянца
При рождении корабль получил гордое имя «Джулио Чезаре» — «Юлий Цезарь». Он был заложен в 1910 году на верфи города Генуя, спущен на воду в 1911 году и вошел в состав итальянского флота перед мировой войной. Это был мощный дредноут типа «Конте ди Кавур», построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа. 180-метровый красавец водоизмещением более чем 25 000 тонн нес тринадцать 305-мм орудий, при этом развивал приличную скорость. В Первую мировую он так и не повоевал, хотя был в строю. В 30-е годы при Муссолини корабль полностью переоснастили: заменили котлы и механизмы, заменили пушки на калибр 320 мм, удлинили корпус.
Линейный корабль «Джулио Чезаре» на стапеле. 1910 год
Фото: commons.wikimedia.org
В самом начале Второй мировой во время охоты за конвоем союзников линкор получил прямое попадание английского снаряда, после чего долго «лечился» в доках. Итальянский флот редко выходил из портов, поскольку союзники имели огромное преимущество, и «Джулио Чезаре» пришлось переквалифицироваться то в плавучую казарму, то в береговую батарею. В 1942 году часть экипажа была переведена на другие суда, а сам линкор законсервировали.
В 1943 году Италия заключила перемирие с союзниками, и всем кораблям флота во избежание захвата их немцами приказано было перейти на Мальту. «Чезаре» дошел, хотя не имел полного экипажа. На родину он вернулся только в 1944-м, и в первые послевоенные годы его использовали как учебное судно.
В 1948-м уже 35-летний корабль-ветеран был передан СССР в счет репараций. Наша делегация требовала более новые боевые суда, но они достались союзникам. Есть легенда, что адмиралы тянули из фуражки бумажки с названиями кораблей, и нашему не повезло.
Линейный корабль «Джулио Чезаре» во время спуска на воду на верфи Ансальдо в Генуе. 15 октября 1915 года
Фото: commons.wikimedia.org
Зачем он был нужен советскому командованию, остается загадкой. Официальная версия состоит в том, что его дальнобойные орудия могли использоваться для стрельбы ядерными боеприпасами, но это никак не компенсировало недостатков корабля-ветерана. Системы живучести на нем были допотопными, внутренние переборки — слишком тонкими (для увеличения скорости), к тому же лишь 12 из 20 доходили до верхней палубы. Подводное бронирование не выдерживало критики, поэтому корабль был уязвим для мин и торпед. Орудия главного калибра были действительно мощными, но не подходили под наши стандарты — их нужно было либо переделывать, либо изготавливать специально для них заряды.
В дополнение ко всему, линкор не был предусмотрен для дальних походов и на нем были чудовищные условия для моряков. В итальянском флоте принято, что большая часть экипажа живет на берегу, а любой переход в Средиземном море исчисляется несколькими днями. В довершение, на судне не было нормального камбуза, поскольку традиционный судовой рацион состоял в основном из макаронных изделий. Зато во всех жилых помещениях были краны с сухим вином, которое выдавалось без ограничений. Для «божественного нектара» на судне даже был предусмотрен специальный резервуар, который советские политработники быстренько аннулировали.
Линейный корабль «Джулио Чезаре» после модернизации. 1937 год
Фото: commons.wikimedia.org
В 1949 году после небольшого ремонта линкор, именовавшийся теперь «Новороссийск», принял участие в артиллерийских учениях флота в ранге флагмана. А потом надолго встал на ремонт и вернулся в строй лишь весной 1955-го, за полгода до катастрофы. На корабле поменяли турбины, установили зенитное вооружение, обновили средства радиосвязи, укомплектовали боезапас главного калибра. Несмотря на свое почти античное прошлое, «Новороссийск» ко дню катастрофы был самым грозным артиллерийским кораблем флота.
Ответы и вопросы
Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы приступила к работе уже на следующий день. Возглавлял ее заместитель председателя Совета Министров СССР генерал-полковник инженерно-технической службы Вячеслав Малышев. В комиссию вошли адмиралы Кузнецов, Горшков и Виноградов, генерал-лейтенант Шилин от КГБ СССР и другие. Следователи допросили всех свидетелей и участников, водолазы осмотрели дно. Работали две экспертные комиссии (начальника ГУ надводных кораблей Б.Г. Чиликина и директора ЦНИИ-45 контр-адмирала В.И. Першина), изучавшие мельчайшие технические подробности. Вывод правительственной комиссии был расплывчатым: вроде признали, что линкор взорвался на немецкой мине, но вариант диверсии тоже не исключался. Все материалы комиссии по возвращении ее в Москву были засекречены, часть протоколов уничтожена. В 1957 году председатель комиссии Малышев скончался (в 1953 году он получил большую дозу радиации во время испытаний ядерной бомбы) и никого, владевшего полной информацией по этому вопросу, не осталось.
Вывод линейного корабля «Новороссийск» в Казачью бухту после подъема
Фото: yaplakal.com
Дальше начинается беллетристика: версии, предположения, домыслы. Опубликованное решение комиссии во многом носило политический характер и было направлено против главкома ВМФ Николая Кузнецова, с которым не ладили министр обороны Георгий Жуков и новый партийный лидер Никита Хрущев. Адмирала сделали крайним, для чего очень подходила версия немецкой бомбы с дальнейшим развитием темы о недопустимой и преступной халатности, повлекшей тяжкие последствия. Кузнецов был отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте», адмиралов Пархоменко, Калачева, Галицкого, Кулакова и Никольского понизили в званиях и должностях.
