Плато Маньпупунер. Как добраться. Фото. Карта. Загадочные места России. Столбы выветривания. Пугающие и завораживающие места планеты || Маршрут Онлайн
О Плато
Плато Маньпупунёр, Республика Коми (Столбы выветривания)
Плато находится в Печоро-Илычском заповеднике на горе Мань-пупу-нёр.
Семь изолированных массивов горной породы высотой от 30 до 42 м являются уникальным геологическим памятником и считаются одним из семи чудес России.
На языке манси — Мань-Пупу-нёр— «малая гора идолов». Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов».
Автором этих каменных скульптур является сама природа.
Как добраться до столбов выветривания Маньпупунер
Находится эта природная достопримечательность в труднодоступном районе на Северном Урале, на западном склоне Уральского хребта в междуречье рек Печоры и Ичотляга.
На данный момент существует 5 маршрутов посещения плато:
- Автомобильный маршрут со стороны Свердловской области с посещением перевала Дятлова, горы Отортен и истока реки Печоры.. С 2014 года официально запрещён 2 заповедными территориями, по которым лежит маршрут — Печоро-Илычским заповедником и Ивдельским заказником.
- Маршрут со стороны Республики Коми через кордоны заповедника.
- Пеший маршрут со стороны Свердловской области с посещением перевала Дятлова, горы Отортен и истока реки Печоры. (Маршрут закрыт с 2012 года из-за неподготовленности тропы, пропуска пешим не выдаются, но можно получить при заезде на внедорожниках или квадроциклах (информация не достоверна))
- Вертолётные туры. Временно запрещены по причине отсутствия вертолётной площадки на плато.
- Лыжный маршрут от трёхречья с восточной стороны.
Все походы необходимо согласовывать с администрацией заповедника.
А первым делом необходимо добраться до Екатеринбурга, Перми или Сыктывкара самолетом или поездом.
Как попасть на Маньпупунер со стороны Свердловской области
Поездом Москва — Ивдель:
самолётом Москва- Екатеринбург:
в Екатеринбурге садимся на поезд до города Ивдель, что на севере Свердловской области
выбрать билет на поезд Екатеринбург — Ивдель
Расписание поездов до г. Ивдель
Из п. Ивдель на автобусе до поселка Вижай.
Кстати, группа Дятлова вышла именно из поселка Вижай.
Поселок Вижай сегодня уже почти заброшен, с транспортом там проблематично. Поэтому лучше нанять транспорт типа «Урал» ещё в пос. Ивдель.
На «Урале» можно добраться аж до речки Ауспия; если же ограничиться «уазиком», то придется ехать только до Ушмы, а дальше еще 26 км пешком.
Карта-схема маршрута с ночёвками одиночного лыжного похода на плато Маньпупунер Андрея Подкорытова 2015-2016..
Нитка маршрута (курсивом заброска): Ивдель — Бурмантово — Ушма — база Ильича – пер.Дятлова – р.Лозьва – г.Отортен – траверс Главного Уральского хребта (г.Моттевчахль – г.Яныгхачечахль – г.Янывондерсяхал – г.Печерья-Таляхчахль) – р.Печора – хр.Маньпупунёр – р.Печора – пер. в долину притока р.Янысос – р.Янысос – р.Луцоулья – Трёхречье.
Как попасть на Маньпупунер со стороны Коми:
- Самолетом добраться до Сыктывкара или Ухты.
- Либо поездом Москва-Воркута до станции Микунь
- затем из Сыктывкара или со станции Микунь на поезде до Троицко-Печорска
- из Троицко-Печорска добраться на попутной машине до поселка Якша
- из Якши преодолеть 200 км на моторной лодке
- и пешим ходом — около 40 км.
Также можно обратится в к услугам Печоро-Илычского заповедника, у них есть комплекс услуг, но цены довольно таки высокие.
Маньпупунёр на Карте
Экспедиции на Маньпупунёр на вертолёте
Ещё один вариант для любителей оказаться в сказке с комфортом — путешествие на вертолёте.
С воздуха открывается бескрайняя панорама таёжных предгорий Урала, и сами удивительные столбы выветривания с высоты птичьего полёта.