Вариант с диверсией категорически не устраивал КГБ — получалось, что спецслужба допустила агентов иностранной державы на секретную базу флота. Но почему Малышев приказал сжечь значительную часть документов следствия? Или же — приказали ему? Почему многие авторитетные эксперты сомневаются даже в технической возможности гибели линкора от взрыва мины? Сомнения появились сразу, но в советское время высказывали их очень тихо и осторожно. Хотя в мемуарах участников событий и некоторых публикациях риторические вопросы всё же появлялись.
Мины в Севастопольской бухте, конечно, были, причем самые разные. Многие были подняты сразу после войны во время траления, другие обнаружили летом 1956 года, когда проводилось сплошное водолазное обследование бухты. Только в непосредственной близости от того места, где погиб «Новороссийск», тогда обнаружили 13 мин (в том числе 8 именно того типа RMH, о котором шла речь в отчете) и еще 5 нашли в следующем году. Всего же счет поднятых мин шел на сотни. Но дело в том, что никакой угрозы они не представляли — аккумуляторы, которые должны были вызвать активацию электродетонатора, давно разрядились. Мины не реагировали на магнитные импульсы тралов, не помогали и так называемые контрвзрывы — попытки вызвать детонацию внешним воздействием.
Немецкая донная мина RMH
Фото: army.armor.kiev.ua
За послевоенные годы в бухте и на рейде суммарно было сброшено более тысячи глубинных бомб, и произошел лишь один (!) случай детонации мины. На дне Черного моря, в том числе и в глубоководной Севастопольской бухте, очень мощный слой густого придонного ила, который поглощает импульсы и скрывает предметы. Даже в бухте местами он достигает десятков метров! И лежащие в нем мины практически не представляют угрозы для кораблей. Тогда как объяснить, что мина взорвалась под «Новороссийском»? Ведь большие корабли, в том числе и сам погибший линкор, сотни раз швартовались именно на этом месте и ничего не происходило.
Второй вопрос — сила взрыва. Корабль был пробит насквозь, от дна до верхней палубы, а мощность взрыва была такова, что его зафиксировали все сейсмостанции юга СССР, причем на сейсмографах отчетливо видно, что взрывов было два с коротким промежутком. По расчетам специалистов, повреждения, которые получил линкор, мог нанести заряд силой примерно в 5 тонн тротила, при размещении заряда непосредственно у корпуса, или в 12,5 тонн тротила, при размещении заряда на дне, под линкором, на глубине 17,5 метров. Немецкая же донная мина RMH имела заряд гексонита (смесь гексогена с нитроглицерином) массой 907,18 кг. В тротиловом эквиваленте это 1250–1330 кг.
Анализ повреждений кораблей союзников, в годы войны подорвавшихся на таких минах, свидетельствуют, что ее силы хватает для пробития дна, но не сквозного разрыва судна. В ноябре 1955 года экспертной комиссией Першина в районе Бельбека был проведен эксперимент по подрыву аналогичных мин, который показал, что взрыв под линкором был вдвое сильнее возможного даже при одновременном использовании двух мин. И наконец, последнее: после подъема линкора дно было исследовано водолазами, которые детально измерили и описали оставшуюся воронку. Размеры ее никак не соответствовали вероятной силе взрыва. Все эти данные были скрупулезно собраны исследователями А. Колпаковым, Б. Каржавиным и Е. Шубочкиным и описаны в статье с говорящим названием «Гибель ЛК Новороссийск: Мина маловероятна», опубликованной в Морском сборнике № 10 за 1992 год.
Валерио Боргезе
Фото: Getty Images/Mondadori Portfolio
Тогда же, в 90-е стали появляться конспирологические версии причин трагедии. Наверное, авторы давно «копили» их, но при советской власти не имели возможности обнародовать. Самой модной стала диверсионная тема, причем назывались даже конкретные имена участников событий.
Прежде всего это знаменитый Валерио Боргезе. Князь, убежденный фашист, самый знаменитый диверсант Второй мировой войны, командир отряда подводных пловцов «Дечима МАС» (10-й флотилии штурмовых средств), отправившей на дно десятки судов союзников. Якобы когда «Джулио Чезаре» был передан СССР, «черный князь» поклялся, что итальянский линкор никогда не будет ходить под красным флагом. Он отбыл срок за свои военные преступления, а когда вышел, якобы приступил к реализации «плана отмщения». Помогали ему соратники из «десятой флотилии». Есть несколько исследований, которые подтверждают, что бывшие диверсанты фигурировали в списках экипажей торговых судов, заходивших в советские порты на Черном море. Известно также, что в годы войны диверсионное подразделение базировалось в Крыму, имело там несколько баз. Кроме того, ряд ветеранов тайных операций в 50-е годы были награждены итальянским правительством — бог весть за какие заслуги. Из этого коктейля легко рождался красивый сценарий, в котором «рыцари плаща и кинжала» ХХ века отомстили за поруганную честь итальянского флага, сами оставаясь при этом в тени.
Технических вариантов осуществления плана сочинили множество. Здесь и шлюзовые камеры в трюмах торговых судов, и тайная база возле бухты «Омега», и быстроходные подводные аппараты. Якобы итальянцы могли на месте создать мощный заряд из нескольких найденных в бухте и сочлененных немецких мин, а потом оснастить его новым взрывателем, был и вариант с зарядом, который заранее разместили в заваренном помещении линкора, еще до передачи его советской стороне. Каждая версия опиралась на какие-то реальные моменты, правда, все «доказательства», как обычно, были косвенными.
Уго Д’Эспозито
Фото: 4arts.it
Спор продолжается до сих пор. Совсем недавно в Италии вышла книга, доказывающая, что «Новороссийск» взорвали диверсанты Боргезе. С описанием всех технических подробностей. Местное телевидение сделало интервью с ветераном итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито, который прямо сказал, что «Новороссийск» взорвали его коллеги. Но одновременно вышло несколько других интервью с ветеранами, которые говорили, что рисковать международным скандалом ради устаревшего корабля было бессмысленно и совершенно не в характере «черного князя». А синьор Д’Эспозито, по мнению коллег, просто решил прихвастнуть на старости лет. Последним, уже в этом году публично выступил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов, который на основании неких новых документов подтвердил официальную версию комиссии 1955 года.
Прошло 63 года, и по-прежнему истина у каждого своя. Но очевидно одно: это была страшная трагедия, в которой погибли 617 человек. Тогда, в 1955 году на представлении о награждении тех, кто сражался за свой корабль, появилась резолюция «за аварии не награждают», и бумаги легли в архив. Вернулись к ним лишь в 90-е годы. Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб линкор «Новороссийск», ни советских орденов, все представленные моряки в 1999 году были награждены российскими орденами Мужества. 716 моряков, большинство из них — посмертно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экипаж “Новороссийска” отметил 15-летие корабля
Экипаж тяжелого авианесущего крейсера “Новороссийск” отметил 15-летнюю годовщину со дня поднятия над кораблем советского военно-морского флага. День рождения корабля офицеры “Новороссийска” отмечают каждый год. Даже несмотря на то, что самого крейсера в составе военно-морского флота России уже давно нет.
Экипаж тяжелого авианесущего крейсера “Новороссийск” отметил 15-летнюю годовщину со дня поднятия над кораблем советского военно-морского флага. День рождения корабля офицеры “Новороссийска” отмечают каждый год. Даже несмотря на то, что самого крейсера в составе военно-морского флота России уже давно нет.
В Доме офицеров города Фокино в этот раз собрались более 50 офицеров и мичманов, в разное время проходившие службу на авианосце. Были здесь и те, кто принимал крейсер “из магазина”, перегонял с завода в Николаеве, служил на Северном и Тихоокеанском флотах.
Начался этот праздник со слезами на глазах с торжественного построения личного состава. Как когда-то прозвучали команды “Равняйсь, смирно!”, как когда-то последний командир “Новороссийска” отдал рапорт первому заместителю командующего Приморской флотилией контр-адмиралу Евгению Литвиненко. Как когда-то прозвучала команда “На флаг!”. Как когда-то зал наполнился звуками гимна Советского Союза. На сцене Дома офицеров пополз вверх военно-морской флаг тяжелого авианесущего крейсера “Новороссийск”. Как когда-то трижды пробили склянки.
Авианосец был продан южнокорейской фирме “Янг Дистрибьюшн Корп.” несколько лет назад. В 1995 году ТАКРы “Минск” и “Новороссийск” взяли под уздцы буксиры. Сейчас, дожидаясь решения своей печальной судьбы, крейсера стоят в Пусане. Но даже несмотря на сей печальный факт, экипаж все равно собирается вместе.
На праздник корабля прибыл 1-й заместитель командующего Приморской флотилией контр-адмирал Евгений Литвиненко. Он был старпомом в первом экипаже “Новороссийска”, потом сам командовал крейсером. Прибыл и контр-адмирал Сергей Рассказов — бывший главный “политрук” крейсера, а теперь заместитель командующего ТОФ по воспитательной работе. К сожалению, не смог прибыть на встречу первый командир корабля Борис Черных — сейчас он пенсионер и живет в Москве. Организаторы не смогли найти денег для его проезда в Приморье. Тем не менее вечер встречи экипажа “Новороссийска” удался.
Несмотря на флотскую бедность, столы ломились. Офицеры веселились так, как умели только на “Новороссийске”. Но все же что-то недоброе, затаенно трагическое было в глазах собравшихся — красы и гордости Тихоокеанского флота уже нет.
“Новороссийск” — это не просто корабль. Это образ жизни, способ мышления, это крепкая морская дружба”, — с такими словами обратился к собравшимся контр-адмирал Евгений Литвиненко. По его словам, он счастлив, что ему довелось служить именно на “Новороссийске”.
Тяжелый авианесущий крейсер “Новороссийск” был кузницей кадров. Из экипажа вышли три адмирала, многие офицеры сейчас служат на командных должностях в штабе ТОФ. Многие разъехались по разным городам и весям России и так называемых стран ближнего зарубежья.