Варианты экспедиций:
Вариант 1. Вертолётная экспедиция. Вертолётная заброска группы в истоки реки Маньи (Хребет Маньквотнёр, Восточный склон). Стационарное расположение экспедиции. Радиальный выход на плато Мань-Пупу-Нёр. Наслаждение видами на природную Жемчужину Северного Урала — гору — каменный город Торре-Порре-Из. Вертолётная эвакуация группы. Продолжительность экспедиции 7 суток.
Вариант 2. Вертолётная экспедиция. Вертолётная заброска группы на Перевал гр. Дятлова. Пешее путешествие команды к плато Мань-Пупу-Нёр. Вертолётная эвакуация группы с плато Мань-Пупу-Нер. Маршрут только для физически подготовленных туристов.. Общее время пребывания на маршруте: 8 дней, 7 ночей.
Вариант 3. Вертолётная экспедиция. Вертолётная заброска группы на плато Мань-Пупу-Нёр. Пешее путешествие команды к перевалу им.группы Дятлова. Вертолётная эвакуация группы с перевала Дятлова. Общее время пребывания на маршруте: 8 дней, 7 ночей.
Вариант 4. Тур на плато Маньпупунёр. Вертолетная заброска/выброска. Встреча гостей в поселке Ныроб. Перелет на вертолете Ми-8 до плато Мань-пупу-нер. Около 1 часа в пути. Высадка на плато Маньпупунер. Перелет на вертолете до поселка Ныроб. Общее время 1 день.
Фотографии Плато Маньпупунёр
Видео Плато Маньпупунёр
//www.youtube.com/watch?v=h4qmvhXUJJQ
//www.youtube.com/watch?v=WcFpHk3k7jQ
Найти рядом.., Составить Маршрут
kakdobratsyado.ru
Путешествие в Коми к столбам Маньпупунёр
Содержание статьи
Поездка на плато Маньпупунер всех приводит к легендарным столбам выветривания — одному из 7 чудес Российской Федерации.
Цена поездки на Плато Маньпупунер и прочие условия
- РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ — Время московское.
- КОГДА ПОЕХАТЬ К МАНЬПУПУНЕР — июнь
- КАК ДОБРАТЬСЯ — Из Москвы в Сыктывкар: поезд — от 1700 RUR; самолет — от 8200 RUR. Из Сыктывкара в п. Троицко-Печорск: поезд — 450-790 RUR (оплачивается отдельно от стоимости тура). Тур по описанному маршруту из Сыктывкара — от 21000 RUR.
- ТРАНСПОРТ — Самостоятельно посещать главный природный объект Республики Коми проблематично. Лучше отдать предпочтение туру. В рамках поездки все вопросы, связанные с перемещениями, будут решены туроператором.
- ПОГОДА — Средняя температура в июне в Сыктывкаре +15…+20°С. В Троицко-Печорском районе температура на 5-10 градусов ниже.
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ — 10 дней
- ЖИЛЬЕ — В тур включена оплата проживания в гостинице п. Троицко-Печорска и проживания в палатке во время пешего перехода к горе Маньпупунёр. Стоимость номера в Сыктывкарских гостиницах : h/s/d от — 1000/2900/3600 RUR; съемной квартиры — от 600 RUR на чел./день.
Плато Маньпупунер — загадочные столбы выветривания
На территории живописного природного заповедника, в Троицко-Печерском районе Республики Коми, находятся столбы выветривания Маньпупунер. Они являются официально признанным в 2008 году чудом России. Представляющие собой каменные глыбы, эти столбы образовались в результате почти полного разрушения гор, которые находились здесь более 200 млн. лет назад. Под воздействием факторов окружающей среды, мягкая горная порода разрушалась, а твердая оставалась, так и образовались данные столбы выветривания. С этими каменными исполинами связывают красивые легенды древнего племени манси. Люди этого племени, являясь язычниками, обожествляли громадные столбы. Каждый столб по своим очертаниям напоминает различные фигуры. Туристы, побывавшие там, часто называют это место поистине мистическим. Наверное, это происходит от того, что столбы Маньпупунер расположены далеко от обжитых человеком мест, и стоя на горе, кажутся могучими исполинами. Будто какая-то невидимая волшебная сила превратила великанов в скальные глыбы. На языке манси Маньпупунер звучит как «малая гора идолов». В наши дни их называют по-разному, даже сокращают до «Пупи». Добраться к этому плато могут позволить себе только бывалые туристы. Есть несколько маршрутов к горе Маньпупуне: либо пеший, водный и вертолетный. Из Коми вы можете отравиться туда по смешанному маршруту, со стороны Пермского края – по пешему. Самым оптимальным для этой поездки, в плане погодных условий, является июнь месяц.