Сейчас бывшие “новороссийцы” сосредоточены в основном в трех районах нашей страны — в Приморье, Москве и Петербурге. По словам начальника одного из управлений штаба ТОФ контр-адмирала Юрия Ефимова, отдавшего службе на ТАКРе не один год своей жизни, в этот день и в Москве, и в Питере так же за праздничными столами соберутся те, кому посчастливилось служить на “Новороссийске”.
Валерий Чурсин, бывший помощник командира крейсера по снабжению, выступая перед собравшимися, отметил, что “Новороссийск”, несмотря ни на что, жив: “Крейсер будет жить в нашей памяти”.
В словах офицеров и мичманов не было озлобленности на родное правительство, продавшее “Новороссийск” на лом. Была лишь боль. Боль за потерянный корабль, боль на Родину. Впрочем, была и надежда. Надежда на то, что когда-нибудь руководство нынешней России поймет, что России без флота не выжить. Поймет то, что Петр I понял еще 300 лет назад.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, “Владивосток”
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске
Одной из основных достопримечательностей Новороссийска является крейсер «Михаил Кутузов», пришвартованный у причала на набережной, рядом с морским вокзалом.
«Михаил Кутузов» — это 12-й из четырнадцати легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Днем рождения крейсера считается 9 августа 1954 года, когда на борту был поднят Военно-морской флаг СССР.
Длина крейсера – 210 метров, ширина – 22 м, высота 59,5 м. Полное водоизмещение – 18640 тонн. Полный экипаж: 1200 человек. Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота – городе-герое Севастополе. Как боевая единица «Михаил Кутузов» состоял на флоте по октябрь 1988 года (после чего перешел в резерв). За это время он стал настоящей кузницей боевых офицеров и адмиралов флота. Крейсер совершил 15 дальних походов и боевых служб, достойно пронеся советский военно-морской флаг по многим морям и океанам. В общей сложности им пройдено более 220000 миль. Крейсер часто бывал в Новороссийском порту, поэтому не случайно местом последней стоянки стал Новороссийск. Сюда «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход в августе 2001 года.
«Михаил Кутузов» — единственный сохранившийся в России среди своих братьев проекта 68-бис. Остальные крейсера были разобраны на металл. Такая же участь была уготовлена и нашему крейсеру — в июне 1998 года на Черноморский флот пришла директива главнокомандующего, согласно которой крейсер исключался из состава Флота и передавался в отдел фондового имущества для дальнейшей утилизации. Инициатива совета ветеранов крейсера о сохранении боевого корабля в качестве музея и неповторимого памятника отечественного кораблестроения была проигнорирована. Кто-то подсказал обратиться лично к премьер-министру РФ Евгению Максимовичу Примакову, мудрому политику, знавшему флот не понаслышке. Он-то и отменил директиву главкома.
Сегодня «Михаил Кутузов» стал визитной карточкой города, символом воинской славы и архитектурной частью города-героя Новороссийска. В перспективе крейсер ожидает капитальный ремонт. В настоящее время крейсер можно посетить с экскурсией в любое время с 11:00 до 18:00. Выходные: понедельник и вторник. Плата за посещение символическая. Экскурсия проходит по палубе крейсера где экскурсовод подробно рассказывает о крейсере и каждом виде палубного вооружения. Затем группа перемещается во внутренние помещения: можно увидеть кают-компанию, несколько кубриков для проживания личного состава, камбуз, кабинет врача и еще несколько интересных помещений. Продолжительность экскурсии около 1 часа.
В стимулом для развития авиационных возможностей Советский ВМФ был обеспечен поступлением на вооружение США. Ракетные подводные лодки ВМФ «Поларис».Два вертолета класса Москва носители были закончены в конце 1960-х, но они были достаточно ограниченный и заведомо ненадежный. Работа над улучшенным вертолетом авианосец начался в 1967 году. Суда проекта 1143, которые были известны в СССР аж намного крупнее класса Москва. Построены новые авианосцы. на Черноморском дворе в Николаеве на Черном море. 44 000 Тонн Киев был первым в своем классе. Он прошел через пролив Босфор. 18 июля 1976 г., к международным протестам о возможных нарушения Конвенции Монтрё.Еще три корабля были позже построен в этом классе; Минск , Новороссийск и Баку (позже переименован Адмирал Горшков ). Из-за улучшений, которые включали поэтапный матричный радар, обширные установки радиоэлектронной борьбы и увеличенный пакет командования и управления, Баку иногда считается отдельным классом. Пятая установка была утверждена в 1979 году, но не построен. Классифицируется как авиация крейсеры (тактический авианосный крейсер), они были намного ближе к обычных авианосцев, чем класса «Москва».У них был большая островная надстройка по правому борту, с наклонной кабиной пилота в порт. Однако, в отличие от американских авианосцев, носовая часть кораблей имел очень тяжелое вооружение, в том числе дальнобойное, ядерная противокорабельная ракета П-500 Базальт (западные сообщения название SS-N-12 или Sandbox). В авиакрыле насчитывалось до 22 Яковлева Як-38. Истребители вертикального взлета и посадки и 16 Камов Ка-25 или Ка-27 вертолеты. Десять вертолетов были противолодочными машинами, причем два вспомогательные / поисково-спасательные машины и четыре ракетно-наведения вертолеты. Ни один из Суда сегодня находятся на вооружении ВМФ России. Это было слишком дорого для ВМФ России, чтобы управлять этими кораблями в период после окончания холодной войны. бюджет. Киев , Минск и Новороссийск были выведен из эксплуатации в 1993 году и в конечном итоге был продан на металлолом. Адмирал Горшкова бездействовала с 1991 года. ВМС Индии после добавления модернизированного Кузнецовский стиль полетная палуба с трамплином, встроенным в только что приподнятую носовую часть.Он присоединился к индийскому ВМФ в 2014 году как INS Викрамадитья .
|
Линейный крейсер класса «Новороссийск» — DoVT от Martechi на DeviantArt
Линейный крейсер класса «Новороссийск» ВМФ СССР, специально созданный для поддержки крейсерских эскадрилий и боевых групп в обеспечении важных стратегических объектов и позиций в отдаленных регионах СССР.Это один из наиболее распространенных тяжелых кораблей Союза, широко освещаемый в государственных СМИ.
Конструкция и роль
Хотя отдельные системы «Новороссийск», как правило, немного уступают своим зарубежным аналогам на более специализированных судах, огромные размеры и разнообразие арсенала «Новороссийск» делают линейный крейсер опасным противником почти для всех подобных судов. тоннаж. Комбинированное вооружение ракет и морской артиллерии обеспечивает среднюю дальность поражения, благодаря чему Новороссийск занимает центральное место в современном боевом пространстве.Броня и системы активной защиты «Новороссийска» ограничены не столько размером или стоимостью корабля, сколько сложностью и количеством его систем и модулей. Это создает несколько слабых мест в броне корабля, которые потенциально могут быть использованы для враждебных высокоточных ударов, например, тех, которые предпочитает рейхсское люфтваффе.
Чтобы исправить эту слабость, «Новороссийск» обычно использует специальный эскорт для борьбы с истребителями из двух фрегатов или эсминцев.
Варианты
Проект 543 / 43-66-А
Вариант А «Новороссийск» ориентирован на огневую поддержку и возможности командования на поле боя, часто используется в качестве флагмана для средних оперативных групп и боевых групп.Этот вариант сильно зависит от защиты флота, но может значительно повысить эффективность его формирования.
Пр. 543 / 43-66-Б
Вариант Б «Новороссийск» заменяет некоторое наступательное вооружение на усиление обороноспособности и живучести. Он также предназначен для более длительных операций в глубоком космосе и оснащен усовершенствованным навигационным компьютером для повышения точности прыжков.
Пр. 543 / 43-66-С
Вариант С «Пограничный дредноут» — особый, наиболее своеобразный вариант Новороссийска, заказанного Наркоматом НКВД в качестве мобильной базы операций на советско-германской границе. регионы до начала последней войны.Судно было переоборудовано множеством более легких вооружений, заменены батареи тяжелой морской артиллерии на ракетные шахты и отсеки для дронов. Он был разработан специально для того, чтобы возглавить массированную антитеррористическую операцию против предполагаемых ячеек немецких агентов, координирующих диссидентские усилия и поддерживающих сепаратистские антиреволюционные группы в этом районе. Назначение этого линейного крейсера вызвало резкий протест советского военно-морского флота, но центральное бюро сочло его достойным символическим усилием.
История
Новороссийск задумывался как передовой современный линейный крейсер и на ранних этапах своего развития считался Николаевским бюро разработок значительно опережающим своих зарубежных конкурентов.Однако задержки с финансированием и разработкой проекта несколько раз отодвинули его на вооружение советского военно-морского флота, что привело к тому, что к тому времени, когда он поступил на действительную службу, он потерял большую часть этого преимущества. Тем не менее «Новороссийск» — солидный боевой корабль и один из самых надежных в современном советском ВМФ.
Перспективные планы скорейшей модернизации этого класса были одобрены Ленинградом, что дало «Новороссийску» второй шанс стать одним из лучших современных линейных крейсеров армии Орион.
Операторы
Примечание:
Музей-крейсер «Михаил Кутузов» описание и фотографии — Россия — Юг: Новороссийск
Музейный крейсер «Михаил Кутузов» описание и фотографии — Россия — Юг: Новороссийск.Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
Музей-крейсер «Михаил Кутузов» — одна из достопримечательностей города Новороссийска. Крейсер, расположенный на центральной набережной в пассажирском порту, является филиалом музея Черноморского флота и излюбленным местом отдыха туристов и жителей города. «Михаил Кутузов» — корабль-воин с богатым послужным списком, признанный мировыми экспертами одним из шедевров мирового судостроения ХХ века.Поэтому было решено сохранить его как плавучий музей.
«Михаил Кутузов» спущен на воду в ноябре 1952 года. В 1964 году он стал первым кораблем Черноморского флота, который начал выполнять боевые задачи в Атлантическом и Средиземном море. С 1955 по 1992 год корабль посетил Болгарию, Югославию, Румынию, Алжир и Албанию. В июне 1967 г. он находился в зоне боевых действий, оказывая помощь египетским вооруженным силам во время Шестидневной войны, что, однако, не повлияло на ее исход.С августа & nbsp; и до декабря 1968 г. выполнял боевую задачу в Сирии. Спустя 37 лет крейсер был переведен в Новороссийск, после чего вошел в состав Новороссийской военно-морской базы как корабль-музей.