С загадочными, труднодоступными и уединенными, величественными столбами выветривания связано множество небылиц с преданиями, которые красочно описывают историю появления этого чуда страны. По одной из версий, считалось, что семь знаменитых останцевых скал когда-то были живыми великанами. Они пришли в эти древние земли, чтобы уничтожить манси, но их остановили магическими силами могучих шаманов местного племени. С тех пор только такие шаманы и поднимались на гору, чтобы пополнять запасы сверхъестественной силы вблизи столбов Маньпупунёр.
Еще совсем недавно столбы плато были малоизвестны, как будто древний запрет на посещение горы сохранил силу до наших дней. Сегодня потрясающие виды столбов выветривания, покрытые густым слоем снега зимой или отчетливо выделяющиеся на фоне бездонного голубого неба весной, не только носят почетное звание одного из 7 чудес России, но ещё стали символом Республики Коми. Поверхность горы тоже привлекает внимание туристов. Если истуканы из камня манят издалека своими сюрреалистическими очертаниям, то поверхность плато всех удивляет своеобразной богатой растительностью. Густой и мягкий мох скалы — единственный по своим качествам и значительно контрастирует со мхами других гор. В самые ближайшие годы планируется построить проходы из дерева между столбами, чтобы многочисленные туристы не уничтожили этот уникальный вид мха.
Уральские Горы в республике Коми
Расположенный в Коми Север Уральских гор, знаменит своими нетронутыми лесами. Этот уникальный природный уголок признан Всемирным наследием ЮНЕСКО. Миллионы гектаров, покрытые лесами тайги, славятся осиновыми, хвойными и березовыми рощами, маловодными и быстротечными реками, торфяными болотами и очень красивыми озерами. Таежная сокровищница — дом для многих видов млекопитающих, редких рыб и птиц. Некоторые из них навсегда занесены в Красную книгу России. Сегодня природа девственных лесов такая же, как и сотни тысяч лет назад. Это место познакомит с настоящим русским богатством и поможет понять, что оно должно достаться и нашим внукам.
Путешествие к одному из 7 чудес России
День 1-2
В Сыктывкаре осмотрите собор Стефана Пермского. Затем отправляйтесь поездом в посёлок Троицко-Печорск. Из поселка на автотранспорте следуйте до деревни Усть-Илыча, после чего на лодках по реке Илыч доберитесь до Приуральска.
День 3-4
Утром езжайте в сторону Печоро-Илычского заповедника — кордона Ляга. Порыбачьте и переночуйте на кордоне. Следующий день проведите в походе, который потребует от вас хорошей физической подготовки. Ложитесь спать в палатке.
День 5-7
Продолжите подъём. После обеда вы окажетесь у выхода на гору Маньпупунёр. Полюбуйтесь на столбы выветривания. Будьте осторожны, наступая на мох. Возвращайтесь в сторону кордона Ляга. Порыбачьте.
День 8-10
Спуститесь по реке Илыч до Приуральска, после обеда отправьтесь далее по реке до деревни Усть-Илыча. На автотранспорте езжайте до села Троицко-Печорск и затем в Сыктывкар.
После возвращаемся домой, вспоминаем плато Маньпупунер, древние столбы и набираемся сил для следующих экскурсий. Удачи!
И вернитесь на главную страницу.
turizm-puteshestvuem.ru
Пеший поход — Через перевал Дятлова на плато Маньпупунер: описание маршрута (похода)
Поход к одному из семи чудес России — плато Маньпупунер проходит вдоль Главного Уральского хребта. По дороге мы посещаем перевал Дятлова — известное и интересное для многих место.
Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.
Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.
А если походить по плато подольше, то можно встретить еще каменных великанов и даже целую стену останцев.
Поход относительно сложный. Сложность может представлять испортившаяся погода. Сильные ветра и дождь могут доставить много неудобств, поэтому нужно внимательно подходить к подбору снаряжения.
День 1
Поезд 084М (Приобье) Москва-Ивдель пребывает на ж/д вокзал г.Ивдель в 02:11(по местному времени)! Там мы встречаемся, забрасываем рюкзаки и грузимся сами в ГАЗ 66, оборудованный КУНГом для перевозки людей.
Дорога в пути, занимает порядка 6-7 часов. Можно попробовать выспаться с учётом местной колоритной дороги. Ведь по прибытии мы готовим обед и выдвигаемся на маршрут.
По плану, в этот день нам нужно пройти 11-14 км и заночевать у левого притока реки Ауспия. Путь начинается по грунтовой дороге, переходящей в тропу. Под ногами сырой мох и болотистая тропка, а вокруг густая Североуральская тайга.
День 2
Идём вдоль реки Ауспия, то приближаясь, то удаляясь от неё. Остановку на обед сделаем на известной туристской стоянке «Вилка-Ложка».
Далее начинается постепенный подъём вверх на перевал Дятлова, образованный горой Холат-Чахль (1079 м, в переводе с мансийского «гора мертвецов») и горой Девяти (905 м). Сделаем остановку на отдохнуть, пофотографировать, и спускаемся немного ниже за перевал к ручью, где и установим палатки на ночлег.
Пройдём порядка 17 км.
День 3
Утро на маршруте начинается с довольно крутого подъёма на главный Североуральский хребет. По «дороге» накатанной джипами и вездеходами, на север, в сторону горы Отортен (1234 м). Под горой бежит речка, где мы и устроимся на обед, и оттуда же совершим радиальное восхождение на вершину.
После восхождения двигаемся к горе Яныг-Хачехахль (1024 метра). Протяжённость дневного перехода составляет более 20 км.
День 4
Резервный день. Выход на перевал Дятлова и подход к горе Отортен может занять большее количество дней пути, чем указано в описании. Это обусловлено погодой, состоянием тропы, и другими непредвиденными ситуациями.
А когда всё хорошо, мы бодры, веселы и полны сил, то мы просто двигаемся дальше по маршруту.
День 5
Далее наш путь лежит в северном направлении по Главному Уральскому хребту. За этот день мы пройдём около 25 км. На ночёвку выходим к истоку реки Большая Сосьва.
День 6
Продолжаем наш путь по глухим местам Северного Урала, вдоль реки Печора. Вокруг, насколько хватает глаз, тундра и лесотундра.
Протяжённость более 20 км. В плане подойти к истоку «великой северной реки Печора», к границам лесничества.
День 7
Сегодня один из самых интересных дней. Мы совершаем подъём налегке (без рюкзаков) в глубину Печоро-Илычского заповедника — на плато Мань-Пупу-Нёр. Любуемся уникальными столбами выветривания, гуляем, наслаждаемся видами, и после тщательного осмотра возвращаемся в лагерь у истоков Печоры.
Расстояние туда-обратно, порядка 20 км.
День 8
Резервный день отдыха на случай непогоды. Даже летом погода на Северном Урале очень непредсказуема. Часто бывают дожди, порой затяжные. Ведь Уральский хребет выступает барьером на пути движения воздушных масс. Поэтому каждый турист должен уделить особое внимание своей экипировке.
Дни 9-11
Возвращаемся назад тем же маршрутом. Путь нам знаком, но при движении обратно, многое из того, что видели, открывается в ином ракурсе, и «играет» совершенно другими красками.
Переходы составляют порядка 20-25 км в день.
День 12
День отдыха или резервный день на непогоду.
Нет задержек в пути и погода «пустила», используем это время для днёвки под перевалом Дятлова. Совершим радиальные выходы на гору Холат-Чахль (1079 м) и гору Девяти (905 м)! Соберём ягоды, в этих местах их просто изобилие: морошка, шикша, черника, брусника.
День 13
Уходим за перевал и движемся через уже известную нам стоянку «Вилка-Ложка».