С начала плавания «Михаил Кутузов» преодолел около 211900 миль.
Гости этого легендарного крейсера имеют уникальную возможность ближе познакомиться с основными моментами истории Черноморского флота. С каждым годом все больше и больше людей хотят сесть на этот легендарный крейсер.
С августа & nbsp; и до декабря 1968 г. выполнял боевую задачу в Сирии. Спустя 37 лет крейсер был переведен в Новороссийск, после чего вошел в состав Новороссийской военно-морской базы как корабль-музей.С начала плавания «Михаил Кутузов» преодолел около 211900 миль.
Гости этого легендарного крейсера имеют уникальную возможность ближе познакомиться с основными моментами истории Черноморского флота. С каждым годом все больше и больше людей хотят сесть на этот легендарный крейсер.
С августа & nbsp; и до декабря 1968 г. выполнял боевую задачу в Сирии. Спустя 37 лет крейсер был переведен в Новороссийск, после чего вошел в состав Новороссийской военно-морской базы как корабль-музей.С начала плавания «Михаил Кутузов» преодолел около 211900 миль.
Гости этого легендарного крейсера имеют уникальную возможность ближе познакомиться с основными моментами истории Черноморского флота. С каждым годом все больше и больше людей хотят сесть на этот легендарный крейсер.
Гости этого легендарного крейсера имеют уникальную возможность ближе познакомиться с основными моментами истории Черноморского флота. С каждым годом все больше и больше людей хотят сесть на этот легендарный крейсер.
Гости этого легендарного крейсера имеют уникальную возможность познакомиться с основными моментами истории Черноморского флота. С каждым годом все больше и больше людей хотят сесть на этот легендарный крейсер.
Рекомендуем также прочитать описание и фото церкви Петра и Павла в Кемери (Kemeru Petera-Pavila baznicas) — Латвия: Юрмала
Тема: Описание и фото музея-крейсера «Михаил Кутузов» — Россия — Юг: Новороссийск .
ВНИМАНИЕ: Новости ВМФ
Ллойд Притчетт — 25 октября 1994 г.,
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТОВЫЕ ЗВОНКИ
Флагман США посещает Россию
«Если бы вы сказали мне 10 лет назад, что я посетил бы Украину и Россию, я бы никогда не поверил», — сказал ученик пожарного Клинт Чапел.Вместе со своими товарищами на борту крейсера USS Belknap Чапел зашел в два порта, которые никогда ранее не посещались ВМС США, — Одессу, Украина, и Новороссийск, Россия.
Во время двух исторических посещений порта более 30 000 человек вышли на экскурсию по Белкнапу, флагману Шестого флота. Моряков США поразило огромное количество и то, чего они никогда раньше не испытывали: сотни людей просят автографы.
«Я фанатик U.»S. Navy», — воскликнул Дмитрий Лазарев, украинский студент третьего курса Одесского государственного экономического университета, посетивший Белкнап.
Военно-морской флот прекращает 27-летнее отсутствие в Южной Африке
Два военных корабля ВМС США, крейсер USS Gettysburg и фрегат USS Halyburton должен посетить порты Южной Африки впервые за 27 лет. Два судна должны посетить Кейптаун и Саймонстаун с 8 по 14 ноября.
Последний визит военного корабля ВМС США в Южную Африку был штурмовик авианосца USS Franklin Delano Roosevelt в феврале 1967 года.(«Рузвельт» был списан много лет назад.)
Во время захода в порт члены экипажей судов Геттисберг и Халибертон будут участвовать в различных мероприятиях, посвященных Дню перемирия в Южной Африке, в том числе в нескольких спортивных мероприятиях, направленных на укрепление доброй воли.
* ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Орландо прощается с новобранцами военно-морского флота
Последняя рота новобранцев прошла проверку в Военно-морском учебном центре (NTC), Орландо, Флорида, 14 октября, закончившийся 21 год набора женщин обучение там.Последняя рота новобранцев-мужчин выйдет из Орландо 2 декабря.
В соответствии с Законом о реорганизации и закрытии базы 1993 г. приказано закрыть Командование по обучению рекрутов (RTC) в Орландо. Все женщины-новобранцы теперь будут проходить обучение в RTC Great Lakes, Иллинойс
Начиная с 1973 года, Орландо стал первым и единственным военно-морским флотом, совмещенным с учебным полигоном как для мужчин, так и для женщин. До этого женщины обучались в женском учебном лагере в Бейнбридже, штат Мэриленд,
* ‘CORN ROWS’ OK’D
Новый регламент формы позволяет женщинам заплетать косы
Последние изменения в правилах ВМФ разрешают женщинам носить несколько косичек или «кукурузных рядов», если прически консервативны и позволяют надевать военные головные уборы, защитные маски и снаряжение.
Новое постановление вступило в силу 8 октября.
Более подробную информацию об изменении можно получить по телефону ACCESS Бюро военно-морского персонала (BUPERS), 1-800-346-0217 или 1-800-762-8567. находится на форуме, посвященном униформе ВМФ.
Путеводитель по Новороссийску — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Город Новороссийск расположен на берегу глубоководной Цемесской бухты.Это крупнейший российский порт на Черном море, поэтому все восточное и северное побережье залива занимают портовые терминалы и подъездные пути к ним.
Жилая и рекреационная часть Новороссийска расположена на западном берегу Цемесской бухты. Здесь красивая набережная и множество достопримечательностей, связанных с событиями Великой Отечественной войны. На юге есть пляжные зоны для купания. Чаще всего туристы приезжают в Новороссийск с однодневной экскурсией по достопримечательностям.
На месте Новороссийска стояла турецкая крепость Суджук-Кале, разрушенная в первой половине 19 века.В 1838 году эти земли были переданы России, и эскадра под командованием адмиралов Раевского и Лазарева вошла в Цемесскую бухту.
В центре Площади Форум в Новороссийске установлена стела «Морская слава России»
Размеры корпуса крейсера «Михаил Кутузов» составляют 210 метров в длину и 22 метра в ширину
Набережная Адмирала Серебрякова тянется вдоль западного берега.Адмирал Лазарь Маркович Серебряков тоже прибыл сюда в составе первой эскадрильи. С 1939 года — командир 1-й дивизии Черноморского побережья и начальник Новороссийского порта. Он руководил всем строительством города и порта, поэтому считается основателем города Новороссийска. Во многих местах на набережной установлены памятники и скульптуры, но настоящий центр Новороссийска — площадь Форум, которая находится недалеко от порта в северо-западной части залива.
На Форумной площади установлена стела «Морская слава России» и памятник основателям города Серебрякову, Раевскому и Лазареву. С площади можно выйти на Морской вокзал Новороссийск. Рядом пришвартован крейсер «Михаил Кутузов», с 2002 года превращенный в музей.
Памятник основателям Новороссийска адмиралам Серебрякову, Раевскому и Лазареву на набережной города
Мемориал Малая Земля создан в виде носа корабля, врезавшегося в землю, в месте высадки десанта. в 1943 г.
От площади Форумной площади на юг идет красивая набережная Адмирала Серебрякова.Рядом с Площадью Форум расположен центральный пляж, покрытый галькой. Пляж Нептуна также тянется вдоль набережной на несколько сотен метров. На набережной установлено несколько памятников, скульптур и часовня Святого Николая.
Мемориал «Малая земля» расположен южнее г. Новороссийск . Он посвящен подвигам русских солдат в годы Великой Отечественной войны. В ходе десантной операции 4 февраля 1943 г. они смогли закрепиться на небольшом участке земли (28 км2) в юго-западной части города и защищать его 225 дней под непрерывным обстрелом немецких войск, пока освобождение Новороссийска.После этих событий городу было присвоено звание «Город-герой».
Каменный Парус четырехугольной формы, похож на парус, высота 25 метров, ширина 20 метров
Старое производственное здание винодельни Абрау Дюрсо
Декоративный павильон в средневековом стиле в Старом парке Кабардинки
Новороссийск окружен Кавказским хребтом.Здесь их высота невысока, между ними множество ущелий, пригодных для выращивания винограда. Именно поэтому в Новороссийском районе было создано большое количество винодельческих хозяйств. Обязательно стоит съездить в имение Абрау-Дюрсо, где в 1870 году был основан шампанский завод. Также интересной поездкой станет экскурсия в Старый парк в селе Кабардинка.
TECO 2030 получает AiP от DNV для своей судовой системы водородных топливных элементов
TECO 2030 достигла еще одной вехи в разработке решений с нулевым уровнем выбросов для морской отрасли.
Компания, занимающаяся чистыми технологиями, теперь получила «Принципиальное одобрение» (AiP) DNV для своей системы водородных топливных элементов и трех версий модуля топливных элементов FCM400.
DNV провела оценку системы водородных топливных элементов TECO 2030 и трех версий модуля топливных элементов FCM400TM и пришла к выводу, что они соответствуют применимым правилам и нормам, кодексам и стандартам.
Торе Энгер, генеральный директор TECO 2030 ASA, говорит:
«Принципиальное одобрение DNV знаменует собой еще одну важную веху для нас в разработке решений с нулевым уровнем выбросов для морской отрасли.Предоставляя нам AiP, DNV четко заявляет, что наша система водородных топливных элементов и модули топливных элементов безопасны в использовании ».
Принципиальное одобрение — это независимая оценка, подтверждающая, что проект осуществим и что нет никаких препятствий, которые могли бы помешать реализации решения.
Олаф Древс, руководитель отдела машин и трубопроводов DNV Maritime, говорит:
«Мы очень рады работать с TECO 2030 над этим важным проектом. Для новых технологий, таких как топливные элементы, участие класса может иметь жизненно важное значение для укрепления доверия на рынке.Мы постоянно работаем над тем, чтобы предоставить практические решения, которые позволили бы им принять их, и были первым классификационным обществом, опубликовавшим правила для топливных элементов в 2008 году. Этот сертификат подтверждает базовую пригодность систем топливных элементов TECO для морских применений ».
Водородные топливные элементы — это двигатели завтрашнего дня, они преобразуют водород в электричество, не выделяя ничего, кроме водяного пара и теплого воздуха.
Заменив один или несколько двигателей на морской топливный элемент TECO 2030, корабли могут перейти с ископаемого топлива на водород и сократить выбросы до нуля.Таким образом, они могут плавать без выбросов либо на всем пути, либо на более короткие расстояния, например, при заходе в порты и выходе из них.