Протяженность маршрута – 25 км.
День 14
Ранний подъём. Выходим к реке Ауспия, откуда начинался наш маршрут. Заказной автотранспорт типа «Вахтовка» ждёт группу возле реки. Впереди 6-7 часов езды до цивилизации — города Ивдель. В город пребываем около 17-18:00. До поезда мы можем успеть сходить в баню, либо в местный историко-краеведческий музей (очень своеобразный и интересный) и кафе.
Из Ивделя можно уехать поездом:
— 084Е (Ивдель-Москва) отправлением 22:48;
— 338Е (Ивдель-Екатеринбург) отправлением 20:00.
Внимание! время Московское – с местным разница в 2 часа.
Каждый участник заранее покупает себе билет в Ивдель и обратно (до станции «Ивдель 1»).
www.vpoxod.ru
Загадочное место Маньпупунер — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика ? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю — сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.
Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.
А это же вот тут, рядом.
Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.
Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».
Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.
Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.
Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?
Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.
А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.
В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».
«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».
Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.
Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.
Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».
Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».
Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:
— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.
Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:
— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.
У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).
По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.
Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.
Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к
Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.
Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).
Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.
Ну и еще о легендах …
Легенда о Золотой Бабе.
С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)
Мансийские предания.
Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.
Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.
Старожильческое русское население и былины.
Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.
Урал — место зарождения цивилизации?
По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.
[источники]
masterok.livejournal.com
Гора Идолов на плато Маньпупунер
Давно уже минула Эпоха Великих географических открытий. Но несмотря на это, и в ХХІ веке можно столкнуться с тайной, которая сохранялась в неприкосновенности множество веков.
Так, на Урале расположилось легендарное плато Маньпупунер, место, хранящее в себе множество до сих пор не раскрытых загадок. Древние народы манси называют эту местность «Малой горой идолов». А вот в охотничьей среде плато Маньпупунер получило название Ичет Болваноиз, что переводится как Малые Болваны.
Содержание статьи:
- О столбах выветривания Маньпупунер
- Версии происхождения Горы Идолов
- Как добраться на плато Маньпупунер
- Печоро-Илычский заповедник
Столбы Маньпупунер
Эти идолы представляют собой семь столбов из камня. Высота самого маленького столба составляет 22 м., а самый высокий протянулся вверх на 50 м. Данная местность почти непроходима. Это связано с тем, что она практически неизвестна широким массам, ее не посещают ни туристы, ни простые обыватели. Однако плато Маньпупунер внесено в список семи чудес России.
Если посмотреть внимательнее, то на плато можно насчитать значительно больше каменных столбов, однако указанные семь особенно обособленны.
Осенью, когда туман застилает гору, семь столбов пробиваются сквозь его завесу. В результате получается удивительно красивый и мистический пейзаж, достойный кисти художника. Эта композиция воспринимается как чудесное творение природы, и не верится, что человек мог бы воспроизвести нечто подобное.
Но это лишь научный вариант возникновения каменных столбов. Вогулы, уральские аборигены, имеют другое представление на этот счет. Они хранят целые предания о том, как возникли Малые Болваны.
Версии происхождения Маньпупунер
Мансийские предания
Самые интересные предания, повествующие о появлении этих удивительных изваяний, сохранил мансийский народ. С их языка МаньПупуНер переводится как «Малая гора идолов», сами же столбы называются ернпупыгыт или «ненецкие идолы». Многие произведения мансийского фольклора повествуют о противостоянии манси и ненцев. Так вот, согласно одной из таких легенд, великаны-самоеды пытались завоевать племя манси. Поднявшись на гору, великаны встретили разгневанного мансийского вождя Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Гнев его был так велик, что великаны стали каменными и продолжают так стоять по сей день. Во время этого превращения из руки их вождя выпал бубен, который стал горой Койп.
Как было выше упомянуто, географические карты получили официальное название плато из мансийского языка, который, в свою очередь, получил это слово много столетий назад, во времена, когда древний народ объяснял все природные явления с помощью своих первобытных мистических представлений, отражая это в фольклоре. В их представлении каменные идолы появились следующим образом: семь представителей племени великанов-самоедов стали каменными исполинами в результате того, что посягнули на жизнь вогульского народа. Самоедами в древности называли народы, которые говорили на самодийском наречии (нганасан, ненцев, селькупов).