Водородные топливные элементы также могут использоваться во время стоянки в порту, погрузки и разгрузки, что позволяет работать на причале с нулевым уровнем выбросов, без необходимости подключения судна к береговому источнику питания.
Судовой топливный элемент TECO 2030 — первая в мире система топливных элементов, специально разработанная для использования на борту судов и в других тяжелых условиях.
Модуль топливных элементов рассчитан на полезную выходную мощность 400 кВт. Несколько модулей можно легко собрать в контейнеры, что позволяет конфигурировать систему в многомегаваттном масштабе. 40-футовый контейнер топливных элементов ISO от TECO 2030 будет иметь производственную мощность 6,4 МВт.
Судовой топливный модуль TECO 2030 FCM400TM включает систему топливных элементов с низкотемпературной PEM (протонообменной мембраной). Система разработана TECO 2030 в сотрудничестве с австрийской компанией AVL, занимающейся технологией трансмиссии, а модули были разработаны внутри компании TECO 2030.
На российской ржавой северной верфи появляется гигантский линейный крейсер
‘Петр Великий.’
Минобороны РоссииРоссийский флот только что приблизился к удвоению, с одного до двух, своего флота, состоящего из ядерных линейных крейсеров класса «Киров». Но не волнуйтесь. Даже с двумя гигантскими крейсерами российский флот по-прежнему уступает своему главному сопернику по вооружению.
Это был большой день для верфи Севмаш в Северодвинске на северном побережье России, когда буксиры доставили 827 футов длиной Адмирал Нахимов из бассейна верфи на набережную.Там рабочие продолжат установку на крейсер новых систем.
По крайней мере с 2013 года российский флот пытается переоборудовать и модернизировать Адмирал Нахимов. Спуск на набережную — большой шаг вперед для затраченных более 1 миллиарда долларов. Флот рассчитывает получить обновленный крейсер в 2022 году, к этому моменту его корпусу будет не менее 36 лет.
Адмирал Нахимов присоединится к сестринскому кораблю Петр Великий в составе Северного флота России.С двумя крейсерами вместо одного флот обычно должен иметь возможность развернуть хотя бы один из них.
Круглогодичный доступ к большому боевому кораблю большой дальности — главное преимущество российского флота в его длительных и дорогостоящих усилиях по возвращению в строй Admiral Nakhimov . Крейсер спущен на воду в 1986 году и был спущен на прикол в 1999 году в период резкого сокращения военных расходов России.
Петр Великий , спущенный на воду в 1989 году, остался в строю флагман Северного флота.Ее последнее крупное развертывание — в водах Сирии — было три года назад. ВМС построили два других Кирова с. Оба лежат на приколе, и Москва решила их списать.
Водоизмещение 28000 тонн воды при полной загрузке, Петр Великий и Адмирал Нахимов являются крупнейшими надводными бойцами в мире. Петр Великий включает в себя 20 противокорабельных крылатых ракет П-700 и 96 зенитно-ракетных комплексов С-300, а также оборонительное вооружение малой дальности. Адмирал Нахимов получает более современное вооружение, в том числе крылатые ракеты наземного нападения «Калибр».
Ядерная силовая установка крейсеров означает, что их дальность действия ограничена только выносливостью их экипажей из 700 человек и их запасами продовольствия, запчастей и прочего снаряжения. В 2009 году до Карибского моря проплыли «Петр Великий ».
«Адмирал Нахимов».
СевмашНо российская военно-морская доктрина на самом деле не требует частых развертываний на большие расстояния или, если уж на то пошло, большого количества крупных военных кораблей. В флоте всего один авианосец, устаревший, ненадежный Адмирал Кузнецов .
Если оставить в стороне атомные подводные лодки Москвы с их истинным глобальным охватом, российский флот все больше и больше проводит у берега, что помогает объяснить, почему Москва все чаще покупает меньшие суда меньшей дальности, включая фрегаты и корветы.
Конечно, ветхие российские верфи фактически уже не в состоянии строить новые корабли в масштабе Киров s.
Малые корабли ВМФ России защищают коммерческие суда, сопровождают десантные флотилии во время операций на периферии России и иногда запускают ракеты Калибр по удаленным целям, например, по контролируемым повстанцами городам в Сирии.
Петр Великий и Адмирал Нахимов — перебор в этих ролях. Однако они могут функционировать как флагманы для надводных групп, патрулирующих теплые воды Арктики, где Россия стремится разрабатывать новые нефтегазовые ресурсы и судоходные маршруты.
Тем не менее, добавление линейного крейсера с несколькими десятками крылатых ракет очень мало для устранения дисбаланса между российским и американским флотами. По словам У.Командующий ВМС США Кейт Паттон, письмо для Центра международной морской безопасности в Вашингтоне, округ Колумбия,
В отличие от этого, ВМС США, береговая охрана и военное командование морских перевозок вместе могут развернуть 333 крупных корабля.
Но американские корабли в среднем намного больше русских. Всего флот США перемещает 4,6 миллиона тонн воды. Водоизмещение российского флота составляет всего 1,2 миллиона тонн.
Флот США может нести около 12 000 наступательных ракет.В флоте России не более 3300 подобных ракет.