Предания старожильческого русского населения
Болванами обычно называли идолов или истуканов. Проецируя свои легенды на Северный Урал, русский народ, живущий вдоль берегов Печоры, именует каменные столбы богатырями. Еще одно интересное название каменных образований — Мужской Камень. Об этом свидетельствует одна заметка из 19 века. В ней сказано, что в Мужской Камень за идолопоклонство Всевышний превратил остяков, которые совершали на горе обряд жертвоприношения. А вот народы коми видят в каменных изваяниях семерых разбойников, которых Бог превратил в камень до Страшного Суда.
Маньпупунер как добраться
Простым обывателям, мечтающим лично лицезреть загадочных идолов, за неимением специальных знаний и навыков существует два пути воплощения своих планов:
- Отправиться в вертолетный тур, воспользовавшись услугами турфирм. Такие компании исключают пешие прогулки, ведь на плато произрастает белый мох (исчезающий вид), и несознательные туристы нещадно вытаптывают это редкое растение, при этом за год он вырастает всего на 5 мм! Между тем, с высоты птичьего полета вам откроется удивительная панорама уральской тайги.
- Пройти сквозь леса Печоро-Илычского заповедника. Населенная местность расположена на достаточно приличном расстоянии от каменных идолов. Попасть к ним можно по пешему туристическому маршруту 3-го уровня сложности. Назад нужно преодолеть этот же путь в обратном порядке. Протяженность пути занимает более 200 км. Его можно преодолеть примерно за 16 пешеходных дней. Основной путь занимает часть Уральского Хребта, не несущую опасности. Единственной неприятностью, настигнувшей туристов, могут стать превратности климата (дожди, туманы, резкие похолодания).
Пешему туристу следует быть готовым к дикой жизни в палатке. В районе горы нет ни общепитов, ни магазинов. Так что нужно позаботиться о провианте из дома, а не то, придется прибегнуть к подножному корму или охоте на дичь.
В случае же перемещения вертолетом, в промежуточных пунктах туристов ждут гостиницы со всеми необходимыми благами.
Что же касается времени года, наиболее благоприятного для посещения горы, то это конечно же лето, а особенно август. В этот теплый период пропадают насекомые и мелеют реки. С высоты птичьего полета восхищенному наблюдателю откроются красоты красно-желтой тайги, прозрачная гладь рек, и невиданной красоты Маньпупунёр, удивительный в своем величии.
Печоро-Илычский заповедник
Эти живописные красоты заключает на своей территории Печоро-Илычский заповедник, главной целью существования которого является сохранение флоры, фауны и других компонентов этой уникальной экосистемы. С этой целью сотрудники заповедника оптимизируют поток туристов таким образом, чтобы заповедник не был слишком людным. Кроме того, ими предпринимаются многочисленные противопожарные меры.
Сотрудники заповедника делают все, чтобы максимально облагородить местный туризм. Так, к услугам путешественников они соорудили целый каркасный дом, в котором уставшие путники смогут переночевать или просто отдохнуть.
Также следует сказать, что на Урале столбы выветривания и останцы — это распространенное явление. Горы Урала — это одно из древнейших геологических образований, и за весь их долгий век они претерпели колоссальные воздействия стихий и превратностей климата.
Со сменой времени года сменяется и местный пейзаж. Особенно величественно Маньпупунёр выглядит зимой, когда каменные истуканы одеваются в сказочное белоснежное одеяние.
Аборигены, живущие в этих районах, говорят, что в расцвет язычества на горе было размещено святое капище. Может быть по этой причине все посетители плато ощущают необычайное умиротворение и единение с окружающим миром. Очевидцы утверждают, что испытали желание просто созерцать окружающую реальность и ощутить себя в ней.
krayural.ru
Лыжный поход — На плато Маньпупунёр — Урал: описание маршрута (похода)
Лыжный поход проходит по Северному Уралу. Маршрут проложен по замерзшим рекам Лоцуолья и Янысос. Мы поднимемся на плато Маньпупунер, которое считается одним из чудес России. Маршрут радиальный, т.е. точка начала и завершения — одна и та же.
Для прохождения маршрута используется специальное снаряжение — туристические лыжи (мы можем дать их бесплатно), сани для рюкзаков (удобнее тянуть за собой сани с тяжелым рюкзаком, а на плечах нести легкий маленький рюкзак с необходимыми в дороге вещами).
День первый.
В Екатеринбурге в 16-46 садимся на поезд №337Е до Ивделя. Ночью он прибывает в Ивдель, где мы сразу же пересаживаемся в автомобиль-вахтовку, которая доставит нас до точки старта лыжного маршрута. В машине придется провести около 9 часов (с санитарными остановками). Лучше посвятить их сну.
День второй. Река Лоцуолья.
К обеду прибываем на точку старта, отдыхаем от дороги, обедаем, распределяем ношу, подгоняем лыжи, крепим груз на сани и выходим на лыжню. Сегодня нам нужно пройти порядка десяти километров. Путь пролегает сначала по лесной просеке, а потом по руслу речки Лоцуолья. На стоянку встаем засветло. Готовим ужин, ставим шатер-палатку. Отдыхаем, делимся первыми впечатлениями.
День третий. Река Янысос.
Сегодня весь день проводим на лыжах. Обед будет в виде плотного перекуса с горячим чаем. Нам нужно преодолеть более 20ти километров и вплотную подойти под Вологодскую грань. На следующий день предстоит резкий набор высоты. Ночуем в лесу на берегу замерзшей реки Янысос. Постараемся пробить во льду полынью для доступа к воде.
День четвертый. Вологодская грань.
После завтрака собираемся и начинаем постепенный подъем в гору, на Вологодскую грань. Нужно набрать порядка 700 метров. На лыжах с привязанными к поясу санями это не так просто. Но мы справимся! На горе начинается заповедник и может быть сильный ветер.
День пятый. Плато Маньпупунёр.
Сегодняшний день целиком посвящен прогулкам на плато. Поскольку ночуем мы в домике егерей, то гуляем мы налегке. У нас будет возможность осмотреть все со всех сторон, мы найдем восьмой пуп, посмотрим на них сверху, вдоволь нафоткаемся.
День шестой. Исток Печоры.
Отправляемся в обратный путь. По дороге заглянем на исток реки Печоры. Весь день проведем на лыжах, по большей части сбрасывая высоту.
День седьмой. Янысос и Лоцуолья.
Сегодня нам нужно пройти как можно больше к точке завершения лыжного маршрута. Двигаемся вновь по замерзшим руслам рек. Уже известной нам дорогой.
День Восьмой. Ивдель. Путь домой.
На вахтовке доезжаем до Ивделя и пересаживаемся в поезд до Екатеринбурга. Нас ждет путь домой. С собой мы берем массу впечатлений от увиденного.
День Девятый.
Используется инструктором по усмотрению на случай непредвиденных ситуаций.
www.vpoxod.ru
Как попасть на Маньпупунёр? | Что Посетить
Все вопросыВопросы с ответамиВопросы без ответов
Все категории Автостоп Билеты, визы, документы Детский отдых Околотуризма Отдых в Австралии Отдых в Азии Отдых в Америке Отдых в Африке Отдых в Европе Отдых в мире Отдых в России Пеший туризм Экстремальный туризм
>
♥ 0 | Читал, что в России есть уникальное природное образование — Маньпупунёр. Как туда попасть из Москвы? Есть ли возможность самостоятельно исследовать это место или только в составе группы? Жалоба на рассмотрении |
✔ | Приватный ответ Маньпупунёр — это Республика Коми. На само место добираются пешком со стороны Коми или со стороны Свердловской области. Это для любителей пешком погулять ) Так же действуют вертолётные рейсы. Жалоба на рассмотрении |
✔ | Приватный ответ Можно и самостоятельно, можно и в составе группы, но у вас должно быть оформлено специальное разрешение, без него попадете на штраф. Жалоба на рассмотрении |
Пожалуйста, войдите, чтобы задать вопрос.
Поделиться с друзьями
xn—-jtbjvbfpdgb9b5d.xn--p1ai